Взаимосвязь социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:07, дипломная работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение влияния взаимосвязь социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте.
Объектом исследования дети подросткового возраста.
Предмет исследования – взаимосвязь социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте.
Гипотеза: мы исходим из предположения, что социальный интеллект взаимосвязан с темпераментом.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались две основные задачи:
Рассмотреть понятие «интеллект», его трактовку и содержание.
Определить понятие темперамента.
Ознакомление с литературой по теме исследования.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. Теоретический обзор проблемы исследования взаимосвязи социального интеллекта и темперамента у подростков.
1.1. Изучение социального интеллекта.
1.2 Проблемы темперамента в отечественной и зарубежной психологии
1.3. Типы темпераментов, их характеристика.
1.4. Взаимосвязь социального интеллекта и темперамента у подростков.
Выводы по I главе…………………………………………………………..
ГЛАВА II. Организация и методы исследования………………..
2.1. Логика исследования…………………………………………………….
2.2. Методы исследования……………………………………………………
ГЛАВА III. Результаты экспериментального исследования………….
3.1. Результаты исследования социального интеллекта у подростков по методике Дж.Гилфорда и М.Салливена………………………………
3.2. Результаты исследования типов темперамента у подростков по методике Г.Ю. Айзенка….…………………………………………
3.3. Результаты исследования свойств темперамента у подростков по методике М.В. Русалова…………………………….
3.4. Результаты изучения взаимосвязи социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте……………………………………
Выводы по III главе…………………………………………………………..
3аключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте.docx

— 99.98 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Бирская государственная  социально-педагогическая академия»

Факультет

Кафедра

 

ФИО

Студентки 5 курс заочного отделения

Выпускная квалификационная работа

Взаимосвязь социального  интеллекта и темперамента в подростковом возрасте

 

 

 

К защите допущен:                                                Научный руководитель

Зав.кафедрой

_________(фио)                                                    ________________(ФИО)

«__»________201_г.                                             «__»________201_г.

 

 

Бирск - 2012

Содержание

Введение

ГЛАВА I. Теоретический обзор  проблемы исследования взаимосвязи  социального интеллекта и темперамента у подростков.

1.1. Изучение социального интеллекта.

1.2 Проблемы темперамента  в отечественной и зарубежной  психологии

1.3. Типы темпераментов,  их характеристика.

1.4. Взаимосвязь социального  интеллекта и темперамента у  подростков.

Выводы по I главе…………………………………………………………..

ГЛАВА II. Организация и  методы исследования………………..

2.1. Логика исследования…………………………………………………….

2.2. Методы исследования……………………………………………………

ГЛАВА III. Результаты экспериментального исследования………….

3.1. Результаты исследования  социального интеллекта у подростков  по методике Дж.Гилфорда и М.Салливена………………………………

3.2. Результаты исследования  типов темперамента у подростков  по методике Г.Ю. Айзенка….…………………………………………

3.3. Результаты исследования  свойств темперамента у подростков  по методике М.В. Русалова…………………………….

3.4. Результаты изучения  взаимосвязи социального интеллекта  и темперамента в подростковом  возрасте……………………………………

Выводы по III главе…………………………………………………………..

3аключение

Список литературы

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Интерес к проблеме темперамента связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика каждого  человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями  биологического и физиологического строения и развития организма, так  и с единственной в своем роде композицией социальных связей и  контактов.

Как правило, темперамент относят  к биологически обусловленным подструктурам личности. Когда говорят о темпераменте, имеют в виду многие психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остаётся спорной и нерешённой проблемой. Однако при всём разнообразии подходов к проблеме учёные и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Темперамент отражает динамические аспекты  поведения преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства конкретного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию. Таким образом, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянным в подростковом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

Термин интеллект часто  применяется для того, чтобы подчеркнуть  специфику человеческой психологической  деятельности. При этом не следует  упускать из виду, что способности  иметь дело с абстрактными символами  и отношениями только одна сторона  интеллекта; не менее важна и такая  сторона как конкретность мышления. Нередко интеллект трактуют, как  возможность приспосабливаться  к новым ситуациям, используя  ранее приобретенный опыт. В данном случае интеллект фактически отождествляется  со способностью к учению. Однако нельзя не учитывать то, что интеллект  заключает в себе продуктивное начало. Самое существенное для человеческого  интеллекта состоит в том, что  он позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов  и явлений окружающего мира, тем  самым дает возможность творчески  преобразовывать действительность.

Целью нашей работы является изучение влияния взаимосвязь социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте.

Объектом исследования дети подросткового возраста.

Предмет исследования – взаимосвязь социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте.

Гипотеза: мы исходим из предположения, что социальный интеллект взаимосвязан с темпераментом.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались две основные задачи:

  1. Рассмотреть понятие «интеллект», его трактовку и содержание.
  2. Определить понятие темперамента.
  3. Ознакомление с литературой по теме исследования.
  4. Исследование взаимосвязи социального интеллекта и темперамента в подростковом возраста.

Практическая  ценность работы состоит в том, что

  1. результаты и материалы данной работы могут использоваться в практике практического психолога, работающего на предприятии,  в организации; при подготовке к лекциям и практическим  занятиям по специальным дисциплинам и дисциплинам специализации.
  2. данная работа расширяет и углубляет имеющееся  представление о социальном интеллекте и темпераменте.

Методы исследования

1) сбора данных:

тестирование (методика Дж.Гилфорда и М.Салливена, методика Г.Ю.Айзенка, методика М.ВРусалова);

2) обработки данных:

- коэффициент линейной  корреляции Пирсона

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Теоретический  обзор проблемы исследования взаимосвязи  социального интеллекта и темперамента у подростков

1.1. Изучение социального интеллекта

Социальный интеллект  является профессионально важным качеством  для профессий типа "человек-человек". Термин "социальный интеллект" был  введён в психологию Э. Торндайком в 1920 г. для обозначения "дальновидности в межличностных отношениях". Многие известные психологи внесли своё понимание в интерпретацию  этого понятия. В 1937 г. Г. Олпорт связал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека [23 Заикина А.С.Интеллект и творчество. Сборник научных трудов]. Социальный интеллект, по мнению Г. Олпорта - особый "социальный дар", обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания.

Создателем первого надёжного  теста для измерения социального  интеллекта стал Дж. Гилфорд. Согласно Дж. Гилфорду, социальный интеллект - это система интеллектуальных способностей, связанных с познанием поведенческой информации [11 Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1969. ].

По мнению Дж. Гилфорда, социальный интеллект представляет систему  интеллектуальных способностей, не зависимую  от факторов общего интеллекта. Эти  способности, также как и общеинтеллектуальные, могут быть описаны в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты. Дж. Гилфорд выделил  одну операцию - познание и сосредоточил свои исследования на познании поведения. Эта способность включает шесть  факторов:

    1. Познание элементов поведения - способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения (способность, близкая к выделению "фигуры из фона" в гештальт -- психологии).
    2. Познание классов поведения - способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении.
    3. Познание отношений поведения - способность понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении.
    4. Познание систем поведения - способность понимать логику развития целых ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях.
    5. Познание преобразований поведения - способность понимания исходного значения сходного поведения (вербального и невербального) в разных ситуационных контекстах.

Познание результатов  поведения - способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся  информации [11 Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1969. ].

Классификация интеллекта

В истории психологических  исследований проблема интеллекта. Являясь, с одной стороны, наиболее изучаемой  и распространённой (ей посвящено  наибольше количество работ), с другой стороны, остаётся самой дискуссионной. Так, например, до настоящего момента  не сложилось однозначного определения  интеллекта, хотя это понятие активно  используются в различных областях психологической науки.

Можно привести несколько  определений интеллекта: «Интеллект – это относительно устойчивая структура  умственных способностей индивида»; или «Интеллект – это разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций, которые превращают восприятия в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания»[9 Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. -1971. - №1. - с.144-146. ]. Также интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем решения проблем, с индивидуальным когнитивным стилем и т.д. Более подробно все это было описано в предыдущих разделах.

Отсутствие однозначности  в определениях интеллекта связано  с многообразием проявлений интеллекта. Однако всем этим проявлениям присуще  то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения, а именно – активизация в любом  интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения, - всех тех психических  функций, которые отвечают за познание окружающего мира.

  1. Как уже упомяналось, Айзенк выделил три концепции, исходя из которых мы можем определять интеллект, как биологический; где под биологическим интеллектом понимается физиологическая, нейрологическая, биохимическая и гормональная основа познавательного поведения, которая в основном связана со структурами и функциями коры головного мозга. Психометрический интеллект, который определяется стандартными тестами-IQ. Социальный (практический) интеллект, как проявление социально-полезной адаптации, выделяются и исследуются такие проявления социального интеллекта, как рассуждение, решение задач, память, обучаемость, понимание, обработка информации, выработка стратегий, приспособление к окружающей среде. А теперь я предлагаю рассмотреть данную классификацию подробнее[9 Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. -1971. - №1. - с.144-146. ].

Психометрический интеллект.

Именно он измеряется тестами  интеллекта. Несмотря на всю тавтологичность  этого определения (интеллект –  это то, что измеряется тестами  интеллекта), в психометрическом определении  имеется смысл, поскольку факторный  анализ множества тестов определения  специальных способностей показывает, что за понятием психометрического  интеллекта действительно стоит  какй-то основополгающий фактор человеческой психики, определенным образом организующий ментальный опыт человека и отвечающий за эффективность переработок поступающей  информации.

Биологический интеллект.

Еще со времен сэра Ф. Гальтона было предположено, что высоким интеллектом  отличаются люди, имеющие какое-либо природное, физиологическое превосходство  над другими, нпример, быстрейшую проводимость раздражителя от рецепторов к мозгу, либо скорость обработки информации либо низкий или высокий порог  чувствительности к уровню раздражения.

Например, предложена гипотеза, что уровень умственных способностей зависит от колличества ошибок, которые  возникают при обработке и  передаче информации в коре головного  мозга на уровне синапсов. Чем больше подобных ошибок, тем ниже коэффециент  интеллекта. Даже если и не существует непосредственной зависимости психометрического  интеллекта от биологического, в современных  психофизиологических исследованиях  обнаружено наличие корреляционных связей между психомеричесим интеллектом, определяемым стандартными тестами  интелекта, и такими физиологическими показателями, как уровень сенсорного различения. Г. Айзенк, полагает, что  именно измерение уровня биологического интеллекта отвечает современной научной  парадигме, так как, по его мнению, все остальные виды интеллекта, социальный и психометрический, являются лишь следствием, внешним порявлением биологического интеллекта, который и является его основной детерминантой [1 Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. – №1].

Информация о работе Взаимосвязь социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте