Диагностика экологической воспитанности дошкольников. Эксперимент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: - выявить представление у детей старшего дошкольного возраста, о морфофункциональной приспособленности живых объектах к среде обитания.
Задачи исследования:
раскрыть общую характеристику детей дошкольного возраста о морфофункциональной приспособленности живых объектов к среде обитания;
рассмотреть психолого-педагогические основы данной проблемы;
провести анализ задач, содержания работы, учебной методической литературы и периодической печати;
изучить состояние проблемы в практике обучения.

Содержание работы

Введение
3
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования представления у детей старшего дошкольного возраста морфофункциональной приспособленности живых объектов к среде обитания.
5
1.1.
Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста.
5
1.2.
Содержания и задачи работы с детьми по экологическому образованию.
15
1.3.
Анализ психолого-педагогический и методической литературы по данной проблеме.
31
1.4.
Методы, формирования представления у детей старшего дошкольного возраста о морфофункциональной приспособленности живых объектов к среде обитания.
34
Глава II. Практическая часть по формированию представлений морфофункциональной приспособленности живой природы.
42
2.1.
Диагностика экологической воспитанности дошкольников. Эксперимент
42
2.2.
Констатирующий эксперимент.
50
2.3.
Формирующий эксперимент.
53
2.4.
Контрольный эксперимент.
54

Заключение
56

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

Большую роль играют книги Шорыгиной А.Р. – «Какие звери в лесу», «Насекомые. Какие они?», «Птицы. Какие они?», «Экологические сказки для детей». (М., Прометей. 2001-2003). (Плешаков А.А. «От земли до неба»: Атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов. М., 1998).

Атлас – хорошее  практическое руководство для воспитателя  детского сада в работе с детьми. Он поможет им самостоятельно ознакомиться с камнями, деревьями, травами, насекомыми, птицами, животными – поможет  использовать материал в разработке конспектов занятий.

Даны рекомендации и по устройству природных зон. Нельзя не отметить Концепцию экологического воспитания детей дошкольного возраста. Автор Николаева С.Н.

Данная концепция  опирается на ведущие международные  и отечественные документы: - материалы форума в Рио-де-Жанейро в 1992 году, документы 1-й Межправительственной конференции по вопросам образования в области окружающей среды (Тбилиси, 1987) и Международного конгресса «Тбилиси + 10» (Москва, 1987), Закон Российской Федерации «Об охране природной окружающей среды» (1991), «Постановление об экологическом образовании», выработанное совместно Министерством образования и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (1994).

Концепция опирается на ведущие материалы в области образования, имеющие для нее непосредственное значение: - Концепцию дошкольного воспитания (1989), Концепцию общего среднего экологического образования (1994).

Первая - позволяет ассимилировать передовые гуманистические идеи личностно ориентированной модели воспитания дошкольников и обеспечить связь экологического воспитания со всей сферой воспитания детей этого возраста.

Вторая  - является ориентиром в вопросах содержания экологического образования в звене, которое  непосредственно примыкает к дошкольному периоду и, таким образом, позволяет обеспечить преемственность и взаимосвязь двух звеньев в системе непрерывного экологического образования.

Как начальное  звено - экологическое воспитание детей  дошкольного возраста – имеет  важное социальное значение для всего общества: - своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности. Одновременно, к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны – работники сферы дошкольного воспитания и родителей детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.

 

1.4. Методы,  формирования представления у детей старшего дошкольного возраста о морфофункциональной приспособленности живых объектов к среде обитания.

Морфология – учение о форме, наука о динамически-целостных формах, особенно формах живых существ и их развитии. Понятие морфология введено впервые Гете для обозначения учения о форме, образовании и преобразовании органических тел, растений и животных.

В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Занятия и экскурсии, чаще всего, проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации). Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально.

Используются  различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).

Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых  осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также, отношение к окружающему миру.

При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.

К наглядным  методам относится наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические  методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и  детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоциональное отношение к природе.

В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно  сочетать их между собой. Выбор методов  и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. Например, формирование знаний об  образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда – при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.

Содержание экологических  знаний охватывает следующий круг:

  • Связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней, связь со средой в процессе роста и развития;
  • Многообразие живых организмов, их экологическое единство, сообщества живых организмов;
  • Человек, как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
  • Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды, охрана и восстановление природных богатств.

Первая и вторая позиции – это классическая экология, ее основные разделы – аутэкология, рассматривающая жизнедеятельность  отдельно взятых организмов в их единстве со средой обитания, и синэкология, вскрывающая особенности жизни организмов в сообществе с другими организмами на общем пространстве внешней среды.

Ознакомление  с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и  полной зависимостью от нее, позволяет сформировать у дошкольников первоначальное представление экологического характера.

Дети усваивают  – механизмом связи является приспособленность  строения и функционирования различных  органов, контактирующих с внешней  средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на разных стадиях роста и развития. Важным аспектом при этом является рассмотрение труда людей, как средообразующего фактора.

Вторая позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов – сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них. А также внести понимание единства в многообразие форм живой природы – дать представление о группе сходных растений и животных, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладываются понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.

В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:

  • Сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
  • Практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);
  • Создание изопродукции на основе впечатлений от природы и деятельности людей в природе;
  • Общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, ласкание, действия по уходу, приручение и дрессировку животных;
  • Экспериментирование – практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдениями, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;
  • Речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова);
  • Наблюдение – самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивает получение информации о природе и деятельности людей в природе;
  • Просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания – деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

Наблюдение за самостоятельной деятельностью  детей, анализ ее содержания позволяет  воспитателю обнаружить их индивидуальные способности, уровень экологической  воспитанности.

Разнообразная деятельность естественным образом  связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребенка.

Хорошие результаты в экологическом воспитании достигаются, когда этот метод сочетается с  опытом и моделирующей деятельностью. Забота о вещах, практическое участие  в их починке и обновлении также способствуют выработке у детей необходимых практических умений.

Наблюдение –  метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.

Организация длительных наблюдений (циклов) – это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания, морфофункциональной приспособленности.

Наблюдение –  это главный способ формирования у дошкольников конкретных (сенсорных) представлений о природе, основа образного мышления. Представления, полученные посредством наблюдения, становятся содержательной основой многих видов детской деятельности – игровой, изобразительной, труда в природе, общение с ней, речевой.

Метод моделирования  занимает значительное место в системе  экологического воспитания. Работа с календарями природы, знакомство с изопродукцией, восприятие произведений искусства, создающимися профессионалами (художественных картин, музыкальных и литературных произведений), предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы, - позволяет уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой. Метод наглядно доказывает: - природа вдохновляет людей, воздействует на их чувства, побуждает создавать прекрасное. Не только сама природа, отраженная различными способами в предметах и произведениях искусства, но и деятельность людей, их создающих, становятся центром внимания дошкольников. Одним из вариантов «метода отраженной природы» являются игровые обучающие ситуации, которые воспитатель включает в разные формы экологической работы с детьми.

Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный  метод в силу большой специфики  речевой деятельности. Слово в  той или иной форме и степени  сопровождает любую деятельность, в экологическом воспитании оно может выполнять три важные функции. В форме диалога (разговора, обсуждения) как наиболее личностного способа взаимодействия взрослого с ребенком происходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней. Через «монолог» (рассказ воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний. Очень важна третья  форма речевого воспитания – проведение построенной в определенной логике беседы с детьми, в которой формируются понимание связей в природе, зависимости жизни живого объекта и среды обитания, происходит осознание закономерности явлений. С помощью такой беседы дошкольники выходят на новый (обобщенный) уровень понимания явлений природы. это начало формирования экологического мышления, экологического сознания.

Методы лишь условно (теоретически) разделены на группы. В практике экологического воспитания детей воспитателем- мастером, они используются в комплексе  в рамках той или другой конкретной технологии.

Воспитатель, обладающий экологической культурой, должен иметь развитую наблюдательность, которая, с одной стороны, - позволяет ему постоянно видеть в природе новые явления, их особенности и качества, а с другой – замечать и оценивать развивающиеся личностные качества в каждом его воспитаннике. Хорошо развитая наблюдательность – одно из свойств педагогического мастерства – в случае экологического воспитания является особо значимой, так как постоянно обогащает профессионализм воспитателя в области контакта с природой и детьми.

Птицы имеют  большое значение в жизни человека. Они уничтожают большое количество вредных насекомых, грызунов, оказывают  неоценимую услугу в охране лесов, полей  и садов от различных вредителей. Домашние птицы дают ценные продукты питания, перья, пух.

Птицы украшают природу своим пением, живостью поведения, окраской оперения. Певчие птицы – огромное живое богатство наших лесов. Они нуждаются в нашей защите и заботе. Надо много и умело потрудиться, если мы хотим постоянно видеть и слышать птиц в садах, парках, лесах (развешивание гнездовий, подкормка).

Значение млекопитающих  в жизни человека очень велико и разнообразно. К классу млекопитающих  относятся все домашние животные. Их роль в народном хозяйстве огромна: - они дают человеку необходимые продукты питания и сырье для промышленности. Ряд млекопитающих стал предметом охотничьего промысла.

Среди млекопитающих  есть серьезные вредители сельского  хозяйства и разносчики заразных болезней (грызуны вредители) – с  ними приходится вести борьбу.

К домашним млекопитающим относятся крупный рогатый скот, овца, коза, верблюд, свинья и так далее.

Крупный рогатый  скот используется как рабочий, молочный и мясной (корова, як, буйвол). Выведено огромное количество разнообразных  пород овец (овчинно-шубные, тонкорунные, каракульские, курдючные). Коз разводят ради мяса, молока, шерсти. Верблюд – незаменимое тягловое и ездовое животное для пустынных областей, к тому же еще дает шерсть, молоко и мясо.

Большое значение для человека имеют – лошадь, осел, собака, кролик и многие другие домашние животные.

К домашним животным  относятся и птицы – курица, гусь, утка, индейка. Их разводят ради мяса, яиц, пера и пуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Диагностика экологической воспитанности дошкольников. Эксперимент