Диагностика экологической воспитанности дошкольников. Эксперимент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: - выявить представление у детей старшего дошкольного возраста, о морфофункциональной приспособленности живых объектах к среде обитания.
Задачи исследования:
раскрыть общую характеристику детей дошкольного возраста о морфофункциональной приспособленности живых объектов к среде обитания;
рассмотреть психолого-педагогические основы данной проблемы;
провести анализ задач, содержания работы, учебной методической литературы и периодической печати;
изучить состояние проблемы в практике обучения.

Содержание работы

Введение
3
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования представления у детей старшего дошкольного возраста морфофункциональной приспособленности живых объектов к среде обитания.
5
1.1.
Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста.
5
1.2.
Содержания и задачи работы с детьми по экологическому образованию.
15
1.3.
Анализ психолого-педагогический и методической литературы по данной проблеме.
31
1.4.
Методы, формирования представления у детей старшего дошкольного возраста о морфофункциональной приспособленности живых объектов к среде обитания.
34
Глава II. Практическая часть по формированию представлений морфофункциональной приспособленности живой природы.
42
2.1.
Диагностика экологической воспитанности дошкольников. Эксперимент
42
2.2.
Констатирующий эксперимент.
50
2.3.
Формирующий эксперимент.
53
2.4.
Контрольный эксперимент.
54

Заключение
56

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)


Содержание 

Введение 

3

Глава I. Теоретические основы проблемы формирования представления у детей старшего дошкольного возраста морфофункциональной приспособленности живых объектов к среде обитания.

5

1.1.

Психолого-педагогические особенности детей старшего  дошкольного возраста.

5

1.2.

Содержания и задачи работы с детьми по экологическому образованию.

15

1.3.

Анализ психолого-педагогический и методической литературы по данной проблеме.

31

1.4.

Методы, формирования представления у детей старшего дошкольного возраста о морфофункциональной приспособленности живых объектов к среде обитания.

34

Глава II. Практическая часть по формированию представлений морфофункциональной приспособленности живой природы.

42

2.1.

Диагностика экологической  воспитанности дошкольников. Эксперимент

42

2.2.

Констатирующий  эксперимент.

50

2.3.

Формирующий эксперимент.

53

2.4.

Контрольный эксперимент.

54

 

Заключение

56

 

Список  литературы

59

 

Приложения 

 

 

 

 

 

 

Актуальность данной темы заключается в том, что экологические  проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и, одновременно, интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случаются аварии - это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно    ухудшающуюся среду    обитания самого    человека. Многообразие болезней, постигшее людей в последнем столетии, - вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой.

К плохой среде обитания, загрязненным - воде, воздуху, продуктам питания - особенно чувствительны дети. Дети России находятся в особо неблагоприятных условиях.

Региональный (национально-региональный компонент дошкольного образования Свердловской области определяет, что выпускники дошкольного учреждения должны овладеть: конкретное представление о предметах живой и неживой: погоде, водоёмах, воде, растениях, животных и о самом себе. Представление о взаимосвязях между способами питания, местами обитания и внешними условиями, представление о необходимости бережного отношения природе.

Данная работа направлена на следующие противоречия и проблемы.

Противоречия – с одной стороны государственный стандарт определяет, что необходимость овладения представлений каждым дошкольником  о морфофункциональной приспособленности живых объектов к среде обитания, с другой стороны участи детей  неразвита умение проводить посильную для возраста экологическую деятельность в окружающей среде. 

Цель  данного исследования: - выявить представление у детей старшего дошкольного возраста, о морфофункциональной приспособленности живых объектах к среде обитания.

Задачи  исследования:

  • раскрыть общую характеристику детей дошкольного возраста о морфофункциональной приспособленности живых объектов к среде обитания;
  • рассмотреть психолого-педагогические основы данной проблемы;
  • провести анализ задач, содержания работы, учебной методической литературы и периодической печати;
  • изучить состояние проблемы в практике обучения.

Объект  исследования - процесс формирования представления, у детей старшего возраста о морфофункциональной приспособленности живых объектов к среде обитания.

Предмет исследования - содержание педагогической деятельности по формированию представлений о  морфофункциональной приспособленности живых объектов к среде обитания.

Методы  исследования – наблюдение, беседа, индивидуальная работа, анализ научной и методической литературы, использование демонстративного материала, эксперимент, обобщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы проблемы формирования представления у детей старшего дошкольного возраста морфофункциональной приспособленности живых объектов к среде обитания.

    1. Психологические особенности детей

старшего  дошкольного возраста.

По современным  неврологическим представлениям в  шестилетнем возрасте происходит важный перелом в морфологическом и  функциональном развитии головного  мозга. Вес мозга шестилетнего ребенка  составляет примерно 90% веса взрослого человека. Степень сформированности различных областей мозга, равно как и характеристика кровоснабжения мозга, близка к соответствующим показателям мозга взрослого человека. Повышается быстрота и прочность образования в коре больших полушарий мозга условных нервных связей, развивается тормозящая функция коры. Иными словами, мозг к этому времени, как правило, является достаточно созревшим для усвоения и переработки значительной по объему и относительно сложной информации, готовым для выполнения новой для него – учебной – деятельности. К этому надо добавить, что современные дети хорошо развиты физически (в частности, вследствие акселерации, о которой говорилось выше). Они значительно превосходят своих сверстников прошлых лет по росту, весу, окружности грудной клетки, мышечной силе и другим показателям физического развития. К этому времени укрепляется костно-мышечная система, продолжается процесс окостенения скелета (хотя он еще далеко не завершается в этом возрасте), совершенствуется двигательный аппарат. Однако следует знать, что ко времени поступления в школу у шестилетних детей еще слаб и чувствителен позвоночник (его следует оберегать от искривлений, следить за позой и осанкой детей). Запомним и то, что недостаточно развита тонкая и  точная координация работы мышц кисти руки (что надо учитывать при обучении письму и рисованию).

Что касается психологических  особенностей детей шестилетнего возраста, то здесь следует отметить общую  тенденцию – постепенный переход  от доминирования непроизвольных форм психической деятельности и поведения к произвольным формам (конечно, в их элементарных и сравнительно еще редких проявлениях). Восприятие этих детей уже начинает носить аналитический характер. Они уже способны вычленить отдельные стороны, черты объектов на основе элементарных форм ориентировочно-исследовательской деятельности. Их отличает любознательность. Однако, при восприятии они склонны обращать внимание на яркое, впечатляющее, которое не всегда является существенным. Шестилетний ребенок часто испытывает затруднения в восприятии и дифференциации временных показателей и интервалов. Перечисляя дни недели, он говорит, например: - «воскресенье, понедельник, завтра, вчера, май, Женский день, Новый год».

Внимание ребенка  шести лет еще недостаточно устойчиво, непроизвольно, он часто отвлекается. Объем внимания узок, он способен сосредоточиться одновременно только на 1-2-х объектах. Внешнее выражение внимания очень ярко и ясно – по позе, мимике, подвижности – степень внимания ребенка определить легко.

Память шестилетнего ребенка отличается высокой степенью развития механического запоминания, связанного с точным воспроизведением (на основе неоднократного повторения). Известно, как легко эти дети запоминают стихи, сказки. Несмотря на заметные успехи в развитии произвольного запоминания, непроизвольное запоминание пока еще остается доминирующим видом запоминания. Дети еще не умеют управлять своим запоминанием, некоторые из них даже не понимают, что означает требование взрослых запомнить. Самоконтроль запоминания еще не сформирован. Хорошо, быстро и прочно запоминается то, что интересно, что произвело сильное впечатление. Увеличивается объем запоминаемого материала. Образная память пока еще обладает над словесно-логической, несмотря на заметное развитие последней.

Воображение шестилетнего ребенка достаточно развито. Оно  приобретает новые черты по сравнению  с воображением детей 4-5 лет. На основе накопления жизненного опыта оно  становится более реальным («Так не бывает!» - порой произносит ребенок, оценивая сказочный образ или ситуацию), носит не только воспроизводящий, но и творческий характер.

Несколько подробнее  остановимся на характеристике мышления детей шестилетнего возраста. Мышление их наглядно-образное. Именно этот вид  мышления вполне соответствует особенностям жизни и деятельности детей 5-6- летнего возраста, задачам, которые возникают перед ними в процессе игры, элементарных форм творческой деятельности (рисования, лепки, конструирования). Однако, в затруднительных случаях они возвращаются к генетически более раннему уровню мышления – наглядно-действенному («мышлению в действии»), так как порой не могут решить поставленную задачу вне практических действий с предметами, практического преобразования их. С другой стороны, наглядно-образное мышление создает предпосылки к абстрактному мышлению и его высшему уровню – понятийному мышлению (мышлению в понятиях). Учителю надо иметь в виду и то, что у шестилетнего ребенка еще недостаточно сформированы мыслительные процессы (сравнение, обобщение, абстрагирование), хотя все предпосылки для этого уже созданы (например, они уже начинают мыслить о вещах, непосредственно не воспринимаемых). Например, далеко не все шестилетние дети могут решить задачу: «На картинках изображены – огурец, морковь, стакан, помидор. Какая из картинок в этом ряду лишняя?» как правило, дети не могут самостоятельно перенести ранее отработанные мыслительные действия на решение новых, но того же  типа, задач.

Отметим и некоторые  другие слабости мышления, которые  должен учитывать учитель. Например, отмечается неупорядоченность, разрозненность, отрывочность, несвязанность, имеющихся  у шестилетних детей знаний,  отсутствие умений обосновывать, аргументировать, доказывать (многие вообще не понимают, что значит «доказать»).

Обращает на себя внимание и еще одна особенность мышления этих детей. Им трудно удерживать в сознании одновременно несколько признаков, которые необходимо сопоставлять, соотносить при решении той или иной мыслительной задачи. В этом случае, они ориентируются на неполный состав признаков, «выхватывают» отдельные признаки (иногда только один признак) и пытаются решить задачу на основе такого неполного анализа ее содержания.

Характерна и, так называемая, «центрация мышления», когда ребенок воспринимает окружающее только со своей собственной, реально занимаемой им позиции (он -  «в центре», и позиция эта, для него, единственно возможная).

Недостаточная развитость мышления шестилетнего ребенка  сказывается и  в нерасчлененности анализа разных свойств и признаков  предметов. Суть этого явления в том, что ребенок объединяет разные свойства и признаки в том смысле, что изменение одного свойства должно, по его мнению, обязательно повлечь за собой изменения и другого.

Что касается речевого развития детей шестилетнего возраста, то они способны провести простейший звуковой анализ речи, умеют выделять отдельные звуки в словах. Многие отличаются ясным, четким произношением. Однако, некоторым детям свойственны дефекты звукопроизношения.

Характерно, что  дети начинают стремиться понять грамматическую основу языка.

Диалогическая речь (типа – «вопрос-ответ») преобладает  над монологической речью, которая  заметно развивается: ребенок постепенно овладевает умением пересказать  сказку, рассказать о каком-то случае. Начинается овладение выразительными средствами языка, применяются художественные сравнения, эпитеты («ласковый ветерок», «луна, как разбитая тарелка»).

Интересной и  важной особенностью речи шестилетних  детей является эгоцентрическая  речь. Это речь, направленная на самого себя, обращенная к себе, не служащая целям общения. Играя, занимаясь лепкой, рисованием, конструированием, ребенок часто, словно беседует сам с собой, ни к кому не обращаясь, рассказывает самому себе о своих действиях, словно комментирует их. Эгоцентричная речь необходима ребенку для осознания им своих действий, средство для проговаривания слов, постепенно преобразуется во внутреннюю речь.

Шестилетний возраст  – начальный период фактического склада черт личности, относительно устойчивых ее проявлений. В этом возрасте начинается формирование нового типа поведения, который определяется представлениями детей, пока еще элементарными и несколько  поверхностными, о поведении и действиях взрослых людей. Развиваются мотивы поведения. Наряду с преобладающими в этом возрасте личными мотивами, начинают приобретать значение и общественно значимые, коллективистские мотивы. Ребенок уже довольно часто дифференцирует мотивы «хочу» и «надо». На этой основе постепенно начинают формироваться моральные чувства, например, чувства долга и ответственности. Поступки приобретают более глубокую моральную оценку.

Информация о работе Диагностика экологической воспитанности дошкольников. Эксперимент