Воображение в учебной деятельности школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 22:02, реферат

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать проблему эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста и отобрать средства, способствующие эмоциональному развитию младших дошкольников.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 68.52 Кб (Скачать файл)

 

Музыкальное искусство представляет собой неисчерпаемые возможности  для расширения и обогащения эмоционального опыта. Музыка наиболее глубоко захватывает  человека и организует его эмоциональное  существо, в общении с ней ребенок  легко находит выход своей  эмоциональной активности и творческой инициативе. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать  свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения.

 

Одним из действенных средств  развития эмоционального мира детей  можно считать детское художественное творчество, которое может решать задачи социально-культурного развития личности. Художественное творчество - это вид творчества, результатом  которого является создание произведения искусства, т.е. специфическое отображение  объективной реальности в форме  художественных образов. Наглядность и образность, а часто и красочность рисунка, влияют на эмоциональную сферу ребенка, а возникающие из под карандаша или кисточки изображения доставляет ему эстетическое удовольствие.

 

Игра - вид непродуктивной деятельности, с действиями, ограниченными  правилами, которые направлены на создание, развитие и поддержание процесса в заданных границах. У детей дошкольного  возраста игра является основной формой деятельности. Некоторые стихийные  игры дошкольников имеют выраженное сходство с играми представителей животного  мира, но даже такие простые игры как догонялки, борьба и прятки в  большой степени являются окультуренными. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже  на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку. Особое положение  занимают специально разработанные  развивающие и терапевтические  игры.

 

В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. В возрасте 2-3 лет начинают осваивать  логически-образное представление  действительности. Играя, дети начинают придавать предметам контекстуально-обусловленные  воображаемые свойства, замещать ими  реальные объекты (игры «понарошку»).

 

Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом. Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович подчёркивали, что основной смысл игры заключается  в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, а в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в их жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и  эмоциональным состоянием детей  выступает в двух планах, становление  и совершенствование игровой  деятельности влияет на возникновение  и развития эмоций, а уже сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого  содержания. Дети совершают большое  количество действий с игрушками, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.

 

Диапазон эмоций, адресованных партнеру по игре, может быть чрезвычайно  широким: от полного безразличия  и игнорирования, до заинтересованности и поддержки эмоциональных контактов, содержательного общения, взаимных действий. Эмоциональные проявления, возникающие в конкретной игровой  ситуации, способны закрепляться и  обобщаться, поэтому воспитатель  должен так организовать игру, чтобы  препятствовать возникновению и  развитию отрицательных эмоций, проявлению невнимания, агрессивности.

 

Одним из средств развития эмоциональной сферы дошкольников можно считать психогимнастику. Методика под таким названием  была создана Ганой Юновой в ЧССР в 1979 г. Психогимнастика - это курс специальных  занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию  различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, и так  и эмоционально-личностной сферы). Основная цель психогимнастики - преодоление  барьеров в общении, развитие лучшего  понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения [17].

 

В психогимнастике большое  значение придается общению детей  со сверстниками, что очень важно  для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Она помогает ребенку  проще общаться со сверстниками, легче  выражать свои чувства и лучше  понимать чувства других. В ходе выполнения упражнений у детей вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

 

Е. Коротаева рассматривала  развивающую среду как средство эмоционального развития дошкольников [10]. Под средой развития в дошкольном учреждении автор понимает организацию  пространства и использование оборудования в целях безопасности и психологического благополучия ребёнка. Она выделяет несколько компонентов, влияющих на эмоциональную атмосферу группы. Эмоционально - поддерживающий компонент  среды предполагает создание оптимальной  эмоциональной атмосферы в группе. Педагогу необходимо научится соотносить цели и задачи своих действий с  установкой на эмоциональное развитие детей: возбуждение, расслабление, переживание, организацию эмоционально - насыщенного  общения ребёнка с взрослым и  окружающими. При обустройстве эмоционально - настраивающего компонента необходимо учитывать следующие обстоятельства: цветовое решение помещения, которое  должно быть спокойным для восприятия, а окружающая обстановка эстетически  оформлена. Эмоционально - стабилизирующий  компонент предполагает систематическое  выполнение необходимых условий  для организации режима дня, что  способствует хорошему эмоциональному самочувствию детей. Эмоционально - активизирующий компонент обеспечивает эмоциональную  активизацию переживаний ребёнка, что происходит в игровой деятельности. Необходимо включать игры, ориентированные  на оптимизацию эмоционально - чувственной  сферы в работу с дошкольниками. Эмоционально - тренирующий компонент  включает в себя проведение психогимнастики  с детьми, о чем мы говорили выше.

 

Таким образом, к психолого-педагогическим средствам эмоционального развития младших дошкольников относятся: развивающая  среда, игра, музыка, детское художественное творчество, художественная литература.

 

Выводы

 

Анализ теоретических  исследований свидетельствует о  том, что в психолого-педагогической литературе накоплен значительный материал по проблеме развития эмоциональной  сферы дошкольников.

 

Под младшим дошкольным возрастом  мы понимаем благодатный период для  организации работы по эмоциональному развитию детей. Младший дошкольник очень впечатлителен, открыт для  усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди  других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

 

Под эмоциональным развитием  младших дошкольников мы понимаем целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный  с личностным развитием детей, с  процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир  культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

 

К психолого-педагогическим средствам эмоционального развития младших дошкольников относятся: развивающая  среда, игра, музыка, детское художественное творчество, художественная литература.

 

 

 

Глава II. Практический опыт изучения проблемы эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста

 

 

.1 Анализ программ дошкольного  образования по эмоциональному  развитию Программа «Детство»

 

 

Авторы: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.

 

Цель: обеспечение развития ребенка в период дошкольного  детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного. Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.).

 

В программе Представлены произведения устного народного  творчества, народные игры, музыка и  танцы, декоративно-прикладное искусство  России. Педагогу предоставляется право  самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и  место в режиме дня.

 

В программе выделен новый  важный раздел: «Отношение ребенка  к самому себе» (самопознание). «Детство» - комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций  гуманистической педагогики, личностно  -деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст).

 

В основу каждой части положены общие идеи, отражающие взгляды авторов  на дошкольное детство, его значение в жизни человека, условия эффективного развития в дошкольные годы.

 

В наиболее близких и естественных для ребенка видах деятельности происходит интеллектуальное, физическое, эмоционально-нравственное, волевое, социально-личностное развитие дошкольника.

 

Все содержание программы  условно объединяется вокруг четырех  основных блоков: «Познание», «Гуманное  отношение», «Созидание», «Здоровый  образ жизни». Например, блок «Гуманное  отношение»-ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру; назначение блока «Познание» - помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.).

 

Особый акцент в программе  сделан на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения  к природным объектам. Программа  имеет полный комплект методического  обеспечения.детей младшего дошкольного возраста.

 

Детский сад - второй дом малыша. От того, как встретят там своего нового жителя и чем наполнят его  дни, зависит многое в жизни ребёнка. В первую очередь двери детского сада открываются для мам и  пап, которые присматривают уютное гнёздышко, где любимое чадо проведёт много насыщенных впечатлениями  дней.

 

Помимо оснащённости и  технических условий, вдумчивых  родителей интересуют образовательные  программы, по которым работает ДОУ. Сейчас уже можно выбрать из спектра  интересных и полезных систем наиболее соответствующую вашим пожеланиям.

 

Множество детских садов  в наше время работают по традиционной "Программе воспитания и обучения в детском саду", созданной  коллективом авторов под руководством М.А. Васильевой. Выбор продиктован  тем, что эта проверенная временем программа предлагает научно-обоснованные и отработанные методики. Кроме того, она обновлена и дополнена  в соответствии с требованиями современности  на основе актуальных теоретических  и практических достижений отечественной, а также зарубежной педагогики. Сочетание  фундаментальных исследований с  инновационными технологиями образования позволило реализовать в этой программе комплексный подход к развитию ребёнка в сегодняшних условиях и заложить основу формирования разностороннего человека.

 

Опираясь на основной принцип - развивающее обучение, авторы построили  цельную и гармоничную систему, помогающую растить ребёнка от колыбели до школы. В основе программы М.А. Васильевой лежит тезис о том, что развитие ребенка возможно только при правильной организации процесса обучения. Под обучением авторы понимают приобщение к основным слагаемым  человеческой культуры: представлению, знанию, морали, искусству, труду. Поэтому  педагоги ДОУ, работающего «по Васильевой», в равной мере уделяют внимание физическому, нравственному и эстетическому  развитию малыша, а также формированию у него таких свойств личности, как: любознательность, отзывчивость, инициативность, креативность. При  этом в программе М.А. Васильевой использован принцип культуросообразности, то есть учёта национальных традиций и ценностных ориентиров. Поэтому  малыш легче усваивает принятые в обществе нормы и правила. А  благодаря тому, что игры, занятия  и упражнения подобраны в соответствии с возрастными особенностями, дети быстрее и легче усваивают  новые знания и перенимают навыки. Результатом такого всестороннего  развития становится создание прочного базиса личности ребенка.

 

Чтобы программа плодотворно  «работала», воспитатели стремятся  поддерживать в детском саду благоприятный  микроклимат. Он просто необходим для  полноценного проживания ребёнком важного  возрастного периода, отвечающего  за формирование базовых качеств  личности. Предлагая воспитаннику различные  виды деятельности: игровую, учебную, двигательную, трудовую и художественную, педагог  стремится раскрыть в ребёнке  многогранные способности и качественно  их развивать.

 

Для этого в программу  М.А. Васильевой включены подробные  сценарии детских праздников, описания развлечений, программы досуговых  кружков и материалы для проверки знаний и умений ребенка. Такой методический комплекс помогает педагогам индивидуально  подходить к воспитанию каждого  малыша, его потребностям и возможностям, грамотно построить стратегию развития каждого ребенка. Воспитатель создаёт  необходимые условия, ситуации, способствующие развитию нужных качеств и навыков, не забывая об индивидуальных интересах  и наклонностях ребёнка и заботясь об эмоциональном благополучии и  здоровье.

 

Продуктивность данной системы  поддерживается:

 

общностью подходов к воспитанию семьи и детского сада;

 

преемственностью образовательной  деятельности ДОУ и школы;

 

творческой организацией разнообразных занятий.

 

Ребёнок, занимающийся по программе  М.А. Васильевой, получает объёмное и  качественное развитие, включающее аспекты  физического, умственного, нравственного, художественно-эстетического и трудового  воспитания. Грамотно сочетая все  элементы, педагог осуществляет идею «обучения с рождения», основанную на «Конвенции о правах ребёнка» и  закреплённую в докладе Юнеско «Образование для всех».

 

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения необходимость  раннего развития - оно даёт старт  дальнейшему совершенствованию  способностей ребёнка. Прекрасную возможность  осуществить всестороннее и своевременное  развитие даёт "Программа воспитания и обучения в детском саду" М. А. Васильевой, эффективно используемая в большинстве детских садов  в 2010 году.

 

Программа "Радуга"

 

Авторы: Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик, Е.В. Солошева и др.

 

Цели:

 

.Сохранять здоровье детей  и формировать привычку здорового  образа жизни. 

 

.Обеспечить своевременное  и полноценное физическое и  психическое развитие детей. 

 

.Обеспечить каждому ребенку  радостное и содержательное проживание  периода дошкольного детства. 

 

В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни  ребёнка является решающим для становления  определённых психических новообразований. Педагогическая работа, строится на основе теоретических позиций о ведущей  роли деятельности в психическом  развитии ребенка и становлении  его личности. Создание специальных  условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения.

Информация о работе Воображение в учебной деятельности школьника