Зрелость как вершина жизненного пути личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

В данной работе изложены основные характеристики зрелого человека, так как именно в этом возрасте личность находится в центре возрастной периодизации и ответственность которую он несёт за свою жизнь, за жизнь старшего и будущего поколения целиком лежит на его плечах. При этом изложение характеристики «личности в зрелом возрасте» затруднительно, так как определений личности великое множество, но ни одно из них не будет всеобъемлющим и раскрывающим все грани человека.
Актуальность, выбранной темы обуславливается тем, что на каждой данной возрастной ступени мы всегда находим центральное новообразование, как бы ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности человека на новой основе.
Цель работы: выявить особенности проблемы зрелости, как вершины жизненного пути человека.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика зрелого возраста………………………...…5
1.1. Индивидуальное развитие взрослого человека…………………..5
1.2. Социальная ситуация развития……………………………………….13
1.3. Психофизиологические функции в зрелом возрасте……….…....….20
Глава 2. Жизненная деятельность и психика в зрелом возрасте….………21
2.1. Психодиагностические методики исследования развития личности в зрелом возрасте, описание методик…………………………………………27
2.2. Результаты исследования, развития личности в зрелом возрасте…...32
Заключение……………………………….……………………………….….40
Список использованных источников…………………………………….…42

Файлы: 1 файл

Зрелость как вершина жизненного пути личности.docx

— 78.55 Кб (Скачать файл)

Если конфликт разрешен, то личность обогащается новыми, положительными качествами, если не разрешен - возникают  симптомы и проблемы, которые могут  повлечь за собой развитие психических  и поведенческих расстройств

Психолог должен основываться на критическом и осторожном истолковании данных, полученных из различных источников. Он основывается на всех проявлениях  и фактах созревания. Синтетическая, динамическая картина тех проявлений, совокупность которых мы называем личностью, входит целиком в рамки исследования. Мы не можем, конечно, точно измерить черты личности. Нам с трудом даже удается определить, что мы называем личностью, но с точки зрения диагностики  развития мы должны следить за тем, как складывается и созревает  личность.

Психологический возраст  индивида связан с уровнем развития личности  и также варьируется в зависимости от конкретных исторических  условий,  уровня развития   общества,   принадлежности   к   социальной   группе,   а   также индивидуальных условий развития личности.  Однако  можно  рассматривать  эту категорию  и  с  другой  точки  зрения,  связав  возраст  индивида   с   его индивидуальными  ощущениями  своего  возраста.  Субъективно  индивид   может ощущать себя моложе  или  старше  календарного  возраста  в  зависимости  от темперамента,   характера,    эмоциональности,    состояния    здоровья    и самочувствия, обстоятельств его жизнедеятельности, внешних  по  отношению  к нему обстоятельств и других причин.

Социальный  возраст  оценивается  по  степени  соответствия  положения человека существующим в данной культуре нормам, с ожиданиями и  требованиями общества по отношению к социальной  роли  индивида,  его  статусу  в  данном возрастном периоде. Определяя сущность данного понятия,  Г.  Крайг  приводит следующий пример: «На 50-летнего мужчину с тремя детьми смотрят  иначе,  чем на  50-летнего  холостяка,  завязывающего  знакомства  в  баре,  в   поисках партнерши...» [2, с 56]

Очень  часто  в  отношении  взрослого  человека   используют   понятие возрастных  часов  -  внутренний  временной  график  жизни,  используемый  в качестве критерия развития во взрослости; средство узнать о  том,  насколько человек  в  своём  развитии  опережает  ключевые  социальные  события,   или опережает их. К ключевым событиям относят  обучение  в  ВУЗе,  вступление  в брак, рождение детей, достижение определённого социального  статуса.  Однако в последнее  время  для  большинства  развитых  стран  характерно  изменение хронологии возрастных событий.

Проблема возраста не только центральная для психологии, но и  ключ ко всем вопросам практики. Эта  проблема непосредственно и тесно  связана с диагностикой возрастного  развития ребенка. Диагностикой развития называют обычно систему исследовательских  приемов, имеющих задачей определение  реального уровня развития, достигнутого человеком. Реальный уровень развития определяется тем возрастом, той  стадией или фазой внутри данного  возраста, которую сейчас переживает человек. Мы знаем уже, что паспортный возраст человека не может служить  надежным критерием для установления реального уровня его развития. Поэтому  определение реального уровня развития всегда требует специального исследования, в результате которого может быть установлен диагноз развития.

Определение реального уровня развития - насущнейшая и необходимая  задача при решении всякого практического  вопроса воспитания и обучения человека, контроля за нормальным ходом его  физического и умственного развития или установления тех или иных расстройств в развитии, нарушающих нормальное течение и придающих  всему процессу атипический, аномальный, а в иных случаях патологический характер. Таким образом, определение  реального уровня развития - первая и основная задача диагностики развития. [11, с 40]

Изучение симптоматологии  возрастов позволяет выделить ряд  надежных признаков, с помощью которых  мы можем узнать, в какой фазе и стадии какого возраста протекает  сейчас процесс развития у человека, подобно тому как врач на основании  тех или иных симптомов устанавливает  диагноз болезни, т.е. определяет тот  внутренний патологический процесс, который  обнаруживается в симптомах.

Само по себе исследование какого-либо возрастного симптома или  группы симптомов и даже точное количественное измерение их еще не могут составить  диагноза. Между измерением и диагнозом, говорил Гезелл, существует большая  разница. Она заключается в том, что к диагнозу можно прийти только в случае, если удастся вскрыть  смысл и значение найденных симптомов.

Задачи, стоящие перед  диагностикой развития, могут быть разрешены только на основе глубокого  и широкого изучения всей последовательности хода развития, всех особенностей каждого  возраста, стадии и фазы, всех основных типов нормального и аномального  развития, всей структуры и динамики развития в их многообразии. Таким  образом, само по себе определение реального  уровня развития и количественное выражение  разности между паспортным и стандартизированным  возрастом человека или отношения  между ними, выражаемого в коэффициенте развития, составляет только начальный  шаг на пути диагностики развития. В сущности говоря, определение реального  уровня развития не только не исчерпывает  всей картины развития, но очень  часто охватывает ее незначительную часть. Констатируя наличие тех  или иных симптомов при определении  реального уровня развития, мы фактически определяем лишь ту часть общей картины  развития, которая охватывает уже  созревшие на сегодняшний день процессы, функции и свойства, физического  развития, которые характеризуют  уже завершившиеся циклы развития. Это итог, результат, конечное достижение развития за истекший период. Эти симптомы говорят нам скорее о том, как  шло развитие в прошлом, чем о  том, как оно совершается в  настоящем и какое направление  примет в будущем. Разумеется, знание итогов вчерашнего развития - необходимый  момент для суждения о развитии в  настоящем и будущем. Но одного его  совершенно недостаточно. Образно говоря, при нахождении реального уровня развития мы определяем только плоды  развития, т.е. то, что уже созрело  и завершило свой цикл. Но мы знаем, что основным законом развития является разновременность в вызревании отдельных  сторон личности и различных ее свойств. В то время как одни процессы развития уже принесли плоды и завершили  свой цикл, другие процессы находятся  только в стадии созревания. Подлинный  диагноз развития должен суметь охватить не только завершившиеся циклы развития, не только плоды, но и находящиеся  в периоде созревания процессы. Подобно  тому как садовник, определяя виды на урожай, поступил бы неправильно, подсчитав  только количество созревших фруктов  в саду и не сумев оценить состояние  деревьев, не принесших еще зрелого  плода, психолог, который ограничивается определением созревшего, оставляя в  стороне созревающее, никогда не может получить сколько-нибудь верного  и полного представления о  внутреннем состоянии всего развития и, следовательно, не может перейти  от симптоматического к клиническому диагнозу.

Таким образом, мы приходим к выводу, что к началу каждого  периода складывается единственное и неповторимое отношение между  человеком и окружающей его действительностью, зависит от постоянно действующих  факторов: биологическое созревание; психофизического состояния организма; место человека в системе социальных отношений; достигнутый уровень  интеллектуального и мысленного развития.

Выводы:  1. Не существует жёстких границ  начала  и завершения  каждой стадии развития индивида.

2. Для процессов созревания  и инволюции характерны  неравномерность   и гетерохронность.

3. С учётом влияния  внешних  и  внутренних  по  отношению  к  индивиду причин скорость и качество  развития  его  организма,  процессы  развития  и старения, а значит и их итоги, к определённому периоду времени будут  сугубо индивидуальными.

Таким образом, одна из важнейших  проблем - это социальная стадия развития, которая складывается на определенном этапе развития. Она обуславливает  динамику на протяжении каждого возрастного  порога, что порождает новые качественно  своеобразные психологические новообразования.

 

 

                     1.2. Социальная ситуация развития

 

 

Социальная ситуация  развития  в  период  зрелости  связана  с  активным включением человека в сферу общественного производства, с  созданием  семьи, проявлением  своей   личностной   индивидуальности   в   воспитании   детей, творчестве, взаимоотношениях с  людьми  в  процессе  трудовой  деятельности.

Взрослый человек стремится  занять ключевое место в обществе.

Зрелость — наиболее продолжительный  период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего  развития  духовных,  интеллектуальных  и физических  способностей  личности.  Эта  основная  характеристика   зрелого возраста  определила  интерес  к  этому  возрасту  представителей  различных областей знаний, что  обусловило  развитие  акмеологии  —  науки  о  периоде максимального  расцвета,  личностного  роста,  высшего  момента   проявления духовных сил. Название науки  сформулировано  Н.А.Рыбниковым  в  1928  году, когда он предложил включить в предмет возрастной психологии  фундаментальный раздел - психология развития зрелости или взрослости. [12, с 50]

Развитие в зрелых возрастах - это молодость как начальный  этап зрелости, установление интимности, личных близких связей с другим человеком - основная потребность зрелости. Роль в решении этой задачи любви и  дружбы. Специфика самореализации в  профессиональной деятельности. Основные проблемы данного возраста: поиск  себя, выработка индивидуальности, окончательное осознание себя как  взрослого человека со всеми правами  и обязанностями, сознание обобщенного, нереалистического характера юношеских (подростковых) мечтаний, складывание  более конкретного представления  о будущей жизни, вступление в  брак. Молодость как "время путешествий", переход от "кочевой" жизни  к оседлой. Профессиональная деятельность - задача специализации в избранной  профессии, приобретение мастерства, либо смена профессии, вуза и так далее.

Переход к расцвету (около 30 лет) - период нормативного кризиса  как расхождения между областью наличного и областью возможного, желаемого. Смена основ образа жизни. Личностная перестройка. Распад ранних браков, смена профессии как иллюзорные пути выхода из кризиса, взгляд на кризис с точки зрения "третьего рождения личности". Возможные пути бескризисного  прохождения данного возрастного  этапа. [10, С.67] Расцвет (середина жизни) как "золотой возраст", "период бури и натиска", беспокойства, огромной работоспособности и отдачи, как  бы возврат отрочества. Появление  потребности отдачи опыта другим. Представление о причинах возникновения  данной потребности. Переход к зрелости (около 40) как "взрыв в середине жизни", осознание утраты молодости, начало снижения уровня физических возможностей. Присущие данному периоду личностные сдвиги. Смена иерархии мотивов, сомнение в правильности прожитой жизни как  центральная проблема данного периода. Возможные пути бескризисного прохождения  данного возрастного этапа. Зрелость как вершина жизненного пути личности. Коллективное творчество как ведущая  деятельность данного периода. Примирение с самим собой как один из путей  выхода из жизненных противоречий. Источники удовлетворения в данном возрастном периоде: семейная жизнь, успехи детей и т.д. Стремление к общению  как характерная черта данного  периода. Одиночество в зрелом возрасте. Возможности обучения в зрелых возрастах. Осознание возрастных перестроек и  изменение образа жизни зрелого  человека. Кризис середины жизни, его  психологический смысл.

В  период   молодости   (18—25—30)   деятельность   человека   достигает значительного прогресса в общественной  производственной  и  личной  сферах. Наибольшее количество заключаемых браков приходится на период от  22  до  25 лет. Молодости присущ  оптимизм:  человек  уже  начал  действовать  в  плане осуществления своих идеалов и жизненных целей, он трудится над  утверждением своего человеческого предназначения. Бывают, конечно, и  трудности,  но  они не  кажутся  непреодолимыми.  Минуты   отчаяния,   сомнения,   неуверенности кратковременны и проходят в бурном потоке жизни,  в  процессе  освоения  все новых  и  новых  возможностей.  Главная  цель  молодости  подчеркивает  А.В. Толстых, состоит в реализации возможностей саморазвития человека.

Вместе с тем именно в молодости имеются серьезные  проблемы  с  развитием самосознания. Как отмечал Б. Г. Ананьев, наступление зрелости человека  как индивида  (физическая  зрелость)  и  личности  (гражданская  зрелость)   не совпадают во времени (гетерохрония). Самосознание,  которое  полвека  назад уже развивалось к 17-19 годам, формируется в настоящее время к 23—25 годам. Затягивающийся  период   учёбы   приводит   некоторых   молодых   людей   к безответственному  инфантилизму.  Поздно  вступая  на   стезю   собственной трудовой жизни, они долго остаются иждивенцами родителей, склонны к пустому времяпрепровождению  и  т.п.  Игнорирование  определённой  частью  молодежи системы  социальных  ценностей  и  запретов  —  это  не  только  проявление конфликта поколений (это  всегда  было,  есть  и  будет),  но  и  следствие кризисных явлений  в  нашей  стране,  переходного  состояния  общественного сознания.

К концу периода молодости  (примерно  к  30  годам)  человек  переживает кризисное состояние,  некий  перелом  в  развитии,  связанный  с  тем,  что представления о жизни, сложившиеся между двадцатью и тридцатью  годами,  не удовлетворяют его. Анализируя пройденный путь, свои достижения  и  провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной  жизни личность его несовершенна, что много времени и сил потрачено  впустую,  что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать и т.п. Иными словами, происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я».  Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей  жизни,  в  себе: семью, профессию, привычный образ  жизни.  Самореализовав  себя  на  данном этапе жизни, в период молодости, человек вдруг осознаёт, что,  в  сущности, стоит  перед  той  же   задачей   —   поиска,   самоопределения   в   новых обстоятельствах  жизни,  с  учётом  реальных  возможностей  (в  том   числе ограничений, не замечавшихся им ранее). Этот кризис свидетельствует о  том, что человек переходит на новую возрастную  ступень  —  возраст  взрослости. Обратим внимание на то, что «кризис  тридцати»  —  условное  название.  Это состояние может наступить и раньше и позднее, ощущение кризисного состояния может наступать  на  протяжении  жизненного  пути  неоднократно  (как  и  в детстве, отрочестве, юности), так как процесс развития идет по спирали,  не останавливаясь.  Кризисное  состояние  человека  (в  случае  нормы,  а   не патологии) — явление положительное, так  как  даёт  импульс  к  дальнейшему совершенствованию (самосовершенствованию) личности в её развитии. [7, с 86]

Как отмечает Д. И. Фельдштейн, жизнь взрослого человека — это  движение, изменение, развитие. На сегодняшний день современный человек не только приобрёл новые возможности выбора, новый уровень самосознания,  но  задачи, вставшие сейчас на рубеже тысячелетий, требуют от него дальнейшего развития в  плане  развёртывания  отношений,  углубления  самоопределения,   «общего взросления». А постоянно растущие  возможности  (определяемые  достижениями науки,  техники,  медицины,  информатизации  и  пр.)  обусловливают   новую ситуацию развития взрослого, раздвигая рамки его жизни.

Говоря об особенностях зрелого  возраста, А. А. Бодалёв подчёркивает,  что для  науки  важно  проследить  связи  между  особенностями  «акме»  человека (высший для каждого человека уровень в его развитии, вершина его зрелости) и характером социальной ситуации  развития  в  этот  период  его  жизненного пути. Важно понять роль самого человека  в  том,  какой  будет  вершина  его жизни, и когда она явно у него будет просматриваться.

Информация о работе Зрелость как вершина жизненного пути личности