Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:07, дипломная работа
Целью нашей работы является изучение влияния взаимосвязь социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте.
Объектом исследования дети подросткового возраста.
Предмет исследования – взаимосвязь социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте.
Гипотеза: мы исходим из предположения, что социальный интеллект взаимосвязан с темпераментом.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались две основные задачи:
Рассмотреть понятие «интеллект», его трактовку и содержание.
Определить понятие темперамента.
Ознакомление с литературой по теме исследования.
Введение
ГЛАВА I. Теоретический обзор проблемы исследования взаимосвязи социального интеллекта и темперамента у подростков.
1.1. Изучение социального интеллекта.
1.2 Проблемы темперамента в отечественной и зарубежной психологии
1.3. Типы темпераментов, их характеристика.
1.4. Взаимосвязь социального интеллекта и темперамента у подростков.
Выводы по I главе…………………………………………………………..
ГЛАВА II. Организация и методы исследования………………..
2.1. Логика исследования…………………………………………………….
2.2. Методы исследования……………………………………………………
ГЛАВА III. Результаты экспериментального исследования………….
3.1. Результаты исследования социального интеллекта у подростков по методике Дж.Гилфорда и М.Салливена………………………………
3.2. Результаты исследования типов темперамента у подростков по методике Г.Ю. Айзенка….…………………………………………
3.3. Результаты исследования свойств темперамента у подростков по методике М.В. Русалова…………………………….
3.4. Результаты изучения взаимосвязи социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте……………………………………
Выводы по III главе…………………………………………………………..
3аключение
Список литературы
Существенные особенности в поведении и деятельности подростков вызываются различиями в темпераментах. Темперамент влияет не только на проявление чувств или скорость переключения внимания, но и на другие психические процессы, а также на проявление черт характера, на поведение подростков на занятиях, на их реакции в сложных ситуациях, на вопросы, задания, оценки. Темперамент влияет на ход и результаты различных видов деятельности.
В деятельности проявляется и их характер - относительно устойчивый психический склад человека. Это совокупность черт, влияющих на все его поведение. Характер подростков представляет собой целостное образование, состоящее из ряда черт, которые можно классифицировать по группам. Это, во-первых, группа интеллектуальных черт - наблюдательность, рассудительность, гибкость ума; во-вторых, группа эмоциональных черт - уверенность, жизнерадостность, бодрость; в-третьих, группа волевых черт - целеустремленность, инициативность, выдержка, решительность, мужество и др.; четвертая группа - нравственные черты - чувство долга, честность, правдивость и др. Характеры делятся на слабые и сильные, замкнутые и эгоистичные, цельные и противоречивые. Главное, что раскрывает характер - это поступки и действия, особенно поведение в коллективе, успеваемость и общественная работа. Характер формируется в процессе деятельности в зависимости от ее мотивов и общего отношения подростков к окружающей действительности.
Выводы по первой главе
Однако на сегодняшний день в пределах факторной теории личности ответа на вопрос о связи интеллекта и личностных черт нет.
В исследованиях отечественных и зарубежных психологов тема взаимосвязи интеллекта и особенностей личности мало разработана, данные, полученные разными исследователями, зачастую противоположны.
Наиболее развитое направление
отечественной дифференциальной психологии
— психофизиология
Факторный анализ показал независимость интеллектуальных и темпераментных характеристик личности. Авторам, однако, удалось выявить значимую зависимость между отдельными проявлениями темперамента и интеллекта у детей и практически полное их отсутствие у взрослых. Более того, у взрослых испытуемых, показатель интеллекта которых ниже среднего уровня значения, 4 параметра темперамента по вопроснику ОСТ оказались связанными с оценками умственного развития по тестам Векслера и Амтхауэра. У подростков картина аналогичная: чем ниже уровень интеллекта, тем больше положительных связей между особенностями темперамента и интеллектом, в первую очередь — вербальным. При этом у подростков эмоциональная чувствительность положительно коррелирует с вербальным интеллектом, а у взрослых — отрицательно.
Русалов и Дудин подтвердили данные Айзенка о независимости показателей теста EPI от параметров интеллекта по тестам Векслера и Амтхауэра. Авторы делают вывод о дифференциации в ходе интеллектуального развития интеллекта от темперамента. На мой взгляд, их результаты можно объяснить проще, а именно: различия в вербальном интеллекте (по Векслеру) в большей мере детерминированы генетически, поэтому вербальный интеллект в большей мере коррелирует с врожденными особенностями темперамента, чем невербальный.
Рассмотрев само значение слова темперамент, можно пояснить его определение. В нем речь идет об устойчивых психологических свойствах человека, от которых зависит его поведение, а значит, и о личностных особенностях. Термин «психофизиологические» в данном случае означает, что соответствующие свойства составляют не только часть психологии, но также и часть физиологии человека, то есть одновременно являются и психологическими, и физиологическими.
Иными словами, речь идет об индивидуальных свойствах человека, которые скорее являются врожденными, а не приобретенными.
Темперамент представляет собой единственную, чисто природную личностную особенность человека, а основанием считать его именно личностным свойством является тот факт, что от темперамента зависят действия и поступки, которые совершает человек.
ГЛАВА II. Организация и методы исследования
2.1. Логика исследования
Цель - исследовать тип и свойства темперамента у подростков.
Достижению данной цели отвечают следующие задачи:
1. Подобрать методики, сформировать выборку.
2. Изучить тип и свойства темперамента у подростков
3. Обработать данные, сделать выводы.
Гипотеза: существует взаимосвязь между типом темперамента у подростков и социального интеллекта.
Испытуемые: в исследовании принимали участие 20 испытуемых в возрасте 13-14 лет, в том числе 10 мальчиков и 10 девочек.
2.2. Методы исследования
1) сбора данных:
- тестирование (методика Дж.Гилфорда и М.Салливена, методика Г.Ю.Айзенка, методика М.ВРусалова);
2) обработки данных:
- коэффициент линейной корреляции Пирсона.
ГЛАВА III. Результаты экспериментального исследования
3.1. Результаты
исследования социального
Социальный интеллект
представляет собой систему интеллектуальных
способностей, определяющих адекватность
понимания поведения людей. По мнению
авторов методики, способности, отражающиеся
на уровне композитной оценки, "вероятно,
перекрывают собой традиционные
понятия социальной чувствительности,
эмпатии, восприятия другого и то,
что можно назвать социальной
интуицией". Выполняя регулирующую
функцию в межличностном
В ходе диагностики социального интеллекта у подростков было выявлено, что большинство из них имеют высокие или выше среднего показатели.
Рис. 1. Результаты по 1 субтесту - "Истории с завершением"
Как мы видим из таблицы 1, по первому субтесту "Истории с завершением" у 47% подростков высокий показатели, а у 17% показатели выше среднего. Данные подростки умеют предвидеть последствия поведения. Они способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского), предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации. Их прогнозы могут оказаться ошибочными, если они будут иметь дело с людьми, ведущими самым неожиданным, нетипичным образом. Эти подростки умеют четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели. Успешное выполнение субтеста предполагает умение ориентироваться в невербальных реакциях участников взаимодействия и знание нормо-ролевых моделей и правил, регулирующих поведение людей
У 20% средние показатели умения устанавливать связь между поведением и его последствиями.
Низкие среднего оценки имеют 19% подростков. Они плохо понимают связь между поведением и его последствиями, плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения. (рис.1)
Рис.2. Результаты по 2 субтесту - "Группы экспрессии"
По 2 субтесту - "Группы экспрессии" 43% подростки имеют высокие и 15% выше среднего показатели. Данные подростки способны правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам. Они скорее всего, придают большое значение невербальному общению, обращают много внимания на невербальные реакции участников коммуникации. Чувствительность к невербальной экспрессии существенно усиливает способность понимать других.
Средние показатели по данному субтесту у 27% подростков.
Низкие среднего оценки имеют 15% подростков. Они плохо владеют языком телодвижений, взглядов и жестов, который раньше осваивается в онтогенезе и вызывает больше доверия, чем вербальный язык). В общении они в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений. И они могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника потому, что не учитывают (или неправильно учитывают) сопровождающие их невербальные реакции (рис.2).
Рис.3. Результаты по 3 субтесту - "Вербальная экспрессия".
По 3 субтесту - "Вербальная экспрессия" высокие значения имеют 23% подростков, а 40% имеют показатели выше среднего. Эти подростки обладают высокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений. Они способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеют большой репертуар ролевого поведения (то есть они проявляют ролевую пластичность).
Средние показатели распознания различных смыслов, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения у 28% .
Низкие среднего уровень по данному субтесту имеют 9%. Подростки с низкими оценками по субтесту плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Они часто "говорят невпопад" и ошибаются в интерпретации слов собеседника (рис.3)
Рис.4. Результаты по 4 субтесту - "Истории с дополнениями".
В ходе обработки результатов по 4 субтесту - "Истории с дополнениями" мы установили, что 31% подростка имеют высокие и 17% выше среднего показатели.
Подростки с высокими оценками по субтесту способны распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике. Они умеют анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников. Путем логических умозаключений они могут достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек поведет себя в дальнейшем, отыскивать причины определенного поведения. Успешное выполнение субтеста предполагает способность адекватно отражать цели, намерения, потребности участников коммуникации, предсказывать последствия их поведения. Кроме этого, требуется умение ориентироваться в невербальных реакциях человека, а также нормах и правилах, регулирующих поведение в обществе.
Средние показатели по данному субтесту отмечены у 37% .
Подростки имеют ниже среднего оценки по субтесту 15%. Данные подростки испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, деловым, дружеским и другим) (рис.4).
Рис.5. Выраженность социального интеллекта
Как мы уже отмечали среди подростков большинство имеют высокие показатели по субтестам, следовательно общий уровень социального интеллекта , также высокий у большинства (рис.5).
Таким образом, подростки способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации.
Они успешные коммуникаторы, им свойственны контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердечность, тенденция к психологической близости в общении.
3.2. Результаты
исследования типов
Охарактеризуем результаты исследования.
Шкал «экстраверсия - интроверсия». Характеризуя типичного экстраверта, автор методики Г.Ю. Айзенк отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться. Такое поведение демонстрируют 45 % обследованных подростков.
Информация о работе Взаимосвязь социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте