Воображение в учебной деятельности школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 22:02, реферат

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать проблему эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста и отобрать средства, способствующие эмоциональному развитию младших дошкольников.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 68.52 Кб (Скачать файл)

 

Старший дошкольный возраст  благодатный для развития творчества, познавательной активности и интересов  детей. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Для  детей этого возраста важно подчеркнуть  роль книги как источника новых  знаний.

 

Предметом особого внимания воспитателя является социально-нравственное развитие детей, становление их взаимоотношений  с окружающими. Взрослый своим поведением должен показывать примеры доброго, заботливого отношения к людям, побуждать замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь. Взрослый должен подтолкнуть ребенка к проявлению заботы, внимания, помощи. Это обогащает нравственный опыт детей.

 

Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения  и общения. Им становятся понятны  мотивы выполнения правил. Поддерживая  положительные действия и поступки, взрослый опирается на развивающееся  в ребенке чувство самоуважения и его растущую самостоятельность.

 

Характерной особенностью старших  дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки  детского сада и личного опыта. Дети, интересующиеся событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стан.

 

Обсуждая с детьми эти  проблемы, взрослый стремится воспитать  детей в духе миролюбия, уважения ко всему живому на земле. Он показывает детям, как их добрые поступки делают жизнь лучше и красивей.

 

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Главное - связать  развивающейся интерес детей  к новой социальной позиции («Хочу  стать школьником») с ощущением  роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового.

 

Задача взрослых развивать  внимание и память детей, формировать  у них элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции  своих действий.

 

Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.

 

Используются несколько  форм общения:

 

· деловое общение, в которое  вступает ребенок, стремясь научиться  у взрослого чему-либо. Сотрудничество с взрослыми развивает у ребенка  ценные качества общественного поведения, способность принять общую цель, включиться в совместное планирование, взаимодействовать в процессе работы, обсудить полученные результаты;

 

· познавательное общение  с воспитателем по поводу волнующих  ребенка познавательных проблем. Оно  способствует углублению познавательных интересов и активности детей;

 

· личностное общение, в которые  вступает ребенок, чтобы обсудить с  взрослыми проблемы, связанные с  эмоциональным, нравственным миром  людей, с их поступками, переживаниями. Ребенок делится с взрослыми  своими мыслями, планами, впечатлениями. В этом общении происходит социальное взросление ребенка, формируются социально-ценностные ориентации, осознается смысл событий, развивается готовность к новой  для него социальной позиции будущего школьника.

 

Вступая в общение и  сотрудничество, взрослый проявляет  доверие, любовь и уважение к дошкольнику.

 

Эмоции - это реакция человека на воздействие внутренних и внешних  раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску: обычно носят  ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением  потребностей человека в данный момент [4].

 

Возникновение и проявление чувств и эмоций связано со сложной  и взаимосвязанной работой коры и подкорки головного мозга, вегетативной нервной системы. Этим определяется их тесная связь с деятельностью  сердца (от страха сердце замерло), органов  дыхания (слушал с интересом, затаив дыхание), с выразительными движениями всего тела (пантомима), деятельностью  лицевых мышц (мимика), с изменением интонаций голоса (голосовая мимика) и др.

 

Эмоции - особый класс психических  процессов и состояний, который  составляет переживаемые в различной  форме отношения человека к предметам  и явлениям действительности. Эмоции и чувства - специфическая форма  отражения действительности. Если в  познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах - значимость этих предметов и явлений  для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства носят  личностный характер. Они связаны  с потребностями и выступают  показателем того, как происходит их удовлетворение.

 

По мнению П.А. Урунтаевой отличительной характеристикой  чувств является их полярность как  простейшее переживание удовольствия - неудовольствия. Чувства обладают различной степенью продолжительности  и интенсивности. Они различаются  по генетическому происхождению, глубине, осознанности, динамике развития, действию на организм, направленности, способу  выражения, условиями возникновения  и исчезновения и так далее. Чувства  имеют внешнее выражение в  выразительных движениях лица (мимике) и тела (пантомима), в интонациях речи [24].

 

По форме протекания выделяют чувственный тон, настроение, собственно эмоции, страсти, стресс, фрустрацию, высшие чувства. Высший продукт эмоций человека - устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Высшие чувства носят отчетливо  выраженный предметный характер, так  как связаны с каким-либо конкретным объектом. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся  их подразделяют на нравственные, эстетические, интеллектуальные. Нравственные переживаются человеком при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными в обществе. Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности человека. Эстетические представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, искусстве, жизни людей [24].

 

Эмоциями называют психические  состояния, отражающие субъективное восприятие индивидом окружающего мира и  самого себя. Они сопутствуют нам  на протяжении всей жизни, меняясь в  зависимости от возраста и внешних  воздействий.

 

Часть эмоций человека совпадает  с эмоциями животных: ярость, страх, приятное, неприятное. Однако ввиду  различий разума, а также особых потребностей, у человека формируются  более сложные формирования, называемые чувствами.

 

Принято подразделять эмоции на стенические (стимулирующие) и астенические. Первые способствуют мобилизации творческих возможностей, вторые, напротив, препятствуют осуществлению деятельности. Кроме  того, эмоции делят на положительные  и отрицательные - по признаку доставляемого  удовольствия или неудовольствия.

 

Положительные эмоции (радость, блаженство, симпатия) создают у  человека оптимистический настрой, способствуют развитию его волевой  сферы, отрицательные (горе, презрение, зависть, испуг, тревога, ненависть, стыд), наоборот, формируют безволие и слабость. Однако же такое альтернативное деление не всегда оправдано: и в отрицательных эмоциях заложено «рациональное» зерно. Тот, кто лишен чувства печали, также жалок, как и человек, не знающий, что такое радость или потерявший ощущение смешного. Если отрицательных эмоций не чрезмерно много, они стимулируют, заставляют искать новые решения, подходы, методы. Можно также выделить нейтральные (по своему знаку) переживания: таковы состояния спокойного созерцания, удивления, любопытства, безразличия.

 

Эмоциональная сфера человека очень хорошо проявляется в его  темпераменте.

 

У человека главная функция  эмоций состоит в том, что благодаря  эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о  состояниях друг друга и лучше  преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

 

Эмоции влияют на выраженность переживаний человека. При этом настроение определяется эмоциональной реакцией не на посредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для человека в деле его общих жизненных планов. Настроение большинства людей колеблется между умеренным унынием и умеренной радостью. Люди весьма различаются скоростью перехода от радостного настроения к унылому и наоборот.

 

Эмоции влияют и на сферу  восприятия: память, мышление, воображение. Негативные эмоции порождают чувство печали, скорби, уныния, зависти, злобы, более того, часто повторяясь, они могут вызвать психогенные кожные заболевания: экзему, нейродермиты, секреторные и трофические изменения кожи, выпадение или поседение волос.

 

Острое эмоциональное  напряжение может проявляться самыми различными болезненными ощущениями - чрезмерной потливостью, тошнотой, потерей  аппетита у одних или чувством неутолимого голода, жажды у других.

 

Такие функциональные изменения  самочувствия и деятельности внутренних органов обусловлены отклонениями в вегетативной нервной системе.

 

Итак, эмоции могут быть непосредственным сигналом, оценкой, побудителем действия или бездействия, лежать в основе энергетики самого индивида.

 

Известно, что с первых минут жизни младенец проявляет  эмоциональные реакции. Наличие  одинаковых реакций у слепых и  зрячих детей подтверждает факт генетической составляющей в эмоциональных проявлениях. Обнаружено, что новорожденные способны различать выражения счастья, печали и удивления, а в более позднем  возрасте - радость, гнев и нейтральные  выражения и затем научается  их имитировать. Развитие и совершенствование  мимики идет вместе с развитием психики начиная с младенческого возраста, а с ослаблением нервно-психической возбудимости в старческом возрасте мимика слабеет, сохраняя черты, наиболее часто повторяющиеся в жизни и поэтому глубже врезавшиеся во внешний облик лица.

 

С.Л. Рубенштейн считал, что  эмоциональное развитие - это развитие умственных и волевых процессов, формирующиеся на протяжении детства, в результате овладения ребенком опытом предшествующих поколений и  усвоения вырабатываемых обществом  нравственных норм, идеалов.

 

А.Н. Леонтьев под эмоциональным  развитием понимал целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный  с личностным развитием детей, с  процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир  культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

 

Эмоциональное развитие идет от непосредственных, единичных и  частных проявлений к общим, абстрактным и избирательным. Меняются и способы реагирования на те или иные эмоции. Например, удаляющееся лицо матери не вызовет особой реакции у трехмесячного младенца, в то время как 13-месячный ребенок отреагирует на это сердитым протестом, а 13-летний подросток может даже обрадоваться.

 

С возрастом у ребенка  развиваются положительные эмоции. Момент переживания удовольствия в  детских играх сдвигается по мере развития ребенка: у малыша удовольствие возникает в момент получения  желаемого результата. На следующей  ступени развития удовольствие доставляет не только результат, но и сам процесс  игры. На третьей ступени у детей  постарше появляется предвосхищение удовольствия в начале игровой деятельности.

 

В процессе онтогенеза развивается  способность использования эмоциональной  экспрессии в качестве средства общения. С другой стороны, с возрастом  улучшается распознавание эмоций по выражению лица. Правда, в возрасте 11-13 лет наблюдается временный  регресс в распознавании ряда эмоций.

 

Как полагают западные психологи, весь процесс социализации ребенка  сопровождается состоянием тревоги, так  как он пытается избежать неприятных переживаний вследствие родительского  недовольства и наказания. Нельзя не учитывать и наличие школьной тревожности, связанной с учебным  процессом. На протяжении младшего школьного  возраста наблюдается ее относительная  устойчивость, затем происходит резкий всплеск тревоги в старшем  подростковом возрасте, особенно в 9-м  классе. В 10-м классе уровень тревоги  резко снижается и вновь повышается перед выпуском из школы.

 

С возрастом происходит расширение и усложнение знаний об эмоциях. Увеличивается  количество понятий, в которых осмысливаются  эмоции (расширяется «словарь эмоций»), что происходит за счет дифференциации первоначальных обобщенных понятий  «приятное - неприятное». Границы эмоциональных  понятий становятся более четкими; так, маленькие дети применяют один и тот же термин для обозначения  более широкого круга эмоциональных  явлений, чем более старшие дети. Увеличивается число параметров, по которым характеризуются эмоции; вначале их два - «возбуждение - успокоение» и «удовольствие - неудовольствие», затем появляются параметры «связь с другими», «соответствие месту» и т. п. Если в пять лет дети тесно связывают эмоцию с ситуацией ее возникновения и определяют первую через вторую, то позже ребенок начинает дифференцировать представления о причинах эмоции и внутренних состояниях, опосредствующих связь ситуации с эмоциональной реакцией.

 

Развитие эмоциональной  сферы ребенка во многом зависит  от эмоциональной атмосферы семьи.

 

Таким образом, в развитии эмоций намечаются следующие ступени:

 

. элементарные чувствования  как проявления органической  аффективной чувствительности, играющие  у человека подчиненную роль  общего эмоционального фона, окраски,  тона или же компонента более  сложных чувств;

 

. разнообразные предметные  чувства в виде специфических  эмоциональных процессов и состояний; 

 

. обобщенные мировоззренческие  чувства. 

 

Все они образуют основные проявления эмоциональной сферы, органически  включенной в жизнь личности.

 

Развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом.

 

Итак, каждый возрастной период характеризуется своими особенностями  проявления эмоций и чувств.

 

Эмоциональное развитие дошкольника  связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов  и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает  возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением  узколичных, улитарных целей. Отмечено, что интенсивно начинают развиваться  социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие  или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной  сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система  других, стимулирует устойчивые и  глубокие переживания. Причем они относятся  не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания  теперь вызываются не тем фактом, который  непосредственно воспринимается, а  глубоким внутренним смыслом, который  этот факт приобретает в связи  с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предлагаемые мысленные обстоятельства (П.М. Якобсон). У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

Информация о работе Воображение в учебной деятельности школьника