Воображение в учебной деятельности школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 22:02, реферат

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать проблему эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста и отобрать средства, способствующие эмоциональному развитию младших дошкольников.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 68.52 Кб (Скачать файл)

 

Дошкольное воспитание содержит такие задачи, которые имеют не только воспитательное, но и образовательное  значение. К этим задачам надо отнести  формирование у детей правильных представлений об окружающем развитие речи, счета, приобретение навыков в  рисовании, лепке и т.д.

 

Разработано значительное число  форм и средств образовательной  работы с детьми дошкольного возраста, в том числе занятия, дидактические  игры и материалы. Каждое из этих средств  обладает различными возможностями  по отношению к воспитательно-образовательным  задачам.

 

Дошкольная педагогика избирательно подходит к средствам образовательной  работы с детьми, сообразуясь с  задачами детского сада, основанными  на требования активного руководства  развитием каждого ребенка, обеспечение  высокого уровня всестороннего развития всех детей, воспитывающихся в детском  саду.

 

Среди средств дошкольной образовательной работы обучение обладает большими преимуществами, так как  оно обеспечивает организованную обучающую  роль взрослого, что делает обучение весьма эффективным.

 

Обучение, будучи применено  к различному образовательному содержанию - ознакомлению с окружающим, формированию речи, развитию математических представлений, музыкальных способностей, развитию движений, рисованию, лепке и т.д., оказывает на детей глубокое воспитательное влияние, развивает способности, интересы: расширяет кругозор, обогащает умения и навыки в различных видах  деятельности, совершенствует внимание. Обучение дает возможность поднять развитие всех детей в группе на более высокий уровень, содействует в значительной мере смягчению неравномерности развития детей, наблюдающейся в практике.

 

В процессе обучения и под  его непосредственным влиянием у  детей формируется учебная деятельность - способность ребенка производить  умственную работу определенного направления  и в связи с этим слушать  и слышать, смотреть и видеть, воспринимать и познавать. Это первые шаги в  развитии способности учиться [23].Учебная  деятельность вносит значительные изменения  в поведение ребенка. Он становится более собранным, легче откликается  на слово взрослого, привыкает выслушивать  подробности. Становится более внимательным. И все это сообщает поведению  детей организованный характер и  делает их более воспитанными.

 

Обучение обладает большим  воспитательным воздействием также  и потому, что оно обеспечивает детям посильные для них движения вперед, дает возможность достичь  определенного результата и пережить удовлетворение от работы. А это  стимулирует формирование детских  интересов, воли, характера.

 

Всякое обучение имеет  общие черты. Вместе с тем эти  общие черты конкретизируются для  каждой возрастной ступени своеобразно. Такими общими чертами является то, что:

 

а) обучение ведется по дидактическим  правилам, основанным на психологических  закономерностях, преследует задачи сообщения знаний, овладения умениями;

 

б) обучение опирается на обучающую роль взрослого (учителя, воспитателя);

 

в) обучение носит организованный характер: имеет определенную программу  и форму организации детей.

 

В целях планомерного и  систематического влияния воспитателя  на всех детей в группе обучение в детском саду строится как организованный процесс и протекает в форме  занятий с группой детей определенного  возраста.

 

В планомерном развитии процесса обучения на занятиях заключаются большие  воспитательные возможности формирования у детей знаний, умений, воспитания организованных форм поведения, внимательности, умственной активности.

 

Процесс обучения на занятиях позволяет воспитателю равномерно работать со всеми детьми в группе, осуществляя определенную программу. Главная роль в обучении отводится  занятиям.

 

Занятия - это форма организации  обучения в детском саду. Они обязательны  для всех дошкольников: для них  определено программное содержание, отведено постоянное время в режиме дня, установлена определенная продолжительность. Занятия проходят при руководящей  роли воспитателя, который сообщает детям новые знания, уточняет и  систематизирует имеющиеся, организует практическую деятельность, в ходе которой дети упрочивают полученные знания и овладевают разнообразными умениями и навыками. Содержание учебного материала постепенно усложняется. На занятиях используется материал окружающей жизни, давая в известной последовательности знания о природе и людях, навыки счета, рисования, конструирования, пения, движения.

 

Так как решающая роль на занятии принадлежит личному  влиянию воспитателя на детей, то оно требует от воспитателя глубокого  знания психологии ребенка, умелого  согласования своего воздействия с  особенностями детского развития. От взрослого требуется очень хорошее  овладение разнообразной деятельностью (рисование, ритмические движения, пение, умение наблюдать и т.д.), поскольку обучение ребенка происходит на образцах личного примера воспитателя.

 

В методическом отношении  на занятиях используются дидактические  материалы и пособия, разработанные  с учетом задач и возрастных особенностей детей (красочность, динамичность и  т. д.). Дидактические игры, игровые  задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность.

 

В дошкольном учреждении проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию элементарных математических представлений, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, физкультурное, музыкальное, человековедение, валеология, этика и эстетика и тренинги.

 

Обучение основано на воспитании произвольного активного внимания, умении активно действовать, достигать  результатов в своих действиях - все это требует от детей известного умственного и физического напряжения. Правильно установленная мера такой  работы возможна только тогда, когда  обучение ведется в форме дидактически целесообразных занятий.

 

Имея дело с детьми дошкольного  возраста, нервная система которых  находится в периоде формирования необходимо проявлять величайшую заботливость в отношении правильной учебной  нагрузки детей.

 

Важным вопросом поэтому является установление времени занятий, их места в общем режиме, длительности, частоты и регулярности.

 

Рассматривая обучение как  систему постоянно повторяющихся  воздействий на ребенка, образующих у него определенные дидактический  стереотип, необходимо особо требовательно  подходить не только к отдельным  элементам процесса обучения, но и  к организации строгой периодичности  занятий, правильного чередования  с играми, нормирование их определенным временем. Это требование важно соблюдать  как в дидактических целях, так  и для формирования у ребенка  таких качеств, как собранность, организованность [23].

 

Занятия, как форма организации  обучения призвана обслуживать разнообразное  его содержание. Сделано это может  быть только при условии достаточной  гибкости этой формы и соответствия ее содержанию. Так как принципом  нашего обучения является работа со всей группой одновременно, то и занятия  по своей организации должны отвечать этому требованию.

 

Анализируя организацию  педагогического процесса в дошкольном учреждении можно отметить следующее:

 

В организации педагогического  процесса в дошкольном учреждении большое  значение имеет проблема своеобразия  учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.

 

Разработано значительное число  форм и средств учебной работы с дошкольниками, в том числе  занятия, дидактические игры, дидактические  материалы.

 

Учебные занятия в дошкольных учреждениях имеют свою специфику:

 

.имеют большое значение  для подготовки детей к школе;  дети овладевают навыками учебной  деятельности, становятся более  собранными, организованными;

 

.на занятиях развивается  устойчивое внимание, сосредоточенность,  способность к волевым усилиям;

 

.при систематическом проведении  занятий формируются познавательные  интересы;

 

.при совместной работе  на занятиях дети влияют друг  на друга - это способствует  созданию дружного детского коллектива  и формирует умение жить и  работать в нем.

 

Таким образом, анализ теоретических  исследований свидетельствует о  том, что в психолого-педагогической литературе накоплен значительный материал по проблеме развития эмоциональной  сферы дошкольников. Под младшим  дошкольным возрастом мы понимаем благодатный  период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Младший  дошкольник очень впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию  себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

 

Мы придерживаемся мнения А.Н. Леонтьева, что эмоциональное  развитие - это целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом  их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных  отношений, усвоением культурных ценностей. Специфика эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста позволяет нам вывести понятие эмоционального развития младших дошкольников. Эмоциональное развитие младших дошкольников - это целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей младшего дошкольного возраста, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

 

 

.2Психолого-педагогические  средства эмоционального развития  дошкольников

 

 

Средства - это предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач [13]. К средствам эмоционального развития детей следует отнести развивающую  среду, игру, музыку, детское художественное творчество, художественную литературу.

 

В «Концепции дошкольного  воспитания» говорится о том, что искусство, эмоционально - образное по своей природе, является уникальным средством развития эмоциональной  сферы дошкольников, формирования ценностного  отношения к окружающему их миру [9].

 

Предметная среда детства  развивающая - система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного  и физического облика. Обогащенная  среда развития предполагает единство социальных, в том числе предметных и природных средств обеспечения  разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной развивающей  среды являются архитектурно-ландшафтные  и природные объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и компьютерные средства воспитания и обучения. Оснащение  воспитательно-образовательного процесса должно находиться в прямой зависимости  от содержания воспитания, возраста, опыта  и уровня развития детей и их деятельности.

 

Развивающая среда имеет  свою специфику в учреждениях  образования разных типов: яслях, детских  садах, общеобразовательных школах, внешкольных учреждениях (игротеках, оздоровительных летних лагерях, детских  досуговых, в том числе видео - и компьютерных центрах микрорайона, города, села), а также в реабилитационных учебных заведениях для детей  с дефектами физического, психического и социального развития. Система  П. с. д. р. в образовательных учреждениях  должна соотноситься с условиями  семьи, жилого массива микрорайона. Архитектурно-планировочное решение дошкольных и внешкольных учреждений, школ, дворов, парков, детских центров должно предусматривать создание условий для совместной деятельности детей разного возраста и разного уровня овладения той или иной деятельностью, учитывать местные этнопсихологические, культурно-исторические и природно-климатические условия. Исходное требование к предметной среде - ее развивающий характер. Она должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития.

 

Проектирование предметно-развивающей  среды детского учреждения требует  учета психологами, педагогами и  дизайнерами особенностей развивающейся  деятельности ребенка. Каждый ее компонент  должен отвечать принципу функционального  комфорта и основным положениям эргономики развития детской деятельности. Вместе с тем, игровая, спортивная, бытовая, природная среды должны быть безусловно комфортны на уровне их функциональной надежности и безопасности. Необходимое требование также - обеспечение соотносимости составных элементов среды с макро - и микропространством деятельности детей. Предметно-развивающая среда является не только объектом и средством деятельности ребенка, но и носителем культуры педагогического процесса, облагораживает труд педагога, предоставляет ему возможности проявления творчества, служит поддержанию его личностного профессионального самоуважения и воспитанности людей.

 

Одним из действенных средств  развития эмоциональной сферы дошкольников является музыка - искусство эмоциональное  по самому своему содержанию. Исследователями  в области педагогики, психологии, музыкознания Б.В. Асафьевым, Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготским, доказана взаимосвязь  и взаимозависимость прогрессивных  изменений личности и музыкально - эмоционального развития. Необходимость  приобщения ребёнка к миру музыкальной  культуры, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского.

Информация о работе Воображение в учебной деятельности школьника