Воображение в учебной деятельности школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 22:02, реферат

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать проблему эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста и отобрать средства, способствующие эмоциональному развитию младших дошкольников.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 68.52 Кб (Скачать файл)

 

Существенным моментом в  педагогической работе является также  создание у детей мотивации, которые  можно использовать и с их помощью  побуждать детей охотно усваивать  то новое, что им будут передавать взрослые.

 

На этой основе предлагаются 3 типа мотивации:

 

 игровая мотивация, 

 

 мотивация общения,

 

 мотивация личной заинтересованности.

 

Авторы программы назвали  её «Радуга» по аналогии с семицветной  радугой, т.к. она включает 7 важных видов  деятельности детей и занятий, в  процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка: изобразительная  деятельность, математика; развитие речи, конструирование, музыка, движение, окружающий мир.

 

Программа имеет полный комплект методического обеспечения и  представляет собой целостную систему  воспитания, развития и обучения детей  в условиях детского сада.

 

Авторы преследуют цель на протяжении дошкольного детства  сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить  перед собой задачу и добиться ее решения и другие, которые позволяют  ребенку, не потеряв интереса к учению, полноценно овладевать знаниями не только в школе, а постоянно.

 

В связи с этим решение  воспитательно-образовательных задач  в первую очередь направлено на воспитание и общее психическое развитие ребенка. При этом формирование знаний, умений и навыков рассматривается  не как самоцель, а как одно из средств развития ребенка.

 

«Радуга» - это семь важнейших  видов деятельности, в процессе которых  происходит воспитание и развитие ребенка.

 

Программа эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь!»

 

Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния  ребенка, с другой - сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя  направленность его внимания, особенности  восприятия окружающего мира, логику суждений.

 

Маленькие дети часто находятся  «в плену эмоций», поскольку еще  не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении  со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них  постепенно формируется способность  осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние  других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более  устойчивыми и глубокими.

 

Особенно трудным для  ребенка бывает период, когда в  его жизни происходят существенные изменения - он начинает ходить в детский  садик или в школу. Требуется  немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению с ранее  незнакомыми ему детьми, осознал  требования воспитателей и учителей, понял, как усваивать новые знания в процессе группового обучения.

 

Не каждый взрослый человек  способен разобраться во всей гамме  своих переживаний, а для ребенка  эта задача является еще более  трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более  трудно им осознать те разнообразные  переживания, которые возникают  по мере расширения их связей с окружающим миром.

 

Автором тренинговой программы  эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь  и радуюсь» является С.В. Крюкова. Эта  программа является логическим продолжением программы «Давайте жить дружно!» (проводится в сентябре-октябре), целью которой  является помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Работу по программе «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» рекомендуется  начинать с ноября, после завершения периода адаптации детей к  дошкольному учреждению.

 

С.Л. Рубинштейн выделял три  вида эмоциональных переживаний. Первый - уровень органической аффективно-эмоциональной  чувствительности, когда чувство  выражает состояние организма, находящегося в определенных реальных отношениях с окружающей действительностью. Более  высокий уровень эмоциональных  проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. На этом уровне чувство является не чем иным, как выражением в осознанном переживании  отношения человека к миру. Ценность, качественный уровень этих чувств зависят  от их содержания, от того, какое отношение  и к какому объекту они выражают. Наконец, над предметными чувствами  поднимаются более обобщенные чувства, как-то: чувство юмора, иронии, чувство  возвышенного, трагического и т.д.

 

Данная программа направлена на работу с «предметными чувствами». Основная ее цель - ввести ребенка в  сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное  состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок  сможет создать свой собственный  «эмоциональный фонд», с помощью  которого он сможет ориентироваться  в собственных чувствах и в  чувствах людей, которые его окружают.

 

Человек судит об эмоциональном  состоянии другого по особым выразительным  движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния. По выражению Ж.Лабрюйера, «в тоне голоса, в глазах и в выражении  лица говорящего имеется не меньше красноречия, чем в самих словах». Поэтому задача программы - научить  детей понимать собственное эмоциональное  состояние, выражать свои чувства и  распознавать чувства других людей  через мимику, жесты, выразительные  движения, интонации.

 

Программа представлена в  виде подробных сценариев занятий. Автор подчеркивает, что ее разработки могут служить и основой для  создания собственных сценариев  с учетом потребностей и особенностей каждой конкретной группы.

 

Несомненной ценностью этой программы является четкая логика построения, психологически обоснованная последовательность проведения групповых занятий и  упражнений.

 

Ведущей, наиболее привлекательной  деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых  упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка  в дошкольном учреждении. Все занятия  имеют общую гибкую структуру, наполняемую  разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного  возраста. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может  быть использована самостоятельно.

 

Часть 1.Вводная

 

Цель: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный  контакт между всеми участниками. Основные процедурные работы - приветствия, игры с именами.

 

Часть 2.Рабочая

 

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего  занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры:

 

элементы сказкотерапии  с импровизацией;

 

элементы психодрамы;

 

игры на развитие навыков  общения;

 

игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;

 

игры направленные на знакомство с различными чувствами;

 

рисование.

 

Часть 3. Завершающая

 

Основной целью этой части  занятия является создание у каждого  участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных  эмоций от работы на занятии. Здесь  предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности.

 

Поскольку программа предполагает работу с маленькими детьми, то ведущий  должен постоянно следить за тем, чтобы участники занятия были включены в работу, не уставали, не отвлекались. Поэтому каждое занятие обязательно  включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:

 

упражнения на мышечную релаксацию (снижает уровень возбуждения, снимают  напряжение);

 

дыхательную гимнастику (действую т успокаивающе на нервную систему);

 

мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую  роль в формировании выразительной  речи детей);

 

двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное  выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствует межполушарному взаимодействию);

 

чтение детских потешек  с чередованием движений, темпа и  громкости речи (способствует развитию произвольности).

 

Во время занятий дети сидят в кругу - на стульчиках или  на полу. Круг - это, прежде всего, возможность  открытого общения. Форма круга  создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и  взаимодействие.

 

Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает  их и позволяет получить более  яркий опыт проживания эмоциональных  ситуаций.

 

Программа рассчитана на детей 4-6 лет и включает в себя 17 занятий.

 

Занятия проводятся один раз  в неделю в форме мини-тренингов  продолжительностью 30-40 минут. Оптимальное  количество детей в группе - 10-15 человек.

 

После проведения блока занятий, где дети узнавали разные эмоции (робость, радость, страх, удивление, самодовольство, злость, стыд, отвращение, брезгливость), предлагается провести несколько завершающих  занятий в Творческой мастерской. Их цель - закрепление полученных знаний, развитие умения передавать эмоции художественными средствами.

 

Программа эмоционального и  личностного развития для дошкольников

 

«Я-Ты-Мы»

 

Цель программы:

 

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Возраст  детей от 4х до 6 лет.

 

Задачи программы: программа  реализует 3 основные задачи гармоничного развития ребенка:

 

1. Просвещение. Глубокое  изучение различных чувств, эмоциональных  состояний и жизненных ценностей. 

 

. Профилактика. Применение  полученных знаний в сюжетно-ролевых  играх.

 

. Коррекция. Снятие психоэмоционального  напряжения в процессе проигрывания  конфликтных жизненных ситуаций  или внутренних противоречий.

 

Каждому чувству посвящено  одно занятие. Вначале дети изучают  базовые чувства (радость, грусть, злость, страх). Затем мы переходим к более  тонкой дифференциации эмоций. И мы чередуем изучение неприятных, условно  «негативных» и позитивных, ресурсных  чувств.

 

 

Сценарий каждого занятия  строится вокруг сказки, направленной на погружение детей в изучаемое  чувство. Являясь психокоррекционными, сказки могут использоваться родителями вне занятий, с целью гармонизации эмоционального состояния ребенка.

 

Каждое чувство мы изучаем, учитывая различные аспекты:

 

проявление чувства в  мимике и жестах;

 

как и в каких ситуациях, оно возникает;

 

как проявляется (слова, действия);

 

как его можно вызвать  у себя и у других;

 

Проигрывание сказочных  и игровых ситуаций позволяет  ребенку учиться управлять собственными чувствами и приобретать опыт гармоничного разрешения непростых  жизненных ситуаций.

 

Таким образом, были проанализированы программы эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь!» и Программа  эмоционального и личностного развития для дошкольников «Я-Ты-Мы».

 

 

2.2 Методические рекомендации  по эмоциональному развитию детей  младшего дошкольного возраста  в ДОУ

 

 

. Читайте стихотворения,  в которых называются части  тела.

 

. Играйте в игры, в которых  ребенок должен разделить что-то  между людьми или игрушками.

 

. Играйте вместе с ребенком  на детских музыкальных инструментах.

 

. Берите ребенка на  концерты «живой музыки».

 

. Читайте ребенку книги,  герои которых проявляют различные  эмоции.

 

. Объясняйте ребенку, что  происходит с окружающими. «Он  упал и ушибся. Ему больно».  «У нее день рожденья. Ей весело».

 

. Открыто выражайте свои  эмоции и говорите о них.

 

. Играйте с ребенком  в сюжетные игры, герои которых  проявляют различные эмоции, например  в «Болезнь куклы».

 

. Чтобы научить ребенка  спокойно общаться с людьми, поиграйте  так: возьмите в руки какой-нибудь  привлекательный предмет (игрушка,  книга). Задача ребенка - уговорить  Вас отдать этот предмет. Вы  отдаете вещь, когда захотите. Игру  потом можно усложнить: ребенок  просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться  местами - Вы просите у ребенка.  После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы  и действия повлияли на Ваше  решение отдать игрушку, обсудите  чувства, которые испытывали игроки.

 

. Предложите воспользоваться  «чудо-вещами» для выплескивания негативных эмоций:

 

чашка (в нее можно кричать);

 

тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые  игрушки);

 

листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);

 

карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);

 

пластилин (из него можно  слепить фигурку обидчика, а потом  смять ее или переделать);

 

подушка «Бобо» (ее можно  кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол.

 

. Средство «быстрой разрядки».  Если видите, что ребенок перевозбужден,  «на грани», то попросите его  быстро побегать, попрыгать или  спеть песенку (очень громко).

 

. Игра «Обзывалки».

 

Чтобы исключить из повседневного  общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это  могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты - одуванчик!», «А ты тогда - дыня!» И так до тех  пор, пока поток слов не иссякнет.

Информация о работе Воображение в учебной деятельности школьника