Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 14:26, научная работа
Интеллектуальные различия между людьми являются одной из животрепещущих тем не только в науке, но и в обычной жизни. Многие придерживаются мнения, что мужчины не только более эрудированы, но намного умнее и талантливее женщин. В доказательство можно услышать имена знаменитых изобретателей, философов и выдающихся учёных - мужчин.
Введение………………………………. стр.1
Материалы и методы исследования …стр.2
Результаты …………………………….. стр.3
Выводы ………………………………….стр.6
Список литературы ..…………………...стр.7
Отчёт по исследовательской работе «Зависимость вербального интеллекта от пола»
Интеллектуальные различия между людьми являются одной из животрепещущих тем не только в науке, но и в обычной жизни. Многие придерживаются мнения, что мужчины не только более эрудированы, но намного умнее и талантливее женщин. В доказательство можно услышать имена знаменитых изобретателей, философов и выдающихся учёных - мужчин.
В первой четверти XX в. приобрела популярность теория X. Эллиса, согласно которой разброс уровня интеллекта больше у мужчин, чем у женщин. Это значит, что женщины в своей массе имеют средний уровень интеллекта, в то время как у мужчин средний интеллект встречается реже, чем у женщин, но зато среди них больше одаренных и умственно отсталых.
У детей ряд авторов выявили одинаковое число интеллектуально одаренных мальчиков и девочек. Так, в исследовании Л. Холлингворт среди детей с интеллектом выше 180 баллов были обнаружены 16 девочек и 15 мальчиков. Массовые обследования школьников в США (1939-1940г.г.) показали, что среди лиц с высоким интеллектом больше девочек, а среди лиц с низким интеллектом больше мальчиков. Однако авторы не делали из этих данных далеко идущих выводов и объясняли их тем, что дававшиеся тесты имели преимущественно вербальное содержание, и успешность их выполнения зависела от школьных успехов, которая, как известно, выше у девочек в силу их большего прилежания.
Хотя женское превосходство в вербальных, или лингвистических, функциях отмечается с младенчества до зрелого возраста. Как правило, девочки начинают говорить раньше, их словарный запас богаче, чем у мальчиков того же возраста. После двух лет девочки, в среднем более охотно разговаривают с другими детьми, их речь правильная и сложная. Еще до начала обучения в школе эти различия пропадают и появляются вновь лишь после 11 лет, оставаясь постоянными на протяжении всей жизни. Это вербальное превосходство проявляется в различных формах. Так, девочки лучше решают задания , в которых требуется найти словарные аналогии, они лучше и быстрее понимают письменный текст.
В одном исследовании языкового развития детей с 4-го по 12-й класс учащихся попросили написать сочинение на заданную тему, интересующую оба пола. Написанные за одно и то же время сочинения оказались короче у мальчиков, количество использованных ими слов составило в среднем 83-86 % от количества слов, использованных девочками (L. La Brant, 1933). Девочки лучше выполняют такие задания, как завершение предложений и рассказов, они обладают большей скоростью чтения. В речи мальчиков преобладают слова, передающие действия, тогда как девочки (и женщины в целом) более склонны к использованию предметно-оценочных слов.
2. Материалы и методы исследования
Цель: Выявить зависимость уровня вербального интеллекта от пола.
Выборка состояла из 130 испытуемых - 65 девочек и 65 мальчиков от 7 до 16 лет.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что вербальный интеллект у девочек выше, чем у мальчиков.
Метод исследования: детский тест Векслера.
Описание методик
Я провела исследование с помощью детского теста Векслера. Он состоит из 11 субтестов, каждый из которых представляет собой отдельную методику для изучения наиболее существенных характеристик и особенностей структуры вербального (речевого) и невербального (действенно-практического) интеллекта. Общее правило при проведении интеллектуального тестирования – не тестировать человека если он утомлен или плохо себя чувствует.
Поскольку необходимо было определить вербальный интеллект, то я использовала 6 субтестов: Субтест общей осведомленности, субтест общей понятливости. арифметический субтест, субтест установления сходства, субтест повторения цифровых рядов и словарный субтест.
Также было проведено отдельное сравнение показателей у мальчиков и девочек на основе субтеста "словарный". Этот субтест требует от испытуемого понимания и умения определить содержание слов. Он включает слова разной степени трудности определения и частоты употребления (например: зима, ремонт, спешить, собирать, регулировать, тирада). Данный субтест выявляет словарный запас и культурный уровень, требует чувства меры и адекватности при определении необходимого и достаточного для раскрытия содержания слова. Субтест «словарный» имеет самую высокую корреляцию с общим вербальным интеллектом.
3.Результаты
Обработка и анализ результатов проводились посредством методов математической статистики (пакет SPSS, Microsoft Excel). Для сравнения выборки девочек и выборки мальчиков нами было использован критерий t-Стьюдента для двух независимых выборок.
Для выявления зависимости вербального интеллекта от пола мы сравнили группы мальчиков и девочек по показателям «Словарный субтест» и «VIQ» (общий вербальный интеллект). Средние показатели переменных «Словарный субтест» и «VIQ» различаются (Табл.1,2, Рис. 1,2) , однако статистически значимых различий не выявлено (Табл.3,4).
Общий вербальный интеллект:
Среднее у мальчиков 123.18,
Среднее у девочек 120,85
По словарному субтесту:
Среднее у мальчиков 13,8
Среднее у девочек 13,29
Таким образом, статистически значимых различий между группами мальчиков и девочек не выявлено.
Табл.1.Описательные статистики переменной VIQ
Групповые статистики | |||||
Пол |
N |
Среднее |
Стд. отклонение |
Стд. ошибка среднего | |
VIQ |
мальчики |
65 |
123,18 |
14,816 |
1,838 |
девочки |
65 |
120,85 |
16,386 |
2,032 |
Табл.2.Описательные статистики переменной Словарный субтест
Групповые статистики | |||||
Пол |
N |
Среднее |
Стд. отклонение |
Стд. ошибка среднего | |
Словарный |
мальчики |
65 |
13,80 |
4,787 |
,594 |
девочки |
65 |
13,29 |
4,612 |
,572 |
Табл.3. Сравнение мальчиков и девочек по показателям VIQ, критерий t-Стьюдента
Критерий для независимых выборок | ||||||||||
Критерий равенства дисперсий Ливиня |
t-критерий равенства средних | |||||||||
F |
Знч. |
t |
ст.св. |
Значимость (2-сторонняя) |
Разность средних |
Стд. ошибка разности |
95% доверительный интервал разности средних | |||
Нижняя граница |
Верхняя граница | |||||||||
VIQ |
Предполагается равенство дисперсий |
1,062 |
0,305 |
0,853 |
128 |
0,395 |
2,338 |
2,74 |
-3,083 |
7,76 |
Равенство дисперсий не предполагается |
0,853 |
126,724 |
0,395 |
2,338 |
2,74 |
-3,084 |
7,761 |
Рис.1. Сравнение мальчиков и девочек по показателям VIQ
Табл.4. Сравнение по показателям Словарный субтест, критерий t-Стьюдента
Критерий для независимых выборок | ||||||||||
Критерий равенства дисперсий Ливиня |
t-критерий равенства средних | |||||||||
F |
Знч. |
t |
ст.св. |
Значимость (2-сторонняя) |
Разность средних |
Стд. ошибка разности |
95% доверительный интервал разности средних | |||
Нижняя граница |
Верхняя граница | |||||||||
Словарный |
Предполагается равенство дисперсий |
0,59 |
0,444 |
0,616 |
128 |
0,539 |
0,508 |
0,824 |
-1,124 |
2,139 |
Равенство дисперсий не предполагается |
0,616 |
127,824 |
0,539 |
0,508 |
0,824 |
-1,124 |
2,139 |
Рис.2. Сравнение по показателям Словарного субтеста
4.Выводы
По итогам исследования был сделан следующие выводы:
Список использованной литературы:
издательство:Питер, 2001
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ КЛИНИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Кафедра нейро- и патопсихологии
НАУЧНЫЙ ОТЧЕТ ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
По дисциплинам Планирование теоретического и эмпирического исследования и методы психодиагностики
На тему: «Зависимость вербального интеллекта от пола».
Факультета клинической и специальной психологии
Специальности «клиническая психология развития»
Дадыкина Е.В.
Проверила: к.псх.н. Бурдукова Ю.А.
Информация о работе Зависимость вербального интеллекта от пола