Взаимосвязь социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:07, дипломная работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение влияния взаимосвязь социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте.
Объектом исследования дети подросткового возраста.
Предмет исследования – взаимосвязь социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте.
Гипотеза: мы исходим из предположения, что социальный интеллект взаимосвязан с темпераментом.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались две основные задачи:
Рассмотреть понятие «интеллект», его трактовку и содержание.
Определить понятие темперамента.
Ознакомление с литературой по теме исследования.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. Теоретический обзор проблемы исследования взаимосвязи социального интеллекта и темперамента у подростков.
1.1. Изучение социального интеллекта.
1.2 Проблемы темперамента в отечественной и зарубежной психологии
1.3. Типы темпераментов, их характеристика.
1.4. Взаимосвязь социального интеллекта и темперамента у подростков.
Выводы по I главе…………………………………………………………..
ГЛАВА II. Организация и методы исследования………………..
2.1. Логика исследования…………………………………………………….
2.2. Методы исследования……………………………………………………
ГЛАВА III. Результаты экспериментального исследования………….
3.1. Результаты исследования социального интеллекта у подростков по методике Дж.Гилфорда и М.Салливена………………………………
3.2. Результаты исследования типов темперамента у подростков по методике Г.Ю. Айзенка….…………………………………………
3.3. Результаты исследования свойств темперамента у подростков по методике М.В. Русалова…………………………….
3.4. Результаты изучения взаимосвязи социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте……………………………………
Выводы по III главе…………………………………………………………..
3аключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте.docx

— 99.98 Кб (Скачать файл)

Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу, сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы. Данное поведение диагностировано у 25 % обследованных подростков.

Шкала «нейротизм - эмоциональная устойчивость» характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность).

Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности. Эмоциональная устойчивость выявлена у 15 % обследованных подростков.

Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и  беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует  эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая  личность характеризуется неадекватно  сильными реакциями по отношению  к вызывающим их стимулам. Нейротические черты обнаружили 15 % подростков.

Сочетание шкал «экстраверсия-интроверсия» и «нейротизм - эмоциональная устойчивость»  позволяют сделать вывод о  типе темперамента подростков на основании  опросника Г.Ю. Айзенка.

Тип темперамента подростков (по результатам методики Г.Ю.Айзенка)

В выборке сангвинический тип темперамента встречается в 15 % случаев. Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика у сангвиника богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует импульсы, не умеет строго придерживаться распорядка жизни, системы в работе и учебе. В связи с этим может успешно выполнять дело, требующее равной траты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерический тип темперамента встречается в 40 % случаев. Холерик  отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны  резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности.

Флегматический тип темперамента отмечен у 25 % подростков. Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий, в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами: выдержка, глубина мыслей, постоянство, основательность и т. д., в других -- вялость, безучастность к окружающему, лень и безволие, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолический тип темперамента представлен в выборке в 20 % случаев. У подростка с таким типом  темперамента реакция часто не соответствует  силе раздражителя, присутствует глубина  и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия  часто вызывают у меланхолика  продолжительную тормозную реакцию. Ему свойственны сдержанность и  приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик -- человек глубокий, содержательный, может быть хорошим  тружеником, успешно справляться  с жизненными задачами. При неблагоприятных  условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

3.3. Результаты  исследования свойств темперамента  у подростков по методике М.В.Русалова

Данные отображены на диаграмме 2.

Диаграмма 2. Особенности свойств темперамента у подростков с разным типом темперамента (по результатам методики В.М. Русалова) (средние значения)

Обозначения:

1 – Предметная эргичность

2 – Социальная эргичность

3 – Пластичность

4 – Социальная пластичность

5 – Темп

6 – Социальный темп

7 – Эмоциональность

8 – Социальная эмоциональность

9 – Контроль

Результаты исследования по методике В.М. Русалова свидетельствуют  о том, что у подростков с разным типом темперамента в разной степени  выражены такие свойства, как предметная эргичность; социальная эргичность; пластичность; социальная пластичность; темп; социальный темп; эмоциональность; социальная эмоциональность; контроль.

Предметная эргичность отражает активность человека, а именно: выраженность потребности в освоении предметного  мира, наличие или отсутствие стремления к деятельности, к напряженному умственному  и физическому труду, а также уровень тонуса и вовлеченности в процесс деятельности.

Уровень предметной эргичности выше всего у подростков с сангвиническим и холерическим типом темперамента. То есть, подросток высокоактивен, работоспособен, полон энергии. Предпочитает деятельность, требующую полного напряжения сил и способностей. Инициативен в поисках сфер приложения своей энергии. Способен долго и продуктивно заниматься делом, не чувствуя усталости. Сохраняет работоспособность и после продолжительной деятельности. Жажда деятельности подталкивает к работе даже во время отдыха. Настойчив в достижении цели и в поисках путей преодоления препятствий.

У подростков с флегматическим типом темперамента уровень предметной эргичности соответствует среднему уровню. В этом случае можно сказать, что подросток избирателен в  проявлениях активности: не избегает напряженной работы, однако собственная  инициатива в поисках сфер приложения своих способностей недостаточно высока. Может относительно долго сохранять  работоспособность, особенно в тех  случаях, когда затрагиваются личные интересы. После утомительной монотонной работы требуется достаточно продолжительный  отдых для восстановления сил  и энергии.

Для подростков с меланхолическим  типом темперамента характерен низкий уровень предметной эргичности. Это  свидетельствует о том, что подросток  пассивен. Общий жизненный тонус  низкий. Стремление к напряженной  физической и умственной деятельности выражено слабо. Предпочитаемые сферы  деятельности весьма ограничены. Низкие результаты нередко связаны с  неспособностью быстро включаться в  работу и долго сохранять ее высокий  темп. В трудных условиях надежность работы снижается. При появлении  препятствий может отказаться как  от их преодоления, так и от достижения поставленной цели. Медленно восстанавливает работоспособность после длительного и напряженного труда.

Социальная эргичностъ связана  с потребностью в социальном контакте, с желанием исследовать социальные формы деятельности, со стремлением  к лидерству, общению, к приобретению высокого ранга при освоении мира через коммуникацию.

Максимальные значения социальной эргичности диагностированы у подростков с холерическим (среднее значение 8,69) и сангвиническим (среднее значение 8,43) типом темперамента. Про такого подростка можно сказать, что  он часто испытывает потребность  в людях. Имеет широкий круг общения. Инициативен, быстро и легко устанавливает  контакты с разными людьми. Сохраняет  обычный стиль общения в кругу  незнакомых людей. Спокоен, уверен в  себе при общении с авторитетными  людьми, большой аудиторией, а также  с лицами противоположного пола. Любит  бывать в компаниях, стремится занять лидирующее положение в группе. Высоко ценит собственную точку зрения. Критические замечания не мешают ее отстаивать. Социально активен, часто  участвует в общественных мероприятиях, охотно выступает на семинарах, собраниях, участвует в дискуссиях. Эффективно работает в коллективе, менее эффективен, если приходится работать индивидуально. Легко срабатывается с партнерами по совместной работе.

У подростков с флегматическим типом темперамента преобладает  средний уровень социальной эргичности. Это говорит о том, что подросток  избирателен в установлении контактов. Легко находит общий язык с  теми, кто хорошо знаком, близок по духу, интересам. Общение с малознакомыми  людьми требует преодоления напряжения, смущения, неуверенности. Критические  замечания, шутки могут вызвать  кратковременное раздражение. Лидерские  качества проявляет в хорошо знакомых ситуациях. В незнакомой обстановке предпочитает оставаться в тени.

Низкая социальная эргичность свойственна подросткам с меланхолическим типом темперамента. Подросток испытывает большие трудности в общении. Особенного напряжения требуют контакты с малознакомыми и авторитетными людьми, а также с противоположным полом. Тревога, беспокойство возникают при общении с большой аудиторией. Круг общения ограничен. В него преимущественно входят люди, близкие по интересам и ценностным ориентациям. Раним, чувствителен к критическим замечаниям. Шутки в свой адрес нередко воспринимает как оскорбление. Общая социальная активность низкая. Скучает, погружается в собственные переживания во время общественных мероприятий, Избегает публичных выступлений, ситуаций, требующих лидерских решений.

Пластичность предметная выражается в скорости переключения с одного вида деятельности на другой, перехода от одних форм мышления к  другим в процессе взаимодействия с  предметной средой, в стремлении к  разнообразию или однообразию форм предметной деятельности.

Высокая предметная пластичность диагностирована у подростков с  сангвиническим типом темперамента. Такой подросток предпочитает работу, требующую разнообразных решений  и действий. Легко переключается  с одного вида деятельности на другой. Может одновременно без особого  труда выполнять несколько дел. Без сопротивления берется за новые дела и решение задач, требующих  изменения или преобразования алгоритма  действий. Быстро привыкает к новой  системе организации работы. Часто  меняет стиль действий, поведения. Необходимость  отвлекаться от выполняемой работы переносит без особого напряжения. Следует моде, легко отказывается от устаревших моделей одежды, предметов  домашнего обихода и т. д.

Средний уровень предметной пластичности свойственен подросткам с холерическим, флегматическим и  меланхолическим типом темперамента. Это означает, что в привычных  для себя ситуациях подросток  достаточно быстро переключается с одного вида деятельности на другой, однако для овладения новыми алгоритмами действия требуются время и определенные усилия. Необходимость освоения непривычной деятельности вызывает колебания и сомнения, требует достаточно длительной подготовки.

Социальная пластичность проявляется в количестве коммуникативных  программ, в степени включенности в социальные связи, легкости или  сложности вступления в контакты и в скорости переключения в процессе общения. Кроме того, она отражает количество социальных стереотипов  и уровень развитости коммуникативной  импульсивности.

Подростки с сангвиническим и холерическим типами темперамента обнаружили средний уровень социальной пластичности. Это говорит о том, что подросток избирателен в  общении. Контактов с окружающими  людьми не избегает, но собственная  активность в их установлении и поддержании  недостаточно высока. Критические замечания  в свой адрес сначала воспринимает с раздражением, но затем старается  найти в них рациональные моменты. В привычных для себя коммуникативных  ситуациях естествен и открыт, в новых сдержан и осторожен. Доверительные отношения возможны с близкими людьми. Другом считает  того, с кем отношения проверены  временем и жизненными обстоятельствами.

Для подростков с флегматическим и меланхолическим типом темперамента свойственен низкий уровень социальной пластичности. В этом случае подросток  испытывает трудности в установлении новых и сохранении сложившихся  контактов. Стремится к поддержанию  узкого круга общения. В доверительные  отношения вступает редко. Осторожен  в выборе друзей, деловых партнеров. Сдержан в выражении отношения  к другим людям, критических замечаний  и комплиментов. Тщательно продумывает  свой стиль общения, контролирует внешнее  проявление эмоций (жестикуляцию, мимику, голос и т. п.). Нередко заранее  планирует свое поведение с партнером  по общению и пытается предугадать  поведение партнера. Мнение о других людях складывается постепенно, и оно достаточно устойчиво.

Информация о работе Взаимосвязь социального интеллекта и темперамента в подростковом возрасте