Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:26, курсовая работа
Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ». И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы. Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью.
Введение
Глава 1. Личность школьника как предмет научного исследования
.1 Понятие «личность», «индивидуальность», «индивид»
.2 Формирование личности в различных видах деятельности
Глава 2. Народная педагогика как средство воспитания
.1 Культурные традиции воспитания нравственно-трудовых качеств школьника
.2 Опытная педагогическая работа
Заключение
Список литературы
На этом этапе мы повторили знания об устном народном творчестве. Затем прошло соревнование по народному танцу или песне, с которым знакомит бабушка Патимат и мальчик Али. Развлечение закончилось в котором запевалами были Магомедов Омар, Айгумова Лейла, Алиев Казбек.
занятие - развлечение провелось в конце недели “Дагестанского фольклора”. На данном этапе прошел конкурс запевал народной песни, в котором приняли участие 12 человек. Гран-при конкурса запевал народной песни стала Саидова Наида. I место заняла - Айгумова Лейла. II место - Магомедов Омар. III место - Карнаев Анвар.
Итак, формирующий этап показал, что использование системы занятий с использованием народных традиций влияет на эстетическое, нравственное воспитание младших школьников, а также на закрепление знаний.
Результаты
опытно-экспериментальной
В ходе опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу, что занятия с использованием народных традиций могут выступать дополнительным средством активного развития детей.
Учащиеся 2 класса школы научились хорошо думать, у них появился познавательный интерес, который выражается в стремлении познавать новое, выяснять непонятное в качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Известно, что знания сами по себе не обеспечивают полноты умственного развития.
Вышеуказанные занятия помогают развитию ребенка, нами отмечено, что дети становятся взрослее, ответственнее, дети всегда заняты творчеством. Интерес к народным традициям у детей большой, так как им дают возможность самореализоваться, что ведет к тому, что дети стараются не пропускать занятия.
Воспитание личности ребенка через фольклор, традиции и обычаи народа ведет к тому, что у школьников развиваются такие качества как уважение к взрослым, честность, бережное отношение к природе, милосердие, взаимопомощь. Поведение детей меняется в лучшую сторону: они стараются сами обслуживать себя, они придерживаются правил поведения. Все это приводит к тому, что дети младшего школьного возраста начинают сознательно относиться к своему физическому и моральному здоровью.
Традиционное мировоззрение
народов Северного Кавказа
По итогам эксперимента мы видим, что дети значительно расширили свои знания и представления о родной культуре.
В экспериментальном классе, после проведения учебной и внеучебной работы с применением народных традиций, отмечено повышение уровня развития, так и повышение интереса к обучению и родной культуре. Эти данные представлены в таблице.
Таблица 3
Результаты отклонений в качестве знаний по элементам
№ п/п |
Элементы знаний и умений |
Констатирующий этап экспериментаЧастота правильных ответов в % |
Контролирующий этап эксперимента Частота правильных ответов в % |
Отклонение в % |
1. |
Умение правильно рисовать фигуры девочки в национальном платье |
72.73 |
100 |
27.27 |
2. |
Знание дагестанских сказок |
63.7 |
90.9 |
27.2 |
3. |
Знание основных понятий о национальной культуре |
63.7 |
81.81 |
18.11 |
4. |
Знание дагестанских песен |
54.56 |
90.9 |
45.47 |
5. |
Умение давать обоснованный ответ на вопросы по дагестанским блюдам |
72.73 |
63.63 |
-9.10 |
Среднее арифметическое |
72.73 |
85.45 |
12.72 |
Сравнение результатов качества и глубины усвоения учебного материала контрольного и экспериментального классов приведены в таблице.
Таблица 4
Результаты основных качеств усвоения учебного материала
Констатирующий срез |
Контролирующий срез | ||
K % |
E |
K % |
E |
85.45 |
0,13 |
72,73 |
0,18 |
Где:- частота правильных ответов E - абсолютная ошибка
Результаты теста, проведенного во 2 классе показывают, что качество и глубина усвоения знаний по итогам проведенной работы повышены в экспериментальной группе и составляют 85,45%. Исходя из данных таблицы, можно заключить, что хотя средний процент правильных ответов составляет 65.2%, 67.2% в экспериментальной и контрольной группах соответственно. Отклонения по видам ответов, хотя в большинстве случаев значимы, но составляют десятые доли процентов.
Систематическая работа на кружковых занятиях убеждает нас в том что, дети усвоили, полюбили народную песню и танец как вид народного творчества, обогатился словарный запас детей.
Таким образом, приходим к выводу, что занятия с использованием народных традиций в школе приносят положительные результаты.
В настоящее время в связи с большими изменениями в общественно - политической жизни идет переориентация на общечеловеческие духовные ценности. На первый план выдвигаются задачи развития личности школьника. В практику внедряются более эффективные методы и приемы работы, полнее учитывающие психологические закономерности познавательной деятельности. В “Концепции обновления и развития национальных школ” предусматривается коренное изменение образовательных и воспитательных приоритетов. Усвоение культуры народа происходит на фоне более естественного развития интеллектуальных сил ребенка средствами его родного языка и на основе приобщения его к культуре своего народа. Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей.
В работе с детьми младшего школьного возраста были поставлены следующие задачи: систематически работать над развитием речи ребенка, над правильным выражением мыслей при пересказе сказки, опираясь на общие представления детей, расширить знания обычаев и традиций народов Дагестана, используя различные дидактические игры обогащать словарь детей.
Доказано, что младший школьный возраст по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Считается, что его мышление становится похожим на мышление взрослого. В этом возрасте школьник может формировать различные понятия, в том числе и абстрактные. Обучение становится развивающим в том случае, когда проводится систематическая работа по формированию логических приемов и форм мышления. Для этого проводим и различные викторины.
В условиях демократизации школы большое значение приобретает использование активных методов обучения и воспитания в преподавании общеобразовательных дисциплин. Игра является одним из таких методов, так как она выполняет мотивационно-побудительную, образовательно-обучающую, воспитательную функции. Игра является одним из таких методов, так как она выполняет мотивационно-побудительную, образовательно-обучающую, воспитательную функции. Игра является действенным фактором повышения качества учебно-воспитательного процесса. Во время игры учащиеся проявляют заинтересованность, способны концентрировать свое внимание, работоспособны. Использование игры показывает, что у детей стала лучше речь, они самостоятельно делают выводы, стал шире круг их интересов, они задают больше вопросов. У детей появляется желание еще лучше учиться и больше узнавать нового.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: установлено, что до проведения эксперимента ребенок не осознает, что занятия с использованием народных традиций развивали бы его. После проведенного эксперимента дети уже понимают, что у них развился интерес к занятиям. Они научились думать, у них появился познавательный интерес, который выражается в стремлении познавать новое, выяснять непонятное в качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Известно, что знания сами по себе не обеспечивают полноты умственного развития. Основу умственного воспитания, развития мышления составляет ознакомление с окружающим, в процессе которого дети усваивают разнообразные знания.
Занятия способствуют развитию мышления, который наиболее отчетливо проявляется при установлении связей, существующих между предметами и явлениями. Более сложными для детей оказываются связи, которые как бы не лежат на поверхности предметов, хотя и доступны чувственной практике, опыту: пространственные, временные, причинно-следственные. Учить ребенка мыслить - это первая задача занятий. Следует учить ребенка анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать; подводить его к классификации; побуждать к высказыванию собственных предположений.
В связи с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста эту работу лучше всего проводить через использование устного народного творчества.
Работу вести лучше
всего в учебной и повседневной
жизни в форме кружковых
Практическим работникам мы хотели бы порекомендовать использовать при формировании первоначальных представлений о национальной культуре и красоте родной речи - устное народное творчество.
Также в работе можно использовать сказки народов мира, интегрированные занятия с использованием региональных материалов.
Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница…), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий родину). Идеал для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов и неудач, театрализованное исполнение сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок, проведение игр и многое другое.
Итак, чтобы добиться успеха в обучении, воспитании и развитии младших школьников, необходимо своевременно начать формировать нравственность, самостоятельность, инициативность творческого отношения в деятельности.
Целенаправленная работа по внедрению этнопедагогических традиций в воспитании и обучении детей положительно влияет на результативность работы. В настоящее время в связи с большими изменениями в общественно - политической жизни идет переориентация на общечеловеческие духовные ценности.
Таким образом, гипотеза исследования основана на предположении, если в воспитании ребенка использовать этнопедагогические традиции, то это способствуют воспитанию ребенка.
Разработанная методика показала эффективность формирования нравственности посредством народных традиций.
Заключение
От прошлого нас отделяет непроходимая глубокая пропасть, самонадеянно отмежевались мы от мудрых традиций прадедов, дедов, отцов.
«Обычаи прадедов храня...» назвал свою книжонку поверхностно знакомый с Дагестаном, далекий от знания национального характера его народа заезжий сатирик-самоучка и собрал в нее все то, что можно объединить одним словом «порок».
Разве все обычаи наших дедов порочны. Кто же тогда мы и правнуки этих дедов, которых также воспитал на этих дедовских обычаях. Но настоящие пороки, немыслимые при наших дедах, в аулы и семьи Дагестана пришли лишь тогда, когда новой властью оттуда были изгнаны многие наши обычаи, адаты.
Брошенные на произвол судьбы старые родители (чаще всего это мать), внебрачные дети, проституция, алкоголизм, наркомания, рэкет, грабежи, убийства и участие во всем этом «равноправной» женщины-горянки - вот, что пришло на пустовавшее место наших изгнанных из жизни многовековых человеческих традиций.
Сегодня все чаще мы повторяем: («Так дальше жить нельзя!» Верно. Нельзя жить, не зная, кто мы, где наши корни, какова подлинная история наших народов. Недостойно человека и народа жить, потеряв свой моральный облик и то, что творят его новые поколения - наши традиция.
В концепции программы
«Национальное возрождение наро