Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:08, отчет по практике
Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи. В качестве иллюстраций к своим утверждениям они приводят многочисленные примеры воспитания прекрасных (зачастую выдающихся) людей, выросших без отца.
1. Паспорт образовательного учреждения стр. 3
2. Анализ научной литературы стр. 8
3. Психодиагностическая программа стр. 27
4. Эмпирические данные с использованием методов математической обработки,
представленные графически
стр.
5. Вывод стр.
6. Самоанализ стр.
7. Список литературы стр.
8. Приложение
Шкала "Симбиоз"
Высокие баллы
по шкале (6-7 баллов) – достаточны для того, чтобы
сделать вывод о том, что данный взрослый
человек родитель стремится к симбиотическим
отношениям с ребенком, не устанавливает
психологическую дистанцию между собой
и ребенком, старается всегда быть ближе
к нему, удовлетворять его основные разумные
потребности, оградить от неприятностей.
Родитель постоянно ощущает тревогу за
ребенка, ребенок ему кажется маленьким,
беззащитным. Тревога родителя повышается,
когда ребенок начинает автономизироваться
в силу обстоятельств, так как по своей
воле родитель не предоставляет ребенку
самостоятельности практически никогда.
Низкие баллы по
шкале (1-2 балла) – являются признаком
того, что взрослый, напротив, устанавливает
значительную психологическую дистанцию
между собой и ребенком, мало заботится
о нем. Вряд ли такой взрослый может быть
хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Шкала "Контроль"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.
Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.
Шкала "Отношение к неудачам ребенка"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Низкие баллы по шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.
Инструкция «Отвечая на вопросы методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
6. Я уважаю своего ребенка.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто мне неприятен.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
39. Основная причина капризов моего ребенка — это эгоизм, лень и упрямство.
40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
41. Самое главное — чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
46. Мой ребенок часто меня раздражает.
47. Воспитание ребенка — это сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.
4. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ ГРАФИЧЕСКИ.
Свое исследование я решила начать с опросника Эйдемиллера «Анализ семейных взаимоотношений».
В опросе участвовало 10 неполных семей, добровольно согласившихся участвовать в опросе. Среди которых 5 разведенных, 3 осиротевших, 2 внебрачных семей. В 6 семьях воспитываются дочери. В одной из десяти опрошенных семей дочь воспитывается отцом.
Шкала |
с. 1 |
с. 2 |
с. 3 |
с. 4 |
с. 5 |
с. 6 |
с. 7 |
с. 8 |
с. 9 |
с. 10 |
ДЗ |
Г+ |
3 |
10 |
5 |
2 |
5 |
2 |
5 |
5 |
6 |
10 |
7 |
Г- |
7 |
5 |
0 |
5 |
8 |
4 |
1 |
8 |
3 |
5 |
8 |
У+ |
4 |
8 |
6 |
3 |
6 |
3 |
6 |
6 |
3 |
7 |
8 |
У- |
0 |
1 |
1 |
0 |
3 |
0 |
1 |
3 |
2 |
1 |
4 |
Т+ |
3 |
3 |
1 |
4 |
5 |
4 |
0 |
5 |
4 |
3 |
4 |
Т- |
2 |
1 |
2 |
0 |
1 |
0 |
2 |
1 |
2 |
1 |
4 |
З+ |
2 |
3 |
2 |
2 |
4 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
З- |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
3 |
С+ |
2 |
1 |
0 |
1 |
5 |
1 |
0 |
5 |
1 |
1 |
4 |
С- |
5 |
5 |
5 |
3 |
2 |
3 |
5 |
2 |
2 |
5 |
4 |
Н |
3 |
4 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
4 |
5 |
РРЧ |
4 |
8 |
2 |
4 |
3 |
4 |
2 |
3 |
4 |
8 |
6 |
ПДК |
0 |
1 |
1 |
1 |
5 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
4 |
ВН |
3 |
3 |
5 |
2 |
4 |
2 |
5 |
4 |
2 |
3 |
5 |
ФУ |
3 |
3 |
1 |
0 |
6 |
0 |
1 |
6 |
2 |
2 |
6 |
НРЧ |
1 |
3 |
0 |
3 |
3 |
3 |
0 |
3 |
0 |
4 |
7 |
ПНК |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 |
1 |
0 |
4 |
ВК |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
4 |
ПЖК |
3 |
4 |
1 |
0 |
3 |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
4 |
ПМК |
3 |
4 |
32 |
5 |
3 |
5 |
1 |
3 |
1 |
4 |
4 |
В опросе участвовало 10 неполных семей, добровольно согласившихся участвовать в опросе. Среди которых 5 разведенных, 3 осиротевших, 2 внебрачных семей. В 6 семьях воспитываются дочери. В одной из десяти опрошенных семей дочь воспитывается отцом.
Проанализировав результаты опроса выяснилось, что нарушений в воспитании детей в опрошенных неполных семьях не наблюдается. Однако во всех опрошенных семьях низкий балл по шкале «Отношение к неудачам ребенка». Это свидетельствует о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.
Шк. 1 |
Шк. 2 |
Шк. 3 |
Шк. 4 |
Шк. 5 | |
Семья 1 |
10 |
2 |
4 |
1 |
1 |
Семья 2 |
9 |
3 |
4 |
3 |
1 |
Семья 3 |
9 |
7 |
5 |
4 |
1 |
Семья 4 |
18 |
6 |
3 |
3 |
1 |
Семья 5 |
10 |
6 |
5 |
5 |
1 |
Семья 6 |
18 |
5 |
3 |
3 |
1 |
Семья 7 |
9 |
7 |
3 |
4 |
1 |
Семья 8 |
10 |
6 |
5 |
5 |
1 |
Семья 9 |
7 |
4 |
7 |
6 |
1 |
Семья 10 |
7 |
5 |
4 |
4 |
1 |
Ср. знач. |
10,7 |
5,1 |
4,3 |
3,8 |
1,0 |
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.