Воспитание ребенка в неполной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:08, отчет по практике

Описание работы

Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи. В качестве иллюстраций к своим утверждениям они приводят многочисленные примеры воспитания прекрасных (зачастую выдающихся) людей, выросших без отца.

Содержание работы

1. Паспорт образовательного учреждения стр. 3
2. Анализ научной литературы стр. 8
3. Психодиагностическая программа стр. 27
4. Эмпирические данные с использованием методов математической обработки,
представленные графически
стр.
5. Вывод стр.
6. Самоанализ стр.
7. Список литературы стр.
8. Приложение

Файлы: 1 файл

Практика нов.docx

— 148.67 Кб (Скачать файл)

Характерное проявление ВК – выражение недовольства воспитательными  методами другого супруга. При этом легко обнаруживается, что каждого  интересует не столько то, как воспитывать  ребенка, сколько то, кто прав в  воспитательных спорах. Шкала ВК отражает типичные высказывания «строгой» стороны. Это связано с тем, что именно «строгая» сторона, как правило, является инициатором обращения  к врачу или медицинскому психологу.

13. Сдвиг в установках  родителя по отношению к ребенку  в зависимости от него.

Шкала предпочтения мужских  качеств – ПМК и шкала предпочтения женских качеств – ПЖК. Обусловливаемые  нарушения воспитания – потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение.

Нередко отношение родителя к ребенку обусловливается не действительными особенностями  ребенка, а такими чертами, которые  родитель приписывает его полу, т.е. «вообще мужчинам» или «вообще  женщинам». Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается  неосознаваемое неприятие ребенка  мужского пола. В таком случае приходится сталкиваться со стереотипными суждениями о мужчинах вообще: «Мужчины в основном грубы, неопрятны. Они легко поддаются  животным побуждениям, агрессивны и  чрезмерно сексуальны, склонны к  алкоголизму. Любой же человек, будь то мужчина или женщина, должен стремиться к противоположным качествам – быть нежным, деликатным, опрятным, сдержанным в чувствах». Именно такие качества родитель с ПЖК видит в женщинах. Примером проявления установки ПЖК может служить отец, видящий массу недостатков в сыне и считающий, что таковы же и все его сверстники. В то же время этот отец «без ума» от младшей сестры мальчика, так как находит у нее одни достоинства. Под влиянием ПЖК в отношении ребенка мужского пола в данном случае формируется тип воспитания «эмоциональное отвержение». Возможен противоположный перекос с выраженной антифеминисткой установкой, пренебрежением к матери ребенка, его сестрам. В этих условиях по отношению к мальчику может сформироваться воспитание по типу «потворствующая гиперпротекция».

 

Тест-опросник родительского  отношения (ОРО) Варга А. Я., Столин В. В

Описание

Авторами методики являются Я. А. Варга, В. В. Столин.

В данной методике родительское отношение понимается как система  разнообразных чувств и поступков  взрослых людей по отношению к  детям. С психологической точки  зрения родительское отношение –  это педагогическая социальная установка  по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный  и поведенческий компоненты. Все  они в той или иной степени  оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

Тест-опросник ориентирован на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и обращения с ними.

Валидность опросника определялась методом известных групп. По Т-критерию вычислялась дискриминативность факторов экспериментальной группы во всех выборках. Из пяти факторов четыре оказались дискриминативными, то есть значимо различали выборки между собой. Таким образом, показано, что предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей. Кроме того, была проведена факторизация данных по испытуемым с последующим "Варимакс" вращением значимых факторов. Она показала совпадение априорных и эмпирических групп; в результате факторизации выявилась группа субъективно благополучных родителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждают валидность опросника.

Опросник включает 61 вопрос каждый из которых ориентирован на одну из пяти шкал.

 

Описание шкал

1. Шкала "Принятие  — отвержение ребенка". Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

2. Шкала "Кооперация"- социально желательный образ родительского отношения. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.·

3."Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т. к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. Шкала "Контроль" ("Авторитарная гиперсоциализация") - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка, характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. Шкала "Отношение к неудачам ребенка" ("Маленький неудачник") - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем, показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его не успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

 

 

 

 

Обработка и интерпретация.

На сегодняшний день существует два варианта обработки и, соответственно, интерпретации данных.

Первый вариант  обработки [Рогов, 1999; Тест родительского  отношения, 2001]

Ключ

Шкала 1. "Принятие-отвержение": 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

Шкала 2. "Образ  социальной желательности поведения": 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

Шкала 3. "Симбиоз": 1, 5 ,7 ,28, 32, 41, 58.

Шкала 4. "Авторитарная гиперсоциализация": 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

Шкала 5. "Маленький  неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

При подсчёте тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ  "верно".

Соотношение процентилей и сырых баллов по шкалам.

1. Шкала "Принятие / отвержение ребенка"

балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

процент

0

0

0

0

0

0.63

3.79

12.02

31.01

53.79

68.35

77.21

балл

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

процент

84.17

88.60

90.50

92.40

93.67

94.30

95.50

97.46

98.10

98.73

98.73

99.36

балл

25

26

27

28

29

30

31

32

       

процент

100

100

100

100

100

100

100

100

       

 

2. Шкала "Кооперация"

балл

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

процент

1.57

3.46

5.67

7.88

9.77

12.29

19.22

31.19

48.82

80.93


 

 

3. Шкала "Симбиоз"

балл

0

1

2

3

4

5

6

7

процент

4.72

19.53

39.06

57.96

74.97

86.63

92.93

96.65


 

4. Шкала "Контроль"

балл

0

1

2

3

4

5

6

процент

4.41

13.86

32.13

53.87

69.30

83.79

95.76


 

5. Шкала "Отношение  к неудачам ребенка"

балл

0

1

2

3

4

5

6

7

процент

14.55

45.57

70.25

84.81

93.04

96.83

99.37

100


 

Интепретация

Высокий тестовый балл по соответствующим  шкалам интепретируется как отвержение, социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы приведены  выше в виде таблиц процентильных  рангов тестовых баллов = 160

 

Второй вариант  обработки и интерпретации [Немов, 2001]

За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов.

Ключ

1. Шкала "Принятие / отвержение ребенка": 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51,-52, 53, 55, 56, 60.

2. Шкала "Кооперация": 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

3. Шкала "Симбиоз": 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.

4. Шкала "Контроль": 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

5. Шкала "Отношение  к неудачам ребенка": 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

Интерпретация

Высокие баллы свидетельствуют  о значительной развитости указанных  выше видов родительских отношений, а низкие баллы — о том, что  они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и  интерпретация полученных данных производятся следующим образом.

Шкала "Принятие / Отвержение"

Высокие баллы  по шкале (от 24 до 33) – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, симпатизирует ему, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы  по шкале (от 0 до 8) – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Взрослый также не доверяет ребенку и не уважает его, низко оценивает способности ребенка и нередко своим отношением третирует его. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Шкала "Кооперация"

Высокие баллы  по шкале (6-7 баллов)– являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Низкие баллы  поданной шкале (1-2 балла) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Информация о работе Воспитание ребенка в неполной семье