Воображение в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ». И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы. Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Личность школьника как предмет научного исследования
.1 Понятие «личность», «индивидуальность», «индивид»
.2 Формирование личности в различных видах деятельности
Глава 2. Народная педагогика как средство воспитания
.1 Культурные традиции воспитания нравственно-трудовых качеств школьника
.2 Опытная педагогическая работа
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая2013.doc

— 874.50 Кб (Скачать файл)

 

.2 Опытная педагогическая  работа

 

Экспериментального исследование проводилось на базе средней школы  Республики Дагестан

Целью опытно-экспериментальной  работы изучение знаний о культурных традициях, влияющих на формирование личности школьника.

На первом - констатирующем этапе осуществлялся предварительный  мониторинг возможностей начальной  школы с целью дальнейшего построения педагогической системы, которая включала в себя использование традиционной педагогики народов Дагестана

Основной задачей второго - формирующего этапа исследования явилось создание и апробация  развивающей программы и методики использования в учебной и внеучебной работе народных традиций. Практически вводились новые формы методической работы, затрагивающие содержание учебной и внеучебной работы.

На третьем - обобщающем этапе создавалось описание действующей  модели воспитания детей с приоритетным традиционным направлением в воспитании детей младшего школьного возраста.

Содержанием четвертого - корректирующего этапа исследования стало дополнение и корректировка  результатов экспериментальной  работы, уточнение полученных выводов, доработка практических рекомендаций.

Экспериментального исследование проводилось в классе школы по этапам педагогического эксперимента. В эксперименте принимало участие 10 детей.

На уроках во 2 классе мы использовали элементы народной традиции дагестанцев, такие как дагестанские сказки, игры. Особенно эффективным использование народных традиций стало на уроках чтения, ДНК, ИЗО, физкультуры. Также проводили интегрированные занятия по рисованию и народному фольклору. В планировании контроля и отслеживания качества знаний по рисованию и народному есть свои особенности. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее это умение пользоваться этим материалом.

Также на внеурочных занятиях мы ввели элементы традиционной национальной культуры.

Методика исследования состоит в проведении контроля знаний и умений, отслеживании качества фактического усвоения материала учащимися экспериментальной группы до проведения педагогического эксперимента - констатирующий этап. И соответственно такого же контроля после педагогического эксперимента, когда в учебный процесс внедрена народные традиции народов Дагестана.

Формирующий эксперимент  представляет собой констатацию  изменений после проведения в  экспериментальном классе работы. Здесь  производится анализ соответствия полученных результатов ожидаемым (проверяется гипотеза), выявляются факторы, влияющие на результат.

Для выявления эффективности  интегрированных уроков были проведены  итоговые тесты. Итоговые тесты проводились  со следующей целью: во-первых, выявить  качество усвоенных знаний, их глубину и системность, во-вторых выявить баланс между научностью и доступностью проводимого кружка и интегрированных уроков. Это все требует определенной системы контроля.

Обработка результатов  была сделана методом поэлементного  анализа. Этот метод является наиболее достоверным и распространенным и дает хорошие результаты. Результаты выполнения итогового теста экспериментальной и контрольной групп по элементам знаний, подлежащих проверке, сведены в таблицы.

 

Таблица 1

Результаты итогового  теста на констатирующем этапе эксперимента

№ п/п

Элементы знаний и  умений

Частота правильных ответов

Частота правильных ответов  в %

1.

Умение правильно рисовать фигуры девочки в национальном платье

8

72.73

2.

Знание дагестанских сказок

7

63.7

3.

Знание основных понятий о национальной культуре

7

63.7

4.

Знание дагестанских песен

6

54.56

5.

Умение давать обоснованный ответ на вопросы по дагестанским блюдам

8

72.73

Среднее арифметическое

7,2

65.45


 

Исходя из данных вышеприведенной  таблицы экспериментальной группы мы видим, что у детей отсутствие повышения успеваемости по предметам.

 

Таблица 2

Результаты итогового  теста на контролирующем этапе эксперимента

№ п/п

Элементы знаний и  умений

Частота правильных ответов

Частота правильных ответов  в %

1.

Умение правильно рисовать фигуры девочки в национальном платье

11

100

2.

Знание дагестанских сказок

10

9.09

3.

Знание основных понятий  о национальной культуре

9

81.81

4.

Знание дагестанских песен

10

90.9

5.

Умение давать обоснованный ответ на вопросы по дагестанским блюдам

7

63.63

Среднее арифметическое

9,4

85.45


 

Таким образом, использование  средств народных традиций народов  Дагестана обогащает содержание учебно-воспитательной работы в начальных  классах  средней школы.

Методика использования  народных традиций в школе

В ходе опытно-экспериментальной  работы мы разработали систему занятий  с включением народных традиций. Региональный компонент задействовали во всех занятиях 2 класса школы.

На уроках чтения даются общие представления об устном народном творчестве, о жанре сказки как одного из вида дагестанского фольклора. Была проведена беседа с детьми о том, как зародилась сказка. В ходе беседы дети были ознакомлены с такими видами устного народного творчества как волшебная, бытовая сказка. Из этого следует сделать вывод, что дети мало знают о видах сказки как устного народного творчества.

 

Приведем пример использования  сказки на уроках чтения.этап

Знакомство детей с  устным народным творчеством народов  Дагестана.

Занятие 1

"Доброе сердце да  умелые руки - самое дорогое богатство"

Дагестанская народная сказка

Программное содержание: вызвать эмоциональный отклик на происходящее в сказке; дать понять, что умение трудиться может спасти человеку жизнь.

Доброе сердце да умелые руки - самое дорогое богатство.

Занятие 2

"Смех - начало дружбы"

Дагестанская народная сказка "Правда и выдумка" - рассказ - небылица

Программное содержание. Вызвать смех несоответствием рассказов, дать представление о том, что  веселье, радость и смех объединяют людей, помогают им сдружиться.

Что такое "быть друзьями"? (Это значит вместе играть, никогда не обижать друг друга, делиться игрушками, помогать, защищать. Друзья никогда не дерутся. Не дразнятся).

Занятие 3

"Самое большое богатство"

Дагестанская сказка

Программное содержание. Дать понять, что труд дает человеку все необходимое, вызвать желание трудиться; учить уважать людей труда за их доброту.

Занятие 4

"Что такое глупость?"

Дагестанская народная сказка

Программное содержание. Вызвать эмоциональный отклик на короткие, но образные сказки; подвести детей к мысли о пользе общения с родителями, бабушками и со сверстниками.

Что же такое глупость? (Это когда ничего не знаешь и  не понимаешь).

А как можно умным  стать? (Надо учиться, много читать, слушать радио, смотреть телевизор - там много о птицах и зверях рассказывают. А еще надо у старших ума набираться. Они очень умные, все знают. У друзей тоже можно учиться; рисовать, лепить, строить, играть).

Занятие 5

"Есть совесть, есть  и стыд: а стыда нет, и совести  нет".

Дагестанская народная сказка

Программное содержание: учить детей понимать смысл слова "совесть"; пробудить в детях мотивы доброжелательных взаимоотношений.

Кого вы назовете несправедливым в этой сказке? Почему?

А если бы вы были в этой сказке, что бы вы сделали?

А вам когда-нибудь бывает стыдно?

(Да. Стыдно, когда я  не слушаюсь. Когда обижают маленьких,  тоже стыдно. Когда дерутся, стыдно. И когда еще говорят плохие  слова).

На уроках русского языка  наряду с другими формами работы веду экспериментальные занятия  по развитию речи с использованием краеведческого материала. Предлагаемый нами апробированный план работы с включением национально-регионального компонента, может быть использован учителями во внеклассной работе. Предлагаем примерный план.

На уроках русского языка  наряду с другими формами работы можно вести экспериментальные занятия по развитию речи с использованием краеведческого материала. Предлагаемый нами апробированный план работы с включением национально - регионального компонента, может быть использован учителями во внеклассной работе

Предлагаем примерный  план

 

Примерный план работы на уроках русского языка с  использованием народных традиций

Занятие 1. Составление  сказки о растениях, птицах, животных Республики Дагестан

Занятие 2. Изложение по рассказу дагестанского писателя (на выбор). Художественный текст. Повествование с элементом описания птиц, леса.

Занятие 3. Устная работа по картине (на выбор). Обстановка уюта и покоя. Составление рабочих  материалов.

Занятие 4. Сочинение-миниатюра

“Мой любимый полевой  цветок”. Описание цветка

Занятие 5. Изложение. Образ героя из определенного известного дагестанского произведения. Повествование с элементами описания.

Занятие 6. Изложение “Любимое время года”. Повествование. Элемент  описания.

Занятие 7. Сочинение на тему “Мой Дагестан”

Занятие 8. Изложение “Одежда народов Дагестана”. Описание и изготовление дагестанской одежды.

Занятие 9. Сочинение “Моя дорога в школу”. Повествование  с элементом описания.

Также можно использовать народные традиции на уроках дагестанской национальной культуры.

На основе этих занятий возникла идея открыть кружок “Народный фольклор”

Мы разработали систему  кружковых занятий по ознакомлению с устным народным творчеством, в  частности, национальным танцем какой  либо народности. Наша система включает в себя следующие этапы:

. Начальный этап. На  этом этапе даются общие представления  об устном народном творчестве, о жанре дагестанского танца  как одного из вида дагестанского  фольклора. Была проведена беседа  с детьми о том, как зародилась  традиция проведения национального  праздника “Навруз”.

. I этап. Знакомство детей  с устным народным творчеством.  На этом этапе нами было  проведено 5 кружковых занятий.

занятие - тема “Жизнь наших  предков”

Цели:

1. Познакомить детей с бытом наших предков.

2. Дыхательная гимнастика для носа и горла

. Слушание магнитофонной записи народной песни

2 занятие - тема ”Жизнь  наших предков”

Цели:

1. Расширить знания детей о жизни наших предков.

2. Слушание магнитофонной записи.

. Различать темп народной песни

3 занятие - тема “Посуда  наших предков”

Цели:

1. Познакомить детей с посудами наших предков”

2. Разучивание шагов народного танца

. Разучивание народной песни

4 занятие - тема ”Посуда  наших предков”

Цели:

1. Расширить знания детей о посудах наших предков.

2. Дальнейшее разучивание народной песни

. Разучивание шагов народного танца

5. занятие-тема “Национальные  блюда”

Цели:

1. Познакомить детей с национальными блюдами.

2. Разучивание народной песни

. Разучивание мотива какой либо народной песни; поются гласные. При пении следить за дыханием.

На практике мы убедились в том, что через фольклор дети учатся уважать родную культуру и эстетически преображаются

3. II этап. Интегрированное  занятие по теме “Народные  песни и танцы”.

Цель: побудить детей  нарисовать по данной теме на основе полученных знаний из предыдущего этапа. Дальнейшее закрепление народных песен. На этом этапе мы сначала с детьми воспоминаем то, о чем говорили на предыдущих занятиях. Затем детям предлагалось нарисовать сюжет по замыслу. После рисования проводилось закрепление песен.

. III этап. 10 занятие - развлечение “пришла к нам в гости бабушка Патимат”.

Информация о работе Воображение в дошкольном возрасте