Воображение в учебной деятельности школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 22:02, реферат

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать проблему эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста и отобрать средства, способствующие эмоциональному развитию младших дошкольников.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 68.52 Кб (Скачать файл)

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного  воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые  программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.

 

Дошкольный возраст - это  тот период, когда закладывается  основа дошкольной жизни ребенка. Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный  мир играет важную роль в жизни  каждого человека. Этой проблемой  занимались многие педагоги, психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, и др.), которые  утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия  для активной деятельности мозга  и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении  любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных  или вредных действий, защищают и  оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных  эмоций разрушает мозг и психику  человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.

 

Эмоции помогают ребенку  приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под  влиянием случайных обстоятельств  и мимолетных желаний. Поэтому мы считаем необходимым не только изучать, но и развивать эмоциональную  сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка.

 

Учеными доказано, что эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, оказывают  влияние на здоровье человека.

 

Отсутствие же эмоций ведет  не только к пассивности мыслительных процессов, но и к двигательной пассивности. Физические упражнения, несомненно, могут  способствовать улучшению построения и бодрости духа. Ведь физическая культура способствует развитию, обеспечивает не только физическое, но и духовное здоровье человека.

 

Данная работа может иметь  значимость для практической деятельности воспитания, так как раскрывает возможности  использования психолого-педагогических средств, способствующие эмоциональному развитию младших дошкольников.

 

Объект исследования: эмоциональное  развитие детей младшего дошкольного  возраста.

 

Предмет исследования: психолого-педагогические средства эмоционального развития младших  дошкольников.

 

Цель исследования: теоретически обосновать проблему эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста и отобрать средства, способствующие эмоциональному развитию младших дошкольников.

 

Гипотеза исследования.

 

Эмоциональное развитие детей  младшего дошкольного возраста будет  успешным, если:

 

определена суть и разработана  структура ключевых понятий: «эмоциональное развитие младших дошкольников», «психолого-педагогические средства эмоционального развития»;

 

определены психолого-педагогические средства эмоционального развития дошкольников;

 

проанализированы программы  дошкольного образования по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного  возраста;

 

подобраны методические рекомендации по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.

 

Задачи исследования:

 

.На основе анализа педагогической, психологической литературы определить  суть и разработать структуру  ключевых понятий: «эмоциональное  развитие младших дошкольников»,  «психолого-педагогические средства  эмоционального развития».

 

.Определить психолого-педагогические  средства эмоционального развития  дошкольников.

 

.Проанализировать программы  дошкольного образования по эмоциональному  развитию детей младшего дошкольного  возраста.

 

.Подобрать методические  рекомендации по эмоциональному  развитию детей младшего дошкольного  возраста в ДОУ.

 

Методы исследования. В  ходе исследования применялся комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: теоретический  анализ научной литературы; организационный  метод (сравнительный способ).

 

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в  научной разработке проблемы эмоционального развития младших дошкольников, что  позволило определить значимость психолого-педагогических средств, как наиболее эффективных  для эмоционального развития, подобрать  методические рекомендации.

 

Структура работы включает в  себя: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

 

 

 

Глава I. Теоретические основы проблемы эмоционального развития детей  младшего дошкольного возраста

 

эмоциональное развитие младший  дошкольный

 

1.1Эмоциональное развитие  детей младшего дошкольного возраста  как психолого-педагогическая проблема

 

 

Особенности развития детей  младшего дошкольного возраста.

 

Младший возраст - важнейший  период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход  малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с прежним миром.

 

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший  дошкольник, еще недавно такой  покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в  осуществлении своих целей. Это  свидетельствует о том, что прежний  тип взаимоотношений взрослого  и ребенка должен быть изменен  в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и  обогащении его деятельности новым  содержание.

 

Важно понять, что характерное  для ребенка третьего года жизни  требования «я - сам», прежде всего, отражает появление у него новой потребности  в самостоятельных действиях, а  не фактический уровень его возможностей.

 

Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка  в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное - помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

 

Стремление к самостоятельности  формируется в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной деятельности ребенок осваивает способы и приемы действий, знакомится с примером поведения и отношения, учится самостоятельно действовать с учетом растущих возможностей и стремится добиться лучшего результата.

 

Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке  и заботе воспитателя.

 

К концу младшего дошкольного  возраста начинается активно проявляться  потребность в познавательном общении  с взрослыми, о чем свидетельствуют  многочисленные вопросы, которые задают дети.

 

Взрослый должен поощрять познавательную активность ребенка, развивать  стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Вместе с детьми взрослый переживает чувства удивления, радости познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям.

 

На протяжении младшего дошкольного  возраста развивается интерес к  общению со сверстниками, открываются  новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения  к окружающим, эмоциональной отзывчивости, без которых невозможно правильное социальное развитие. Для того чтобы  ребенок мог учитывать в своем  поведении чувства и интересы других людей, он должен сначала научиться переживать близким людям - родителям, воспитателю, сверстникам.

 

Умение взрослого передать свои чувства, вызвать у ребенка  эмоциональный отклик является необходимым  условием пробуждения сопереживания. Взрослый показывает детям пример гуманного, доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малышам  увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением взрослый поддерживает стремление к положительным поступкам, способствует становлению положительной  самооценки, которой ребенок начинает дорожить.

 

Дети 3-4 лет - это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития.

 

Особенности развития детей  среднего дошкольного возраста.

 

Детям исполнилось 4 года. Они  перешли в среднюю группу детского сада. В их поведении и деятельности появился ряд новых черт, отличающих их от малышей.

 

Возросли физические возможности  детей, они испытывают острую потребность  в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.

 

Дети данного возраста отличаются довольно высокой возбудимостью, слабостью тормозных процессов, поэтому требуют частой смены  деятельности. Это помогает ребенку  восстановить силы и успокоиться.

 

На 5-ом году жизни активно  проявляется стремление детей к  общению со сверстниками. Средний  дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Речевые  контакты становятся более длительными  и активными.

 

Особое внимание должно уделяться  детям, которые по причине робости, застенчивости, агрессивности не могут  найти себе друзей в группе, то есть не реализуют свою возрастную потребность  в общении. Это может привести в дальнейшем к личностным деформациям.

 

В каждом подобном случае взрослый анализирует причины и находит  пути налаживания контактов ребенка  со сверстниками.

 

Новые черты появляются в  общении средних дошкольников с  взрослыми. Дети данного возраста активно  стремятся к познавательному, интеллектуальному  общению. Серьезную ошибку совершает  взрослый, если отмахивается от вопросов ребенка, не замечает их или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты. Доброжелательное, заинтересованное отношение  взрослого к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных»  обсуждать их с детьми помогает с  одной стороны, поддерживать и направлять детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет  доверие ребенка к взрослому. Это способствует появлению чувства  уважения к старшим.

 

Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответов на волнующие  их вопросы, начинают проявлять черты  замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная  потребность общения с взрослыми  приводит к негативным проявлениям  в поведении ребенка.

 

Дошкольник 5-ого года жизни  отличается высокой активностью. Это  создает новые возможности для  развития самостоятельности во всех сферах его жизни.

 

У детей этого года жизни  ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни.

 

У детей средней группы наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения. Именно к пяти годам начинаются многочисленные жалобы - заявления детей что-то неправильно  или кто-то не выполняет какое-то требование. Между тем «заявление»  ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое  и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от воспитателя  дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила. Обсуждая с  ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердится в правильном поведении.

 

Дети среднего возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и  непосредственно выражают свои чувства. Взрослый пробуждает эмоциональную  отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь.

 

Взрослый развивает эстетические чувства детей. Он обращает их внимание на красоту природы, звучание музыки, яркость и изобразительных средств.

 

Ежедневно взрослый должен находить время для доверительного общения  с детьми, чтения им художественной литературы, рассказывания сказок, историй из личного опыта, для  прослушивания музыкальных произведений.

 

Много внимания уделяется  развитию творческих способностей.

 

Внимательное, заботливое отношение  воспитателя к детям, умение поддерживать их познавательную активность и развить  самостоятельность, организация разнообразной  деятельности составляет основу правильного  воспитания и полноценного развития детей среднего дошкольного возраста.

 

Особенности развития детей  старшего дошкольного возраста.

 

Переход в старшую группу связан с изменением психологической  позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди  других детей в детском саду.

 

Взрослый помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению  новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

 

Взрослому уже не нужно  при первых же затруднениях спешить  на помощь ребенку, полезнее побуждать  его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале  эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, подтолкнуть к  решению наводящими вопросами, активизировать имеющийся у ребенка прошлый  опыт. Важно предоставлять детям  возможность самостоятельного решения  поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения  одной задачи, поддерживать детскую  инициативу, творчество, показывать детям  рост их достижений, вызывать у них  чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Информация о работе Воображение в учебной деятельности школьника