Воспитание ребенка в неполной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:08, отчет по практике

Описание работы

Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи. В качестве иллюстраций к своим утверждениям они приводят многочисленные примеры воспитания прекрасных (зачастую выдающихся) людей, выросших без отца.

Содержание работы

1. Паспорт образовательного учреждения стр. 3
2. Анализ научной литературы стр. 8
3. Психодиагностическая программа стр. 27
4. Эмпирические данные с использованием методов математической обработки,
представленные графически
стр.
5. Вывод стр.
6. Самоанализ стр.
7. Список литературы стр.
8. Приложение

Файлы: 1 файл

Практика нов.docx

— 148.67 Кб (Скачать файл)

Рост неполных семей непосредственно  связан со сферой брачно-семейных отношений:

-изменение моральных  норм в области взаимоотношений  полов;

-распространение добрачных  связей;

-изменение традиционных  ролей (семейных) мужчины и женщины;

-утрата семьей своей  производственной функции;

-неподготовленность молодежи  к браку;

-завышенные требования  по отношению к брачному партнеру;

- алкоголизм и наркомания.

Воспитание детей в  неполной семье обладает рядом особенностей:

Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки [5]. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.

Немаловажно и то, что  в отсутствие одного из родителей  ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения  своего пола. Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности  на ближайшем примере наблюдать  особенности мужского поведения  и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную  материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. (Установлено, что большинство лиц  гомосексуальной ориентации выросли  в неполных семьях.)

Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно  является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности.

Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь "ради детей", зачастую приносят напрасную жертву [7].

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных  трудностей, но тем не менее обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.

4. Детско-родительские отношения  в неполных семьях.

Семейные взаимоотношения  рассматриваются через призму восприятия ребенком окружающего мира. Поведение  ребенка и его личностные характеристики определяются не только реальными условиями  семейной жизни, но и их восприятием, степенью внутренней активности ребенка.

Существует распространенное мнение, что мать в семье создает  эмоциональный климат, от которого в большой степени зависит  душевное благополучие ребенка, а отец играет роль в нормировании мира ребенка, в образовании системы ценностей, основных этических оценок, а также  картины самого себя. А дети, растущие без отца или при его неадекватном влиянии, нередко "хромают" в межличностном общении - как со своим, так и с противоположным полом [16].

Образ отца чрезвычайно важен  для психического развития мальчиков: при его отсутствии ребенку недостает  того, в чем выражаются особенности  мужской психики; это ведет к  снижению социальной активности, способствует инфантилизму.

Без сомнения, трудно воспитать  мальчика без папы, не "навесив" на него проблемы своего одинокого  сердца и не заставляя играть роль взрослого мужчины. Нелегко и  дочке привить уважение и снисходительность  к мужскому полу, если она видит  мужчин только на улице и по телевизору. И тем не менее трудно не значит невозможно. Биологические часы тикают, и если вы проехали мимо станции "муж", это не причина, чтобы оставаться и без детей. Замуж можно выйти и в семьдесят, а вот детей после наступления менопаузы уже не родишь [16].

Бытует мнение, что воспитание детей не требует специальных  знаний, что навыки воспитания приходят сами собой. В какой-то мере это действительно  так, обходились же люди на протяжении столетий без знаний педагогики, психологии, опираясь на здравый смысл и житейский  опыт. Но с другой стороны, житейский  опыт и здравый смысл являются источником некоторых распространенных заблуждений относительно процесса развития и воспитания ребенка. Например, ребенок - это “маленький взрослый”, его развитие подчинено тем же закономерностям, что и взрослых, и нужно только некоторое время (а при желании это время  можно и сократить), чтобы “маленький взрослый” превратился в “большого  взрослого”. Другая распространенная иллюзия - проблемы и трудности в  развитии возникают внезапно и вдруг, как будто у ребенка не было истории развития, и так словно все предыдущие отношения ребенка  и его родителей не имеют никакого отношения к настоящему. Но ребенок  совсем не “маленький взрослый”, и  он обладает своими детскими особенностями  души, совершенно не похожими на особенности души взрослых людей, и в отличии от развития взрослых, влияние родителей на процесс развития ребенка является определяющим. Развитие ребенка подчиняется своим закономерностям, так же отличным от закономерностей развития взрослого человека.

Каждая стадия развития ребенка  отличается своими возрастными задачами (которые решаются им, конечно же, не в умственном плане, а на эмоциональном  уровне), и каждая стадия служит фундаментом  для последующих. Например, до 1,5 лет ребенок решает задачу доверия - недоверия окружающему миру, и решает он ее через общение с близкими взрослыми (прежде всего родителями). Ключевая роль на этой стадии принадлежит матери ребенка, которая через свои тепло, заботу и уход формирует у ребенка чувство доверия к миру. На следующей стадии (1,5 - 4г.) постепенно прогрессирующая независимость ребенка (он уже может передвигаться ползком, позже шагом, развивается речь, способность совершать различные действия с разными предметами) позволят ему перейти к решению второй жизненной задачи - обретению самостоятельности. Если же близкие взрослые сверх требовательны к ребенку или, наоборот, стремятся делать за ребенка даже то, что он может делать сам, развитие может принять негативную форму - формирование чувства неуверенности в себе, стыдливость. За этой стадией следует период (4-6 лет), когда ребенок овладевает различными социальными ролями, сам ставит себе цели и прилагает усилия к их достижению, активно фантазирует. В целом, данный возраст можно назвать возрастом игры - ребенок охотно экспериментирует с разными ролями, примеривает их на себе и других, либо отказывается от этого и утверждается в какой-то одной роли, например, “плохой”/ “хороший” мальчик/ девочка, демонстрируя это всем окружающим и ожидая соответствующей их реакции похвалы/ порицания. Данный возрастной период сменяется стадией (6-11 лет), возрастная задача которой заключается в освоении ребенком различных умений, в том числе и умения учится, так как в этот период постепенно формируются произвольность (способность управлять своим поведением), готовность к усвоению знаний, стремление делать все хорошо и стремление к соревновательности. Как итог формируется чувство умелости, компетентности, а при негативном варианте развития - чувство неполноценности. И как бы родителям и близким не хотелось ускорить процесс развития ребенка, и какими бы благими намерениями это не обосновывалось - невозможно ускорить процесс роста и развития ребенка. Это требует времени и не возможно заставить ребенка расти быстрее. Ему необходимо забота, любовь и еще больше - терпение родителей. И в силах родителей создать благоприятный климат для полноценного развития своего ребенка [17].

5. Содержание ребенка в неполной семье

Одной из основных функций  семьи является материальное обеспечение  потребностей тех ее членов, которые  сами не могут себя материально обеспечить. Поэтому закон о семье исходит  из требований: все члены семьи  должны взаимно, согласно своим способностям и возможностям, помогать друг другу, обеспечивая необходимый материальный и культурный уровень семьи.

В области гражданских  взаимоотношений одним из самых  значительных является долг родителей  материально обеспечивать своих  детей. В условиях нормальной жизни  семьи ее экономическая деятельность протекает обычно планомерно. Родители постоянно заботятся о своих  детях, кормят, одевают их, обеспечивают жильем, то есть, говоря юридическим  языком, выполняют свои родительские обязанности. В данном случае речь идет о нормальном способе выполнения своих обязанностей по содержанию детей, который наиболее распространен и с точки зрения интересов детей является самым желательным.

Совершенно иная ситуация возникает в семье, в которой  родители расторгли брак и не живут  вместе. В неполной семье, особенно в первое время после развода, очень часто серьезно нарушается материальное обеспечение.

Если родители не в состоянии  решить после развода денежный вопрос, то они обращаются в суд, который  принимает решение относительно родительских обязанностей по содержанию детей. Производится определение суммы, которую выплачивает, например, отец своей бывшей супруге на содержание ребенка. Разумеется, что отец, несмотря на то, что он не живет с ребенком, обязан постоянно заботиться о нем.

Алименты помогают матери несовершеннолетнего ребенка удовлетворять  его жизненные потребности. Очень  важно, чтобы это обеспечение  было равномерным.

Забота о несовершеннолетнем ребенке, его правильном воспитании и материальном обеспечении необходима для того, чтобы молодое поколение  росло здоровым и образованным, способным принести максимальную пользу обществу.

Потребности личности формируются  равномерно, в соответствии с жизнью общества технически и культурно  развитой страны. Дети должны воспитываться  и готовиться к жизни так, чтобы  они смогли в будущем стать  полноправными, полезными членами  нашего общества.

За воспитание детей, формирование их личности в первую очередь перед  обществом отвечают родители. Таким  образом, в понятие «содержание» закон вкладывает не только сумму  денег, необходимую для пропитания ребенка.

Закон предусматривает все  потребности ребенка, когда определяет размер алиментов. Сюда входят и все  те необходимые потребности, без  которых нельзя себе представить жизнь культурного человека. Однако мера этих потребностей различна. Например, потребности маленького ребенка, наверное, значительно меньше, чем подростка.

Необходимо, далее, учитывать  здоровье ребенка, его физическое и  психическое развитие, индивидуальные способности, склонности, интересы, подготовку к будущей профессии и т. п. Рассмотрение данного вопроса в  таком широком масштабе обусловлено  еще и тем, что ребенок живет  в конкретных общественных условиях. Воспитывающему родителю чадо, помимо всего прочего, думать об организации  отдыха ребенка, об удовлетворении его  культурных потребностей, о занятиях вне школы, о дальнейшем его образовании  и т. д. Однако удовлетворение многих потребностей требует материальных средств. Нередко ребенок из неполной семьи получает помощь из общественных средств.

О потребностях ребенка нельзя судить изолированно, без учета его  индивидуального характера. Необходимо также принимать во внимание возможности  родителей. Определенное значение при  этом имеет уровень жизни ребенка  до развода родителей.

На практике при определении  потребностей несовершеннолетнего  ребенка обычно рассматривается  экономическое положение родителей, так как оно является отражением их жизненного уровня. Если способности  и возможности, например, отца довольно ограниченны, то и алименты, которые  он платит ребенку, обеспечат удовлетворение лишь минимальных потребностей ребенка. Это может ограничивать его развитие. Следовательно, способности и возможности  родителей влияют на разностороннее формирование личности ребенка. Однако в судебной практике наблюдается  стремление к определенному ограничению  средств при определении алиментов, так как они призваны служить совершенно конкретной цели. Их размеры не должны выходить за рамки повседневных потребностей ребенка, которые необходимы ему для всестороннего развития, для нормальной жизни культурного человека в современном обществе.

Следующий вопрос, на который  советуем обратить внимание, имеет  отношение непосредственно к  родителям. Что в интересующей нас  ситуации называют способностями и  возможностями родителей? Мы не будем  рассматривать все стороны такого субъективного качества человека, как  способности. Прежде всего, обратимся  к способности трудиться. Она  имеет очень широкий смысл. Однако в развитом обществе люди обладают не только общей способностью трудиться, но еще и индивидуальными качествами в виде знаний, умений, навыков, отвечающих требованиям определенной специализированной профессии. Эти люди занимаются такой  деятельностью, которая дает им возможность  удовлетворять свои духовные и материальные потребности. Эту способность люди приобретают с помощью, прежде всего  профессиональной подготовки.

Что такое возможности  родителей? Это категория объективная. Способности можно применить  только в рамках определенных возможностей. В нашем обществе обеспечивается гармония интересов личности и общества, то есть каждый человек может реализовать  свои индивидуальные способности в  рамках общественных возможностей. Несмотря на эти условия, иногда могут возникнуть определенные противоречия. Во-первых, может случиться, что человек, имея способности к определенной профессии, не имеет объективной возможности  для их реализации, так как утратил  субъективные возможности (например, в  результате инвалидности). Частичная  или полная реализация собственных  возможностей может зависеть от разных обстоятельств. С этим положением необходимо считаться судебным органам при  рассмотрении вопроса о содержании ребенка родителем, обязанным платить  алименты.

Информация о работе Воспитание ребенка в неполной семье