Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:26, курсовая работа
Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ». И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы. Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью.
Введение
Глава 1. Личность школьника как предмет научного исследования
.1 Понятие «личность», «индивидуальность», «индивид»
.2 Формирование личности в различных видах деятельности
Глава 2. Народная педагогика как средство воспитания
.1 Культурные традиции воспитания нравственно-трудовых качеств школьника
.2 Опытная педагогическая работа
Заключение
Список литературы
Все эти игры подвижные, содержащие элементы соревнования, требующие физической силы, сноровки, быстрой реакции, хитрости, смелости, агрессивности.
Здесь на первом месте - формирование физически закаленном волевого, стойкого, целеустремленного и выносливого человека, каким надлежало быть горцу. Из нравственных качеств приоритет давался дружбе, взаимовыручке, подчинению своих интересов коллективным.
Эти качества были особенно ценимы в мужчине: жизнь предъявляла к нему большие требования. Семьянин-труженик без этих качеств немыслим, он не мог бы прокормить семью в суровых условиях горской жизни.
В играх «Хьар» (сельская пекарня), «Ченги-ченги», «Кдвали-кавалер» (домики) и других, в которые играли только девочки, формировались умения, связанные со специфическим женским бытовым трудом в семье, хозяйстве.
Прежние поколения жителей
гор отличались ранним обретением нравственно-трудовой
зрелости и самостоятельности, владением
разносторонними хозяйственно-
Для полноты представления
о факторах, постоянно воздействовавших
на формирование качеств семьянина
у подрастающего поколения
Большое внимание в дагестанской семье родители и все взрослые уделяют формированию у детей навыков соблюдения чистоты, личной гигиены, считая это одним из условий укрепления здоровья подрастающего поколения.
В горской традиции нельзя перешагнуть через грязь, кучу мусора во дворе, на улице. Ее надо убрать с глаз, очистить жилье. Детей учили соблюдать чистоту в общественных местах, особенно у родников, где брали воду для питья.
В каждой семье, как бы бедна она ни была, имелись различной величины тазы для мытья ног (лиген), обливания тела (тиян), медные кувшины того же назначения - афтафа, чимин. С малых лет детей учили пользоваться этими гигиеническими принадлежностями, этому дети учились на примере родителей, аккуратно, соблюдающих личную гигиену (у верующих родителей этому очень способствовал ежедневный пятикратный намаз). После возвращения с работы на поле, сенокосе, в лесу, когда отец моет ноги, руки, он привлекал к помощи детей: они поливают ему на руки из кувшинчика, подают мыло, полотенце и т. д.
Во многих аулах недалеко от родников в прошлом строили и холодные бани - къулла, где купались мужчины, юноши, подростки. Молодежь обычно пользовалась такой баней независимо от времени года и погоды.
Крепкое здоровье многих горцев - это не дар божий от рождения, а результат заботливого отношения к сохранению и развитию своего здоровья, которое во многом способствует эта черта уклада жизни старого дагестанского аула.
К систематическому труду по поддержанию чистоты и порядка в доме, во дворе детей привлекали с 4-5-летнего возраста. Несмотря на небогатое убранство, дом всегда стремились содержанию в чистоте, интерьеру придается опрятный и привлекательный вид, вещи имеют свое постоянное место, удобное для пользования и раньше, когда в доме не было соответствующей мебели, настенные ниши, подставки для различной посуды способствовали к соблюдению порядка в доме. В настоящее время фабричного изготовления мебель намного лучше способствует этой цели. Уборка комнат и двора проводится с раннего утра, детей учат вставать рано. Двор предварительно поливают водой, подметают березовым веником, (верхи кул). Дети участвуют в уборке, им приносит радость то, что их трудом дом, двор приведены в опрятный вид.
В многодетной семье, какой по преимуществу и является дагестанская семья, дети живут в общей комнате (цаун кавал - «комната огня»), которая раньше была единственно отапливаемой горским очагом комнатой, в доме. В доме обычно имела комната-кладовая семейных припасов (къени кавал -букв. «комната добра») и кунацкая (тавхана).
Детей опять-таки на примере старших учат соблюдению умеренности в еде. При этом приводят пословицы народа: «Жува агъуз - авай руфуииз требет це» (лезг.-«Обуздай живот, который ниже тебя находится»).
Пища горцев содержит достаточное количество витаминов, у них множество простых в приготовлении, но питательных блюд. Только молочных продуктов имеется более 10-15 названий. Мясо сушат, впрок заготавливаются многие продукты. В пищу употрёбляются различные съедобные травы в свежем и сушеном виде (крапива, черемша, горный луж, тмин, чабрец, душица, мята, щавель и др.). Употребляются и лесные плоды (кизил, мушму, дикие груши, яблоки, алыча, терн и др.), из них изготавливали варенье, пастила. Детей учат узнавать и находить в горах, лесах, поле лекарственные травы, коренья, ягоды, которыми лечатся разных болезней методом народной медицины. К хлебу относят как к святыне: его (чурек) нельзя резать ножом, ни одна крот пропадает за обедом большой семьи. Брошенный под ноги самый маленький кусок хлеба - явление не типичное для горской семьи и общества. Хлебом как святыней клялись в самых серьезных ситуациях - Берекат (фу) къалум хьурай хьи! - Да буду я хлебом наказан!
Обязательным требованием к родителям, старшим является формирование у детей бережного, чуткого обращения с природой, растениями, животным миром. Старшее поколение, в первую очередь бабушка, дедушка, учат детей любить птиц, зверей, насекомых; не трогать их, детенышей их, не разорять гнезд, при этом приводят такой сильно действующий довод: ни одно злое дело без наказания, кары божьей не останется.
В более старшем возрасте, когда дети сознают все хорошее и плохое, к ним выдвигается требование уважать общество, его адаты. За рубку дерева, даже молодого саженца, родители провинившегося ребенка раньше платили джамаату штраф - начиная от овцы кончая быком. А рубка орехового дерева наказывалась штрафом в тройном размере. Перед глазами детей было множество положительных примеров взрослых, оберегающих, украшающих природу: создающих террасы на крутых склонах, использующих самые маленькие участки по берегам рек и речек, окультуривающие в лесу дикие деревья.
Отец и мать, реализуя усвоенные ими педагогические истины народа, своих детей воспитывают таким образом, чтобы в будущем, став семейными людьми, они в первую очередь надеялись на «свои и руки и голову», т. е. сами удовлетворяли свои материальные потребности, укрепляя добрые отношения с людьми, завоевывали их признание и уважение трудом, добрыми делами на пользу джамаата.
Чем раньше ребенок научится быть самостоятельным, тем легче будет ему в жизни, считает народ. В горской семье нет места мелочной опеке над детьми. Даже самым маленьким детям старшие внушают: «Ты не маленький. Подумай и сделай. У тебя обязательно получится».
Детей учат тому, что любое дело нужно сделать старательно, вкладывая в него душу. Человек должен получить удовлетворение от результатов труда своих рук. Эту заповедь родители раскрывают детям в делах, совместном с детьми труде.
Уважаемый педагог из с. Архит Хивского района М.Э. Эмираев рассказывал: «Мой отец был сельским кузнецом. Всю жизнь он трудился в кузнице с рассвета до появления на небе звезд. Мы, сыновья, всегда были рядом с отцом, помогая ему, восхищенно наблюдая за ним, усваивая навыки кузнечного дела. Изготовляя что-либо нужное в хозяйстве - лемех, серп или косу, отец очень тщательно выполняя и придирчиво оценивая изделия своих рук, стремился не оставлять ни одного видимого его глазу изъяна. Он любил повторять нам: «Творение твоих рук, прежде всего, должно понравиться тебе самому. Иначе нельзя его пустить в мир».
В суровых природно-
Названия гор, скал, урочищ,
речек нередко имеют
Так, например, в окрестностях с. Курах возвышаются скалы под названием «Семь братьев и сестра» и «Каменная невеста», названия которых имеют воспитательную ориентацию.
Название первой скалы связано с подвигом семи братьев и сестры, геройски погибших в сражении с монгольскими захватчиками.
Братья, окруженные множеством врагов, решили сражаться конца. Чтобы не допустить издевательства над сестрой со стороны врага, они сбросили ее со скалы и вслед за нею бросились в пасть и сами, предпочтя смерть позору плена.
Сила материнского проклятья так велика, говорится в другом предании, что непослушную дочь, решившую выйти замуж за врага, вместе со свадебной свитой оно превратило в камень.
В народной педагогике, как и в самой жизни, воспитание это целостный процесс, все стороны которого тесно связаны мед собой.
Одним из главных нравственных
качеств человека и критерием
человечности в народной педагогике
является трудолюбие, умение и желание
добросовестно и творчески
Анализ воспитательных средств, факторов, условий и возможностей дагестанского общества свидетельствует о том, что отсутствие в нем светской школы как института общественного воспитания совершенно не означает, что подрастающее поколение гор формировалось только под воздействием семьи.
В дагестанском обществе народный педагогический опыт привел к образованию специфических институтов общественного воспитания подрастающего поколения, которые отличаются эффективностью своего воздействия на детей, подростков, молодежи. Эффективность воспитательного процесса, на наш взгляд, объясним тем, что в семейном воспитании авторитет общественного мнения в прошлом был очень высок. Это обеспечивало единство воспитательного воздействия семьи и джамаата на подрастающее поколение. Главное внимание, как в семейном, так и общественном воспитании осуществляется практической стороне подготовки детей, подростков юношей, девушек к труду, к жизни в целом, т. е. в семье и среди джамаата.
Старинная лезгинская пословица гласит: «Рост аула - люди, сила аула - единство».
Труд в народной педагогике - средство формирования нравственных качеств личности. В народной педагогике характерна мысль о том, что человеку должно быть стыдно жить без дела.
Эта мысль отражена и в произведениях дагестанского фольклора, которые выступают как важнейшие средства воспитания детей, юношества.
В лезгинской сказке «Мелик-Мамед» герой ее, мальчик десятилетнего возраста опрашивает у матери: «Милая матушка, кем был мой отец? Стыдно мне жить без дела. Я хочу перенять его ремесло».
Тружеником человек в горской сказке остается до глубокой старости. «Жил-был на этом свете старик. Он работал, ел свой хлеб, запивал водой и дожил до ста лет», - рассказывается в татской сказке. Труд - мерило нравственности, признак подлинной человечности. Труженик в то же время - прекрасный семьянин, заботливый отец и дед. В аварской сказке «Хитрец и царская загадка» простой труженик, горец-пастух оказывается умнее и смекалистее турецкого султана и русского царя.
Возвеличивание труженика характерно не только устному творчеству народа, но и традициям, традиционным благопожеланиям, отношениям людей в горской среде.
У лезгин, табасаранцев, агулов и других южно-дагестанских народов существует поверье, в соответствии с которым поздравление доброго труженика с началом работы (закладка фундамента дома, сев, сбор урожая, первые узлы ковра и др.) люди считают хорошим предзнаменованием.
Бывает и так, что специально подбирают известного мастера своего дела, доброго нравом человека, чтобы он как бы случайно оказался там, где начинают работу, и поздравил с началом ее и пожелал людям успеха, изобилия и др. Этим поднимается престиж труженика и доброго семьянина в глазах детей.
Рассматривая традиции дагестанских народов, мы исходим из того, что семейный и общественный быт, уклад и традиции каждого из них обладают своими специфическими чертами. Однако эту специфичность не следует переоценивать, так как и в традициях, и в семейном укладе, и в быту, и в нравах всех дагестанских народов много общего в главном - идеях, содержании, критериях, оценках.
Это, совершенно естественно при общности их исторического пути, природно-географических, хозяйственно-экономических условий и культурно-духовного развития.
Идеал совершенного человека в народной педагогике Дагестана складывается из их представлений о важных качествах и чертах человека как труженика, семьянина и защитника Родины, т.к. труд для семьи и общества, воспитание детей и защита родной земли - это властно диктуемые жизнью потребности, с реализацией которых связано само существование народа, этноса.
«Представления каждого народа о совершенной личности развивались и конкретизировать под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит отражение в национальном идеале человеческих совершенств», - пишет акад. Г.Н. Волков.