Зрелость как вершина жизненного пути личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

В данной работе изложены основные характеристики зрелого человека, так как именно в этом возрасте личность находится в центре возрастной периодизации и ответственность которую он несёт за свою жизнь, за жизнь старшего и будущего поколения целиком лежит на его плечах. При этом изложение характеристики «личности в зрелом возрасте» затруднительно, так как определений личности великое множество, но ни одно из них не будет всеобъемлющим и раскрывающим все грани человека.
Актуальность, выбранной темы обуславливается тем, что на каждой данной возрастной ступени мы всегда находим центральное новообразование, как бы ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности человека на новой основе.
Цель работы: выявить особенности проблемы зрелости, как вершины жизненного пути человека.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика зрелого возраста………………………...…5
1.1. Индивидуальное развитие взрослого человека…………………..5
1.2. Социальная ситуация развития……………………………………….13
1.3. Психофизиологические функции в зрелом возрасте……….…....….20
Глава 2. Жизненная деятельность и психика в зрелом возрасте….………21
2.1. Психодиагностические методики исследования развития личности в зрелом возрасте, описание методик…………………………………………27
2.2. Результаты исследования, развития личности в зрелом возрасте…...32
Заключение……………………………….……………………………….….40
Список использованных источников…………………………………….…42

Файлы: 1 файл

Зрелость как вершина жизненного пути личности.docx

— 78.55 Кб (Скачать файл)

Еще несколько десятилетий  тому назад считалось, что в зрелом возрасте у человека нет значимых проблем, связанных с развитием  личности, а зрелость считалась временем достижений. Однако работы Левинсона  “Сезоны человеческой жизни”, Нейгартена “Осознание зрелого возраста”, Ошерсона “Печаль о потерянном “Я” в  середине жизни”, а также изменения  в структуре заболеваемости и  смертности в этот возрастной период заставили исследователей по иному  посмотреть на психологию зрелости и  назвать этот период “кризисом зрелости”. В этом возрастном периоде доминируют потребности самоуважения и самоактуализации (по A. Maslow). Наступает время подведения первых итогов сделанного в жизни. Э. Эриксон считает, что для этой стадии развития личности характерна также забота о будущем благополучии человечества (в противном случае возникает безразличие и апатия, нежелание заботиться о других, самопоглощенность собственными проблемами). В эту пору жизни возрастает частота депрессий, суицидов, неврозов, зависимых форм поведения. Смерть сверстников побуждает к размышлениям о конечности собственной жизни. По данным различных психологических и социологических исследований, тема смерти актуальна для 30% -70% лиц этого возраста. Неверующие сорокалетние понимают смерть как конец жизни, ее финал, однако даже они считают себя “чуть-чуть бессмертнее других”. Для этого периода также характерно чувство разочарования в профессиональной карьере и семейной жизни. Это обусловлено тем, что как правило, если ко времени наступления зрелости не реализованы поставленные цели, то они уже мало достижимы. А если реализованы? Человек вступает во вторую половину жизни и его предыдущий жизненный опыт не всегда пригоден для решения проблем этого времени. Проблеме 40-летних К.Г. Юнг посвятил свой доклад “Жизненный рубеж”(1984), в котором он ратовал за создание “высших школ для сорокалетних, которые готовили бы их к будущей жизни”, ибо человек не может прожить вторую половину жизни по той же программе, что и первую. В качестве сравнения психологических изменений, происходящих в различные периоды жизни в душе человека, он приводит сравнение с движением солнца, имея в виду солнце, “одушевленное человеческим чувством и наделенное сиюминутным человеческим сознанием. Утром оно появляется из ночного моря бессознательного, освещая широкий, пестрый мир, и чем выше оно поднимается на небосводе, тем дальше распространяет свои лучи. В этом расширении сферы своего влияния, связанном с восходом, солнце будет видеть свое предназначение и усматривать свою высшую цель в том, чтобы подняться как можно выше.

Особая значимость периода  взрослости заключается в том, что, включаясь во все многообразие общественных отношений, человек становится их подлинным субъектом, сознательно формируя свое сугубо индивидуальное отношение к окружающему миру. Формируются такие качества личности, как объективность, взвешенность, деловитость. К 40 годам человек обретает уникальную полноту самобытия, которая складывается из многообразия его прав и обязанностей в разных сферах жизни и деятельности: в обществе, на работе и в семье: и в то же время – предельную ответственность за мир и за себя в мире. [10, с 40]

Большинство взрослых людей  обретают к 40 годам устойчивость в  жизни и уверенность в себе. Но одновременно в этот, казалось бы, надежный и спланированный взрослый мир прокрадывается сомнение, связанное с оценкой пройденного жизненного пути, с пониманием стабилизации, «сделанности» жизни, переживаниями отсутствия ожиданий новизны и свежести, спонтанности жизни и возможности в ней что-то изменить (так свойственным детству и юности), переживанием краткости жизни для осуществления всего желаемого и необходимости отказаться от явно недостижимых целей.

Зрелость – это срединный  период, своего рода мост между двумя  поколениями. Достигшие определенной полноты жизни сознают свою обособленность не только от молодых людей, но и от тех, кто вышел на пенсию и дожил до старости. Зрелый человек занимает срединное положение между своими родителями, вступившими в пору старости, и своими собственными детьми, которые в это время стоят на пороге самостоятельной жизни. Эстафета ответственности передается зрелому поколению за все стороны жизни (духовной, материальной и др.) в семье, что делает зрелого человека главой семьи.

Уход за родителями служит предзнаменованием будущего положения  людей зрелого возраста, которое сейчас ухаживают за своими родителями, но в недалекой уже старости им придется столкнуться с собственной зависимостью от своих детей. Возможные внутренние конфликты, связанные с этим наряду с самыми реальными ограничениями во времени и свободе, конкурирующими обязанностями и нарушением сложившегося образа жизни, могут создавать стрессогенную обстановку.

Многие зрелые люди оказываются  в новой для них роли бабушек  и дедушек. Для большинства из них выполнение этой роли является деятельностью, приносящей глубокое удовлетворение; они занимаются воспитанием нового поколения, не неся на себе обязанностей родителей и не вступая в напряженные отношения и конфликты, возникающие между родителями и ребенком.

Выводы:  1. Зрелость - самый длительный  для большинства людей период жизни. Но даже если принимать её  по  минимуму,  продолжительность  зрелости составляет более четверти века.

2. Верхняя граница зрелости  зависит от индивидуальности  человека и может отодвигаться в сторону ещё большего возраста.

3. Зрелый человек стремится  занимать ключевое место в  обществе.

4. Жизненный путь человека  в  периоды  юности,  молодости,  взрослости, зрелости  и  пожилом  возрасте,  является  целостным  процессом,  в  котором профессиональное  самоопределение  и  развитие  являются  его   неотъемлемой частью.

 

 

    1. Психофизиологические функции в зрелом возрасте

 

 

В связи  с  увеличением  роли  психологического  фактора  в  современном производстве все более повышаются  требования  к  особенностям  психического развития взрослого человека. В условиях  непрерывного  образования,  которое осуществляется не  только  в  школьный  период,  но  и  на  протяжении  всей дальнейшей жизни человека, контингент взрослых людей тоже включен в  процесс обучения. Повышение  требований  к  интеллекту  взрослого  человека,  к  его мобильности  и  способности  непрерывно  обучаться  происходит  в   условиях технического  перевооружения  производства,   появления   новых   профессий, гигантского   роста   информации   и   расширения   масштабов   человеческой деятельности.

Многочисленными исследованиями  установлено,  что  в  различные  периоды жизни человека наблюдается неравномерное развитие его  психических  функций.

Так,   наиболее    высокая    степень    восприимчивости    социального    и профессионального опыта отмечается в пору от  18  до  25  лет.  В  эти  годы происходят   наибольшие   изменения   в   интеллектуальных   функциях.   Это свидетельствует о  подвижности  и  гибкости  взаимосвязей  между  памятью  и вниманием. [8, с 50]

В 26—29 лет внимание по своему развитию опережает память и мышление. Это связано с резкой  перестройкой  личности:  определяются  жизненные  позиции, меняется положение человека в семье, в трудовом  коллективе.  В  30—33  года вновь наступает высокое развитие всех  интеллектуальных  функций  —  памяти, мышления и внимания, которое снижается к 40  годам.  Затем  быстрота  приёма информации, её переработки и  реакции  на  неё,  интенсивность  внимания,  а также эмоциональная уравновешенность  и  другие  психологические  показатели понижаются.

У  взрослого  человека  при  различных  формах   творческой   активности интеллектуальная   деятельность   достигает   наиболее   высокого    уровня.

Экспериментальные  исследования  отечественных   и   зарубежных   психологов показали, что кульминационные моменты научного творчества относятся к  35—40 и 40—45 годам жизни.  Средний  максимум  творческой  активности  для  многих специальностей отмечается в 35—39 лет. При этом пик творческих  способностей проявляется до 30—34 лет в таких науках, как математика,  физика,  химия;  в 35—39 лет — у геологов, медиков и других специалистов; между 40 и 55  годамит— кульминационные моменты достижений у представителей  научной,  философской и политической  областей  деятельности.  При  этом  наиболее  выраженной  по критериям  научного  вклада,  общей  полезности  и  численности   публикаций является продуктивность в 47 лет. Таким образом, период взрослости и  начало зрелости  является  наиболее  продуктивным  в  отношении  высших  достижений интеллекта.

Как  показал  Б.Г.  Ананьев,  интенсивность  старения   интеллектуальных функций зависит от двух факторов: внутренним фактором  является  одарённость человека,  внешним  —  образование.   Образование   противостоит   старению, затормаживает его  процессы.  Следует  учесть,  что  до  35  лет  происходит становление целостности функциональной основы интеллектуальной  деятельности человека; в  период  между  26  и  35  годами  повышается  интегрированность межфункциональной системы; в период  между  35  и  46  годами  под  влиянием усиливающейся жёсткости связей между функциями и их показателями  происходит снижение   возможностей   новообразований.   Это    создает    противоречие, выражающееся в том, что имеют место высокая  интеллектуальная  активность  и продуктивность в привычных условиях профессиональной работы и вместе  с  тем серьезные  затруднения  в  овладении  новыми  видами  деятельности.  Поэтому подготовка, переподготовка и постоянное повышение  квалификации  работников, создание на производстве системы непрерывного  образования  кадров  являются важными условиями профессионального и интеллектуального развития человека.

Зрение человека практические не меняется  с  юношеского  возраста  и  до перехода им 50-летнего  рубежа,  когда  острота  зрения  начинает  снижаться более быстро.  Однако  близорукие  люди  часто  начинают  видеть  в  среднем возрасте   лучше,   чем   во   времена   своей   молодости.   Но   изменение психофизиологических функций зрения  у  людей,  достигших  возраста  средней взрослости, никак не отражается на  функционировании  их  когнитивной  сферы. [12,с 35]

Слух в целом становится  менее  острым  после  20  -  летнего  возраста, продолжая  ухудшаться  и  далее,  что  вызывает  у   человека   определённые трудности при восприятии звуков высокой частоты. В целом  снижение  слуха  в среднем  возрасте  редко  бывает  настолько  заметным,  чтобы  не  позволять человеку вести обычный разговор. Проводимые  экспериментальные  исследования показывают, что вкусовая  и  обонятельная  чувствительность  человека  также снижается в разных точках периода средней  взрослости,  хотя  эти  изменения происходят более плавно и не столь заметны, как  снижение  зрения  и  слуха.

При этом чувствительность к температурным  изменениям  практически  остаётся высокой. Кроме того, следует отметить,  что  описанная  выше  закономерность является  обобщенной,  ни  в  коей  мере  не  является  всеобщей.   Развитие сенсорной сферы носит индивидуально обусловленный характер.

Таким  образом,  к  23  -  25  годам  многие  психофизиологические   функции достигают своего максимального развития и сохраняются на достигнутом  уровне до 40 лет.

     Анализом типичных  образцов мышления человека в  период ранней  зрелости занимался Клаус Ригель, который выделял понимание  противоречий  как  важное достижение когнитивного развития. Он называл  это  диалектическим  мышлением. К. Ригель считал, что если и есть пятая стадия  когнитивного  развития, следующая  за  4-й,  заключительной  стадией,  описанной   Пиаже,   то   это диалектическая стадия, на которой человек обдумывает мысли, синтезирует  или интегрирует их.

Причём в  качестве  особо  важного  объекта  диалектического  мышления Ригель  выделял  интеграцию  идеального  и  реального.  Так,   практический, обычный мир по его мнению, служит диалектической коррекцией  искусственности абстрактного  мышления,  это  позволяет  человеку   адекватно   воспринимать окружающую его действительность и принимать адекватные решения. В  этом,  по мнению Ригеля, и заключается сильная  сторона  мышления  взрослого  человека.

Другой  исследователь-теоретик,  Гизела   Лейбоуви-Виф,   в   качестве критерия   когнитивной   зрелости   взрослых   считал    обязательность    и ответственность. По её мнению, ход  когнитивного  развития  должен  включать как развитие логики,  описанное  Пиаже,  так  и  развитие  саморегуляции  на переходе от детства к  зрелости.  Она  согласна  с  тем,  что  логика  может достичь своей  конечной  стадии  в  подростковом  возрасте,  одновременно  с развитием формально-операционального мышления, однако подлинная  когнитивная зрелость, по её мнению, наступает значительно  позже,  когда  взрослые  люди становятся действительно автономными и обретают  способность  справляться  с противоречиями и неопределённостями жизненного опыта. А это происходит  лишь тогда, когда человек приобретает навыки  самостоятельного  принятия  решений.

Таким образом, данная точка  зрения  подтверждает  мнение  о  том,  что интеллектуальное  развитие  в  период  ранней  зрелости  проходит  в  тесном единстве с формированием  личности.  Это  связано  с  тем,  что  способность самостоятельно  принимать  решения,  о  которой  говорит  Лейбоуви  -   Виф, основывается   на   осознании   своих   обязанностей   и    понимании    той ответственности, которая возлагается на индивида принятым решением.

Следует отметить,  что  не  все  исследователи  склонны  рассматривать особенности интеллектуального развития человека в период  ранней  взрослости в качестве 5-й стадии когнитивного развития. Например,  К.  Уорнер  считает, что отличительным признаком взрослого мышления является гибкость, с  которой взрослые  могут  использовать  все  те  когнитивные  способности,   которыми обладают. Шайи полагает, что в  детстве,  отрочестве  и  юности  в  мышлении человека складываются все сложные структуры, необходимые ему  для  понимания и  объяснения  мира.  Мощные  инструменты  мышления  на  уровне   формальных операций являются высшим достижением этого периода,  который  Шайи  называет периодом приобретения. Приобретённые в  детстве  и  юности  интеллектуальные способности человек, по мнению  Шайи  использует  в  ранней  взрослости  для того, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни. Этот  период  был  назван периодом достижения. [13, с 67]

Информация о работе Зрелость как вершина жизненного пути личности