Восприятие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:54, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы подчеркивается тем, что многие изменившиеся обстоятельства в жизни общества, в частности, в социально-экономическом плане, вызывают необходимость пересматривать старые и вырабатывать новые культурологические принципы и подходы к эстетическому развитию. Цель данной работы - представить и обосновать принципы и подходы воздействия уроков изобразительного искусства на эстетическое восприятие детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты развития восприятия в детей младшего школьного возраста.
1.1.Восприятие как предмет научного исследования.
1.2. Особенности эстетического восприятия.
1.2 Эстетическое восприятие детей младшего школьного возраста.
2.Урок изобразительного искусства как средство формирования и развития эстетического восприятия детей младшего школьного возраста
2.1.Методы, условия и средства развития эстетического восприятия на уроках изобразительного искусства.
3. Экспериментальное исследование развития эстетического восприятия средствами искусства.
3.1. Диагностика уровня сформированности эстетического восприятия детей младшего школьного возраста.
3.2 Система мероприятий по развитию эстетического восприятия на уроках изобразительного искусства.
3.3.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по восприятию.doc

— 366.00 Кб (Скачать файл)

Учитель должен не только систематизировать разрозненные знания ребенка об искусстве, но и организовать работу по усвоению детьми новых знаний, получению чувственного опыта, эстетических переживаний. Эта работа должна быть системной, последовательной

Таким образом учитель  должен реализовать три группы задач  при ознакомлении детей с любым  видом искусства: образовательную, развивающую и воспитательную. Если одна из этих групп будет слабо выражена, то процесс ознакомления с искусством не даст должных результатов, и ребенок может вовсе потерять интерес к искусству.

В систему  мероприятий были включены  такие  методы, как словесные, наглядные, метод проблемных вопросов.

 

Тема урока

 

Содержание

Средства искусства

Хозяева неба – птицы 

Урок – усвоение новых  знаний

Усвоение знаний о  птицах,обучение рисунку с натуры

Репродукции картин, на которых  изображены птицы

В мире нет ничего прекрасней

Урок - выставка

Получение знаний о пейзажной  живописи, освоение пейзажного рисунка, понятия «форма», «цвет», «гармоничность композиции»

Репродукции картин художников-пейзажистов ( Шишкин, Левитан)

Мы в ответе за тех, кого приручили

Урок- закрепление 

Обмен знаниями о домашних животных. Рисунок животного по памяти.

Репродукции картин с  домашними животными


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Выготский Л.С. Воображение  и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1967 г.

  1. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1996 г.
  2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Книга 1. М., 1996 г.
  3. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1983 г.
  4. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века. Искусство 17 века. Под редакцией Ротенберга Е.И., Свидерской М.И. М., 1995 г.
  5. Лармин О. Искусство и молодежь. М., 1980 г.
  6. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1964 г.
  7. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985 г.
  8. Мир профессий - том «Человек - человек». Под редакцией Кавериновой Р.Д., Зюбина Л.М. М., 1986 г.
  9. Музей изобразительных искусств Татарской АССР. Живопись. Сост. альбома Могильникова Г.А. Л-д, 1978 г.
  10. Основы эстетического воспитания. Под редакцией Кушаева Н.А. М., 1986 г.
  11. Раченко И.П. НОТ учителя. М., 1989 г.
  12. Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись 17 века. М., 1989 г.
  13. Ротенберг Е.И. Ян Вермеер Дельфтский. М., 1983 г.
  14. Система эстетического воспитания школьников. Под редакцией Герасимова С.А. М., 1983 г.
  15. Фехнер Е.Ю. Голландская жанровая живопись XVII века. М., 1979 г.
  16. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир. М., 1986 г.
  17. Шедевры живописи в Эрмитаже. Составитель альбома. Новосельская И.Н. Л-д, 1972 г.
  18. Эстетическое воспитание школьников. Под редакцией Бурова А.И., Лихачева Б.Т. М., 1974 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Л.Д.Столяренко. Основы психологии.-Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1997г.- 736с..

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн.- 4-е изд.-М.:Гуманит.изд.центр  ВЛАДОС, 2000.- Кн.1:Общие основы психологии.- 688с..

Венгером Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обуче-ния дошкольников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.-- Ч. II.-М., 1981. И

Немов Р.С. Учеб. для студентов высших. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования.-2-е изд.-М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 496с

/ Сост. Е.И. Рогов.- М.: ВЛАДОС, 1995.- 448с..

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Конспект урока изобразительного искусства «Хозяева неба-птицы»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма урока: практическая работа, элементы технологии арт-терапии

Методическая  цель: формирование графических умений и навыков у школьников.

Цели урока:

  • Совершенствовать и закреплять навыки грамотного изображения пропорций птиц, их пространственного положения;
  • Познакомить учащихся с анималистическим жанром;
  • Развивать у учащихся творческое воображение.

Оборудование: таблицы с приёмами выполнения и наброски птиц, рисунки птиц.

Принадлежности: бумага, карандаш, резинка, кисти, акварель.

План урока

I этап

Настрой (разогрев) — 1 мин.

Организационный момент.

Подготовительная беседа — 4 мин.

II этап

Активизация коммуникации — 7 мин

Беседа о птицах.

Кто такие анималисты.

Объяснение и показ  конструктивного строения птиц.

Физминутка.

III этап

Индивидуальная работа — 20 мин

IV этап

Вербализация чувств и мыслей — 10 мин

V этап

Заключительный — 3 мин

Рефлективный анализ

Ход урока

I этап.

Настрой (разогрев)

1. Все учащиеся рассаживаются  произвольно по группам (парты  объединены между собой) и с  кем хотят. Внутри каждой группы выбирают главного художественного руководителя (худ.рук.).

Вступление учителя

2.

На старой липе во дворе 
Большое оживленье. 
Повесил кто-то на заре 
Такое объявление: 
“Открыта школа для птенцов! 
Занятия с пяти часов”. 
Здесь можно даже летом 
Учиться всем предметам. 
И рано, в пять часов утра 
Слетелась птичья детвора: 
Воробушки, галчата, 
Чижи, 
Стрижи, 
Щеглята. 
Сороки, воронята, 
Синицы и скворцы. 
Щебечут и смеются, 
Пищат, галдят, клюются, 
Толкаются, дерутся 
Что сделаешь — 
Птенцы! (Б. Заходер “Птичья школа”)

А теперь возьмите, пожалуйста, карандаши. Закройте глаза. Попробуйте нарисовать на листе бумаги (бумага подготовлена заранее) любые линии, геометрические фигуры, знаки, движение руки не ограничено.

Рассмотрите свой рисунок, попробуйте, если хочется, по своим изображениям дорисовать птиц. То есть, дополните рисунок таким образом, чтобы получилось узнаваемое изображение. В группе можно помогать друг другу. Руководитель следит за ходом работы (“техника закрытых глаз”).

II этап. Активизация коммуникации

Учитель: Поделитесь своими успехами. Поднимите вверх свои работы. Молодцы. Что можете сказать про них? Можете подарить их друг другу. Итак, сегодня мы с вами будем говорить о наших соседях, хозяевах неба …

Дети (вместе): о птицах!

Учитель: Правильно. В  изобразительном искусстве изображение животных и птиц получило название анималистического жанра (записано на доске). А человек, их изображающий, называется

А - Н - И - М - А - Л - И - С - Т

Повторите.

Дети (хором  повторяют): Анималист.

Учитель: В начале урока мы с вами пытались что изобразить?

Дети: Птиц!!!

Учитель: Значит, мы сегодня с вами тоже — анималисты. Ещё раз: кто такие анималисты?

Дети (вместе): Кто рисует животных и птиц!!!

Учитель: Молодцы! Где-нибудь раньше вы знакомились с пернатыми друзьями?

Дети (вспоминают): На уроках природоведения, чтения, по телевизору и т. д.

Учитель: Птицы — самые верные спутники человека. Где бы вы ни находились: на юге или на севере; на побережье или в степи; в городе или селе, везде мы слышим разноголосый щебет наших друзей. Какие птицы живут рядом с нами?

Дети: Воробьи, вороны, снегири, дятлы …

Учитель: Что вы ещё знаете о наших пернатых соседях?

Дети: Живут в лесу, среди людей, уничтожают вредных насекомых ...

Учитель: Действительно. Многие птицы оказывают неоценимую помощь человеку. Синицы, горихвостки, зарянки — очищают парки, сады и огороды от многочисленных насекомых и вредителей. Полезны и хищные птицы: совы, сычи – охотятся на вредных грызунов ночью, а соколы — в дневное время. Домовой воробей — главный защитник зеленых насаждений.

Помимо практической пользы они имеют не менее важное эстетическое значение. Своим мелодичным пением, красотой оперения, живым и  веселым нравом птицы доставляют людям искреннюю радость, пробуждают интерес и любовь к природе.

В народе образы некоторых птиц послужили поводом для сравнений, символов, ассоциацией. Людей храбрых и гордых называли орлами, соколами. Филин — олицетворение мудрости. Аист — представление о семейной радости, благополучия. Голубь — символ мира.

У некоторых птиц окраска очень красива (павлин, попугай и т. д.). Однако большинство птиц окрашено скромно. Покровительственная или скрывающая окраска.

Открылась “птичья школа” у Б.Заходера и все птицы дружно туда устремились. Но в каждой школе  есть свои классы. В птичьей школе должны быть тоже. Как же разобраться, кого куда посадить? Помогите мне, пожалуйста, разделить наших соседей (на доске подготовлена таблица).

Дети (пытаются делить по-своему: возраст, рост, цвет …)

Класс/отряд (называет учитель)

Птицы (помогают дети)

Птицы леса

Дятел, синица.

Лесные куриные птицы

Глухарь, тетерев, белая  куропатка (красная книга).

Хищные птицы

Орел (дневной хищник), ястреб, сова.

Птицы степей

Дрофа, страус.

Болотные

Цапля.

Водоплавающие

Пеликан, утка, гусь, пингвин, розовая чайка (красная книга), журавль — стерх (красная книга).

Птицы открытого пространства, живущие рядом с людьми

Воробей, ворона, голубь, дятел.

Декоративные птицы

Попугай, павлин.


Учитель: Какие они все разные, живут в разных местах. А ещё какие бывают отличия?

Дети: Клюв, лапы, крылья, хвосты, размеры, цвет.

Учитель: Действительно. Отличий много. Если внимательно рассмотреть форму тела птиц — туловище, крылья, хвост, конечности, головы, шеи — мы убеждаемся, что в основе их лежат простейшие геометрические фигуры (овал, окружность и т. д.), которыми можно обобщить сложную форму.

Рассмотрите (по плакату) все характерные признаки птицы. Соизмеряем (на глаз) длину головы птицы (от затылка, до конца клюва).

Этапы работы (показать на доске):

1. Проведем наклонную  линию для определения общего пространственного положения туловища птицы.

2 .Определяем длину  и толщину туловища, размеры головы, хвоста, положение лапок.

3.Уточнение характера  всей формы птицы.

(Применяем таблицу  с приёмами выполнения набросков).

Физминутка.

Учитель:

Сядьте поудобнее, расслабьтесь:

Как птицы машут крыльями? (Помашем руками как птицы.)

Как крутит ворона головой  в поисках чего-нибудь стащить? (Крутим, поворачиваем голову в разные стороны.)

Воробышек сел на веточку  отдохнуть.(Прикройте глазки, опустите руки вдоль туловища, расслабьтесь.)

Птички после долгих занятий слетели на землю и  с удовольствием прыгают (сели на корточки и чуть-чуть попрыгаем).

III этап. Практическая часть, индивидуальная работа в группе.

Учитель: Каждая группа самостоятельно выбирает отряд птиц, который они хотели бы изобразить. Определиться, какой отряд более близок вам, интересен. Соседняя команда знать о вашем выборе не должна. Это секрет. Вы все вместе выбираете один отряд (класс), но рисовать каждый может свою птицу (из данного класса).

Руководитель следит за выбором в команде, помогает, направляет. Можно в команде помогать друг другу. Материалы рисования, сюжет, компоновку — каждый выбирает по своему усмотрению.

IV этап. Вербализация чувств и мыслей.

Завершив работу, команды  в порядке очереди выходят на выставку к доске. Руководитель команды с помощью наводящих вопросов просит другие команды ответить об их замысле. Отгадав выбранный отряд птиц у соседей, команды защищают свой отряд (класс) птиц рассказывая, почему они выбрали такой класс, а не другой, особенности строения, питания и т. д. Предлагается поменяться работами с командами и оценить друг друга.

V этап. Заключительный.

Рефлексивный анализ:

1. Что вам понравилось  сегодня на уроке?

2 .Что вы узнали  нового?

3 .Какие чувства испытали при выполнении работы?

4 .С какими трудностями  столкнулись?

По результатам рефлексивного  анализа учащимся нравится работать в коллективе, свобода выбора задания, нравится самостоятельность без  принуждения, без страха быть непонятыми.

Узнали, как называется человек, рисующий птиц, животных, какие бывают птицы, к какому отряду (классу) относятся.

При самостоятельной  работе были спокойны, не переживали, если что не получалось. Помогали друг другу. Было ощущение радости, праздника сотрудничества.

Столкнулись с небольшими трудностями при выборе расположения птиц, компоновки изображения, в группе были некоторые разногласия при выборе отряда птиц.

Но вся работа в  целом оставила приятные эмоциональные  впечатления. Все работали, творили, мечтали. Фантазировали.

Учитель: Вот и всё, большое ВСЕМ спасибо за урок!


Информация о работе Восприятие детей