Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:54, контрольная работа
Актуальность данной темы подчеркивается тем, что многие изменившиеся обстоятельства в жизни общества, в частности, в социально-экономическом плане, вызывают необходимость пересматривать старые и вырабатывать новые культурологические принципы и подходы к эстетическому развитию. Цель данной работы - представить и обосновать принципы и подходы воздействия уроков изобразительного искусства на эстетическое восприятие детей младшего школьного возраста.
Введение
1. Теоретические аспекты развития восприятия в детей младшего школьного возраста.
1.1.Восприятие как предмет научного исследования.
1.2. Особенности эстетического восприятия.
1.2 Эстетическое восприятие детей младшего школьного возраста.
2.Урок изобразительного искусства как средство формирования и развития эстетического восприятия детей младшего школьного возраста
2.1.Методы, условия и средства развития эстетического восприятия на уроках изобразительного искусства.
3. Экспериментальное исследование развития эстетического восприятия средствами искусства.
3.1. Диагностика уровня сформированности эстетического восприятия детей младшего школьного возраста.
3.2 Система мероприятий по развитию эстетического восприятия на уроках изобразительного искусства.
3.3.
Заключение
Список литературы
2.1. Методы, условия и средства развития эстетического восприятия на уроках изобразительного искусства.
1.5 Основные методы обучения детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства как средства развития эстетического восприятия
Методы обучения изобразительному имеют специфические черты, обусловленные познавательной деятельностью младших школьников:
Учитель начальных классов должен отдавать преимущество методам, которые делают работу активной и интересной, вносят элементы игры и занимательности, проблемности и творчества.
Общий принцип отбора методов - находить
такие методы и приемы, которые
бы поддерживали у детей желание
создавать «произведения
Педагоги предлагают использовать такие методы, которые стимулируют детскую деятельность по активному восприятию: заинтересовывают детей сюжетом художественного произведения, художественными приемами, используемыми автором. В процессе первичного восприятия в целях формирования в сознании школьников более ярких образов, общей картины произведения он предлагает привлекать исторический материал эпохи, дополнительные сведения об авторе произведения искусства, процессе его создания. Это достигается краткими рассказами на уроках изобразительного искусства перед обозначением основной тематики урока. Например, при изучении пейзажа можно рассказать о художниках-пейзажистах, продемонстрировать репродукции картин, а затем рассказать об особенностях изображения пейзажа. В рамках внеклассных и домашних занятий предлагается дать детям задания по отысканию исторического материала, характеризующего время, в котором жил художник. Выполнение исследовательских заданий по сбору фактов, касающихся создания произведения, обсуждение с детьми спорных мест в произведении, непонятных ситуаций и терминов — все эти приемы активизируют восприятие, делают его более глубоким и полным, порождают устойчивый интерес, создают реальную основу для дальнейшей работы над художественным произведением
В педагогической практике предлагается привлекать и опыт личных отношений ребенка. Давать, например, творческие задания по сопоставлению, сравнению переживаний, возникающих в процессе рассматривания репродукций картин, с переживаниями, психическими состояниями, рождающимися в жизненных ситуациях. Следует отметить, что учителя в процессе урока предоставляют ребятам возможность творческого воспроизведения художественного произведения или его частей в собственной деятельности, чтобы выяснить стало ли произведение искусства духовным достоянием школьника. На уроках изобразительного искусства в качестве дополнительного задания педагоги советуют использовать словесное описание сюжета, основной идеи, оценку композиции, средств художественной выразительности. Также могут даваться творческие задания по подбору музыкального материала, созвучного основным идеям произведения искусства слова или визуального образа. Если учащиеся владеют исполнительскими навыками, они могут получить задание импровизировать на ту или иную тему. Все это в комплексе решает важнейшую педагогическую задачу: осуществление в единстве глубокого и всестороннего усвоения детьми идеи и художественных образов произведения, получение учителем обратной информации о глубине усвоения учащимися.
После того, как
в сознании ребенка
Важно, чтобы имена и идеи знатоков искусства стали известны школьникам так же хорошо, как имена композиторов, поэтов, писателей, режиссеров и актеров. Это позволит более эффективно использовать воспитательный потенциал критики, поставить процесс анализа художественного произведения на подлинно научную основу. Такой подход к делу даст возможность учащемуся сопоставить свои оценки, суждения с научно- аналитическими выводами специалистов, увидеть свои недостатки, принять оценки критика или полемизировать с ним. Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно программы по предметам художественного цикла, а в особенности уроки изобразительного искусства ставят перед собой задачи развития эстетического восприятия ребенка, можно сделать вывод, что в рамках школьной программы искусство является основным средством эстетического воспитания. Для урока изобразительного искусства по способам деятельности учителя и учащихся, поскольку в обучении этим предметам более ясно выступают два взаимосвязанных процесса: практическая самостоятельная деятельность учащихся и руководящая роль учителя. Соответственно и методы делятся на 2 группы:
Методы обучения, которые определяются по источнику полученных знаний, включают в себя 3 основных вида:
Формирование умений
и навыков связано с
По видам деятельности учащихся (классификация по типу познавательной деятельности И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина) методы подразделяются на:
Все вышеперечисленные
методы относятся к методам организаци
Рассматривая метод стимулирования учебной деятельности на уроках изобразительного искусства эффективно использовать метод формирования познавательного интереса. Также не стоит забывать использовать метод контроля и самоконтроля.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности - группа методов обучения, направленных на организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, выделенная Ю.К. Бабанским и включающая в себя все существующие по др. классификациям методы обучения в виде подгрупп.
Словесные методы обучения
Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблему и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.
К словесным методам обучения относят рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его усваивают.
Наглядные методы обучения.
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.
На уроке изобразительного искусства основную часть изделий учащиеся выполняют по графическим изображениям. К ним относятся:
- художественный рисунок
- реальное изображение предмета, используется, если сам предмет показать невозможно по причине его отсутствия, маленьких или больших размеров; дает возможность выявить материал и цвет (применяется на уроках художественного труда и изобразительного искусства);
- технический рисунок - графическое изображение, которое выполнено произвольно, от руки, с использованием чертежно-измерительных инструментов; все элементы конструкции передаются с приблизительным сохранением размеров и пропорций (применяется на уроках художественного труда);
- эскиз - условное отражение предмета, которое выполнено без применения чертежно-измерительных инструментов с приблизительным сохранением размеров и пропорций (применяется на уроках художественного труда и изобразительного искусства);
- чертеж - графическое изображение предмета с помощью чертежно-измерительных предметов в определенном масштабе, с точным сохранением размеров, с использованием методов параллельных пропорций, вмещает данные о размерах и форме предмета (применяется на уроках художественного труда);
- техническая карта - изображение, на котором может быть рисунок изделия, могут быть указаны инструменты, материалы и приспособления, но всегда обязательно присутствует последовательность выполнения операций и приемов работы (применяется на уроках художественного труда).
Требования
к использованию наглядных
Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетания их со словесными методами.
Практические методы обучения
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, практические работы.
Сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений - сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем - на воспроизведение - на применение ранее усвоенного - на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации - на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.
Проблемные методы обучения.
Проблемный метод обучения предусматривает постановку определенных проблем, которые решаются в результате творческой и умственной деятельности учащихся. Этот метод раскрывает перед учащимися логику научного познания; создавая проблемные ситуации, учитель побуждает учащихся строить гипотезы, рассуждения; проводя опыты и наблюдения, дает возможность опровергать или утверждать выдвинутые предположения, самостоятельно делать обоснованные выводы. При этом учитель использует объяснения, беседы, демонстрации, проведение наблюдений и опытов. Все это создает перед учащимися проблемную ситуацию, вовлекает детей в научный поиск, активизирует их мышление, вынуждает их прогнозировать и экспериментировать. Но при этом необходимо учитывать возрастные особенности детей.