Воспитание ребенка в неполной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:08, отчет по практике

Описание работы

Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи. В качестве иллюстраций к своим утверждениям они приводят многочисленные примеры воспитания прекрасных (зачастую выдающихся) людей, выросших без отца.

Содержание работы

1. Паспорт образовательного учреждения стр. 3
2. Анализ научной литературы стр. 8
3. Психодиагностическая программа стр. 27
4. Эмпирические данные с использованием методов математической обработки,
представленные графически
стр.
5. Вывод стр.
6. Самоанализ стр.
7. Список литературы стр.
8. Приложение

Файлы: 1 файл

Практика нов.docx

— 148.67 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Томский государственный  педагогический университет»

(ТГПУ)

 

 

 

ОТЧЕТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Ф.И.О. обучающегося _______________________________________________

Направление подготовки ____________________________________________

Профиль подготовки  _______________________________________________

Факультет _________________________________________________________

Курс ____________________ Группа __________________________________

Место прохождения практики _____________________________________________________________________________________________________________________ г.______________

Врем прохождения практики _________________________________________

Факультетский руководитель _________________________________________

 

 

 

 

 

 

Томск 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт образовательного учреждения

стр. 3

2.

Анализ научной литературы

стр. 8

3.

Психодиагностическая программа

стр. 27

4.

Эмпирические данные с  использованием методов математической обработки, представленные графически

стр.

5.

Вывод

стр.

6.

Самоанализ

стр.

7.

Список литературы

стр.

8.

Приложение

стр.


 

1. ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Показатель

Характеристика

Полное наименование образовательного учреждения

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение  высшего профессионального образования  «Томский государственный педагогический университет».

Полный адрес (индекс, адрес, телефон учреждения)

634041, г. Томск, Комсомольский проспект , дом 75; ул. Киевская 60. Номера телефонов прямого доступа на внутренних абонентов: 52-17-67;  52-17-73. Способ дозвона: 52-17-67 +кнопка (*-tone) +внутренний номер 
Телефон прямого доступа 8 уч. Корпуса: 62-17-46+(*tone) +внутренний номер.

Дата создания учреждения

ВУЗ учрежден 1 июля 1902 года Министерством народного просвещения  как учительский институт в городе Томске.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждения

Лицензия на право ведения образовательной деятельности; Свидетельство о государственной аккредитации; Устав ТГПУ; Стратегический план развития Томского государственного университета на 2011-2015 год.

Направления деятельности учреждения

Научная деятельность (направление  исследований, конференции, диссертационные  советы, докторантура, аспирантура); Международная  деятельность (информация о зарубежных партнерах, научных школах, конференциях); Социальная деятельность (профсоюзы  студентов и сотрудников ТГПУ, социальные проекты).

Источники финансирования учреждения

Федеральный бюджет, Приносящая доход деятельность (от платных образовательных  услуг (студенты), от оказания санаторно-курортных  услуг, за выполнение фундаментальных  научных исследований, за выполнение прикладных научных исследований, организация  и проведение общественно-значимых мероприятий в сфере образования  и науки, за проведение физкультурно-спортивных мероприятий для обучающихся и т. д)

Контингент обучающихся учреждения

На 01.10.2008 г. очной формы обучения составлял 3898 человек, очно - заочной (вечерней) – 90 человек, контингент заочной формы - 9029 человек.

Количество обучающихся в учреждении

На начало 2010-2011 учебного года в университете контингент студентов  составлял более 10 тысяч человек.

Число сотрудников учреждения

На 1 января 2011 года общая  численность сотрудников составила 465 человек, из них в штате – 407 человек, из общего числа преподавателей 328 человек с ученой степенью и/или  ученым званием, в том числе 63 человека с ученой степенью доктора наук и/или  профессора. В профессорско-преподавательском  составе 2 члена Российской академии наук, 5 членов Российской академии образования, 1 член Российской академии сельскохозяйственных наук.

Инновационная деятельность учреждения

В 2004 году в университете создан офис коммерциализации образовательных  и научно-технических разработок и услуг, в задачи которого входит широкое внедрение в практику наработок ученых вуза и управление интеллектуальной собственностью. В университете создан Международный Информационный Центр (МИЦ), который курирует вопросы планирования и координации международной деятельности университета. В настоящее время ТГПУ ведет крупные работы по разработке и апробации в пилотных субъектах РФ пакета свободного программного обеспечения (ПСПО)

Состав психологической  службы учреждения

На базе ТГПУ существует Центр Консультирования (ЦК). Руководство  деятельностью осуществляет директор, который назначается приказом ректора. Директор контролирует соблюдение прав, исполнение должностных обязанностей и ответственность подчиненных  ему работников согласно соответствующим  должностным инструкциям, представляет ЦК ТГПУ в отношениях с третьими лицами в пределах своих должностных  полномочий.

Взаимодействия с другими  учреждениями (организациями)

Установлены партнерские  отношения с такими влиятельными международными организациями как  Департамент образования Совета Европы, Институт исследований и переподготовки ООН (UNITAR), ДААД, Институт им. Гете, IREX, Альянс Франсез, Британский совет, Fulbright, Американские советы по международному образованию, Немецкая служба академических обменов, Голландский институт, Фонд Карнеги и другие.успешно развивается сотрудничество с университетами Республики Польша – Вроцлавским, Опольским и Краковским университетами. В последние годы активно развивается сотрудничество с университетами Японии – Хиросимским университетом и Университетом Очаномицу, Токио. На базе ТГПУ открыт единственный в стране Информационный киоск Хиросимского офиса Института исследований и переподготовки ООН (УНИТАР).

Награды учреждения

В 2009 году Томский государственный  педагогический университет стал лауреатом  конкурса "Сто лучших вузов России".

Ректор ТГПУ, Валерий Владимирович Обухов, признан ректором года, а  педагогическому университету вручили  золотую медаль "Европейское качество", также ТГПУ получил 2 диплома лауреата конкурса в номинациях: "Научная  школа" и "Лидер международной  деятельности".

Согласно рейтингу российских ВУЗов по научным достижениям, подготовленному  в 2009 году агентством РейтОР, Томский государственный педагогический университет занимает 12 место среди всех университетов России.

Рейтинг научной и публикационной активности российских университетов  за 2010 год, подготовленному НИУ "Высшая школа экономики" показал, что Томский государственный педагогический университет занимает 13 место среди всех ВУЗов России.

Согласно рейтингу научно-исследовательских  организаций мира по цитируемости публикаций от Корпорации Microsoft ТГПУ по физике занимает 5 место среди всех университетов России.

В Национальном рейтинге ВУЗов  РФ за 2010 год, в категории «педагогические, гуманитарные и лингвистические  вузы» России Томский государственный  педагогический университет занимает общее 2 место с 99 баллами, уступив  только РГПУ имени А.И. Герцена (100 баллов). По научным исследованиям в данном рейтинге ТГПУ занимает 1 место.

В 2011 году профессор Томского государственного педагогического  университета Сергей Дмитриевич Одинцов  включен в рейтинг 10 самых известных  российских учёных по данным издания  Forbes. По данным американской научной информационной базы SPIRES профессор Одинцов является одним из наиболее цитируемых ученых мира (число ссылок на его работы превышает 16 тысяч).


 

2. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Определение понятия “неполная семья”.

Родительский дом для  ребенка — первая, главная и  ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает  фундамент человеческих качеств. И  чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или  неполной.

Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием  ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи [1]. В качестве иллюстраций к своим утверждениям они приводят многочисленные примеры воспитания прекрасных (зачастую выдающихся) людей, выросших без отца.

Несомненно, каждая из этих точек зрения может быть в одинаковой степени и принята, и опровергнута другими примерами, которыми изобилует жизнь.

Не любая полная семья  является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все  же, наличие в семье обоих родителей  помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его  психического здоровья. На это неоднократно указывали и указывают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, отмечается определенная статистическая связь между воспитанием  детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака больше у супругов, которые воспитывались в неполной семье [1].

 В неполной семье  для будущих супругов отсутствует  главное — пример брачных отношений.  Поэтому отсутствует для детей  — будущих супругов и родителей  — определенная возможность формирования  культуры чувств, отношений, характерных  для взаимоотношений мужа и  жены. Будущие мужья, воспитывающиеся  без отца, нередко усваивают женский  тип поведения или же у них  формируется искаженное представление  о мужском поведении как агрессивном,  резком, жестоком. А у будущих  жен, выросших без отца, хуже  формируются представления об  идеале будущего супруга, в  семейной жизни им значительно  труднее адекватно понимать мужа  и сыновей. Поэтому в таких  семьях заведомо больше причин  для конфликтов, разводов [3].

Неполной называется такая  семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими  несовершеннолетними детьми.

В большинстве случаев  образуется в результате развода  родителей и рождения женщиной детей  вне брака (каждый десятый ребёнок  рождён вне брака). В ряду причин, обусловивших распад семьи, далеко не последнее место занимают сексуальные  расстройства [4]. По мнению сексологов, сексуальная неудовлетворённость  служит основанием для половины разводов. Большая часть разведённых супругов также отмечает неудовлетворённость  физической стороной их жизни.

Воспитательные возможности  в неполной семье ограничены: затрудняется контроль и надзор за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться  с разными вариантами семейных отношений, и влечёт за собой односторонний  характер психического развития. Это  связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого  человека, которым можно было бы подражать в будущем. Мальчик, получивший "охранное" материнское воспитание, нередко лишён необходимых мужских черт: твёрдости характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности. Девочке общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым - обеднённым или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям. Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье.

Так же есть функционально  неполные семьи. В этой категории  двое родителей, но профессиональные или  другие причины оставляют им мало времени для семьи. Общение с  детьми обычно оказывается возможным  только по выходным дням, да и в эти  дни ограничивается несколькими  часами.

Более того, некоторые родители вообще забывают о своих воспитательных функциях. Заботясь об экономическом  благополучии своих детей, отец/мать чаще всего, достаточно редко находятся  в семье, и, тем самым ребенок  растет либо только с матерью, либо только с отцом.

 

2. Типы неполных семей и причины их образования.

Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного  рождения ребенка, смерти одного из родителей  или раздельного их проживания. В  связи с этим различают следующие  разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием  ребенка, выделяют: материнские и  отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую – мать (отец) с  ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную – мать (отец) с одним или несколькими  детьми и другими родственниками.   Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей [4].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осиротевшая неполная семья  – образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека – это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способы сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи.

Неполная разведенная  семья – семья в которой родители по какой-то причине на захотели или не смогли жить вместе. Ребенок, выросший в такой семье, получает психологическую травму, обуславливает появления чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому естественны желание, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений между отцом и матерью.

Внебрачная семья (мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу каких либо обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она страстно любила и др. причины.

 

3. Проблемы, возникающие в неполных семьях.

В последнее время значительно  сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина – мать, воспитывающая  ребенка без отца, сама должна нести  ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду  испытывают неполные семьи, в которых  растут дети с отклонениями от нормы  в физическом или нервно - психическом развитии, а тем более дети – инвалиды. Если ребенок – инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие.

Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют  женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор  и формирования поведения оказывает  материальная ответственность [1, 4]. Многие женщины считают воспитание и  уход за детьми своим главным предназначением  и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время  материальное благополучие и нередко  занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода  за ребенком, и он предоставлен самому себе.

Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически  не имеет достаточно времени для  воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе.

Среди проблем неполных семей  особенно остро стоит проблема ее функционирования как института  воспитания и социализации детей. Правы  те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов.

Специфический образ жизни  семьи с одним родителем ощутимо  отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье  может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских  неполных семьях мальчики не видят  примера мужского поведения в  семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного  представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца [4]. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено  отсутствием второго родителя. Это  влияет и на социализацию воспитывающихся  в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых  функциях женщины, жены, матери. Дети, воспитывающиеся  в моно родительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины  и женщины в семье, что негативно  влияет на их социализацию в целом  и на подготовленность к будущей  семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации  детей со своими родителями одним  из основных критериев эффективности  семейного воспитания. При этом ребенок  выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей.  Осуществление  этой составляющей воспитательного  процесса в неполной семье деформируется  в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам  добавляются отсутствие материнской  ласки, без которой воспитание детей  тоже не может быть полноценным.

В рамках воспитательной деятельности одному родителю сложно осуществить  полноценный контроль над ребенком, и, в целом, влиять на его поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье: «отец + мать + дети»; основная причина - чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания [8].

Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними  детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п. [2].

Информация о работе Воспитание ребенка в неполной семье