Зрелость как вершина жизненного пути личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

В данной работе изложены основные характеристики зрелого человека, так как именно в этом возрасте личность находится в центре возрастной периодизации и ответственность которую он несёт за свою жизнь, за жизнь старшего и будущего поколения целиком лежит на его плечах. При этом изложение характеристики «личности в зрелом возрасте» затруднительно, так как определений личности великое множество, но ни одно из них не будет всеобъемлющим и раскрывающим все грани человека.
Актуальность, выбранной темы обуславливается тем, что на каждой данной возрастной ступени мы всегда находим центральное новообразование, как бы ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности человека на новой основе.
Цель работы: выявить особенности проблемы зрелости, как вершины жизненного пути человека.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика зрелого возраста………………………...…5
1.1. Индивидуальное развитие взрослого человека…………………..5
1.2. Социальная ситуация развития……………………………………….13
1.3. Психофизиологические функции в зрелом возрасте……….…....….20
Глава 2. Жизненная деятельность и психика в зрелом возрасте….………21
2.1. Психодиагностические методики исследования развития личности в зрелом возрасте, описание методик…………………………………………27
2.2. Результаты исследования, развития личности в зрелом возрасте…...32
Заключение……………………………….……………………………….….40
Список использованных источников…………………………………….…42

Файлы: 1 файл

Зрелость как вершина жизненного пути личности.docx

— 78.55 Кб (Скачать файл)

Это очень важный период в  когнитивном  развитии  взрослого  человека, когда  он  применяет  в  жизни  свои  способности  думать,  анализировать  и принимать решения, укладывающиеся в план его жизни.  Люди,  которые  успешно справляются с этим, приобретают определённую степень личной независимости  и переходят  к  следующей  фазе  когнитивной  зрелости  -  периоду  социальных обязанностей.

Согласно Шайи, в среднем  возрасте человек использует свои  когнитивные способности, чтобы  решать  проблемы  других  -  в  семье  и  на  работе.  У некоторых  эти  обязанности  могут  стать  довольно   сложными,   требующими налаживания  отношений  в  рабочем  коллективе  и  предполагающими  владение человека разносторонними знаниями. Такие  люди  имеют  возможность  проявить свои когнитивные способности, выполняя  административные  функции.  В  более позднем возрасте, по мнению Шайи, характер решаемых проблем вновь  меняется.

Из всего  вышесказанного  следует,  что  для  Шайи  суть  когнитивного развития в период взрослости заключается не в расширении круга  способностей и не в изменении их структуры, а скорее, в гибком  использовании  интеллекта в разные периоды жизни человека.

Выводы:  1.  Развитие  психофизиологических  функций  человека   носит неравномерный гетерохронный характер.

2. Развитие  психофизиологических  функций,  определяющих  особенности сенсорно-перцептивной  сферы  человека,  продолжается  на  начальной  стадии периода ранней взрослости и достигает своего  оптимума  к  25  годам.  Затем развитие сенсорно-перцептивной сферы стабилизируется  и  сохраняется  до  40 летнего возраста.

3.  Развитие  высших  психических  процессов,   или   интеллектуальных характеристик, продолжается на протяжении всего периода ранней взрослости.

4.   Интеллектуальное   развитие   человека   происходит   в    тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности.

5. С прекращением развития  психофизиологических функций на  рубеже  25 лет интеллектуальное развитие не прекращается.

6. Развитие когнитивной  сферы человека в  значительной  степени  имеет индивидуально  обусловленный  характер:   взрослый   человек   в   состоянии самостоятельно  контролировать  ход  своего  интеллектуального  развития   и добиваться высот мастерства и творчества. На этот процесс оказывают  влияние многие факторы,  в  частности  уровень  одарённости  человека,  уровень  его образованности и род деятельности.

 

  1. Жизненная деятельность и психика в зрелом возрасте

 

2.1. Психодиагностические методики исследования развития личности в зрелом возрасте, описание методик

 

 

Под ведущей деятельностью  в зрелом возрасте,  видимо,  следует  понимать основную цель  жизненного  пути,  в  отношении  которой  насыщаются  смыслом другие виды  деятельностей,  развивается  личность,  изменяются  психические процессы. С позиции  акмеологии  в  зрелом  возрасте  ведущей  деятельностью можно  считать  максимальную  реализацию  сущностных  сил  человека  в  ходе активного включения в производительную жизнь общества, вхождение  в  которую сопряжено с профессиональным становлением личности. Однако  под  реализацией сущностных  сил  человека   в  самом  широком   смысле,   следует   понимать физические, социальные (моральные), нравственные  (духовные),  ментальные  и многие другие достижения в развитии взрослого человека.

Под профессиональным становлением понимается индивидуальный  личностный процесс, основным элементом которого является личный выбор.

Основоположник    научно-психологического     подхода     к     проблеме профессионального   становления   личности   Ф.   Парфонс   (1908)    первым сформулировал тезис о том, что каждой профессии  соответствует  определённый набор  психологических   и   физиологических   качеств.   А   успешность   и удовлетворённость  человека  профессиональной   деятельностью   зависит   от степени соответствия индивидуальных качеств личности требованиям профессии.

В дальнейшем Ш. Бюллер и  Д.  Сьюпер  утверждали,  что  поиск  профессии обусловлен детскими мечтами  о  профессии,  ролевыми  играми  на  предыдущих возрастных этапах и достижениями определённого уровня личностного развития.

А. Адлер считал, что выбор  профессии основан на  стремлении  человека  к гиперкомпенсации неудовлетворенных свойств своей  личности,  таким  образом, человек выбирает именно ту профессию,  которая  наименее  соответствует  его индивидуальным  особенностям,  но  может  помочь  утвердить   себя   в   его собственных глазах. Отчасти этот подход к выбору профессии подтверждается  в современных исследованиях[5, с 42].

Э.  Роу  (1956)  связывает  профессиональное  становление   человека   с характером предшествующих  детско-родительских  отношений.  Она  обнаружила, что  работу  с  людьми  выбирает  человек,  в  семье  которого   преобладали эмоциональная  атмосфера  принятия  и  сотрудничества,  методы  убеждения  и поощрения,  чёткое   распределение   семейных   функций.   Сфера   искусства выбирается тогда, когда во взаимоотношениях родителей с детьми ведущую  роль играла эмоциональная  сторона.  Профессии,  имеющие  отношение  к  работе  с вещами, предпочитаются людьми, в атмосфере семьи  которых  было  отчуждение, недопонимание, преобладали методы наказания.

Данная точка зрения созвучна с пониманием сущности профессионализма  как проявления профессионального  мастерства.  Мастерством  в  психологии  труда называется свойство личности, приобретённое с  опытом,  как  высший  уровень профессиональных  умений  в  определённой  области,  достигнутый  на  основе гибких навыков и творческого подхода.

Очевидно, что такое  понимание  профессионализма  и  профессионального мастерства  отражает  главным  образом  то,  что  связано  с  деятельностным аспектом, при этом личность и её развитие в труде как бы остаются на  втором плане.

Методики  для диагностики развития  личности в зрелом возрасте:

Исследование Восприятия:

1. Методика  исследования восприятия времени.

2. Тест Мюнстерберга на восприятие

Исследование Внимания:

1. Методика  таблицы Шульте

2. Корректурная проба

3. Перепутанные  линии

4. Отыскивание  чисел с переключением

5 Методика  интеллектуальная лабильность

Методики направлены на выявление  особенностей основных характеристик  внимания человека: переключаемости, устойчивости, объёма, избирательности.

Исследование Памяти:

1. Методика «Пиктограмма» (пиктограмма - рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания) - экспериментально-психологическая методика для изучения опосредованного запоминания, которое доминирует у взрослого культурного человека. Пиктограмма - рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания.

2. Методика «Память на числа» позволяет оценить объём непосредственной наглядно-образной памяти и степень удержания материала в памяти.

3. Методика «Воспроизведение  текстов» помогает исследовать смысловую память и предоставляет материал для суждения о сообразительности человека, об особенностях его речи, внимания, уровне его общего развития.

Исследование Мышления:

  1. Методика толкование пословиц
  2. Методика простые аналогии
  3. Методика сложные аналогии
  4. Методика сравнение понятий

Методики, направленные на исследование мышления, особенностей мыслительных процессов человека - их подвижность  или шаблонность, скорость, глубину, позволяют оценить характеристики основных операций мышления и процесс  мышления в целом.

Обобщение проведенных исследований  позволяет утверждать, что в процессе  личностно-профессионального  развития  происходят  следующие структурные изменения личности:

1. Изменение направленности  личности:

• расширение круга интересов  и изменение системы потребностей;

• актуализация мотивов  достижения;

• возрастание потребностей в самореализации и саморазвитии;

2. Увеличение опыта и  повышение квалификации:

• повышение компетентности;

• развитие и расширение умений и навыков:

• освоение новых алгоритмов решения профессиональных задач:

• повышение креативности деятельности.

3. Развитие сложных частных  способностей.

4. Развитие  профессионально  важных   качеств,   определяемых   спецификой деятельности.

5. Развитие личностно-деловых  качеств.

6. Повышение психологической  готовности.

Существуют  различные  уровни  развития  профессионализма.  Их  оценка должна базироваться  на  системе  акмеологических  показателей,  в  которых должны быть определена личностный и деятельностный  аспекты.  Она  включает следующие показатели:

. Продуктивность или  эффективность деятельности;

. Уровень квалификации  и профессиональной компетентности;

. Оптимальная интенсивность  и напряжённость труда;

. Точность и надежность  деятельности;

. Организованность;

. Низкая зависимость  от внешних факторов;

.  Владение  современным   содержанием  и  современными  средствами  решения профессиональных задач;

. Стабильность высоких  показателей деятельности;

. Уровень развития личностно-деловых  и профессионально важных качеств;

. Уровень мотивации достижений;

. Возможность развития  субъекта труда как личности;

. Направленность на достижение  положительных социально значимых  целей.

Если деятельность специалиста  характеризуется высоким  профессионализмом с опорой на данную систему показателей, то считается, что  у  него  высокий акмеологический уровень.

При  развитии  взрослых  могут   происходить смены установок, профессиональных потребностей и целей. Более того,  в  совокупном технически развитом и экономически нестабильном  мире  характер  работы  так быстро меняется, а  рабочие  места  сокращаются  в  таких  количествах,  что императив «одна профессия на всю  жизнь»  больше  не  применим.  Люди  могут переходить на работу в  другие  фирмы  и  организации.  Они  могут  занимать другую должность в той же фирме или организации  (как  повышение  по  службе или при переходе на административную  работу).  Хотя  вероятно,  большинство людей после начала  профессиональной  деятельности  не  меняют  ее  коренным образом,  в  наше  время  считается  необычным,  когда  кто-то  начинает   и заканчивает свою профессиональную жизнь на одном рабочем месте или в  рамках одной  должностной  вертикали.  Это  особенно  верно  для  женщин,   которые прерывали работу на десять или более лет в  связи  с  воспитанием  детей.  В среднем  возрасте  они  готовы  направить  свою  энергию   на   другой   вид продуктивной деятельности. Именно на работе женщины обретают новое  ощущение реализации своих возможностей и  формируют  значимые,  дающие  им  поддержку отношения.

    1. Результаты психодиагностического исследования, развития личности в зрелом возрасте

 

Объект  исследования: личность зрелого возраста.

Предмет исследования: особенности развития личности в зрелом возрасте.

Цель  исследования: исследование познавательных процессов (восприятия, мышления) личности в зрелом возрасте.

Задачи  исследования:

  1. анализ подходов к исследованию проблемы развития личности в зрелом возрасте в научно-психологической литературе;
  2. выявление и описание особенностей развития познавательных процессов в зрелом возрасте;
  3. проведение психодиагностического исследования развития личности в зрелом возрасте;

Исходя  из поставленных целей и задач  в исследовании, нами были использованы следующие методики:

  1. Тест Мюнстерберга на восприятие
  2. Методика таблицы Шульте

1. Тест Мюнстерберга на восприятие

Цель  исследования: определение избирательности  внимания.

Оборудование: бланк с заданием.

Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте. Время выполнения задания - 2 мин.

БЛАНК:

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментрочягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицыфцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщхэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырплослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародшлджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурсйфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлжэзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэхьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэнтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

Оценка  результатов: Методика направлена на определение избирательности внимания. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок, то есть пропущенных и неправильно выделенных слов. В тексте содержится 25 слов.

Ключ:

бсолнцевтргщоц районзгучновостьхэьгчя фактуек экзаментроч ягшгцк прокуроргурстабюе теорияентсджэбьам хоккейтрсицы фцуйгзх телевизорсолджщзхюэлгщьба памятьшогхеюжпждргщ хэнзд восприятиейцукенгшщзхъвафыапролдб любовьавфырпл ослдс пектакльячсмитьбюжюе радостьвуфцпэждлорпк народш лджьхэшщ гиенакуыфйш репортажэждорлафывюефбь конкурс йфячыцувскапр личностьзхжэьеюдшщглоджэпр плаваниедтлж эзбьтрдщшжнпркыв комедияшлдкцуйф отчаяниейфоячвтлджэ хьфтасен лабораториягщдщнруцтргшщтлр основаниезщдэркэ нтаопрукгвсмтр психиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

Информация о работе Зрелость как вершина жизненного пути личности