Восприятие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:54, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы подчеркивается тем, что многие изменившиеся обстоятельства в жизни общества, в частности, в социально-экономическом плане, вызывают необходимость пересматривать старые и вырабатывать новые культурологические принципы и подходы к эстетическому развитию. Цель данной работы - представить и обосновать принципы и подходы воздействия уроков изобразительного искусства на эстетическое восприятие детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты развития восприятия в детей младшего школьного возраста.
1.1.Восприятие как предмет научного исследования.
1.2. Особенности эстетического восприятия.
1.2 Эстетическое восприятие детей младшего школьного возраста.
2.Урок изобразительного искусства как средство формирования и развития эстетического восприятия детей младшего школьного возраста
2.1.Методы, условия и средства развития эстетического восприятия на уроках изобразительного искусства.
3. Экспериментальное исследование развития эстетического восприятия средствами искусства.
3.1. Диагностика уровня сформированности эстетического восприятия детей младшего школьного возраста.
3.2 Система мероприятий по развитию эстетического восприятия на уроках изобразительного искусства.
3.3.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по восприятию.doc

— 366.00 Кб (Скачать файл)

Рассматривая изобразительное  искусство в школе как общеобразовательный  предмет, мы должны следить не только за развитием изобразительной деятельности детей, но и за развитием их восприятий и представлений. А представления, как указывают психологи, развиваются только в процессе определенной деятельности, в том числе и в процессе обучения рисованию.

 Вместе с тем преподавателю не следует занижать возможности учеников. Школьников нужно нацеливать на посильную активную работу, чтобы они могли преодолевать известные трудности. Тогда ребенок будет не только усваивать знания и навыки, но и делать для себя, пусть небольшие, открытия, испытывать радость от творческой самостоятельной работы.

Например, в начальных  классах на уроках декоративного рисования дети составляют узор по схеме, предложенной учителем. Педагог поэтапно рисует на классной доске узор, а дети переносят все это в свои альбомы. В таком плане может быть выполнено одно из заданий, но следующее будет проходить иначе. Объяснив методическую последовательность работы и продемонстрировав ее на классной доске, учитель все стирает и дает возможность детям вести работу самостоятельно. Это способствует развитию инициативы школьников, заставляет их творчески подходить к делу.

Некоторые учителя считают, что в первом-втором классах дети должны работать только вместе с педагогом. В результате у школьников развивается  пассивность, они все время ждут от учителя помощи и боятся самостоятельно работать. При такой методике принцип  доступности и посильности искажается.

Соблюдая принцип доступности  и посильности обучения, необходимо учитывать и индивидуальные способности  каждого школьника. В классе не может  быть совершенно одинаковых учеников: одни усваивают материал быстро, другие - с большим трудом; одним легко дается тот или иной технический прием, другие долгое время не могут овладеть им. Учителю следует поставить каждого в такие условия работы, при которых все смогли бы достигнуть наибольших успехов.

Каждый принцип тесно  связан с другими, и эффективность его зависит от всей системы обучения.

Преподавание изобразительного искусства в общеобразовательной  школе требует определенной методики обучения. Как бы ни строилась индивидуальная система обучения, какие бы методы ни были положены в основу построения изображения, они должны отвечать основным принципам дидактики.

В процессе обучения младшие  школьники должны усваивать знания, навыки и сведения об изобразительном  искусстве в единой, последовательной системе.

Принцип связи теории с практикой. Эта связь на уроках художественного труда имеет двусторонний характер. С одной стороны, дети используют на практике знания, полученные на уроках математики, природоведения, рисования и т.д., а также знания о материалах, инструментах, технической документации, полученных на уроках художественного труда ранее. При этом теоретические знания реализуются в практические умения.

С другой стороны, ставя  перед учениками посильные проблемы, учитель вынуждает детей пополнять  практические умения новыми теоретическими знаниями (с помощью опытов, лабораторных работ, наблюдений). Все это активно развивает мышление учащихся.

Политехнический принцип обучения. Реализуется на уроках художественного труда. Этот принцип требует, чтобы у учащихся с первого класса на конкретном учебном материале формировались представления о наиболее типовых чертах современного производства, формировались обобщенные политехнические умения, которые учащиеся могли бы перенести в новые рабочие ситуации.

Учитель должен познакомить  детей с процессом преобразования предмета художественного труда в готовое изделие, а это значит последовательно показать и рассказать детям, как из материала выполняется изделие (продукт труда). Во время работы дети знакомятся со свойствами материалов, с инструментами и правилами их использования, с деятельностью человека в работе, с техническими операциями и учатся пользоваться предметами труда.

Смысл политехнического принципа заключается в получении  учащимися знаний и приобретении умений.

 

РЕДСТВА

Одним из эффективных  приемов наглядного обучения является рисунок педагога. Когда педагог демонстрирует перед учениками процесс работы над рисунком, то усваивается не только учебный материал, но и возможности техники исполнения. Показывая тот или иной способ нанесения штриховки, метод выражения формы средствами рисунка и, живописи, педагог добивается особенно большого эффекта, когда наглядно перед глазами ученика проделывает все это своей рукой. Однако процесс построения рисунка рукой педагога должен быть хорошо согласован с ходом изложения учебного материала. Главным в данном случае должны быть пояснения педагога, рисунок лишь дополняет слова.

К педагогическому рисунку  мы относим рисунок мелом на классной доске, поясняющую зарисовку учителя  на полях рисунка ученика или  на отдельном листе бумаги. Сюда же можно отнести выправление работы ученика рукой педагога.

Первый вид рисунка - работа на классной доске - является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребенка, на правильность его суждений. Указывая на «золотое правило обучения», Я.А. Коменский писал: «Следовательно, о том, чтобы надо знать, надо не только рассказать, чтобы это было воспринято слухом, но это же следует зарисовать, чтобы через зрение предмет запечатлился в воображении». А для этой цели, говорит Коменский, полезно все, что обыкновенно изучается в каждом классе, будь то теоремы, или правила, или образы предметов, изображать наглядно на доске. К сожалению, учителя недостаточно используют возможности рисования на классной доске.

Главное качество педагогического  рисунка - это лаконичность изображения, простота и ясность его. Скупыми  средствами графического языка учитель  дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки  на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное.

Простота и лаконичность изображения диктуются, прежде всего, необходимостью быстрого исполнения рисунка. Например, когда осваивается изображение  человека в движении, вполне достаточно дать упрощенные схемы закономерностей движения фигуры человека, при объяснении особенностей строения и характера форм деревьев тоже можно ограничиться лаконичными рисунками. На такие рисунки учитель затрачивает не более одной-двух минут. Некоторые учителя стараются дать по возможности законченный рисунок, в результате они затрачивают на него по 10-15 минут, отнимая у детей и без того ограниченное учебное время. 

 

Чтобы овладеть педагогическим рисунком и понять его специфику, нужна большая тренировка. Это надо иметь в виду всем обучающимся в педагогических институтах. При должной настойчивости рисунки будут становиться все более лаконичными и простыми.

Второй вид рисунка - это зарисовка учителя на полях  рисунка школьника. Такими зарисовками  мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена лишь у одного-двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.

Третий вид педагогического  рисования - это исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Некоторые методисты категорически  возражают против таких исправлений, но эта точка зрения субъективна. Несомненно, что все указанные формы помощи учащимся в их работе над рисунком должны иметь место в школе. Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение.

Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса и потом уже сам старается делать так, как показал педагог.

Однако методика наглядной  демонстрации техники исполнения должна быть очень продуманной и тонкой. Искусство преподавания состоит в том, чтобы уметь почувствовать, что и в какой форме надо показать ученику, уметь продемонстрировать это так, чтобы ученик двигался вперед, верил в свои силы, а не был подавлен учителем.

3. Экспериментальное  исследование развития эстетического  восприятия средствами искусства.

3.1 Диагностика уровня сформированности эстетического восприятия ребенка младшего школьного возраста (констатирующий эксперимент).

Исследование особенностей развития восприятия доказывает, что в восприятии эстетического объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля, эмоции.

Психологический механизм восприятия  эстетического объекта представляет собой особую систему, в которую входят, с одной стороны, так называемые аффективно-потребностные структуры личности, выражающиеся в потребностях, интересах, идеалах, составляющие динамическую часть системы; а с другой стороны - операциональные структуры личности, такие психические процессы, как воображение, мышление, ощущение . Для диагностики уровня сформированности эстетического восприятия была выбрана методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?». Данная методика позволяет оценить, насколько ребенок адекватно воспринимает форму предмета, умеет выделять предмет из других похожих. Методика позволяет сформировать представлении о восприятии формы, цвета, умении выделять предмет из массы подобных. Экспериментальной площадкой для диагностики послужили учащиеся начальной школы МОУ 24 г. Сургута. В эксперименте принимали участие учащиеся 3 класса в количестве 23 человек.

Суть методики диагностики восприятия заключается в следующем:

Ребенку объясняют, что  ему будут показаны несколько  контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания  ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания. 

Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке.

При оценке результатов  используется следующая система  подсчета:

10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек. 
8-9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек. 
6-7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек. 
4-5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек. 
2-3 балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек. 
0-1 балл — за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка. Результаты диагностики отражены в таблице. Система оценки восприятия предметов на рисунке предполагает три уровня: высокий, средний и низкий.

По итогам диагностики  определились следующие результаты:

Уровни  восприятия

Показатели

Количественный (чел)

Процентный

Высокий

15

 

Средний

6

 

Низкий

2

 

Уровень восприятия предметов в денном классе можно оценить «выше среднего». Далее детям была предложена репродукция картины Кустодиева «Купчиха». К данной репродукции было дано следующее задание: определить, что делает женщина, изображенная на картинке, найти предметы, которые необходимы ей. Все дети определили, что женщина на картинке «пьет чай», «обедает», «ужинает». В результате поиска детьми были найдены предметы, которые необходимы ей для принятия пищи: самовар, арбуз, блюдце, фрукты.

Незначительное  количество детей отметило, что в композиции картины присутствует кошка («она пришла и просит угостить ее молоком»), церковь на заднем плане картины( «видно, что храм рядом»), а также деревья («сидит под елкой). Таким образом, эстетическое восприятие детей находится на неглубоком уровне развития. Оно является предметным, немногие из детей смогли создать целостное восприятие единого произведения.

Уровни  восприятия

Показатели

Количественный (чел)

Процентный

Высокий

10

 

Средний

8

 

Низкий

5

 

В результате проведенного эксперимента выявлен средний уровень эстетического восприятия детей. Чрезмерная наглядность восприятия и мышления младшего школьника не только определяет фотографичность, диффузность построения образа, его фрагментарность, но и лишает ребенка того, что называют личностным отношением к предмету или явлению.

3.2 Система мероприятий по развитию эстетического восприятия на уроках изобразительного искусства (формирующий эксперимент).

В рамках урока изобразительного искусства была разработана системы  мероприятий в целях повышения эстетического восприятия детей младшего школьного возраста.

Следует отметить, что  учитель выступает посредником между ребенком и обширным, прекрасным миром искусства. Педагогическая задача учителя состоит в такой организации процесса познания искусства, которая способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ребенка, соответствующей данной ступени его развития.

Информация о работе Восприятие детей