Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:07, дипломная работа
Целью нашей работы является изучение влияния взаимосвязь социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте.
Объектом исследования дети подросткового возраста.
Предмет исследования – взаимосвязь социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте.
Гипотеза: мы исходим из предположения, что социальный интеллект взаимосвязан с темпераментом.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались две основные задачи:
Рассмотреть понятие «интеллект», его трактовку и содержание.
Определить понятие темперамента.
Ознакомление с литературой по теме исследования.
Введение
ГЛАВА I. Теоретический обзор проблемы исследования взаимосвязи социального интеллекта и темперамента у подростков.
1.1. Изучение социального интеллекта.
1.2 Проблемы темперамента в отечественной и зарубежной психологии
1.3. Типы темпераментов, их характеристика.
1.4. Взаимосвязь социального интеллекта и темперамента у подростков.
Выводы по I главе…………………………………………………………..
ГЛАВА II. Организация и методы исследования………………..
2.1. Логика исследования…………………………………………………….
2.2. Методы исследования……………………………………………………
ГЛАВА III. Результаты экспериментального исследования………….
3.1. Результаты исследования социального интеллекта у подростков по методике Дж.Гилфорда и М.Салливена………………………………
3.2. Результаты исследования типов темперамента у подростков по методике Г.Ю. Айзенка….…………………………………………
3.3. Результаты исследования свойств темперамента у подростков по методике М.В. Русалова…………………………….
3.4. Результаты изучения взаимосвязи социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте……………………………………
Выводы по III главе…………………………………………………………..
3аключение
Список литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Бирская государственная социально-педагогическая академия»
Факультет
Кафедра
ФИО
Студентки 5 курс заочного отделения
Выпускная квалификационная работа
Взаимосвязь социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте
К защите допущен:
Зав.кафедрой
_________(фио)
«__»________201_г.
Бирск - 2012
Содержание
Введение
ГЛАВА I. Теоретический обзор проблемы исследования взаимосвязи социального интеллекта и темперамента у подростков.
1.1. Изучение социального интеллекта.
1.2 Проблемы темперамента в отечественной и зарубежной психологии
1.3. Типы темпераментов, их характеристика.
1.4. Взаимосвязь социального интеллекта и темперамента у подростков.
Выводы по I главе…………………………………………………………..
ГЛАВА II. Организация и методы исследования………………..
2.1. Логика исследования……………………………
2.2. Методы исследования……………………………
ГЛАВА III. Результаты экспериментального исследования………….
3.1. Результаты исследования
социального интеллекта у
3.2. Результаты исследования
типов темперамента у
3.3. Результаты исследования
свойств темперамента у
3.4. Результаты изучения
взаимосвязи социального
Выводы по III главе…………………………………………………………..
3аключение
Список литературы
Приложение
Введение
Интерес к проблеме темперамента связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов.
Как правило, темперамент относят к биологически обусловленным подструктурам личности. Когда говорят о темпераменте, имеют в виду многие психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остаётся спорной и нерешённой проблемой. Однако при всём разнообразии подходов к проблеме учёные и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.
Темперамент отражает динамические аспекты поведения преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства конкретного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию. Таким образом, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянным в подростковом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
Термин интеллект часто
применяется для того, чтобы подчеркнуть
специфику человеческой психологической
деятельности. При этом не следует
упускать из виду, что способности
иметь дело с абстрактными символами
и отношениями только одна сторона
интеллекта; не менее важна и такая
сторона как конкретность мышления.
Нередко интеллект трактуют, как
возможность приспосабливаться
к новым ситуациям, используя
ранее приобретенный опыт. В данном
случае интеллект фактически отождествляется
со способностью к учению. Однако нельзя
не учитывать то, что интеллект
заключает в себе продуктивное начало.
Самое существенное для человеческого
интеллекта состоит в том, что
он позволяет отражать закономерные
связи и отношения предметов
и явлений окружающего мира, тем
самым дает возможность творчески
преобразовывать
Целью нашей работы является изучение влияния взаимосвязь социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте.
Объектом исследования дети подросткового возраста.
Предмет исследования – взаимосвязь социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте.
Гипотеза: мы исходим из предположения, что социальный интеллект взаимосвязан с темпераментом.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались две основные задачи:
Практическая ценность работы состоит в том, что
Методы исследования
1) сбора данных:
тестирование (методика Дж.Гилфорда и М.Салливена, методика Г.Ю.Айзенка, методика М.ВРусалова);
2) обработки данных:
- коэффициент линейной корреляции Пирсона
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
ГЛАВА I. Теоретический обзор проблемы исследования взаимосвязи социального интеллекта и темперамента у подростков
1.1. Изучение социального интеллекта
Социальный интеллект является профессионально важным качеством для профессий типа "человек-человек". Термин "социальный интеллект" был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 г. для обозначения "дальновидности в межличностных отношениях". Многие известные психологи внесли своё понимание в интерпретацию этого понятия. В 1937 г. Г. Олпорт связал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека [23 Заикина А.С.Интеллект и творчество. Сборник научных трудов]. Социальный интеллект, по мнению Г. Олпорта - особый "социальный дар", обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания.
Создателем первого надёжного
теста для измерения
По мнению Дж. Гилфорда, социальный
интеллект представляет систему
интеллектуальных способностей, не зависимую
от факторов общего интеллекта. Эти
способности, также как и
Познание результатов поведения - способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации [11 Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1969. ].
Классификация интеллекта
В истории психологических исследований проблема интеллекта. Являясь, с одной стороны, наиболее изучаемой и распространённой (ей посвящено наибольше количество работ), с другой стороны, остаётся самой дискуссионной. Так, например, до настоящего момента не сложилось однозначного определения интеллекта, хотя это понятие активно используются в различных областях психологической науки.
Можно привести несколько определений интеллекта: «Интеллект – это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида»; или «Интеллект – это разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций, которые превращают восприятия в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания»[9 Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. -1971. - №1. - с.144-146. ]. Также интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем решения проблем, с индивидуальным когнитивным стилем и т.д. Более подробно все это было описано в предыдущих разделах.
Отсутствие однозначности в определениях интеллекта связано с многообразием проявлений интеллекта. Однако всем этим проявлениям присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения, а именно – активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения, - всех тех психических функций, которые отвечают за познание окружающего мира.
Психометрический интеллект.
Именно он измеряется тестами
интеллекта. Несмотря на всю тавтологичность
этого определения (интеллект –
это то, что измеряется тестами
интеллекта), в психометрическом определении
имеется смысл, поскольку факторный
анализ множества тестов определения
специальных способностей показывает,
что за понятием психометрического
интеллекта действительно стоит
какй-то основополгающий фактор человеческой
психики, определенным образом организующий
ментальный опыт человека и отвечающий
за эффективность переработок
Биологический интеллект.
Еще со времен сэра Ф. Гальтона было предположено, что высоким интеллектом отличаются люди, имеющие какое-либо природное, физиологическое превосходство над другими, нпример, быстрейшую проводимость раздражителя от рецепторов к мозгу, либо скорость обработки информации либо низкий или высокий порог чувствительности к уровню раздражения.
Например, предложена гипотеза, что уровень умственных способностей зависит от колличества ошибок, которые возникают при обработке и передаче информации в коре головного мозга на уровне синапсов. Чем больше подобных ошибок, тем ниже коэффециент интеллекта. Даже если и не существует непосредственной зависимости психометрического интеллекта от биологического, в современных психофизиологических исследованиях обнаружено наличие корреляционных связей между психомеричесим интеллектом, определяемым стандартными тестами интелекта, и такими физиологическими показателями, как уровень сенсорного различения. Г. Айзенк, полагает, что именно измерение уровня биологического интеллекта отвечает современной научной парадигме, так как, по его мнению, все остальные виды интеллекта, социальный и психометрический, являются лишь следствием, внешним порявлением биологического интеллекта, который и является его основной детерминантой [1 Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. – №1].
Информация о работе Взаимосвязь социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте