Воображение в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ». И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы. Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Личность школьника как предмет научного исследования
.1 Понятие «личность», «индивидуальность», «индивид»
.2 Формирование личности в различных видах деятельности
Глава 2. Народная педагогика как средство воспитания
.1 Культурные традиции воспитания нравственно-трудовых качеств школьника
.2 Опытная педагогическая работа
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая2013.doc

— 874.50 Кб (Скачать файл)

Все эти игры подвижные, содержащие элементы соревнования, требующие  физической силы, сноровки, быстрой  реакции, хитрости, смелости, агрессивности.

Здесь на первом месте - формирование физически закаленном волевого, стойкого, целеустремленного и выносливого человека, каким надлежало быть горцу. Из нравственных качеств приоритет давался дружбе, взаимовыручке, подчинению своих интересов коллективным.

Эти качества были особенно ценимы в мужчине: жизнь предъявляла  к нему большие требования. Семьянин-труженик без этих качеств немыслим, он не мог бы прокормить семью в суровых условиях горской жизни.

В играх «Хьар» (сельская пекарня), «Ченги-ченги», «Кдвали-кавалер» (домики) и других, в которые играли только девочки, формировались умения, связанные со специфическим женским бытовым трудом в семье, хозяйстве.

Прежние поколения жителей  гор отличались ранним обретением нравственно-трудовой зрелости и самостоятельности, владением  разносторонними хозяйственно-домоводческими умениями и навыками, в чем несомненно воздействие игры как педагогического фактора.

Для полноты представления  о факторах, постоянно воздействовавших на формирование качеств семьянина  у подрастающего поколения укажем на ряд черт традиционного семейного  уклада горской семьи.

Большое внимание в дагестанской семье родители и все взрослые уделяют формированию у детей  навыков соблюдения чистоты, личной гигиены, считая это одним из условий  укрепления здоровья подрастающего  поколения.

В горской традиции нельзя перешагнуть через грязь, кучу мусора во дворе, на улице. Ее надо убрать с глаз, очистить жилье. Детей учили соблюдать чистоту в общественных местах, особенно у родников, где брали воду для питья.

В каждой семье, как бы бедна она  ни была, имелись различной величины тазы для мытья ног (лиген), обливания тела (тиян), медные кувшины того же назначения - афтафа, чимин. С малых лет детей учили пользоваться этими гигиеническими принадлежностями, этому дети учились на примере родителей, аккуратно, соблюдающих личную гигиену (у верующих родителей этому очень способствовал ежедневный пятикратный намаз). После возвращения с работы на поле, сенокосе, в лесу, когда отец моет ноги, руки, он привлекал к помощи детей: они поливают ему на руки из кувшинчика, подают мыло, полотенце и т. д.

Во многих аулах недалеко от родников в прошлом строили и холодные бани - къулла, где купались мужчины, юноши, подростки. Молодежь обычно пользовалась такой баней независимо от времени  года и погоды.

Крепкое здоровье многих горцев - это  не дар божий от рождения, а результат заботливого отношения к сохранению и развитию своего здоровья, которое во многом способствует эта черта уклада жизни старого дагестанского аула.

К систематическому труду по поддержанию  чистоты и порядка в доме, во дворе детей привлекали с 4-5-летнего возраста. Несмотря на небогатое убранство, дом всегда стремились содержанию в чистоте, интерьеру придается опрятный и привлекательный вид, вещи имеют свое постоянное место, удобное для пользования и раньше, когда в доме не было соответствующей мебели, настенные ниши, подставки для различной посуды способствовали к соблюдению порядка в доме. В настоящее время фабричного изготовления мебель намного лучше способствует этой цели. Уборка комнат и двора проводится с раннего утра, детей учат вставать рано. Двор предварительно поливают водой, подметают березовым веником, (верхи кул). Дети участвуют в уборке, им приносит радость то, что их трудом дом, двор приведены в опрятный вид.

В многодетной семье, какой по преимуществу и является дагестанская семья, дети живут в общей комнате (цаун кавал - «комната огня»), которая раньше была единственно отапливаемой горским очагом комнатой, в доме. В доме обычно имела комната-кладовая семейных припасов (къени кавал -букв. «комната добра») и кунацкая (тавхана).

Детей опять-таки на примере старших  учат соблюдению умеренности в еде. При этом приводят пословицы народа: «Жува агъуз - авай руфуииз требет це» (лезг.-«Обуздай живот, который ниже тебя находится»).

Пища горцев содержит достаточное  количество витаминов, у них множество простых в приготовлении, но питательных блюд. Только молочных продуктов имеется более 10-15 названий. Мясо сушат, впрок заготавливаются многие продукты. В пищу употрёбляются различные съедобные травы в свежем и сушеном виде (крапива, черемша, горный луж, тмин, чабрец, душица, мята, щавель и др.). Употребляются и лесные плоды (кизил, мушму, дикие груши, яблоки, алыча, терн и др.), из них изготавливали варенье, пастила. Детей учат узнавать и находить в горах, лесах, поле лекарственные травы, коренья, ягоды, которыми лечатся разных болезней методом народной медицины. К хлебу относят как к святыне: его (чурек) нельзя резать ножом, ни одна крот пропадает за обедом большой семьи. Брошенный под ноги самый маленький кусок хлеба - явление не типичное для горской семьи и общества. Хлебом как святыней клялись в самых серьезных ситуациях - Берекат (фу) къалум хьурай хьи! - Да буду я хлебом наказан!

Обязательным требованием к  родителям, старшим является формирование у детей бережного, чуткого обращения  с природой, растениями, животным миром. Старшее поколение, в первую очередь бабушка, дедушка, учат детей любить птиц, зверей, насекомых; не трогать их, детенышей их, не разорять гнезд, при этом приводят такой сильно действующий довод: ни одно злое дело без наказания, кары божьей не останется.

В более старшем возрасте, когда  дети сознают все хорошее и  плохое, к ним выдвигается требование уважать общество, его адаты. За рубку  дерева, даже молодого саженца, родители провинившегося ребенка раньше платили  джамаату штраф - начиная от овцы кончая быком. А рубка орехового дерева наказывалась штрафом в тройном размере. Перед глазами детей было множество положительных примеров взрослых, оберегающих, украшающих природу: создающих террасы на крутых склонах, использующих самые маленькие участки по берегам рек и речек, окультуривающие в лесу дикие деревья.

Отец и мать, реализуя усвоенные ими педагогические истины народа, своих детей воспитывают  таким образом, чтобы в будущем, став семейными людьми, они в первую очередь надеялись на «свои и  руки и голову», т. е. сами удовлетворяли  свои материальные потребности, укрепляя добрые отношения с людьми, завоевывали их признание и уважение трудом, добрыми делами на пользу джамаата.

Чем раньше ребенок научится быть самостоятельным, тем легче  будет ему в жизни, считает  народ. В горской семье нет  места мелочной опеке над детьми. Даже самым маленьким детям старшие внушают: «Ты не маленький. Подумай и сделай. У тебя обязательно получится».

Детей учат тому, что любое  дело нужно сделать старательно, вкладывая в него душу. Человек  должен получить удовлетворение от результатов труда своих рук. Эту заповедь родители раскрывают детям в делах, совместном с детьми труде.

Уважаемый педагог из с. Архит Хивского района М.Э. Эмираев  рассказывал: «Мой отец был сельским кузнецом. Всю жизнь он трудился в кузнице с рассвета до появления  на небе звезд. Мы, сыновья, всегда были рядом с отцом, помогая ему, восхищенно наблюдая за ним, усваивая навыки кузнечного дела. Изготовляя что-либо нужное в хозяйстве - лемех, серп или косу, отец очень тщательно выполняя и придирчиво оценивая изделия своих рук, стремился не оставлять ни одного видимого его глазу изъяна. Он любил повторять нам: «Творение твоих рук, прежде всего, должно понравиться тебе самому. Иначе нельзя его пустить в мир».

В суровых природно-климатических  условиях, малоземелья, мало пригодности имевшихся земель для возделывания горцы научились ценить землю и трудиться на ней. В горах существует кий культ земли, отношение к ней, как к святыне. Свидетельством этому является и то, что у горцев принято давать название каждой речке и ручейку, холмику и овражку, пещере и скале и роднику, лугу и вершине, даже одиноко стоящему дереву.

Названия гор, скал, урочищ, речек нередко имеют педагогический, воспитывающий смысл. Они учат любви  к родине, верно клятве, уважению и соблюдению принятых в обществе традиции моральных норм.

Так, например, в окрестностях с. Курах возвышаются скалы под  названием «Семь братьев и  сестра» и «Каменная невеста», названия которых имеют воспитательную ориентацию.

Название первой скалы  связано с подвигом семи братьев  и сестры, геройски погибших в сражении с монгольскими захватчиками.

Братья, окруженные множеством врагов, решили сражаться конца. Чтобы  не допустить издевательства над  сестрой со стороны врага, они  сбросили ее со скалы и вслед за нею бросились в пасть и  сами, предпочтя смерть позору плена.

Сила материнского проклятья  так велика, говорится в другом предании, что непослушную дочь, решившую выйти замуж за врага, вместе со свадебной свитой оно превратило в камень.

В народной педагогике, как  и в самой жизни, воспитание это целостный процесс, все стороны которого тесно связаны мед собой.

Одним из главных нравственных качеств человека и критерием  человечности в народной педагогике является трудолюбие, умение и желание  добросовестно и творчески трудиться. Поэтому нравственное и трудовое воспитание выступает как единый стержень формирования личности, лежащий и в основе готовности ее к семейной жизни.

Анализ воспитательных средств, факторов, условий и возможностей дагестанского общества свидетельствует  о том, что отсутствие в нем светской школы как института общественного воспитания совершенно не означает, что подрастающее поколение гор формировалось только под воздействием семьи.

В дагестанском обществе народный педагогический опыт привел к образованию специфических  институтов общественного воспитания подрастающего поколения, которые отличаются эффективностью своего воздействия на детей, подростков, молодежи. Эффективность воспитательного процесса, на наш взгляд, объясним тем, что в семейном воспитании авторитет общественного мнения в прошлом был очень высок. Это обеспечивало единство воспитательного воздействия семьи и джамаата на подрастающее поколение. Главное внимание, как в семейном, так и общественном воспитании осуществляется практической стороне подготовки детей, подростков юношей, девушек к труду, к жизни в целом, т. е. в семье и среди джамаата.

Старинная лезгинская пословица  гласит: «Рост аула - люди, сила аула - единство».

Труд в народной педагогике - средство формирования нравственных качеств личности. В народной педагогике характерна мысль о том, что человеку должно быть стыдно жить без дела.

Эта мысль отражена и  в произведениях дагестанского  фольклора, которые выступают как  важнейшие средства воспитания детей, юношества.

В лезгинской сказке «Мелик-Мамед» герой ее, мальчик десятилетнего возраста опрашивает у матери: «Милая матушка, кем был мой отец? Стыдно мне жить без дела. Я хочу перенять его ремесло».

Тружеником человек  в горской сказке остается до глубокой старости. «Жил-был на этом свете  старик. Он работал, ел свой хлеб, запивал водой и дожил до ста лет», - рассказывается в татской сказке. Труд - мерило нравственности, признак подлинной человечности. Труженик в то же время - прекрасный семьянин, заботливый отец и дед. В аварской сказке «Хитрец и царская загадка» простой труженик, горец-пастух оказывается умнее и смекалистее турецкого султана и русского царя.

Возвеличивание труженика  характерно не только устному творчеству народа, но и традициям, традиционным благопожеланиям, отношениям людей  в горской среде.

У лезгин, табасаранцев, агулов и других южно-дагестанских народов существует поверье, в соответствии с которым поздравление доброго труженика с началом работы (закладка фундамента дома, сев, сбор урожая, первые узлы ковра и др.) люди считают хорошим предзнаменованием.

Бывает и так, что  специально подбирают известного мастера  своего дела, доброго нравом человека, чтобы он как бы случайно оказался там, где начинают работу, и поздравил  с началом ее и пожелал людям  успеха, изобилия и др. Этим поднимается  престиж труженика и доброго семьянина в глазах детей.

Рассматривая традиции дагестанских народов, мы исходим из того, что семейный и общественный быт, уклад и традиции каждого  из них обладают своими специфическими чертами. Однако эту специфичность  не следует переоценивать, так как и в традициях, и в семейном укладе, и в быту, и в нравах всех дагестанских народов много общего в главном - идеях, содержании, критериях, оценках.

Это, совершенно естественно  при общности их исторического пути, природно-географических, хозяйственно-экономических условий и культурно-духовного развития.

Идеал совершенного человека в народной педагогике Дагестана  складывается из их представлений о  важных качествах и чертах человека как труженика, семьянина и защитника  Родины, т.к. труд для семьи и общества, воспитание детей и защита родной земли - это властно диктуемые жизнью потребности, с реализацией которых связано само существование народа, этноса.

«Представления каждого  народа о совершенной личности развивались  и конкретизировать под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит отражение в национальном идеале человеческих совершенств», - пишет акад. Г.Н. Волков.

Информация о работе Воображение в дошкольном возрасте