Зависимость вербального интеллекта от пола

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 14:26, научная работа

Описание работы

Интеллектуальные различия между людьми являются одной из животрепещущих тем не только в науке, но и в обычной жизни. Многие придерживаются мнения, что мужчины не только более эрудированы, но намного умнее и талантливее женщин. В доказательство можно услышать имена знаменитых изобретателей, философов и выдающихся учёных - мужчин.

Содержание работы

Введение………………………………. стр.1
Материалы и методы исследования …стр.2
Результаты …………………………….. стр.3
Выводы ………………………………….стр.6
Список литературы ..…………………...стр.7

Файлы: 1 файл

ОТЧЕТ ПО ВЕКСЛЕРУ 2.docx

— 67.55 Кб (Скачать файл)

Отчёт по исследовательской работе  «Зависимость вербального интеллекта от пола»

 

  1. Введение………………………………. стр.1
  2. Материалы и методы исследования …стр.2
  3. Результаты …………………………….. стр.3
  4. Выводы ………………………………….стр.6
  5. Список литературы ..…………………...стр.7

 

 

 

                                    1.  Введение

Интеллектуальные различия между людьми являются одной из животрепещущих тем не только в науке, но и в обычной жизни. Многие придерживаются мнения, что мужчины не только более эрудированы, но намного умнее и талантливее женщин. В доказательство можно услышать имена знаменитых изобретателей, философов и выдающихся учёных - мужчин.

В первой четверти XX в. приобрела популярность теория X. Эллиса, согласно которой разброс уровня интеллекта больше у мужчин, чем у женщин. Это значит, что женщины в своей массе имеют средний уровень интеллекта, в то время как у мужчин средний интеллект встречается реже, чем у женщин, но зато среди них больше одаренных и умственно отсталых.

У детей ряд авторов выявили одинаковое число интеллектуально одаренных мальчиков и девочек. Так, в исследовании Л. Холлингворт среди детей с интеллектом выше 180 баллов были обнаружены 16 девочек и 15 мальчиков. Массовые обследования школьников в США (1939-1940г.г.) показали, что среди лиц с высоким интеллектом больше девочек, а среди лиц с низким интеллектом больше мальчиков. Однако авторы не делали из этих данных далеко идущих выводов и объясняли их тем, что дававшиеся тесты имели преимущественно вербальное содержание, и успешность их выполнения зависела от школьных успехов, которая, как известно, выше у девочек в силу их большего прилежания.

Хотя женское превосходство в вербальных, или лингвистических, функциях отмечается с младенчества до зрелого возраста. Как правило, девочки начинают говорить раньше, их словарный запас богаче, чем у мальчиков того же возраста. После двух лет девочки, в среднем более охотно разговаривают с другими детьми, их речь правильная и сложная. Еще до начала обучения в школе эти различия пропадают и появляются вновь лишь после 11 лет, оставаясь постоянными на протяжении всей жизни. Это вербальное превосходство проявляется в различных формах. Так, девочки лучше решают задания , в которых требуется найти словарные аналогии, они лучше и быстрее понимают письменный текст.

В одном исследовании языкового развития детей с 4-го по 12-й класс учащихся попросили написать сочинение на заданную тему, интересующую оба пола. Написанные за одно и то же время сочинения оказались короче у мальчиков, количество использованных ими слов составило в среднем 83-86 % от количества слов, использованных девочками (L. La Brant, 1933). Девочки лучше выполняют такие задания, как завершение предложений и рассказов, они обладают большей скоростью чтения. В речи мальчиков преобладают слова, передающие действия, тогда как девочки (и женщины в целом) более склонны к использованию предметно-оценочных слов.

 

                                        2. Материалы и методы  исследования

 

Цель: Выявить зависимость уровня вербального интеллекта от пола.

Выборка состояла из 130 испытуемых - 65 девочек и 65 мальчиков от 7 до 16 лет.

Нами была выдвинута гипотеза о том, что  вербальный интеллект у девочек выше, чем у мальчиков.

Метод исследования: детский тест Векслера.

 

 Описание методик

 

Я провела исследование с помощью детского теста Векслера. Он состоит из 11 субтестов, каждый из которых представляет собой отдельную методику для изучения наиболее существенных характеристик и особенностей структуры вербального (речевого) и невербального (действенно-практического) интеллекта. Общее правило при проведении интеллектуального тестирования – не тестировать человека если он утомлен или плохо себя чувствует.

Поскольку необходимо было определить вербальный интеллект, то я использовала 6 субтестов:  Субтест общей осведомленности, субтест общей понятливости. арифметический субтест, субтест установления сходства, субтест повторения цифровых рядов и словарный субтест.

 

 

Также было проведено отдельное сравнение показателей у мальчиков и девочек на основе субтеста "словарный". Этот субтест требует от испытуемого понимания и умения определить содержание слов. Он включает слова разной степени трудности определения и частоты употребления (например: зима, ремонт, спешить, собирать, регулировать, тирада). Данный субтест выявляет словарный запас и культурный уровень, требует чувства меры и адекватности при определении необходимого и достаточного для раскрытия содержания слова.  Субтест «словарный» имеет самую высокую корреляцию с общим вербальным интеллектом.

 

 

 

3.Результаты

Обработка и анализ результатов проводились посредством методов математической статистики (пакет SPSS, Microsoft Excel). Для сравнения выборки девочек и выборки мальчиков нами было использован критерий t-Стьюдента для двух независимых выборок.

 

Для выявления зависимости вербального интеллекта от пола мы сравнили группы мальчиков и девочек по показателям «Словарный субтест» и «VIQ» (общий вербальный интеллект). Средние показатели переменных «Словарный субтест» и «VIQ» различаются (Табл.1,2, Рис. 1,2) , однако статистически значимых различий не выявлено (Табл.3,4).

 

Общий вербальный интеллект:

Среднее у мальчиков 123.18, 

Среднее у девочек  120,85

 

По словарному субтесту:

Среднее у мальчиков 13,8

Среднее у девочек     13,29

 

Таким образом, статистически значимых различий между группами мальчиков и девочек не выявлено.

 

 

Табл.1.Описательные статистики переменной VIQ

 

Групповые статистики

 

Пол

N

Среднее

Стд. отклонение

Стд. ошибка среднего

VIQ

мальчики

65

123,18

14,816

1,838

девочки

65

120,85

16,386

2,032


 

Табл.2.Описательные статистики переменной Словарный субтест

Групповые статистики

 

Пол

N

Среднее

Стд. отклонение

Стд. ошибка среднего

Словарный

мальчики

65

13,80

4,787

,594

девочки

65

13,29

4,612

,572


 

 

 

 

 

 

Табл.3. Сравнение мальчиков и девочек по показателям VIQ, критерий t-Стьюдента

 

Критерий для независимых выборок

 

Критерий равенства дисперсий Ливиня

t-критерий равенства средних

F

Знч.

t

ст.св.

Значимость (2-сторонняя)

Разность средних

Стд. ошибка разности

95% доверительный интервал  разности средних

Нижняя граница

Верхняя граница

VIQ

Предполагается равенство дисперсий

1,062

0,305

0,853

128

0,395

2,338

2,74

-3,083

7,76

Равенство дисперсий не предполагается

   

0,853

126,724

0,395

2,338

2,74

-3,084

7,761


 

Рис.1. Сравнение мальчиков и девочек по показателям VIQ

 

 

 

 

 

 

 

Табл.4. Сравнение по показателям Словарный субтест, критерий t-Стьюдента

 

Критерий для независимых выборок

 

Критерий равенства дисперсий Ливиня

t-критерий равенства средних

F

Знч.

t

ст.св.

Значимость (2-сторонняя)

Разность средних

Стд. ошибка разности

95% доверительный интервал  разности средних

Нижняя граница

Верхняя граница

Словарный

Предполагается равенство дисперсий

0,59

0,444

0,616

128

0,539

0,508

0,824

-1,124

2,139

Равенство дисперсий не предполагается

   

0,616

127,824

0,539

0,508

0,824

-1,124

2,139


 

Рис.2. Сравнение по показателям Словарного субтеста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Выводы 

 

      По итогам исследования был сделан следующие выводы:

 

  1. Выдвинутая нами гипотеза о том, что общий вербальный интеллект у девочек выше, чем у мальчиков,  не подтвердилась.
  2. Средние показатели переменных «Словарный субтест» (t(128) =0,616 , p >0,1) и «VIQ» ( t(128) =0,853, p >0,1 ) различаются , однако статистически значимых различий не выявлено. Следовательно, наша гипотеза  снова не подтвердилась.

 

  1. В нашем исследовании показатели вербального интеллекта у мальчиков и девочек равны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. «Математические методы в психологии: непараметрическая статистика», Сорокова М.Г., Москва, 2011
  2. "Психологическая диагностика" под редакцией М.К. Акимовой, "ПИТЕР", 2005 г.
  3. «Психология.Учебник  для гуманитарных вузов»под редакцией В. Н. Дружинина, 

издательство:Питер, 2001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ КЛИНИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Кафедра нейро- и патопсихологии

 

 

 

 

НАУЧНЫЙ ОТЧЕТ ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

По дисциплинам Планирование теоретического и эмпирического исследования и методы психодиагностики

На тему:  «Зависимость вербального интеллекта от пола».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Выполнила: студентка 1 курса магистратуры

Факультета клинической и специальной психологии

Специальности «клиническая психология развития»

Дадыкина Е.В.

Проверила: к.псх.н. Бурдукова Ю.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Зависимость вербального интеллекта от пола