Зрелость как вершина жизненного пути личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

В данной работе изложены основные характеристики зрелого человека, так как именно в этом возрасте личность находится в центре возрастной периодизации и ответственность которую он несёт за свою жизнь, за жизнь старшего и будущего поколения целиком лежит на его плечах. При этом изложение характеристики «личности в зрелом возрасте» затруднительно, так как определений личности великое множество, но ни одно из них не будет всеобъемлющим и раскрывающим все грани человека.
Актуальность, выбранной темы обуславливается тем, что на каждой данной возрастной ступени мы всегда находим центральное новообразование, как бы ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности человека на новой основе.
Цель работы: выявить особенности проблемы зрелости, как вершины жизненного пути человека.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика зрелого возраста………………………...…5
1.1. Индивидуальное развитие взрослого человека…………………..5
1.2. Социальная ситуация развития……………………………………….13
1.3. Психофизиологические функции в зрелом возрасте……….…....….20
Глава 2. Жизненная деятельность и психика в зрелом возрасте….………21
2.1. Психодиагностические методики исследования развития личности в зрелом возрасте, описание методик…………………………………………27
2.2. Результаты исследования, развития личности в зрелом возрасте…...32
Заключение……………………………….……………………………….….40
Список использованных источников…………………………………….…42

Файлы: 1 файл

Зрелость как вершина жизненного пути личности.docx

— 78.55 Кб (Скачать файл)

2. Методика сложные аналогии

Цель: Методика используется для выяснения того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.

Описание. Методика состоит из 20 пар слов — логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача — определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «Шифр» — таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е. Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «Шифр» — пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «Шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

Материал. Бланк методики, бланк протокола регистрации ответов.

Инструкция: «На бланке перед вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «Шифр». Вы должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «Шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «Шифр» аналогу. Время выполнения задания — 3 минуты».

Шифр

А. Овца — стадо

Б. Малина — ягода

В. Море — океан

Г. Свет — темнота

Д. Отравление — смерть

Е. Враг — неприятель

Материал  к методике

1 Испуг  — бегство АБВГДЕ

2 Физика  — наука АБВГДЕ

3 Правильно  — верно АБВГДЕ

4 Грядка  — огород АБВГДЕ

5 Пара-два АБВГДЕ

6 Слово  — фраза АБВГДЕ

7. Бодрый  — вялый АБВГДЕ

8 Свобода  — воля АБВГДЕ

9 Страна  — город АБВГДЕ

10 Похвала  —брань АБВГДЕ

11. Месть — поджог АБВГДЕ

12. Десять  — число АБВГДЕ

13. Плакать  — реветь АБВГДЕ

14. Глава  —роман АБВГДЕ

15. Покой  — движение АБВГДЕ

16. Смелость  — геройство АБВГДЕ

17. Прохлада  — мороз АБВГДЕ

18. Обман — недоверие АБВГДЕ

19. Пение — искусство АБВГДЕ

20. Тумбочка  — шкаф АБВГДЕ

Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

д

б

е

а

е

а

г

е

в

г

д

б

е

а

г

е

в

д

б

в




 

 

 

Оценка

Оценка, баллы

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество

правильных ответов

19

18

17

15

12-14

10-11

8-9

7

6


 

Анализ  результатов:

Если  испытуемый правильно, без особого  труда решил все задания и  логически объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что  ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

Если  испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении (только после тщательного анализа  ошибок и рассуждений), можно сделать  вывод о соскальзывании умозаключений, растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания  логических связей, о ложном понимании  аналогии логических связей. Наиболее информативное значение имеют рассуждения  испытуемого.

Характеристика  выборки:

Объем выборки  – 2 человека

Возраст испытуемых – 45 и 49 лет.

Пол: в  исследовании приняли участие 1 мужчина (45 лет) и 1 женщина (49 лет).

Образование: женщина с высшим образованием и  мужчина с профессионально-техническим.

Результаты  психодиагностического исследования:

Тест  Мюнстерберга на восприятие

Женщина 49 лет, образование высшее, при выполнении теста Мюнстерберга справилась с  заданием, подчеркнула 25 слов за 2 минуты без ошибок, то есть не пропустила ни одного слова или неправильно выделила слова.

Это свидетельствует  о высоком уровне развития избирательности  восприятия, свойства восприятия, состоящего в выделении из сенсорного поля каких-либо объектов. Причем избирательность восприятия осуществлялась посредством произвольных механизмов внимания.

Методика  сложные аналогии

Мужчина 45 лет, образование профессионально-техническое, при выполнении методики «Сложные аналогии» испытывал трудности, не сумел определить отношение между словами в паре (прохлада – мороз, месть – поджог, обман-недоверие) и подобрать наиболее близкую к ним по аналогии пару слов из таблицы «шифр» за отведенное время – 3 минуты. Таким образом, при оценке ответов он получил 7 баллов, это свидетельствует о том, что в целом ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей, но характерна также диффузность, расплывчатость мысли на фоне понимания логических связей, ложное понимание аналогии некоторых логических связей.

 

 

Анализ жизни художников и артистов почти в каждом случае обнаруживает те или иные драматические изменения  в  их  творчестве  где-то  около  35  лет. Некоторые из них, как например Гоген, начали творческую работу в это время. Другие, наоборот, около  35  лет  утратили  свои  творческие  способности  и мотивации, а многие из них умерли.  Частота  смерти  художников  и  артистов между 35 и 39 годами ненормально возрастает. Те же из  них,  кто  переживает роковые  черты,   сохраняя   творческий   потенциал,   обычно   обнаруживают значительные изменения в характере творчества. Часто эти изменения  касаются интенсивности их работы: например блестящая  импульсивность  уступает  место более  свободному  и  зрелому  творчеству.  Действительно,  одна  из  причин кризиса середины жизни у артистов и  художников  в  том,  что  «импульсивный блеск»  молодости  требует  больших  жизненных  сил.  Хотя  бы  отчасти  это физические силы, так что никто не может сохранять их беспредельно.  В  35  и 40 лет ведущий напряженную жизнь артист (или руководитель,  или профессор) должен изменить темп своей жизни и не так  «выкладываться».  Таким  образом, проблема убывающих физических  сил  неизбежно  возникает  в  жизни  человека любой профессии.

Убывание физических сил  и привлекательности - одна из главных  проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста и потом.  Для тех, кто полагается на свои физические качества, когда был  моложе;  средний возраст  может  стать  периодом  тяжелой  депрессии. 

Истории   красивых   и очаровательных женщин, борющихся с разрушительным  действием  времени  стали банальностью. Стихийное бедствие падающих физических  сил  людей  неожиданно широкого круга профессий, включая, художников  и  артистов.  Университетские профессора с сожалением вспоминают  свою  способность  в  студенческие  годы проводить несколько дней без сна, если того требовало  важное  дело.  Многие люди просто жалуются на то, что они начинают слишком  часто  уставать.  Хотя хорошо продуманная программа ежедневных упражнений и  соответствующая  диета оказывает своё действие, большинство людей в среднем возрасте  начинают  всё больше и больше полагаться на «мозги», а не на «мышцы».  Они  находят  новые преимущества в знании, аккумулирующем жизненный опыт, приобретают мудрость.

В среднем возрасте как  мужчины, так и женщины пересматривают свои цели и размышляют о том, выполнили ли они ранее поставленные перед собой задачи.  В период ранней взрослости люди утверждают себя в профессиональной области.  В среднем возрасте они  часто  по-иному  начинают  смотреть  на  свою  работу. Большинство при этом сознают, что они сделали свой профессиональный выбор  и должны с ним жить. Часть тех, кто разочаровался в своей работе,  потерял  её или не достиг того профессионального положения, на которое  надеялся,  может испытывать горечь и упадок  духа.  Другие  могут  перестроить  свою  систему приоритетов.  Изменение  приоритетов  происходит   не   только   в   области профессиональной деятельности. Например, некоторые  люди  в  середине  жизни решают  уделять  больше  внимания  межличностным  отношениям  или  моральным обязательствам и меньше — профессиональному развитию.

Фаррелл и Розенберг исследовали, как  мужчины  реагируют  на  достижение середины  жизни.  Они  проинтервьюировали  300  мужчин  среднего   возраста, задавая  им  вопросы,  касавшиеся  семьи,  работы  и  физических  данных,  и сравнили  их  ответы  с  ответами   более   молодых   мужчин.   Исследования подтвердили их точку зрения, что каждый человек  —  через  свою  реакцию  на окружающий  мир  —  играет  активную  роль  в  том,  как  складывается   его существование.  Они  обнаружили,  что   мужчины   склонны   реагировать   на достижение середины жизни индивидуально, но все  же  в  рамках  некой  общей схемы. Большинство мужчин ощущали обязательства как по отношению  к  работе, так и по отношению к семье. Большая часть из них выработала привычный  образ жизни, который помогал им  справляться  со  своими  заботами  и  проблемами..

Выводы: 1. Главной характеристикой  кризиса  среднего  возраста  является расхождение между мечтами и жизненными целями человека  и  действительностью его существования.

2. Убывание  физических  сил  и  привлекательности  -  одна  из  главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста.

3. Удачное достижение  зрелости в среднем возрасте  требует  значительной эмоциональной и духовной гибкости.

4. Каждый человек —  через  свою  реакцию  на  окружающий  мир  —  играет активную роль в том, как складывается его существование.

5. Общество вынуждает  мужчин соответствовать единому   образцу  успеха  и мужественности. Из-за того, что мужчинам  приходится  свыкнуться  с  мыслью, что они не удовлетворяют этому образцу, или из-за того,  что  они  вынуждены были  отказываться  от   многих   собственных   желаний,   пытаясь   достичь соответствия ему, возникает ряд проблем.

6. Женщины сильнее, чем  мужчины, реагируют на физическое  старение.

7. Общими для  женщин  среднего  возраста  являются  ролевые  конфликты, связанные с тем, что им трудно найти время и для семьи, и для работы.

8. Время наступления ключевых  событий в семейном  и профессиональном циклах  определяют  статус,  образ  жизни  и  выбор  женщин  среднего возраста — их основные занятия, радости  и  горести,  круг  коллег  и друзей.

 

 

 

 

                                Заключение

 

 

Зрелость – самый длительный для большинства людей период жизни,  даже если принимать её по минимуму, продолжительность составляет  более  четверти века. Не  существует  жёстких  границ  начала  и  завершения  каждой  стадии развития индивида, а верхняя граница зрелости  зависит  от  индивидуальности человека и может отодвигаться в сторону ещё большего возраста.

Проанализировав и ответив  на поставленные задачи введения, можем  сделать следующие выводы:

Развитие  когнитивной  сферы  человека  в  значительной  степени   имеет индивидуально  обусловленный  характер:   взрослый   человек   в   состоянии самостоятельно  контролировать  ход  своего  интеллектуального  развития   и добиваться  высот  мастерства   и  творчества.  На  этот  процесс  оказывают влияние многие факторы, в частности уровень  одарённости  человека,  уровень его  образованности  и  род  деятельности.  С  учётом  влияния   внешних   и внутренних по отношению к индивиду причин скорость и качество  развития  его организма,  процессы  развития  и  старения,  а  значит  и   их   итоги,   к определённому периоду времени будут сугубо индивидуальными.

Информация о работе Зрелость как вершина жизненного пути личности