Зрелость как вершина жизненного пути личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

В данной работе изложены основные характеристики зрелого человека, так как именно в этом возрасте личность находится в центре возрастной периодизации и ответственность которую он несёт за свою жизнь, за жизнь старшего и будущего поколения целиком лежит на его плечах. При этом изложение характеристики «личности в зрелом возрасте» затруднительно, так как определений личности великое множество, но ни одно из них не будет всеобъемлющим и раскрывающим все грани человека.
Актуальность, выбранной темы обуславливается тем, что на каждой данной возрастной ступени мы всегда находим центральное новообразование, как бы ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности человека на новой основе.
Цель работы: выявить особенности проблемы зрелости, как вершины жизненного пути человека.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика зрелого возраста………………………...…5
1.1. Индивидуальное развитие взрослого человека…………………..5
1.2. Социальная ситуация развития……………………………………….13
1.3. Психофизиологические функции в зрелом возрасте……….…....….20
Глава 2. Жизненная деятельность и психика в зрелом возрасте….………21
2.1. Психодиагностические методики исследования развития личности в зрелом возрасте, описание методик…………………………………………27
2.2. Результаты исследования, развития личности в зрелом возрасте…...32
Заключение……………………………….……………………………….….40
Список использованных источников…………………………………….…42

Файлы: 1 файл

Зрелость как вершина жизненного пути личности.docx

— 78.55 Кб (Скачать файл)

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

Кафедра социальной работы и психологии

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология  развития и возрастная психология»

на тему: «Зрелость как вершина жизненного пути личности»

 

 

 

 

                                                                  Выполнила: студентка

                                          Савченко Е.С.

                                         ФЗО  гр. Пл - 22С                                               

                                                              Научный руководитель:

к.пс.н., доцент

Москаленко С.В.

   

                                         

 

Белгород  2011

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

     Глава 1. Общая характеристика зрелого возраста………………………...…5

    1. Индивидуальное   развитие   взрослого   человека…………………..5
    2. Социальная ситуация развития……………………………………….13
    3. Психофизиологические функции в зрелом возрасте……….…....….20

     Глава 2. Жизненная деятельность и психика в зрелом возрасте….………21

2.1. Психодиагностические методики исследования развития личности в зрелом возрасте, описание методик…………………………………………27

2.2. Результаты исследования, развития личности в зрелом возрасте…...32

Заключение……………………………….……………………………….….40

Список использованных источников…………………………………….…42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема развития индивида, становление его как личности -  кардинальная проблема  в  системе  психологических  знаний.   Как   неповторимо   детство человека, также неповторимо продолжение  его жизненного пути от молодости  до старости. Разнообразные материалы  о развитии человека давно вошли  в  учебные курсы по возрастной психологии и весьма широко представлены в  периодической печати. Однако, не будет преувеличением утверждение  о том, что до  недавнего времени  около 90% публикаций  по  психологии  развития  занимала  психология детей.

Вместе с тем процесс  развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте.  Противоречия  и  кризисы,  успехи  и  неудачи,   самопознание   и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения,  надежды  и разочарования,  конфликты  и  их  разрешение  (в   семье,   на   работе,   в межличностных  отношениях),  оптимистическая  и  пессимистическая  жизненная позиция – всё это и многое другое присуще людям в зрелом возрасте.

Взрослый  индивид  интересует  психологов,  в  основном, ситуации профессиональной деятельности,  в  «условиях  толпы»,  определённых ситуаций, и т.п., а не в  процессе  онтогенетического  развития.  Во  многих учебных пособиях не  затрагиваются  такие  значительные  характеристики  как нравственность, духовность, альтруизм, хотя для  зрелого  человека  в  нашей стране они имеют существенное значение и при  профессиональной  деятельности и в межличностных отношениях.

В данной работе изложены основные характеристики зрелого  человека,  так как  именно  в  этом  возрасте  личность  находится  в   центре   возрастной периодизации и ответственность которую он несёт  за  свою  жизнь,  за  жизнь старшего и будущего поколения целиком лежит на его плечах. При   этом   изложение   характеристики   «личности   в   зрелом   возрасте» затруднительно, так как определений личности великое множество, но  ни  одно из них не будет всеобъемлющим и раскрывающим все грани человека.

Актуальность, выбранной темы обуславливается тем, что на каждой данной возрастной ступени мы всегда находим центральное новообразование, как бы ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности человека на новой основе.

Объектом исследования является личность человека в зрелом возрасте.

Предметом исследования является зрелость, как вершина жизненного пути человека.

Цель работы: выявить особенности  проблемы зрелости, как вершины жизненного пути человека.

Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:

- раскрыть возрастное понятие зрелости;

- рассмотреть классификацию возрастных проблем в зрелом возрасте;

- проанализировать особенности кризиса развития личности в зрелости;

- исследовать кризисы развития зрелых возрастов.

Гипотеза: психологическое  созревание человека зависит от постоянно  действующих факторов: биологического созревания; психофизического состояния  организма; социальные отношения.

Для разработки темы курсовой работы были использованы труды таких  ученых, как Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Абрамова Г.С., зарубежные авторы: Крайнг Г., Эриксон Э., Селье Г., Гезелл.

Метод исследования: анкетирование, исследование  психодиагностического развития личности в зрелом возрости.

Курсовая работа выполнена  на 42 страницах, состоит из введения, двух глав, содержащие параграфы, заключения и списка использованных источников.

 

 

    1. Общая характеристика зрелого возраста

 

    1. Индивидуальное   развитие   взрослого   человека

 

 

    Индивидуальное   развитие   взрослого   человека   представляет    собой продолжение онтогенеза с заложенной в  нём  филогенетической  программой.  В период  после  ранней  юности  процесс  созревания   индивида   и   личности продолжается,  проходя  через  стадии   молодости,   взрослости,   зрелости, старости. Завершается  этот  цикл  смертью  человека  (которая,  разумеется, может наступить и на более ранних этапах, чем старость —  из-за  неизлечимой болезни, несчастного случая, суицида и т.д.).

Не существует жёстких  границ начала  и  завершения  каждой  стадии.  Это зависит от закономерностей созревания организма и инволюционных процессов  в нём. Как показали многочисленные исследования  специалистов,  для  процессов созревания  и  инволюции  характерны  неравномерность   и   гетерохронность. Неравномерность процессов и гетерохронность  смены  состояний  индивида  как отражение внутренних противоречий развития  содержат  различные  возможности жизни — от  преждевременного  старения  в  одних  случаях  до  долголетия  в других. В самом деле, можно быть тридцатилетним стариком  —  и  творчески  и физически активным, «молодым» семидесятилетним и старше.

    Имеется   много   различных   классификаций   возрастов,   разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (а,  следовательно,  и по  разным  основаниям).  Например,  по  древней   китайской   классификации зрелость разделяют на 4 периода: с 20 до  30  лет  -  возраст  вступления  в брак; с 30 до 40 - возраст выполнения общественных обязанностей; с 40 до  50 -  познание  собственных заблуждений;  с 50  до  60  -  последний   период творческой  жизни.  Пифагор  сравнивал  возраста   с   временами   года   и, соответственно, зрелость охватывала периоды лета (20-40) и осени (40-60).

Возрастная  периодизация  Д.  Б.  Бромлей  (1966)  относит  зрелость   к четвертому циклу и делит их на четыре стадии:  1)  ранняя  взрослость  21-25 лет; 2) средняя взрослость 25—40 лет; 3) поздняя взрослость  40—55  лет;  4) предпенсионный возраст 55—65 лет.

Стадии  развития  личности  по  Э.  Эриксону  включают  в  себя:  раннюю взрослость (от 20 до 40—45 лет), среднюю взрослость (от 40—45 до 60  лет)  и позднюю взрослость (свыше 60 лет).

    Схема периодизации  индивидуального развития (B.B  Бунак,  1965)  относит зрелость ко второй (стабильной) стадии развития,  которая  включает  в  себя два периода, подразделяющиеся  на  два  возраста.  Взрослый  период:  первый возраст — 22-28 лет для мужчин, 21-26 для женщин и второй  возраст  —  29-35 лет для мужчин, 27-32 — для женщин. Зрелый период: первый  возраст  —  36-45 лет для мужчин, 33-40 лет для женщин  и  второй  возраст  —  46-55  лет  для мужчин, 41-50 — для женщин.

Видный  отечественный  психолог,  специалист  в  области  разработки   к реализации  проблем  человекознания  Б.Г.  Ананьев  писал:  «Жизненный  путь человека — это история  формирования  и  развития  личности  в  определённом обществе,  современника  определённой  эпохи  и   сверстника   определённого поколения. Вместе  с  тем  фазы  жизненного  пути  датируются  историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа  жизни  и  системы отношений, суммой ценностей  и  жизненной  программой  —  целями  и  смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути  накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причём в такой  степени,  что  в  настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно  как  фазы  жизненного пути,…»[3, с 45]

И,  наконец,  ещё  одна  из  специфических  проблем  —  это  определение объективных критериев зрелости  человека.  Гетерохронность  зрелости  —  это существенная  характеристика  в   индивидуальном   развитии   человека:   не совпадают во времени физическая зрелость, умственная, гражданская и др.  Эти трудности привели к  тому,  что  в  современной  психологической  литературе довольно часто понятие  «зрелость»  заменяется  понятием  «взрослость»,  что позволяет избежать многих сложностей и, как правило, выделяют 3 стадии: Ранняя взрослость от 20 до 40; Средняя взрослость от 40 до 60; Поздняя взрослость от 60 и старше.

Каждый  из  вышеперечисленных  возрастных  периодов  обладает   своими особенностями  и  характеристиками.  Возраст  –  этап   развития   человека, характеризуемый  специфическими  для  него   закономерностями   формирования организма и личности  и  относительно  устойчивыми  морфофизиологическими  и психологическими  особенностями.   Данное   определение   не   рассматривает изменений социального статуса личности и её ролей,  связанных  с  изменением количества  прожитых  лет  и  накопленным  социальным  опытом.  Рассматривая данную категорию в  зависимости  от  цели  исследования  можно  пользоваться различными её  аспектами.  Так,  например,  календарный  возраст  показывает количество лет, прожитых индивидом от  рождения  до  данной  точки  отсчёта. [11, с 47]

Данный  аспект,  безусловно,  важен  при  исследованиях,  т.к.  значительное количество  прав  и  обязанностей  граждан,  с  точки  зрения   действующего законодательства, привязано именно к  календарному  возрасту.  Однако  такой общей  характеристики  зачастую   бывает   недостаточно   для   изучения   и определения  статуса  и  условий  и   форм   жизнедеятельности   конкретного индивида.   Условия   жизни   (политические,   экономические,    социальные, экологические  и  пр.),  в   которых   проходило   формирование,   развитие, жизнедеятельность индивида, могут иметь общие черты  в  условиях  социума  в определённый конкретно-исторический период, но они при  этом  не  идентичны. Большое значение имеют также наследственный фактор и образ жизни,  избранный индивидом или навязанный ему извне его социальным окружением  или  жизненной ситуацией.  Следовательно,  с  учётом  влияния  внешних  и   внутренних   по отношению к индивиду причин скорость  и  качество  развития  его  организма, процессы развития и старения, а значит, и их итоги к  определённому  периоду времени   будут   сугубо   индивидуальными.   Поэтому   при    необходимости используются и другие характеристики возраста.

Характеристика реальный,  биологический  или  физиологический  возраст указывает на  степень  изношенности  или,  наоборот,  сохранности  организма человека по отношению к средней ожидаемой  в  данном  возрасте  или  периоде  жизни в конкретных культурно-исторических условиях.  Причём  в  значительном количестве  случаев  реальный  возраст  может  не  совпадать  с  календарным возрастом,   что    объясняется    как    медико-биологическими,    так    и психологическими и социальными  причинами.

Социальная ситуация развития, специфическая для каждого возраста, определяет строго закономерно весь образ жизни человека, или его  социальное бытие. Отсюда возникает  вопрос, с которым мы сталкиваемся при изучении в динамике какого-либо возраста, именно вопрос о происхождении, или генезисе, центральных новообразований  данного возраста. Выяснив социальную ситуацию развития, сложившуюся к  началу какого-то возраста и определяемую отношениями между человеком  и средой, мы вслед за этим должны выяснить, как из жизни человека в этой социальной ситуации необходимо возникают и развиваются новообразования, свойственные данному возрасту. Эти  новообразования, характеризующие  в первую очередь перестройку  сознательной личности человека, являются не предпосылкой, но результатом или  продуктом возрастного развития. Изменение в сознании человека возникает  на основе определенной, свойственной данному возрасту, формы его социального  бытия. Вот почему созревание новообразований  относится всегда не к началу, но к концу данного возраста. [13, с 30]

Информация о работе Зрелость как вершина жизненного пути личности