Диагностика экологической воспитанности дошкольников. Эксперимент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: - выявить представление у детей старшего дошкольного возраста, о морфофункциональной приспособленности живых объектах к среде обитания.
Задачи исследования:
раскрыть общую характеристику детей дошкольного возраста о морфофункциональной приспособленности живых объектов к среде обитания;
рассмотреть психолого-педагогические основы данной проблемы;
провести анализ задач, содержания работы, учебной методической литературы и периодической печати;
изучить состояние проблемы в практике обучения.

Содержание работы

Введение
3
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования представления у детей старшего дошкольного возраста морфофункциональной приспособленности живых объектов к среде обитания.
5
1.1.
Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста.
5
1.2.
Содержания и задачи работы с детьми по экологическому образованию.
15
1.3.
Анализ психолого-педагогический и методической литературы по данной проблеме.
31
1.4.
Методы, формирования представления у детей старшего дошкольного возраста о морфофункциональной приспособленности живых объектов к среде обитания.
34
Глава II. Практическая часть по формированию представлений морфофункциональной приспособленности живой природы.
42
2.1.
Диагностика экологической воспитанности дошкольников. Эксперимент
42
2.2.
Констатирующий эксперимент.
50
2.3.
Формирующий эксперимент.
53
2.4.
Контрольный эксперимент.
54

Заключение
56

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

Для усвоения принципа моделирования определенное значение имеет использование модели для описания нового объекта. В этом случае воспитатель дает детям задание: «Расскажите о новом растении (или животном) подробно, какое оно. А чтобы ни о чем не забыть, смотрите на эту модель».

Полезно также  использовать демонстрацию моделей  в процессе сравнения объектов и нахождения признаков их отличия и сходства.

Следующим этапом в демонстрации моделей является абстрагирование существенных признаков  природных объектов, значимых для  деятельности.

Демонстрация  моделей используется и для обобщений, а на этой основе – для систематизации знаний детей. Так, при формировании понятия «птицы» модель помогает вычленить и осознать общие для этого класса животных признаки: - среда обитания, форма тела, покров, наличие конечностей для передвижения по земле и воздуху, способ передвижения. Воспитатель демонстрирует модель во время беседы о птицах.

В первой части  беседы идет рассматривание птиц по картинкам  и сравнение их, а также обсуждение вопросов об образе жизни некоторых  из них.

Во второй части  – нахождение общих для всех птиц признаков и демонстрация их в модели.

В третьей части  – обобщение. С этой целью воспитатель  показывает детям картины с изображением неизвестных им птиц и некоторых  насекомых и просит доказать, опираясь на модель, принадлежность животного к определенному классу.

Демонстрация  моделей позволяет воспитателю  научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых  природных явлений, устанавливать  связи между ними, а следовательно, обеспечивает более глубокое понимание  фактов и явлений окружающей действительности.

Таким образом, наглядные методы – наблюдение, рассматривание иллюстративно-наглядного материала, учебный экран – способствует формированию у детей четких, полных представлений об окружающем мире, развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и речи, игровой и трудовой деятельности.

Усвоение «живых»  знаний вызывает эмоциональный отклик у детей, что является важным для  формирования бережного отношения  к природе.

Опыты, знакомящие детей с природой, животными.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного  интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняют их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада.

Опыты с животными.

п/п

Цель опыта

Содержание опыта

1

Определить, хорошее  ли обоняние у кошки.

Разложить перед  кошкой пакетики с рыбой, печеньем, конфетами.

2

Выяснить, хорошо ли слышит кошка.

Предложить детям  шепотом позвать кошку, поскрести  ногтем по поверхности стола.

3

Выяснить, какой  корм любит животное.

Разложить перед  животным различные виды корма


 

Во время опыта  воспитатель поддерживает интерес  к нему фиксацией наиболее характерных  этапов в дневнике наблюдений (в  виде рисунков, моделей). Это помогает детям отмечать состояние условий и устанавливать причины изменений.

Использование художественной литературы.

Чтение художественного  произведения для детей дошкольного  возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

Многие книги  о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно, оно помогает детям познать  природу во всем ее многообразии, закладывает  основы материалистического миропонимания. Так, Н.М.Павлова – ученый-растениевод – в течение 20 лет вела фенологические наблюдения, в результате которых появилась одна из детских книг – «Желтый, белый и лиловый». В.Бианки – ученый –биолог – во всех своих книгах для детей – «Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» - показывает сложнейшие явления в природе с высокой биологической точностью и, вместе с тем, в занимательной, высокохудожественной форме. Множество увлекательных книг создал для детей Н.Сладков – топограф по специальности. Каждый из писателей пишет только в своей области наблюдений, но  в каждой книге о природе заложена идея ответственности человека за ее сохранение, призыв к маленькому читателю (слушателю) – беречь и защищать, изучать природу.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, страх, радость. Это помогает воспитывать этические представления: - любовь и бережное отношение к природе.

Книга о природе  учит и эстетическому восприятию окружающего, этому помогают образный язык произведений и иллюстрации  художников.

К выбору книги  для чтения детям следует относиться очень серьезно, ответственно. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения классиков детской литературы: - А.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, А.Майкова, Н.Некрасова, К.Ушинского, Л.Толстого, М.Пришвина, а также других писателей и поэтов: - С.Есенина, А.Толстого, К.Паустовского, В.Бианки, Н.Сладкова, Н.Павловой, Е.Серовой. Вместе с тем, за пределами программы остается еще много замечательных книг о природе, с которыми воспитатель должен познакомить детей. Это книги Ю.Дмитриева, Г.Снегирева и другие. Важно отбирать высокохудожественную литературу.

Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех возрастных группах. Общее для  всех возрастных групп требование к  методике использования книг – сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе.

Чтение художественного  произведения может предшествовать наблюдению. В этом случае задача воспитателя – вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии в лес, в поле, на луг или водоем. Часто в тексте рассказа уже содержится план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления, на которые необходимо обратить внимание детей. Таких произведений много у В.Бианки, Н.Сладкова, Н.Павловой.

Чтение художественной литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное.

Чтение природоведческой книги используется, как самостоятельный  способ ознакомления с природой. Небольшое художественное произведение воспитатель читает несколько раз подряд (3-4 раза). Большое – вначале целиком, а затем – лишь узловые места, чтобы дети лучше поняли смысл произведения.

Интересным и  ценным приемом в методике чтения художественного произведения для старших дошкольников является подбор нескольких произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же животных.

Беседы.

Беседа используется воспитателями с разными дидактическими целями:

  • Для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией, просмотром кинофильма);
  • Для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.

В каждой беседе решается задача развития речи.

В зависимости  от дидактических целей беседы о  природе принято делить на следующие виды: - установочные (или предварительные), эвристические и итоговые.

Установочная  беседа помогает воспитателю собрать  внимание детей, вызвать интерес  к предстоящей деятельности, актуализировать  имеющийся опыт для того, чтобы  установить связь между знаниями, полученными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением.

В процессе установочной беседы воспитатель вызывает у детей  интерес к предстоящему чтению, - состояние ожидания.

Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач, развитие речи-доказательства. Эвристическая беседа используется в старшем дошкольном возрасте.

Итоговая беседа используется для обобщения и  систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда, проведения опытов.

Важно продумать  иллюстративные средства к итоговой беседе. Иллюстративно-наглядного материала  не должно быть много. Цель его использования  – оживить впечатления детей, помочь им припомнить известные факты, вокруг которых и будет разворачиваться беседа. Выделение существенных признаков, связей между явлениями затрудняется обилием наглядного материала. Для осознания связей требуется особый вид наглядного материала – различные модели, в которых существенное в явлениях представлено в обобщенном виде: - это календари погоды, схематические изображения явлений природы.

 

    1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы

по  данной проблеме.

Ознакомление  детей с природой является одним  из основных направлений в воспитательно-образовательной  работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка, формирования нравственных и эстетических чувств.

Проблеме ознакомления детей с природой в старшем  дошкольном возрасте уделяется большое внимание и разработано много пособий. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н., Маневцова Л.М., Терентьева Е.Ф. – разработали великолепное пособие по данной методике. Исходя из задач профессиональной подготовки педагогов, учебное пособие состоит из двух разделов: - «Основы природоведения» и «Ознакомление детей с природой в детском саду».

Первый раздел пособия направлен на углубление и систематизацию знаний детей о природе. Он содержит физико-географические сведения, а также материал по ботанике и зоологии. Особое внимание авторы уделяют вопросам  охраны природы. Будущие педагоги должны представлять свою роль в экологическом воспитании, так как в  дошкольном возрасте закладываются основы бережного отношения к природе.

Второй раздел раскрывает задачи, содержание и методику природоведческой работы в дошкольном учреждении.

Конкретно, по формированию представления у детей старшего дошкольного возраста морфофункциональной приспособленности живых объектов к среде обитания, - работал Гусев В.Г. (Гусев В.Г. «Наши питомцы». – М., 1987., Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду». – М., 1999, Парамонова Л.А., Ушакова М.М. «Воспитание и обучение в детском саду». – М., 1997). Учитывается, прежде всего, то, что основная  тенденция познавательной деятельности детей седьмого года жизни, - стремление к обобщению. На основе этого и изложен материал о живых объектах.

Несложные способы  ухода за животными уже усвоены  детьми, и педагог формирует отчетливое представление о наблюдаемых  объектах, знания о некоторых особенностях приспособленности к среде обитания, бережное отношение к обитателям живого уголка.

Марковская М.М. дает рекомендации по планомерному наблюдению: - дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную взрослым, но и самостоятельно ставить ее во время разнообразной деятельности.

Ушакова М.М. детально рассматривает восприятие детей  в старшем  дошкольном возрасте. Оно становится более расчлененным (дифференцированным). Под руководством воспитателя дети вычленяют в объектах характерные и существенные для целей их группы – признаки. На этой основе возможно формирование обобщения.

В журнале «Дошкольное воспитание» №6 за 1999 год Парамонова Л.А. также отмечает характерную особенность восприятия детей старшего  дошкольного возраста. Дети могут рассматривать объект не изолированно, а в системе его связей с окружающим миром. Место и среда обитания, приспособление к окружающей среде. Таким образом, знания, навыки и умения детей усложняются.

В журнале «Очаг» №8 за 2004 год педагог Удинцева Н.И. делится опытом ознакомления детей с особенностями внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание, сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие). Вместе с тем, важной задачей, отмечает она: - «…является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания». Удинцева рекомендует широко использовать поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений: - почему у попугая клюв короткий, сильный, загнутый в виде крючка? Какой корм может есть попугай? Почему он легко лазает по стенкам клетки?

У Гусева В.Г. мы видим, как формируются элементарные понятия «животное», «растение», «живое», «неживое». Даны рекомендации воспитателям о том, как помочь воспитанникам увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом, между условиями существования и их потребностями, образом жизни.

Информация о работе Диагностика экологической воспитанности дошкольников. Эксперимент