Воспитание ребенка в неполной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:08, отчет по практике

Описание работы

Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи. В качестве иллюстраций к своим утверждениям они приводят многочисленные примеры воспитания прекрасных (зачастую выдающихся) людей, выросших без отца.

Содержание работы

1. Паспорт образовательного учреждения стр. 3
2. Анализ научной литературы стр. 8
3. Психодиагностическая программа стр. 27
4. Эмпирические данные с использованием методов математической обработки,
представленные графически
стр.
5. Вывод стр.
6. Самоанализ стр.
7. Список литературы стр.
8. Приложение

Файлы: 1 файл

Практика нов.docx

— 148.67 Кб (Скачать файл)

3. Количество и качество  требований к ребенку в семье 

Требования к ребенку  – неотъемлемая часть воспитательного  процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, т.е. в тех заданиях, которые он выполняет, – учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи. Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенок не должен делать. Наконец, невыполнение требований ребенком может повлечь применение санкций со стороны родителей – от мягкого осуждения до суровых наказаний.

Требования-обязанности  – это перечень повседневных обязанностей ребенка по отношению к себе и по отношению к другим членам семьи.

—Чрезмерность требований-обязанностей. Именно это качество лежит в основе типа негармоничного воспитания «повышенная моральная ответственность». Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психотравматизации.

—Недостаточность  требований-обязанностей ребенка. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому.

—Требования-запреты, т.е. указания на то, что ребенку нельзя делать, определяют прежде всего степень его самостоятельности, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возможны две степени отклонения: чрезмерность и недостаточность требований-запретов.

—Чрезмерность требований-запретов. Такой подход может лежать в основе типа негармонического воспитания – «доминирующая гиперпротекция». В этой ситуации ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных детей и подростков такое воспитание форсирует реакции оппозиции и эмансипации, у менее стеничных предопределяет развитие черт сензитивной и тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, к которым может привести хотя бы незначительное нарушение запретов; а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка.

—Недостаточность  требований-запретов к ребенку. В этом случае ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят, или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа личности у подростка и особенно неустойчивого типа.

4. Строгость санкций (наказаний)  за нарушение требований ребенком

—Чрезмерность санкций (тип воспитания «жесткое обращение»). Для родителей характерны приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания родителей отражают их убеждение в полезности для детей и подростков максимальной строгости.

—Минимальность  санкций. Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

5. Неустойчивость стиля воспитания.

Под таким воспитанием  мы понимаем резкую смену стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и  затем, наоборот, переход от значительного  внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями.

Неустойчивость стиля  воспитания, по мнению К. Леонгарда, содействует формированию таких черт характера, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях детей и подростков с отклонениями характера.

Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в  воспитании ребенка, однако недооценивают  размах и частоту этих колебаний.

6. Расширение сферы родительских чувств.

Обусловливаемое нарушение  воспитания – повышенная протекция (потворствующая или доминирующая).

Данный источник нарушения  воспитания возникает чаще всего  тогда, когда супружеские отношения  между родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными: супруга нет – смерть, развод, либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании несоответствие характеров, эмоциональная холодность и др.). Нередко при этом мать, реже – отец, сами того четко не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позже подросток стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Родители хотят, чтобы он удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в психологических отношениях супругов, – потребность во взаимной исключительной привязанности, частично – эротические потребности.

Мать нередко отказывается от вполне реальной возможности повторного замужества. Появляется стремление отдать ребенку (подростку) – чаще противоположного пола – «все чувства, всю любовь». В детстве стимулируется эротическое  отношение к родителям – ревность, детская влюбленность. Когда ребенок  достигает подросткового возраста, у родителя возникает страх перед  самостоятельностью подростка. Появляется стремление удержать его с помощью  потворствующей или доминирующей гиперпротекции.

Стремление к расширению сферы родительских чувств за счет включения эротических потребностей в отношения матери и ребенка, как правило, ею не осознается. Эта  психологическая установка проявляется  косвенно, в частности в высказываниях, что ей никто не нужен, кроме сына, и в характерном противопоставлении идеализированных ею собственных отношений  с сыном не удовлетворяющим ее отношениям с мужем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще они предъявляют ее в виде многочисленных придирок к ним.

7. Предпочтение в подростке детских качеств.

Обусловливаемое нарушение  воспитания – потворствующая гиперпротекция. В этом случае у родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Для таких родителей подросток все еще маленький. Нередко они открыто признают, что маленькие дети вообще им нравятся больше, что с большими не так интересно. Страх или нежелание повзросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (он имел младшего брата или сестру, на которых в свое время переместилась любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст воспринимался как несчастье).

Рассматривая подростка  как «еще маленького», родители снижают  уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, тем самым стимулируя развитие психического инфантилизма.

8. Воспитательная неуверенность родителя

Обусловливаемое нарушение  воспитания – потворствующая гиперпротекция либо просто пониженный уровень требований. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать «слабым местом» личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком (подростком) в пользу последнего. Родитель «идет на поводу» у ребенка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его же мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его «слабое место» и добивается для себя в этой ситуации «минимум требований – максимум прав». Типичная комбинация в такой семье – бойкий, уверенный в себе подросток (ребенок), смело выдвигающий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ним, родитель.

В одних случаях «слабое  место» обусловлено психастеническими  чертами личности родителя. В других – определенную роль в формировании этой особенности могли сыграть  отношения родителя с его собственными родителями. В определенных условиях дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детях ту же требовательность и эгоцентричность, испытывают по отношению к ним то же чувство «неоплатного должника», что испытывали ранее по отношению к собственным родителям.

Характерная черта высказываний таких родителей – признание  ими массы ошибок, совершенных  в воспитании. Они боятся упрямства, сопротивления своих детей и  находят довольно много поводов уступить им.

9. Фобия утраты ребенка.

Обусловливаемое нарушение  воспитания – потворствующая или доминирующая гиперпротекция. «Слабое место» – повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности и т.д.

Один источник таких переживаний  родителей коренится в истории  появления ребенка на свет – его  долго ждали, обращения к врачам-гинекологам  ничего не давали, родился хрупким  и болезненным, с большим трудом удалось его выходить и т.д.

Еще один источник – перенесенные ребенком тяжелые заболевания, если они были длительными. Отношение  родителей к ребенку или подростку  формировалось под воздействием страха утраты его. Этот страх заставляет родителей тревожно прислушиваться к любым пожеланиям ребенка и  спешить удовлетворить их (потворствующая гиперпротекция), в других случаях – мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция).

В типичных высказываниях  родителей отражена их ипохондрическая  боязнь за ребенка: они находят у  него множество болезненных проявлений, свежи воспоминания о прошлых, даже отдаленных во времени переживаниях по поводу здоровья подростка.

10. Неразвитость родительских чувств.

Обусловливаемые нарушения  воспитания – гипопротекция, эмоциональное  отвержение, жестокое обращение.

Адекватное воспитание детей  и подростков возможно лишь тогда, когда  родителями движут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реализовать себя» в детях, «продолжить себя».

Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречается у  родителей подростков с отклонениями личностного развития. Однако это  явление очень редко ими осознается, а еще реже признается как таковое. Внешне оно проявляется в нежелании  иметь Дело с ребенком (подростком), в плохой переносимости его общества, поверхностности интереса к его  делам. Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое время  не испытал родительского тепла.

Другой причиной НРЧ могут  быть личностные особенности родителя, например выраженная шизоидность.

Замечено, что родительские чувства нередко значительно  слабее развиты у очень молодых  родителей, имея тенденцию усиливаться  с возрастом (пример любящих бабушек и дедушек).

При относительно благоприятных  условиях жизни семьи НРЧ обусловливает  тип воспитания «гипопротекция»  и особенно «эмоциональное отвержение». При трудных, напряженных, конфликтных  отношениях в семье на ребенка  часто перекладывается значительная доля родительских обязанностей –  тип воспитания «повышенная моральная  ответственность» – либо к нему возникает раздражительно-враждебное отношение.

Типичные высказывания родителей  содержат жалобы на то, насколько утомительны  родительские обязанности, сожаление, что эти обязанности отрывают их от чего-то более важного и  интересного. Для женщин с неразвитым родительским чувством довольно характерны эмансипационные устремления и  желание любым путем «устроить свою жизнь».

11. Проекция на ребенка  (подростка) собственных нежелательных качеств.

Обусловливаемые нарушения  воспитания – эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке  родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в  самом себе. Это могут быть: агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, те или иные склонности, негативизм, протестные реакции, несдержанность и т.д. Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми, качествами ребенка, родитель (чаще всего – отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с не желаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него данного качества нет.

Родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями ребенка, о  мерах и наказаниях, которые они  в связи с этим применяют. В  высказываниях родителя сквозит  неверие в ребенка, нередки инквизиторские интонации; характерным стремлением  является выявить в любом поступке «истинную», т.е. плохую, причину. В качестве таковой чаще всего выступают  качества, с которыми родитель неосознаваемо борется.

12. Вынесение конфликта  между супругами в сферу воспитания.

Обусловливаемые нарушения  воспитания – противоречивый тип  воспитания – соединение потворствующей гиперпротекции одного родителя с отверженцем либо доминирующей гиперпротекцией другого.

Конфликтность во взаимоотношениях между супругами – частое явление  даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превращается в  «поле битвы» конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность  наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». При этом разница  во мнениях родителей чаще всего  бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными  требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен «жалеть» ребенка, идти у него на поводу.

Информация о работе Воспитание ребенка в неполной семье