Взаимосвязь социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:07, дипломная работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение влияния взаимосвязь социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте.
Объектом исследования дети подросткового возраста.
Предмет исследования – взаимосвязь социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте.
Гипотеза: мы исходим из предположения, что социальный интеллект взаимосвязан с темпераментом.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались две основные задачи:
Рассмотреть понятие «интеллект», его трактовку и содержание.
Определить понятие темперамента.
Ознакомление с литературой по теме исследования.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. Теоретический обзор проблемы исследования взаимосвязи социального интеллекта и темперамента у подростков.
1.1. Изучение социального интеллекта.
1.2 Проблемы темперамента в отечественной и зарубежной психологии
1.3. Типы темпераментов, их характеристика.
1.4. Взаимосвязь социального интеллекта и темперамента у подростков.
Выводы по I главе…………………………………………………………..
ГЛАВА II. Организация и методы исследования………………..
2.1. Логика исследования…………………………………………………….
2.2. Методы исследования……………………………………………………
ГЛАВА III. Результаты экспериментального исследования………….
3.1. Результаты исследования социального интеллекта у подростков по методике Дж.Гилфорда и М.Салливена………………………………
3.2. Результаты исследования типов темперамента у подростков по методике Г.Ю. Айзенка….…………………………………………
3.3. Результаты исследования свойств темперамента у подростков по методике М.В. Русалова…………………………….
3.4. Результаты изучения взаимосвязи социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте……………………………………
Выводы по III главе…………………………………………………………..
3аключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте.docx

— 99.98 Кб (Скачать файл)

 

 

 

1.3. Типы темпераментов,  их характеристика.

Как уже было сказано выше, темпераментом называется совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических  свойств человека, определяющих динамические особенности его психических  процессов, психических состояний  и поведения. Поясним приведенное  выше определение темперамента.

Основные типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и  меланхолик. По сложившейся веками традиции, так называют людей, обладающих соответствующими типами темперамента, а сами эти типы правильно было бы назвать сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

Сангвинический тип темперамента характеризуется высоким темпом деятельности, умеренно быстрыми реакциями, достаточно высокой, но не чрезмерной, активностью, энергичностью, хорошо выраженной эмоциональностью и уравновешенностью. Большинство названных выше свойств  темперамента у сангвиника выражены умеренно, средне или чуть выше среднего[22 Жуков Ю.М. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности. В кн.: "Общение и оптимизация совместной деятельности". М., 1987, (с.64-74).].

Холерический тип темперамента в отличии от сангвинического  характеризуется крайней степенью выраженности многих динамических свойств  темперамента. Холерик – это человек  с очень быстрыми реакциями, с  высоким темпом деятельности, с быстрой  сменой настроений и высокой переключаемостью с одного вида деятельности на другой. У холерика сильно выражены эмоциональные  реакции, то есть достаточно отчетливо  просматривается повышенный эмоциональный  фон деятельности. Вместе с тем, холерик  – это человек неуравновешенный, с явным преобладанием процессов  возбуждения над процессами торможения. Этим он существенно отличается от сангвиника[22 Жуков Ю.М. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности. В кн.: "Общение и оптимизация совместной деятельности". М., 1987, (с.64-74).].

Флегматик в отличии от холерика – это человек с замедленными реакциями. Он медленно включается в  работу и сравнительно медленно выходит  из нее. Он относительно медленно переходит  из одного состояния в другое, например, из состояния покоя в состояние  возбуждения, и наоборот. Эмоциональный  фон деятельности у него выражен  сравнительно слабо. Но, вместе с тем, такой человек является динамически  уравновешенным, то есть процессы возбуждения  и торможения у него протекают  хотя и медленно, но примерно одинаково  по силе и по длительности[22 Жуков Ю.М. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности. В кн.: "Общение и оптимизация совместной деятельности". М., 1987, (с.64-74).].

Меланхолический темперамент  во многом похож на флегматический, с одним существенным отличием от него. Меланхолик является неуравновешенным человеком со слабой нервной системой, и у него процессы торможения явно преобладают над процессами возбуждения. Если холерик почти всегда находится  в состоянии повышенного возбуждения  и повышенной активности, то меланхолик, наоборот, чаще пребывает в состоянии  заторможенности и пассивности. Не случайно и соответствующее психологическое  состояние человека называют меланхолией[22 Жуков Ю.М. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности. В кн.: "Общение и оптимизация совместной деятельности". М., 1987, (с.64-74).].

Что является органической основой темперамента по современным  представлениям. В качестве такой  основы, по-видимому, выступают какие-то особенности генотипа человека, от которых, в свою очередь, зависят  свойства нервной системы. Имея в  виду факт существования четырех, обозначенных выше, пар свойств нервной системы: силы – слабости, возбудимости – инертности, лабильности – ригидности и уравновешенности – неуравновешенности, а также то обстоятельство, что их сочетанием определяется тип темперамента человека, можно предполагать, что следующим типа темперамента соответствуют такие типичные сочетания свойств нервной системы:

1. Сангвиник – сильная,  возбудимая, лабильная и уравновешенная  нервная система.

2. Холерик – сильная,  возбудимая, лабильная и неуравновешенная  нервная система, при доминировании  процессов возбуждения над процессами  торможения.

3. Флегматик – сильная,  инертная, ригидная и уравновешенная  нервная система.

4. Меланхолик – слабая, инертная, ригидная и неуравновешенная  нервная система, при доминировании  торможения над возбуждением.

И.П. Павлов, изучая работу больших  полушарий головного мозга, установил, что все черты темперамента зависят  от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темпераментов изменяются типологические различия силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения  и торможения в коре головного  мозга.

Сила нервных процессов  – это способность нервных  клеток переносить сильное возбуждение  и длительное торможение, т.е. выносливость и работоспособность нервных  клеток. Сила нервного процесса выражается в соответствующей реакции на сильные раздражители: сильные раздражители вызывают у сильной нервной системы  сильные процессы возбуждения, у  слабой нервной системы – слабые процессы возбуждения и торможения.

Уравновешенность предполагает пропорциональное соотношение данных нервных процессов. Преобладание процессов  возбуждения над процессами торможения выражается в быстроте образования  условных рефлексов и медленном  их угасании. Преобладание процессов  торможения над возбуждением определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстрота их угасания [22 Жуков Ю.М. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности. В кн.: "Общение и оптимизация совместной деятельности". М., 1987, (с.64-74).].

Подвижность нервных процессов  – это способность нервной  системы быстро в ответ на требования условий внешней среды сменять  процесс возбуждения процессом  торможения и наоборот.

Различные соотношения указанных  свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности.

В зависимости от сочетания  силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения И.П. Павлов выделил четыре типа нервной  системы, которые соответствуют  четырем темпераментам:

1. Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный.

2. Флегматик – сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный).

3. Холерик – сильный, но неуравновешенный, со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.

4. Меланхолик – слабые процессы возбуждения и торможения.

Все мы знаем, что люди отличаются друг от друга по темпераменту. Легко  можно определить темперамент своих  друзей и знакомых, однако свой темперамент  определить значительно труднее. И  это не случайно.

Далеко не все люди являются «чистыми» представителями основных темпераментов. В жизни существует много смешанных и промежуточных  типов высшей нервной деятельности, а следовательно, темпераментов. В большинстве случаев встречается сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого. Темперамент как личностная особенность человека имеет свои собственные свойства. Первым свойством темперамента является темп периодических и циклических движений, совершаемых человеком при выполнении той или иной деятельности. Темп – это количество движений за единицу времени: чем больше таких движений, тем выше темп деятельности.

Второе свойство темперамента – это скорость выполнения внешних  движений или скорость протекания внутренних, психологических процессов человека.

Третье свойство темперамента – переключаемость. Оно проявляется  или в переходе от выполнения одного движения к выполнению другого движения, или в переключаемости с одного внутреннего процесса на другой, или, наконец, в переходе от одного психологического состояния к другому. Чем быстрее  человек совершает такие переходы, тем выше переключаемость как  свойство темперамента. Одним из вариантов  проявления это свойства является скорость реакции, т.е. скорость перехода человека от состояния покоя (отсутствие реакции) к состоянию возбуждения (наличие  реакции).

Четвертое свойство темперамента – активность или энергичность. Под ней понимается количество энергии, заложенное в действии, совершенном  человеком, или количество энергии, расходуемое человеком при выполнении того или иного действия. Такие  характеристики человека, как активный, пассивный, энергичный, слабый, относятся  к проявлениям именно этого свойства темперамента.

Пятое свойство темперамента – эмоциональный фон, на котором  протекает деятельность человека, или, короче – его эмоциональность. Под  ней понимается сила и разнообразие типичных эмоциональных переживаний человека.

Шестое свойство темперамента – уравновешенность. Оно характеризуется  соотношением процессов возбуждения  и торможения, как в нервной  системе человека, так и в его  поведении. Уравновешенным называют, соответственно, человека, у которого процессы возбуждения  и торможения являются примерно одинаковыми  по силе и длительности. При этом под возбуждением понимается переход  из состояния пассивности (покоя, бездействия) к состоянию активности (действию, деятельности), а под торможением  – обратный переход: из состояния  возбуждения в состояние покоя. Сочетание этих свойств и характеризуется  темперамент человека.

Тип темперамента не может  быть «хорошим» и «плохим». Темперамент  придает своеобразие поведению  человека, но ни в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности.

Б.М. Теплов писал, что при  любом темпераменте возникает опасность  развития нежелательных черт личности. Холерический темперамент может  провоцировать человека к несдержанности, резкости, склонности к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент  может привести человека к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной  глубине и устойчивости. При меланхолическом  темпераменте у человека могут выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком  погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может способствовать тому, что человек будет вялым, инертным, безразличным к происходящим вокруг него событиям.

Свойства темперамента формируются  в деятельности человека и во многом определяются в направленности его  личности. На основе каждого темперамента могут быть сформулированы ценные качества личности.

Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими людьми, а следовательно, в значительной степени определяет психологическую совместимость  или несовместимость людей.

В.С. Мерлин, крупный отечественный  психолог, специально изучающий динамические характеристики психики человека: «Представьте себе две реки: одну спокойную, другую – стремительную, горную. Течение  первой едва заметно, она плавно, несет  воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто  подобное можно наблюдать в динамике (особенности течения психической  жизни разных людей)». Здесь представлено, что обе реки – бурная и спокойная  – текут порознь, независимо друг от друга. Но в обычной, повседневной жизни – в семье, на работе, во время занятий в институте, в  компании друзей и т.д. происходит слияние  самых разных «потоков» психической  жизни разных людей, порождающее  всплеск эмоций, водопады и водовороты в человеческих отношениях, поскольку  каждый из «потоков» в общем русле  стремится сохранить свою самоценность и самобытность. Отсюда ясно, насколько  важно каждому из нас знать  особенности своего темперамента и  темпераментов других и учитывать  слабые и сильные стороны друг друга в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений.

 

 

 

1.4. Взаимосвязь  социального интеллекта и темперамента  у подростков.

Успех любой деятельности, в том числе и учебной, в  первую очередь зависит от уровня интеллектуального развития. Взаимосвязь  между интеллектуальными способностями  и деятельностью диалектична: эффективное  включение в любую деятельность требует определенного уровня способностей к этой деятельности, которая в  свою очередь определяющим образом  влияет на процесс развития и формирования способностей.

Успеваемость  зависит не только от общего интеллектуального развития и специальных способностей, что вполне понятно даже с точки зрения здравого смысла, но также от интересов и мотивов, черт характера, темперамента, направленности личности, ее самосознания и т.п.

В основе направленности личности лежат ее потребности, которые могут  быть материальными (потребность в  пище, одежде, жилище и т.д.) и духовными (потребность в познании, музыке, книге, труде и т.д.). Потребности  предполагают свое дальнейшее удовлетворение и поэтому порождают влечения, желания, стремления, эмоциональные  состояния, которые заставляют подростка проявлять активность. Потребности могут быть ясно осознанными и неосознанными или осознанными лишь частично. Стремление стать хорошим специалистом, освоить преподаваемые дисциплины, стать эрудированным и культурным человеком - это выражение четко осознанных духовных и материальных потребностей подростка.

Информация о работе Взаимосвязь социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте