Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:08, отчет по практике
Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи. В качестве иллюстраций к своим утверждениям они приводят многочисленные примеры воспитания прекрасных (зачастую выдающихся) людей, выросших без отца.
1. Паспорт образовательного учреждения стр. 3
2. Анализ научной литературы стр. 8
3. Психодиагностическая программа стр. 27
4. Эмпирические данные с использованием методов математической обработки,
представленные графически
стр.
5. Вывод стр.
6. Самоанализ стр.
7. Список литературы стр.
8. Приложение
Например, у отца есть определенная квалификация. Несмотря на то, что имеются вакантные места для занятия должности по профессии, он выполняет неквалифицированную и менее оплачиваемую работу. Другой пример. Отец работает по специальности (получает сдельно), но выполняет свои обязанности настолько небрежно, что имеет за это низкую заработную плату. А характер его работы, при условии качественного ее выполнения, позволяет человеку иметь и более высокий заработок. Следовательно, этот отец предоставляет своему ребенку значительно меньшие возможности для развития. Поэтому суд, решая вопрос о содержании ребенка, должен внимательно изучать соотношение способностей и возможностей оставившего семью отца. При этом учитывается служебное положение отца, его заработок, материальное положение.
Чтобы с полной ответственностью
проанализировать способности и
возможности родителя, обязанного платить
на ребенка алименты, и вынести
решение, суд должен иметь конкретные
основания. Как правило, прежде всего,
изучаются сведения о заработке
родителей. В том случае, когда
наблюдается значительная неустойчивость
заработка в течение года, например,
из-за сезонного характера работы
или неравномерной и
некоторой части премии за
работу в течение определенного
времени), необходимо получить соответствующую
информацию о заработке за длительный
период (например, за целый год). Эти
сведения должны охватывать всю сумму
средств, заработанную родителем, обязанным
платить алименты. Необходимо исходить
из того, что под понятием «заработная
плата» понимается основная заработная
плата, премии, прибавки, предоставляемые
трудящемуся за выполнение трудового
задания и участие в выполнении
экономических показателей
За последние годы возросло число людей, которые работают по трудовым соглашениям, находя применение своим способностям в нескольких профессиях. В такой ситуации при определении размера алиментов суд должен исходить из суммы всех доходов родителя. Такой же порядок распространяется на родителя, работающего постоянно по своей специальности, но, кроме того, имеющего дополнительный доход из авторских гонораров.
Необходимо обратить внимание на то, что суд не имеет права принуждать родителя, обязанного платить алименты, работать по совместительству или заниматься другой деятельностью, чтобы усилить материальную помощь детям.
Для родителя, получающего пенсионное обеспечение (например, военная пенсия), но продолжающего работать, также определяется общая сумма всех доходов, то есть учитываются средства из социального обеспечения и заработная плата.
Может ли суд прийти к
такому заключению: способности и
возможности родителя, обязанного платить
алименты, не существуют? Такое положение
бывает в исключительных случаях, тогда,
когда, например, отец ребенка еще
не способен на какую-либо деятельность,
обеспечивающую его материально. На
практике иногда бывает очень важно
определить то время, начиная с которого
можно требовать от этого отца
выполнения обязанности по содержанию
своего ребенка. Несомненно, они возникнут
не раньше, чем человек станет способен
содержать самого себя. Если, например,
будет доказано, что отец ребенка
серьезно готовится к своей будущей
профессии и по этой причине неспособен
содержать даже себя, то на него временно
не возлагается обязанность
Из всех видов гражданских обязанностей человека одним из самых важных с общественной точки зрения является долг по обеспечению детей. При этом необходимо исходить из принципа равного положения для всех детей одного и того же родителя. При решении простых случаев, как правило, трудности почти не возникают. Например, необходимо определить размеры алиментов отцу, имеющему детей только от одной жены. Гораздо сложнее ситуация, когда отец имеет нескольких детей от разных браков. Здесь необходимо взвесить возможности матери того ребенка, на содержание которого определяются алименты. Суд должен учитывать конкретные условия жизни всех несовершеннолетних детей одного отца.
Если суд определил
платить алименты на содержание ребенка
отцу, покинувшему семью, то он должен
добровольно подчиниться
В нашей стране законом
предусматривается несколько
В современном обществе дети окружены большим вниманием и заботой. Государство берет на себя расходы на образование и медицинское обслуживание детей, на их воспитание во многих детских учреждениях. Многим семьям предоставляются определенные льготы для воспитания детей. Общество оказывает материальную помощь и, многодетным семьям. Существует много видов государственной помощи, например стипендии, пенсии сиротам, надбавки к зарплате на воспитание детей, особенно в семьях е минимальной заработной платой у родителей.
Закон о семье принимает
также во внимание материальное обеспечение
детей, о которых родители не проявляют
соответствующей заботы. Обычной
причиной такого положения в семье
является безответственность тех лиц,
которые обязаны содержать
Пособие на содержание детей выплачивается из государственных средств и является одним из видов материальной помощи, способствующей благоприятному развитию детей. Такую помощь государство может оказывать единовременно или в течение какого-то периода. Предоставление пособия на содержание ребенка рассматривает специальная комиссия, которая выясняет причины возникшей ситуации.
При рассмотрении каждого
конкретного случая, прежде всего, обращают
внимание на возраст ребенка, его
здоровье, на материальное положение
лиц, обязанных его содержать, на
безвозмездную помощь третьих лиц
(родственников, знакомых). Если комиссия
найдет причину для предоставления
пособия действительно
3. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
Целью данного исследования является выявление нарушений воспитания детей в неполных семьях. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
1. Определить, каким образом родители воспитывают ребенка в семье с помощью методики Эйдемиллера Э. Г.;
2. Выяснить, почему родители неполных семей воспитывают своих детей таким образом;
3. Диагностировать и определить ошибки в воспитании ребенка в неполной семье;
5. Сделать анализ результатов проведенного исследования.
Объектом исследования являются неполные семьи.
Предметом исследования являются принципы и способы воспитания ребенка в неполной семье.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез.
Проанализировав научную литературу на данную тему, была составлена и реализована психодиагностическая программа.
Были использованы опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса и тест-опросник родительского отношения (ОРО) Варга А. Я. и Столина В. В.
Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса.
Описание
Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) позволяет определить, каким образом родители воспитывают ребенка в семье. Авторы методики - Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкис В.В. Тест "Анализ семейных взаимоотношений" предназначен для изучения влияния родителей в воспитании ребенка или подростка и поиска ошибок в родительском воспитании. Методика "Анализ семейных взаимоотношений" позволяет диагностировать нежелательное, некорректное влияние членов семьи друг на друга, нарушения при выполнении ролей в семье и помехи для ее целостности.
Описание методики. Опросник АСВ включает 130 утверждений, касающихся воспитания детей. В него заложены 20 шкал. Первые 11 шкал отражают основные стили семейного воспитания; 12,13, 17 и 18-я шкалы позволяют получить представление о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, 14-я и 15-я шкалы демонстрируют особенности функционирования системы взаимных влияний, 16, 19-я и 20-я шкалы — работу механизмов семейной интеграции.
Дополнительная двадцать первая шкала построена А. Л. Лихтарниковым и измеряет асоциальность отношений в семье. Шкала создана методом контрастных групп: рассматривались пункты опросника АСВ, имеющие значимые различия по Т-критерию с уровнем значимости не хуже 0,01 на выборках а) здоровых семей; б) семей с ребенком, совершившим правонарушение и находящимся на учете в ИДН. Высокие значения шкалы асоциальных отношений в семье получают конфликтные семьи, где нет взаимопонимания между родителями и между родителями и ребенком, родители не знают, чем ребенок занят и не доверяют ему, предоставляют его самому себе, иногда непредсказуемо наказывают, манипулируют им, настраивая ребенка против другого супруга. Эта шкала могла бы быть иначе названа шкалой простых жестоких игр.
Обработка
Бланк регистрации ответов составлен так, что номера ответов, относящиеся к одной шкале, расположены в одной строке (правда, для некоторых шкал таких строк две — вверху и внизу). В крайнем правом столбце указаны сокращенные названия шкал. Справа от сокращенного названия шкал указано диагностическое значение для каждой шкалы.
Для подсчета баллов по каждой
шкале необходимо подсчитать число
обведенных в соответствующей строке
номеров. Если названия шкал подчеркнуты,
то к результату необходимо прибавить
число баллов по дополнительной шкале,
которая находится в нижней части
бланка и обозначена теми же буквами.
Если число баллов достигает или
превышает диагностическое
При обнаружении нескольких особенностей (отклонений) воспитания следует обратиться к Таблице «Диагностика типов негармоничного (патологизирующего) семейного воспитания» [приложение 1.] для установления конкретного, присутствующего в воспитательном поведении данного родителя типа семейного воспитания.
Интерпретация
Описание шкал
Дадим описание шкал опросника АСВ, которые предназначены для диагностики типов негармоничного воспитания.
1. Уровень протекции в процессе воспитания
Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители при воспитании ребенка. Наблюдаются два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).
—Гиперпротекция. При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни. Типичные высказывания таких родителей использованы при разработке настоящей шкалы.
—Гипопротекция. Ситуация, при которой ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки», родителю «не до него». Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.
2. Степень удовлетворения потребностей ребенка
Речь идет о том, в какой
мере деятельность родителей нацелена
на удовлетворение потребностей ребенка,
как материально-бытовых (в питании,
одежде, предметах развлечения), так
и духовных – прежде всего в
общении с родителями, в их любви
и внимании. Данная черта семейного
воспитания принципиально отличается
от уровня протекции, поскольку характеризует
не меру занятости родителей
—Потворствование. О потворствовании мы говорим в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка. Они «балуют» его. Любое его желание – для них закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией, – «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего был сам лишен в свое время родителями, что ребенок растет без отца и т.д. При потворствовании родители бессознательно проецируют на детей свои ранее не удовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий.
—Игнорирование потребностей ребенка. Данный стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.