Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:07, дипломная работа
Целью нашей работы является изучение влияния взаимосвязь социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте.
Объектом исследования дети подросткового возраста.
Предмет исследования – взаимосвязь социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте.
Гипотеза: мы исходим из предположения, что социальный интеллект взаимосвязан с темпераментом.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались две основные задачи:
Рассмотреть понятие «интеллект», его трактовку и содержание.
Определить понятие темперамента.
Ознакомление с литературой по теме исследования.
Введение
ГЛАВА I. Теоретический обзор проблемы исследования взаимосвязи социального интеллекта и темперамента у подростков.
1.1. Изучение социального интеллекта.
1.2 Проблемы темперамента в отечественной и зарубежной психологии
1.3. Типы темпераментов, их характеристика.
1.4. Взаимосвязь социального интеллекта и темперамента у подростков.
Выводы по I главе…………………………………………………………..
ГЛАВА II. Организация и методы исследования………………..
2.1. Логика исследования…………………………………………………….
2.2. Методы исследования……………………………………………………
ГЛАВА III. Результаты экспериментального исследования………….
3.1. Результаты исследования социального интеллекта у подростков по методике Дж.Гилфорда и М.Салливена………………………………
3.2. Результаты исследования типов темперамента у подростков по методике Г.Ю. Айзенка….…………………………………………
3.3. Результаты исследования свойств темперамента у подростков по методике М.В. Русалова…………………………….
3.4. Результаты изучения взаимосвязи социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте……………………………………
Выводы по III главе…………………………………………………………..
3аключение
Список литературы
Социальный интеллект.
Социальный интеллект
рассматривает интеллект, как проявление
социально-полезной адаптации. Подробное
определение интеллекта имеет двнюю
традицию. В. Штерн давал определение
интеллекта как “некоторую общую
способность к новым жизненным
условиям”. Приспособительный акт
– решение жизненной задачи с
помощью интеллекта – осуществляется
посредством действия с мысленным
(ментальным) эквивалентом объекта, посредством
действия в уме при доминирующей
роли сознания над бессознательным.
Благодаря этому решение
Таким образом, интеллект у детей — это система развития познавательных процессов относительно возрастной нормы, обеспечивающая адаптацию ребенка в социуме. Адаптация в социуме предполагает прежде всего возможности ребенка развиваться и обучаться в среде сверстников, взаимодействовать с окружающими, отвечая социальным нормам поведения.
Слово "темперамент" происходит от латинского "temperamentum", являющегося переводом греческого слова "krasis", и означает "надлежащее соотношение частей". В Древней Греции предполагали, что определенное соотношение жидкостей организма, которых тогда было известно только четыре: кровь (отсюда - сангвиник), желчь (холерик), черная желчь (меланхолик) и слизь (флегматик), является основной причиной различий в психике и поведении человека. В настоящее время эти представления имеют чисто исторический интерес. [49 Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984.].
Темпераментом называют совокупность
свойств, характеризующих динамические
особенности протекания психических
процессов и поведения
Темперамент представляет собой наиболее общую формально-динамическую характеристику индивидуального поведения человека.
Основные проблемы в изучении темперамента связаны с раскрытием его биологических основ, с установлением его генетической природы. Другие, не менее важные проблемы относятся к поиску и измерению психологических составляющих темперамента, или его свойств, на основе которых строится та или иная типология[49 Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984.].
Не менее важными проблемами являются: определение места темперамента в структуре индивидуальности, выявление его роли в развитии характера и общих способностей, изучение темперамента как фактора успешности профессиональной (и иных видов) деятельности.
Гиппократом была разработана гуморальная теория темперамента, Э. Кречмер и У. Шелдон исследовали связь соматических и темпераментальных характеристик человека, в 20-х г. ХХ в. И.П. Павлов совершил поворот в сторону изучения свойств и типа нервной системы и сопоставил их с типологией, предложенной Гиппократом (сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик).
Дальнейшие исследования,
проведенные в школе Б.М. Теплова,
В.Д. Небылицина показали, что необходим
принципиально другой подход к изучению
биологических основ
По мнению В.Д. Небылицина, в основе темперамента должны лежать так называемые "общие свойства нервной системы" (свойства лобных отделов мозга), а не парциальные, анализаторные свойства. Он сформулировал принцип разделения общих и парциальных свойств нервной системы: в основе парциальных (частных) свойств лежит деятельность анализаторных зон мозга, а общие свойства обусловлены спецификой функционирования передней части мозга - лобной коры вместе с нижележащими образованиями[6 Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. М., Институт психологии РАН, 1998.].
Анализ собственно психологических свойств темперамента велся не так активно и успешно. Но тем не менее разные суждения о психологических компонентах темперамента все же были. С.Л. Рубинштейн утверждал, что таковыми являются импульсивность и впечатлительность. В.Д. Небылицын относил к темпераменту общую психическую активность, моторику и эмоциональность. У В.М. Русалова темперамент рассматривался как совокупность формально-динамических характеристик: эргичности, скорости, пластичности и эмоциональности [21 Емельянов Ю.И. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. Учебное пособие. Л., ЛГУ, 1983.].
В зарубежных исследованиях, в работах Г. Айзенка была дана нейрофизиологическая интерпретация основных измерений темперамента, среди которых выделялись - фактор экстраверсии-интроверсии и фактор нейротизма. Высокий балл по первой шкале соответствует более высокому порогу активации ретикулярной формации, а низкий - низкому. Другому свойству - нейротизму соответствует уровень активации лимбической системы: повышенный нейротизм, более высокая реактивность на события во внутренней среде организма[1 Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. – №1].
В основу факторной концепции темперамента Г. Айзенкова положены три фундаментальные измерения - экстраверсия-интроверсия, нейротизм (эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость) и психотизм.
Важной чертой исследований темперамента в зарубежных странах является резкое возрастание интереса к изучению темперамента у детей. Наиболее известно Нью-Йоркское лонгитюдное исследование под руководством А. Томаса и С. Чесса.
Основные результаты исследования темперамента в отечественной и зарубежной психологии изложены В.М. Русаловым в главе, посвященной проблеме темперамента в сборнике "Современная психология", изданном под общей редакцией В.Н. Дружинина. [14].
1. Темпераментальные свойства
включают в себя динамические,
стилевые и энергетические
2. Наследственная
Наследственная
- независимость от содержания мотива и цели поведения;
- универсальность и
- раннее проявление в детстве;
- высокая корреляция с
общими свойствами нервной
3. Темперамент возникает
под влиянием обобщения
4. Темперамент выполняет
регулятивную функцию.
5. Темперамент не зависит
от содержания деятельности - мотивов,
целей, ценностей, определяя
6. Темперамент может
Общая активность определяется
интенсивностью объемом взаимодействия
человека с окружающей средой - физической
и социальной. По этому параметру
человек может быть инертным, пассивным,
спокойным, инициативным, активным, стремительным.
Проявления темперамента в моторной
сфере можно рассматривать как
частные выражения общей
Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.п.
Гуморальная (жидкостная) теория темперамента отразила некоторые элементы истинного знания и стала своего рода прообразом, моделью современных, более развитых представлений о природных предпосылках индивидуальных различий. Древние греки не знали и не могли знать всего богатства природных характеристик человека: строения его мозга, свойств нервной системы и т.д. Однако, исходя из представлений о целостности и единстве организма, они гениально предвидели возможную связь между свойствами организма и свойствами психики. Отсюда исторически сложилось понимание темперамента как такого аспекта индивидуально-психологических различий, который обусловлен преимущественно биологическими свойствами человеческого организма. [48 Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984.].
В истории развития учения
о темпераменте четко выделяются
два аспекта: первый связан с трансформацией
представлений о биологических
основах темперамента, второй - с
изменением понимания самих
Долгое время, по крайней мере до конца XIX в., считалось, что в детерминации темперамента особую роль играют телесные жидкости, в частности свойства крови. И только в начале нашего века произошли резкие изменения в интерпретации биологических основ темперамента. В этом огромную роль сыграли работы Э. Кречмера, который попытался "увязать" особенности темперамента уже не с гуморальными системами, а с особенностями строения тела человека. Он утверждал, что каждому типу телосложения соответствует определенный психологический склад темперамента, или, согласно его терминологии, характера, а также определенная склонность к тому или иному психическому заболеванию. Астеникам свойственна замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость, пикники - люди разговорчивые, общительные, любители хорошо поесть, легко заводят друзей. Атлеты - агрессивны, властолюбивы.
Темперамент изучают с
точки зрения его физиологической
основы, а также исходя из особенностей
его проявления в виде различных
психологических качеств и
Корнями эта физиологическая ветвь учения о темпераменте уходит в античный период. Гипократ (V в. до н. э) описал четыре типа темперамента, исходя из физиологических представлений того времени. Считалось, что в организме человека имеется четыре основных жидкости, или "сока": кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент (лат. - смесь, соотношение). Конкретное наименование каждый темперамент получил по названию той жидкости, которая якобы преобладает в организме. Соответственно были выделены следующие типы темперамента: сангвинический (от лат. sanguis - кровь), холерический (от греч. chole - желчь), флегматический (от греч. phlegma - слизь) и меланхолический (от греч. melaina chole черная желчь). [48 Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984.].
Но со временем появились умозаключения о том, какие психические свойства должны быть у человека, в организме которого преобладает кровь, желтая желчь и т.д. Отсюда и появились психологические описания - "портреты" различных темпераментов. Рассмотрим кратко эти описания, опираясь как на научные, так и на литературные источники (например описания французского писателя Стендаля и немецкого философа Канта). Описания Стендаля содержат все признаки общежитейского представления о темпераментах, которое мало изменилось и по настоящий день.
Информация о работе Взаимосвязь социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте