Восприятие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:54, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы подчеркивается тем, что многие изменившиеся обстоятельства в жизни общества, в частности, в социально-экономическом плане, вызывают необходимость пересматривать старые и вырабатывать новые культурологические принципы и подходы к эстетическому развитию. Цель данной работы - представить и обосновать принципы и подходы воздействия уроков изобразительного искусства на эстетическое восприятие детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты развития восприятия в детей младшего школьного возраста.
1.1.Восприятие как предмет научного исследования.
1.2. Особенности эстетического восприятия.
1.2 Эстетическое восприятие детей младшего школьного возраста.
2.Урок изобразительного искусства как средство формирования и развития эстетического восприятия детей младшего школьного возраста
2.1.Методы, условия и средства развития эстетического восприятия на уроках изобразительного искусства.
3. Экспериментальное исследование развития эстетического восприятия средствами искусства.
3.1. Диагностика уровня сформированности эстетического восприятия детей младшего школьного возраста.
3.2 Система мероприятий по развитию эстетического восприятия на уроках изобразительного искусства.
3.3.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по восприятию.doc

— 366.00 Кб (Скачать файл)

 

2.1. Методы, условия и средства развития эстетического восприятия на уроках изобразительного искусства.

1.5 Основные методы обучения детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного  искусства как средства развития эстетического восприятия

Методы обучения изобразительному имеют специфические черты, обусловленные познавательной деятельностью младших школьников:

  1. характером технических процессов и трудовых операций;
  2. развитием политехнического мышления, технических способностей;
  3. формированием обобщающих политехнических знаний и умений.

Учитель начальных классов  должен отдавать преимущество методам, которые делают работу активной и  интересной, вносят элементы игры и занимательности, проблемности и творчества. 

Общий принцип отбора методов - находить такие методы и приемы, которые  бы поддерживали у детей желание  создавать «произведения искусства», своими руками (рисовать, мастерить, украшать), учувствовать в художественной деятельности разных видов. Для развития эстетического восприятия  полезны творческие задания, они и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Восприятие ребенком действительности выразится в движении кисти по мольберту или альбомному листу, в том, что он создал. В рисунке ребенка учитель наблюдает, как школьник реализует восприятие цвета, формы, движения, насколько это адекватно его возрастным особенностям и своевременному психическому развитию. Восприятие в младшем школьном возрасте довольно условно и базируется на тех установках, которые дают взрослые. При показе репродукций наблюдаются такие реакции, как нравится – не нравится, без объяснений «почему». Потому и нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследования предметов, описание. В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.

   Педагоги   предлагают  использовать  такие  методы, которые  стимулируют   детскую   деятельность   по   активному   восприятию: заинтересовывают  детей  сюжетом художественного произведения,  художественными   приемами, используемыми  автором.   В   процессе   первичного   восприятия   в   целях формирования в  сознании  школьников  более  ярких  образов,  общей  картины произведения  он  предлагает   привлекать   исторический   материал   эпохи, дополнительные сведения  об  авторе  произведения  искусства,  процессе  его создания. Это достигается краткими рассказами на уроках изобразительного искусства перед обозначением основной тематики урока. Например, при изучении пейзажа можно рассказать о художниках-пейзажистах, продемонстрировать репродукции картин, а затем рассказать об особенностях изображения пейзажа. В рамках  внеклассных  и  домашних  занятий  предлагается  дать  детям задания  по  отысканию  исторического  материала,  характеризующего   время, в котором жил художник.     Выполнение исследовательских   заданий   по   сбору   фактов,    касающихся    создания произведения, обсуждение с детьми спорных мест в  произведении, непонятных ситуаций и терминов — все эти приемы  активизируют  восприятие,  делают  его более глубоким и полным,  порождают  устойчивый  интерес,  создают  реальную основу для дальнейшей работы над художественным произведением    

В  педагогической  практике  предлагается  привлекать  и  опыт  личных отношений ребенка. Давать, например, творческие  задания  по  сопоставлению, сравнению  переживаний,  возникающих  в   процессе  рассматривания репродукций картин, с  переживаниями,  психическими  состояниями,  рождающимися  в жизненных ситуациях. Следует отметить, что учителя в процессе урока  предоставляют    ребятам     возможность     творческого     воспроизведения художественного произведения или  его  частей  в  собственной  деятельности, чтобы  выяснить  стало  ли  произведение   искусства   духовным   достоянием школьника. На   уроках   изобразительного   искусства    в   качестве дополнительного  задания  педагоги советуют   использовать   словесное описание сюжета, основной идеи, оценку  композиции,  средств  художественной выразительности. Также могут  даваться  творческие задания  по  подбору  музыкального  материала,  созвучного  основным   идеям произведения искусства слова или визуального образа.   Если учащиеся владеют исполнительскими  навыками,  они  могут  получить задание импровизировать на ту или иную тему.  Все  это  в  комплексе  решает важнейшую педагогическую  задачу:  осуществление  в  единстве  глубокого  и всестороннего усвоения детьми идеи и  художественных  образов  произведения, получение  учителем  обратной  информации  о  глубине   усвоения   учащимися.

 После того, как  в сознании ребенка  воссоздана  художественная  картина  жизни   во  всей   сложности,   противоречивости   и многообразии  образов,  возникает   необходимость   ее   научного   анализа.  Постижение  ребенком произведения  искусства с помощью анализа,    можно организовать двумя путями. Первый состоит в том, чтобы школьник  сделал  самостоятельную  попытку теоретического осмысления художественного явления. В  различных  формах  ему даются задания: написать рецензию,  подготовить  доклад,  выступить  в  ходе обсуждения,   составить   критический   обзор,   вскрыть    основную    идею произведения, описать сюжетную линию, показать основные черты героев и  дать оценку их  действий.  В  задания  включаются  требования  выделить  основные художественные приемы, которыми  пользуется  художник,  оценить  своеобразие его  индивидуального  дарования,  манеру  его   письма,   стиля   изложения, особенностей видения мира и человека Сам  школьник  не  всегда  сможет  разобраться   в   сложных теоретических вопросах, даже если воспользуется консультацией  и  справочной литературой. Однако  педагогические  выгоды  именно  такого  начала  анализа художественного  произведения  состоят  в  том,  что  ребенок  знакомится  с широким  кругом  вопросов,  осознает,  как  много  нужно   работать,   чтобы проникнуть в тайну произведения искусства. У  него  возникнет  и  разовьется интерес и желание глубокого творческого освоения искусства. Второй путь научного постижения художественного произведения состоит  в том,  чтобы  школьник  приступил   к   творческому   освоению   литературно- художественной  критики. В этом ему помогут энциклопедические сведения о художниках, книги, альбомы.

Важно, чтобы имена  и идеи знатоков искусства   стали  известны школьникам  так  же  хорошо,  как  имена  композиторов,  поэтов,  писателей, режиссеров  и  актеров.   Это   позволит   более   эффективно   использовать воспитательный потенциал критики, поставить процесс анализа художественного произведения  на  подлинно  научную основу.  Такой подход  к   делу   даст возможность учащемуся сопоставить свои   оценки,   суждения   с   научно- аналитическими  выводами  специалистов,  увидеть свои  недостатки,  принять оценки критика или полемизировать с ним.      Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно программы по предметам художественного цикла, а в особенности уроки изобразительного искусства  ставят  перед  собой задачи  развития эстетического восприятия  ребенка, можно сделать  вывод,  что  в  рамках школьной  программы  искусство  является  основным  средством  эстетического воспитания.  Для урока изобразительного искусства по способам деятельности учителя и учащихся, поскольку в обучении этим предметам более ясно выступают два взаимосвязанных процесса: практическая самостоятельная деятельность учащихся и руководящая роль учителя.  Соответственно и методы делятся на 2 группы:

  1. методы самостоятельной работы учащихся под руководством учителя.
  2. методы преподавания, обучения.

Методы обучения, которые определяются по источнику  полученных знаний, включают в себя 3 основных вида:

  1. словесные;
  2. наглядные;
  3. практические.

Формирование умений и навыков связано с практической деятельностью учащихся. Из этого  следует, что в основу методов  формирования умений необходимо положить вид деятельности учащихся.

По видам деятельности учащихся (классификация по типу познавательной деятельности И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина) методы подразделяются на:

      1. репродуктивные;
      2. частично-поисковые;
      3. проблемные;
      4. исследовательские;
      5. объяснительно-иллюстративные.

Все вышеперечисленные  методы относятся к методам организации учебно-познавательной деятельности (классификация Ю.К. Бабанского).

Рассматривая метод  стимулирования учебной деятельности на уроках изобразительного искусства эффективно использовать метод формирования познавательного интереса. Также не стоит забывать использовать метод контроля и самоконтроля.

Методы  организации и осуществления  учебно-познавательной деятельности - группа методов обучения, направленных на организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, выделенная Ю.К. Бабанским и включающая в себя все существующие по др. классификациям методы обучения в виде подгрупп.

 Словесные методы  обучения

Словесные методы позволяют  в кратчайший срок передать большую  по объему информацию, поставить перед  обучаемыми проблему и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

К словесным методам  обучения относят рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его усваивают.

 Наглядные методы  обучения.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

На уроке изобразительного искусства основную часть изделий учащиеся выполняют по графическим изображениям. К ним относятся:

- художественный рисунок

- реальное изображение  предмета, используется, если сам  предмет показать невозможно  по причине его отсутствия, маленьких  или больших размеров; дает возможность выявить материал и цвет (применяется на уроках художественного труда и изобразительного искусства);

- технический рисунок - графическое изображение, которое выполнено произвольно, от руки, с использованием чертежно-измерительных инструментов; все элементы конструкции передаются с приблизительным сохранением размеров и пропорций (применяется на уроках художественного труда);

- эскиз - условное отражение предмета, которое выполнено без применения чертежно-измерительных инструментов с приблизительным сохранением размеров и пропорций (применяется на уроках художественного труда и изобразительного искусства);

- чертеж - графическое изображение предмета с помощью чертежно-измерительных предметов в определенном масштабе, с точным сохранением размеров, с использованием методов параллельных пропорций, вмещает данные о размерах и форме предмета (применяется на уроках художественного труда);

- техническая карта - изображение, на котором может быть рисунок изделия, могут быть указаны инструменты, материалы и приспособления, но всегда обязательно присутствует последовательность выполнения операций и приемов работы (применяется на уроках художественного труда).

Требования  к использованию наглядных методов: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; наблюдение должно быть организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Особенностью наглядных  методов обучения является то, что  они обязательно предполагают в  той или иной мере сочетания их со словесными методами.

 Практические методы  обучения

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют  практические умения и навыки. К  практическим методам относятся  упражнения, практические работы. 

Сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений - сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем - на воспроизведение - на применение ранее усвоенного - на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации - на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию. 

Проблемные методы обучения.

Проблемный метод обучения предусматривает постановку определенных проблем, которые решаются в результате творческой и умственной деятельности учащихся. Этот метод раскрывает перед  учащимися логику научного познания; создавая проблемные ситуации, учитель побуждает учащихся строить гипотезы, рассуждения; проводя опыты и наблюдения, дает возможность опровергать или утверждать выдвинутые предположения, самостоятельно делать обоснованные выводы. При этом учитель использует объяснения, беседы, демонстрации, проведение наблюдений и опытов. Все это создает перед учащимися проблемную ситуацию, вовлекает детей в научный поиск, активизирует их мышление, вынуждает их прогнозировать и экспериментировать. Но при этом необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Информация о работе Восприятие детей