Диагностика экологической воспитанности дошкольников. Эксперимент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: - выявить представление у детей старшего дошкольного возраста, о морфофункциональной приспособленности живых объектах к среде обитания.
Задачи исследования:
раскрыть общую характеристику детей дошкольного возраста о морфофункциональной приспособленности живых объектов к среде обитания;
рассмотреть психолого-педагогические основы данной проблемы;
провести анализ задач, содержания работы, учебной методической литературы и периодической печати;
изучить состояние проблемы в практике обучения.

Содержание работы

Введение
3
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования представления у детей старшего дошкольного возраста морфофункциональной приспособленности живых объектов к среде обитания.
5
1.1.
Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста.
5
1.2.
Содержания и задачи работы с детьми по экологическому образованию.
15
1.3.
Анализ психолого-педагогический и методической литературы по данной проблеме.
31
1.4.
Методы, формирования представления у детей старшего дошкольного возраста о морфофункциональной приспособленности живых объектов к среде обитания.
34
Глава II. Практическая часть по формированию представлений морфофункциональной приспособленности живой природы.
42
2.1.
Диагностика экологической воспитанности дошкольников. Эксперимент
42
2.2.
Констатирующий эксперимент.
50
2.3.
Формирующий эксперимент.
53
2.4.
Контрольный эксперимент.
54

Заключение
56

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако, хорошо создать и общий уголок. Он будет служить для пополнения и смены объектов в групповых  уголках природы. Необходимы – продуманный подбор объектов и соответственное их размещение.

Объекты уголка природы.

Всех обитателей уголка природы в детском саду можно  разделить на постоянных и  временных. Постоянные живут в уголках  природы круглый год (комнатные растения, рыбы, птицы). Временные – лишь определенный отрезок времени (растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляются в те или иные сезоны – яркие декоративные растения цветника, обильно цветущие осенью, весенние первоцветы, насекомые). Перечень временных обитателей уголка природы дается в темах, раскрывающих содержание работы по сезонам.

Требования  к подбору объектов.

При подборе  обитателей уголка природы следует  учитывать ряд требований, что  поможет избежать ошибок и обеспечит эффективность воспитательного и образовательного воздействия труда и наблюдений детей. Вот эти требования:

  • Растения и животные должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.
  • Растения и животные должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста.
  • Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных. Это дает возможность детям увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
  • Растения и животные должны быть абсолютно безопасными для здоровья детей.
  • Уголок природы – место труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются неприхотливые растения и животные, не требующие для своего содержания сложного оборудования.
  • Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений и животных в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума.

Размещение  растений и животных в уголке природы.

Размещая обитателей в уголке природы, следует учитывать  их биологические особенности и  потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактус) нуждаются в большом количестве солнечного света – их следует поставить на самое светлое место. Другие – узамбарская фиалка, бегония – плохо переносят прямые солнечные лучи – их помещают в затененное место. Биология ящерицы и лягушки такова, что террариум с ящерицей следует ставить на хорошо обогреваемое солнцем место, а террариум с лягушкой – в прохладное и затененное место.

При размещении растений и животных необходимо учесть и эстетическую сторону. Уголок природы  должен радовать глаз, украшать интерьер. При этом следует разместить объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить, наблюдать и трудиться в уголке природы.

Подбор животных в старшей группе должен обеспечить возможность формирования первоначальных знаний детей об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания. Эти приспособления самые разнообразные. Они находят отражение, как в образе жизни, так и во внешнем строении (форма тела, покров, органы передвижения), в способе питания.

В аквариуме  для старших детей хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб (гуппи, меченосец, скалярия). Глядя на жизнь обитателей аквариума, обретая навыки правильного содержания этих рыбок, дети будут понимать, как эти рыбки живут на воле, в природе и как важно сохранять естественную среду их обитания.

Интерес у детей  вызовет и наблюдение за вьюном. Эта маленькая рыбка местных  водоемов – своеобразный барометр. Перед наступлением ненастной погоды, она возбужденно плавает, как бы предсказывая погоду.

Из птиц следует  отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство (канарейка, волнистый попугайчик). Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве – ценнейший материал для наблюдения старших детей. Не следует при этом забывать о том, что забота о беспомощных растущих птенцах – источник добрых и гуманных чувств, бережного отношения ко всему живому.

В уголок живой  природы старшей группы надо поместить  черепаху. Обычно черепаха впадает  зимой в непродолжительную спячку. Если она живет в уголке несколько  лет, то спячки может и не быть, но черепаха становится вялой, неохотно берет корм. Понять причину такого состояния и создать соответствующие условия для жизни животного могут только старшие дошкольники. Из млекопитающих следует поместить в живой уголок хомячка и морскую свинку.

Морская свинка – это доверчивое и миролюбивое  животное. Для содержания свинки в  неволе нужен просторный ящик или  сетчатая клетка с металлическим  выдвижным дном.

Хомячок – это  ночное животное, относится к отряду грызунов. У него есть защечные мешки, куда он прячет пищу. Содержать хомячка можно в металлической клетке или в деревянном ящике, обитом изнутри жестью, на дне должны быть опилки, или в аквариуме.

При содержании птиц необходимо правильно выбрать  клетку. При выборе клетки надо подходить  к каждому виду птиц индивидуально, но, в любом случае, клетка должна быть правильной формы, без лишних украшений. Объем и размеры клетки зависят от величины и подвижности птиц. Кроме клеток, птиц содержат в вольерах. В вольеры помещают помногу птиц, как одного, так и нескольких видов. Кроме обыкновенных жердочек, в вольеры помещают небольшие деревца и кустарники.

Руководство наблюдений за старшими дошкольниками.

Основная тенденция  познавательной деятельности детей  седьмого года  жизни – стремление к обобщению. Это объясняется тем, что способности ребят видеть существенные признаки в предметах и явлениях природы возросли. Наблюдение становится более самостоятельным.

Задачей воспитателя  является формирование в процессе наблюдений обобщенных элементарных понятий, подведение детей к пониманию все более сложных закономерностей, существующих в природе, воспитание самостоятельности.

Организуя наблюдение с детьми этого возраста, воспитатель  отбирает материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки. На основе выделения этих существенных, обобщающих  признаков у детей формируются элементарные понятия: - «животные», «растения», «живое», «неживое», «зима», «лето». Педагог помогает воспитанникам увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом растений и животных, между условиями существования и их потребностями, образом жизни.

Также как и  в старшей группе, наблюдение начинается с постановки перед детьми  познавательной задачи. Но теперь в ходе занятия воспитатель чаще использует вопрос-задание, требующее от детей умения наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения. Например, во время наблюдения за аквариумными рыбками воспитатель дает такое задание: «Посмотрите и расскажите, чем отличается гуппи от рыбки, которая жила у нас раньше?». Дополнительные вопросы он задает лишь в том случае затруднений, предоставляя детям возможность самостоятельно понаблюдать за новой рыбкой. Чаще, чем в старшей группе, педагог использует сравнение по общим (сходным) признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных понятий.

Воспитатель стремится  к тому, чтобы обследовательские  действия детей были осознанными. С  этой целью обследовательские действия используются для проверки, полученных в ходе наблюдений, впечатлений. Воспитатель с помощью вопросов побуждает детей к осознанию способа получения знаний: - как ты об этом узнал? Проверь. Широко используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по уходу за растениями и животными. Хорошо, если воспитатель загадывает детям загадки, читает стихи, рассказывает интересные истории, так как все это способствует расширению знаний дошкольников. Особое место среди педагогических методов и приемов занимают вопросы поискового характера. Именно они помогают детям понять взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями природы. заканчивается наблюдение обобщением.

Использование иллюстративно-наглядного материала  в работе с детьми.

В старшем дошкольном возрасте рассматривание картин используется для формирования у детей элементарных понятий о природе: группы животных, растений, времена года. В этом случае, воспитатель подбирает серию картин, отражающих существенное в том или ином явлении. Предлагает детям рассмотреть каждую картину в отдельности, а затем сравнивать их по выделенным существенным признакам. Сравнивая явления природы по картинам, дети с помощью воспитателя выделяют общие, одинаковые признаки в явлении, делают обобщения. Так, например, при формировании понятия «животные» воспитатель готовит картины с изображениями животных разных систематических групп: звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные.  Рассматривая с детьми каждую из картин, он обращает внимание на те общие для всех животных черты, которые позволяют объединить их в одну группу – животные. С этой целью задает, примерно, такие вопросы: кто это? Где живет? Как передвигается? Как добывает пищу? Как спасается от врагов? Каким одним словом можно назвать зверей, птиц, рыб? Какие условия нужны для жизни животных в природе? Могут ли жить животные, если не будет какого-либо условия? Почему?

Рассматривание  картин должно проводиться неоднократно, так как необходимо обеспечить восприятие и отдельных деталей картины, и изображения в целом. Художественные картины – пейзажи, натюрморты – необходимы для развития эстетического восприятия и чувств у детей. Они широко используются в старшем дошкольном возрасте.

Демонстрация  моделей.

Модели –  это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.

Демонстрация  моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем  другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а, значит, полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщение и систематизация знаний детей о природе.

В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей.

Предметные  модели.

Воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся  различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоема). Самая простая предметная модель – заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы.

Предметно-схематические  модели.

В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать  при абстрагировании цвета листьев растений. Изображения геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев. Полоски бумаги разной фактуры – гладкая, бугристая, шероховатая - при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растения – листьев, стебля (Данные модели разработаны Н.И.Ветровой).

Модель-макет  рекомендует использовать С.Н.Николаева  для усвоения детьми понятия «мимикрия», как проявление одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраски животных.

Графические модели (графики, схемы).

Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения  природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня. Например, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: - среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники), в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.

Демонстрация  модели используется при условии  предварительного ознакомления детей с природой с помощью других методов, обеспечивающих живые представления о признаках, свойствах, связях и отношениях ее объектов. Рассматривание модели при этом является лишь частью занятия.

Введение модели требует определенной последовательности. Вначале необходимо изучить саму модель, затем использовать ее для познания природных явлений. Специальных занятий по  изучению модели проводить не следует. Начинать введение модели рекомендуется на занятиях по рассматриванию живой и неживой природы. В первой части такого занятия воспитатель организует рассматривание растения или животного, обучает детей обследовательским действиям, с помощью которых абстрагируются разнообразные признаки объектов природы: - цвет, величина, форма, характер поверхности, количество частей, пространственное расположение.

Далее рассматривается  та или иная модель сенсорных признаков  – модель цвета, формы, количества. Для демонстрации воспитатель готовит  модели крупного размера. На первых занятиях следует показать детям одного-двух признаков, а после того, как смысл замещения признаков реальных объектов будет понят детьми, можно представить в модели всю необходимую группу выделенных признаков.

Информация о работе Диагностика экологической воспитанности дошкольников. Эксперимент