Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:26, курсовая работа
Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ». И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы. Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью.
Введение
Глава 1. Личность школьника как предмет научного исследования
.1 Понятие «личность», «индивидуальность», «индивид»
.2 Формирование личности в различных видах деятельности
Глава 2. Народная педагогика как средство воспитания
.1 Культурные традиции воспитания нравственно-трудовых качеств школьника
.2 Опытная педагогическая работа
Заключение
Список литературы
До года - младенчество. Ведущий вид деятельности - непосредственное эмоциональное общение. Определяющую роль в механизмах формирования личности играют объективные факторы, а именно - непосредственное окружение ребенка - микросреда.
От года до трех лет - раннее детство. Ведущий вид деятельности - предметно-манипулятивный, сочетающий в себе познавательный и коммуникативный виды деятельности. По-прежнему наиболее влиятельными остаются объективные условия - среда, которая, однако, уже не ограничивается лишь микросредой (семьей). Влияние среды на личность осуществляется преимущественно посредством воспитания. Именно в это время начинается период социализации, когда ребенок через общение со взрослыми уясняет для себя, что можно, что нельзя, что нужно, что должно. Благодаря предметно-манипулятивной деятельности ребенок овладевает общественно выработанными способами употребления предметов.
От трех до семи лет - дошкольник. Ведущий вид деятельности - игра. Это совершенно особый вид деятельности, прямо или косвенно связанный со всеми основными видами деятельности. Игра способствует овладению детьми способами практической и умственной деятельности, выработанными человечеством, усвоению нравственных норм взаимоотношений между людьми. Игра всегда развивается и совершенствуется под руководством взрослых, поэтому решающая роль объективных условий в формировании личности сохраняется. Однако намечающаяся и развивающаяся тенденция к самостоятельности создает условия для проявления субъективного фактора, о чем свидетельствует развитие сознания и самосознания. В этом возрастном периоде, а именно к 4-5 годам уже закладываются основные черты личности.
Семь - одиннадцать лет - младший школьник; двенадцать - пятнадцать лет - подросток. Ведущий вид деятельности - познавательная (учебная) и коммуникативная (общение). Влиятельны объективные условия формирования личности, реализующиеся посредством институтов семьи и школы через целенаправленную организацию систем развития, обучения и воспитания. Происходит дальнейшее формирование сознания и самосознания, что является мощным стимулом для вмешательства субъективных факторов в механизмы формирования личности. На первый план начинает выступать проблема самосовершенствования. Не последнюю роль в самопознании и самовоспитании человека играют общественные институты (в частности, школа), поскольку «общество в конечном счете заинтересовано в человеке, ориентированном на собственное всестороннее развитие как самоцель». В связи с такой постановкой вопроса о формировании личности актуальным становится личностный подход в образовании, который «расширяет сферу творческого избирательного (не нормированного извне) усвоения материала». «В гуманистически ориентированном обучении процесс учения как нормальное саморазвитие личности и есть его результат». Подчеркивая субъектно-объектный характер обучения и «выгодность» взаимовлияния субъекта и объекта образования, В. В. Сериков заметил, что «любые педагогические успехи обусловлены актуализацией собственных сил личности учителя и учащихся».
Пятнадцать - восемнадцать лет - ранняя юность. Возраст гражданской зрелости, о чем свидетельствует готовность к труду, самообразованию, семейной жизни и способность к исследовательской деятельности. Ведущим видом выступает учебно-профессиональная деятельность как разновидность познавательной. Происходит обращение личности к общечеловеческим мотивам и ценностям. Человек серьезно задумывается о выборе профессии, сознательно формирует характер. К этому периоду относится начало самостоятельной трудовой деятельности. Определяющим в процессе формирования личности становятся субъективные условия.
Далее, без указания на конкретный возрастной период человека, обобщенно имеем в виду зрелость, соответствующую третьему периоду социализации. Образование закончено, профессия выбрана, место в жизни определено, уже сложилась сравнительно устойчивая и стройная система взглядов, умение владеть собой, чувствовать окружающую обстановку. Ведущая деятельность - преобразовательная. Возникает проблема самореализации, решение которой в основном зависит от самой личности - «действующего существа»25, все глубже проникающего в действительность, познавая и, вместе с тем, переделывая ее. Самореализация личности, самосовершенствование и саморазвитие детерминированы, то есть обусловлены потребностями жизни и деятельности личности в обществе. Общественное и личное взаимно проникают друг в друга, составляя органическое единство. Развитие общества невозможно без роста требования к себе каждой личности и без самовоспитания, реализующего эти требования. Понятно, что самосовершенствование личности играет большую роль в жизни социума, во всестороннем развитии человека, максимально умеющего использовать объективные условия и субъективные силы.
Таким образом, формирование
личности - сложный длительный, обусловленный
социализацией процесс, в котором
внешние воздействия и
личность нравственный традиция дагестан
Глава 2. Народная педагогика как средство воспитания
.1 Культурные
традиции воспитания
Трудовое воспитание в народных традициях Дагестана
Деление традиций, обычаев на регулирующие отношения и деятельности людей в семье и обществе, разумеется, условно, так как отношения, несомненно, сопутствуют любви деятельности и проявляются в ней. Таким делением мы в данном случае подчеркиваем то, что первые, главным образом, решают задачу формирования морального, духовного облика труженика и семьянина, тогда как ведущий аспект вторых - это овладение трудовыми хозяйственными, домоводческими и иными навыками и умениями, необходимыми в семейной и общественной жизни. В воспитании подрастающего поколения в прошлом основное место принадлежало разнообразным видам и формам труда, в которых подрастающий человек приобщался не только к выработанным народом умениям, навыкам, опыту организации труда, но и нравственным ценностям, которые раскрываются в труде. Трудовое воспитание подрастающего поколения предполагает воспитание глубокого уважения к настоящим труженикам и результатами их труда, формирование трудолюбия как важнейшего нравственного качества молодежи в трудовой деятельности, сочетающей различные и коллективные (джамаатские) цели, интересы. Целесообразность раннего включения детей в трудовые дела, а затем и сельского общества выступает как один из важных выводов народного опыта социализации подрастающего поколения. Народ понимает, что любой вид физического труда обладает возможностями формирования и духовных, нравственных качеств детей.
Настоящий человек - прежде всего добросовестный труженик. Так определяется роль труда в народной педагогике. Об этом свидетельствуют идеи и мысли народа, раскрывающиеся в дагестанских пословицах:
Чтобы достигнуть почестей и величия, понуждай себя к труду (лезг.).
Труд и терпение превращаются в золото (лак.)
Хутор можно проесть, а ремесло не кончается (авар.)
Обязательность раннего включения детей в трудовую деятельность в народной педагогике сочетается с требованием слитности этого труда с детской игрой. Уже детей 4-5-летнего возраста горцы привлекают к выполнению доступных для них поручений по дому. Признание нужности детского труда старшими - важный момент формирования трудолюбия у подрастающего поколения.
Так, например, в даргинской детской песенке о маленьком пастушонке поется:
Пастушок мой, пастушок,
Из чинары посошок...
Ты набегался с утра,
Ты кружился, как юла:
Пас овечек день-деньской.
На лужайке за рекой,
Из ключа воды попил,
А потом ягнят поил.
Пролил за день сто потов
Приходи - хинкал готов!
Маленький пастушок, идущий в труде по стопам отца и старших братьев, на примере взрослых усваивает, что профессия чабана почетна, нужна. Он видит, как заботливо и любовно отношение отца к нему и понимает, в чем причина его: он труженик, опора родителей в нужных делах.
Атмосфера в дагестанской семье и ауле, под воздействием которого растут маленькие горцы, всесторонне способствует формированию них качеств семьянина и труженика. Маленький пастушок увлечен трудом: кругом все заняты дела, скучно оставаться в стороне от интересных занятий родителей.
Маленький горец весь в действии, в труде, который ему доставляет радость. В труде, который (он это хорошо знает) нужен семье, чтобы там был достаток, чтобы на лице матери, отца было написано удовлетворение.
Существовавшее в горской семье разделение труда между мальчиками и девочками отражено и в детских песенках. Они превращаются в педагогические средства реализации этого разделения воспитаний.
Главный путь формирования семьянина-труженика в народной педагогике - это ежедневный разумно организуемый совместный родителями и детей, в процессе которого подрастающее поколение усваивает народные трудовые традиции, знания по агрономии, зоотехнии, метеорологии, медицине, которые нужны для предстоящей самостоятельной жизни. При этом родители, бабушки я дедушки, старшие и младшие дети- издает во всем как хорошо организованный, сплоченный, стремятся к общим целям коллектива.
Совместный труд родителей и детей как средство сплочения как средство превращения ребенка в действительно взрослого человека, как средство передачи из поколения в поколение непреходящих ценностей, как трудолюбие, добросовестность, - разве это такое наследство, от которого надо оторваться» - пишет И.В. Бестужев-Лада. Речь здесь, конечно, идет о достижениях народной педагогики, которые должны быть включены в воспитательный процесс.
Передавая подрастающему поколению нравственно-трудовой опыт народа, рано включая его в дела и отношений, способствующие использованию этого опыта, старшее поколение в своей во питательной деятельности осознанно и последовательно ориентируется на подготовку детей к семейной жизни.
Уже с появлением первенца в семье мысли и надежды родители связываются с его будущей семейной жизнью, которую они стремятся сделать счастливой, вкладывая в воспитание сына, дочери огромный труд души и рук.
Счастливая семейная
жизнь детей как главная
В многодетной семье, дагестанская семья по преимуществу была и в определенной мере остается такой, ответственное за будущее своих детей обязывает родителей глубоко и систематически интересоваться всем лучшим, что выработано народной педагогикой. Они в необходимых случаях знакомятся с опытом наиболее уважаемых родителей, обращаются за советом к признанным народным педагогам. Общественное мнение, и личный опыт самих родителем особенности традиций как педагогических средств убеждают и том, что ценно и прочно то воспитание, которое подрастающее поколение получает в деятельности - в труде, игре, удовлетворению детьми своих потребностей и потребностей взрослых. Формирование у детей трудолюбия, умений трудиться, добиваясь хороших результатов, исходя из интересов семьи и общества приобщение к родительским профессиям, обучение хозяйственным домоводческим навыкам и другие важнейшие вопросы трудов подготовки детей родители решают в процессе организации трудовых дел в семье.
В семейном воспитании имеются факторы, отрицательно воздействующие на формирование у детей нравственных качеств, почитаемых традициями, крайне осложняется возможность усвоения детьми нормальных половых взаимоотношений, которые являются частью нравственного воспитания.
Эротизация содержания телепередач, кинофильмов, которые широко доступны детям, создает большую опасность внесения детьми в игру элементов секса, опошляющих ее содержание и высокие цели. Оберегание чести женщины, формирование у нее чувства собственного достоинства в соответствии с кодексом «намус» начинается с детского возраста. Запрещение совместных мальчиков и девочек уже в конце раннего детства диктуется не обоснованными опасениями родителей.
В народной педагогике чистоте нравственных взаимоотношений между полами уделяется первостепенное значение.
Это требование должно учитываться родителями, воспитателями и всеми взрослыми. Но в первую очередь оно адресовано от кого зависит нравственный уровень передач радио и телевидения, содержание периодической печати и художественной литературы.
Порнография и пропаганда секса нередко маскируется высокими целями эстетического воспитания.
Социализация детей в игре - очень важный этап жизни человека. Народная педагогика из этого и исходит. Доказательств этому является роль взрослых, подлинных воспитателей, в разработке, совершенствовании и сохранении детских игр как средства воспитания.
Мальчики играли в такие игры как «Балканар» (кони), «XI » кьебар» (пальчики), «Туп-лаш» (лапта), «Эпенар» (ямочки), «лабарай» (на помощь), «Къачагъарал» (абреки), «Энзели» ярда), «Хан-чавуш» (хан и глашатай), «Маркунин клан» (основание скирды) и др.