Диагностика экологической воспитанности дошкольников. Эксперимент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: - выявить представление у детей старшего дошкольного возраста, о морфофункциональной приспособленности живых объектах к среде обитания.
Задачи исследования:
раскрыть общую характеристику детей дошкольного возраста о морфофункциональной приспособленности живых объектов к среде обитания;
рассмотреть психолого-педагогические основы данной проблемы;
провести анализ задач, содержания работы, учебной методической литературы и периодической печати;
изучить состояние проблемы в практике обучения.

Содержание работы

Введение
3
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования представления у детей старшего дошкольного возраста морфофункциональной приспособленности живых объектов к среде обитания.
5
1.1.
Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста.
5
1.2.
Содержания и задачи работы с детьми по экологическому образованию.
15
1.3.
Анализ психолого-педагогический и методической литературы по данной проблеме.
31
1.4.
Методы, формирования представления у детей старшего дошкольного возраста о морфофункциональной приспособленности живых объектов к среде обитания.
34
Глава II. Практическая часть по формированию представлений морфофункциональной приспособленности живой природы.
42
2.1.
Диагностика экологической воспитанности дошкольников. Эксперимент
42
2.2.
Констатирующий эксперимент.
50
2.3.
Формирующий эксперимент.
53
2.4.
Контрольный эксперимент.
54

Заключение
56

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

Глава II. Практическая часть по формированию представлении, морфофункциональной приспособленности живой природы.

2.1. Диагностика экологической воспитанности дошкольников. Эксперимент.

Эколого-педагогическая работа с детьми в течение учебного года дает отчетливые результаты в  каждой возрастной группе. Опытный  воспитатель их замечает на «глаз», но специально проведенная диагностика позволяет более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать сдвиги в экологической воспитанности каждого ребенка. Что и как целесообразно проверять диагностикой?

В программе  «Юный эколог» основными категориями  являются две – «экологические знания» и «отношение», при этом ведущей и более широкой является  - вторая.

«Отношение» аккумулирует в себе знания и эмоции одновременно, содержит интеллектуальный и чувственные  компоненты. В дошкольном возрасте знания важны не столько сами по себе, сколько как средство формирования отношения. Диагностика должна быть направлена на выявление у детей и того, и другого компонента. Не следует выявлять только одни знания, так как они не всегда обуславливают поведение человека, а нередко вступают и в противоречие с ним. Иногда ребенок обладает определенными знаниями, может их сформулировать, а ведет себя неадекватно, не в соответствии с ними. (С.Н.Николаева. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 2005. с.95).

Как же проявляются  знания и отношения? Как обнаружить их в диагностической процедуре?

Знания всегда осознаны, они вербальны. Их легко  обнаружить, задавая детям, вопросы или предъявляя им картинки и предметы, которые они должны назвать, объединить, разложить каким-то определенным способом, а потом объяснить, что и как они сделали, почему произвели именно такие операции. Можно организовать словесную дидактическую игру, реакция детей в которой и будут отражением их знаний.

Отношения выявить  сложнее, так как оно проявляется  по-разному: - в переживаниях, которые могут быть скрытными, в положительных и отрицательных эмоциях, в отдельных поступках, систематическом поведении, и вербально (в вопросах, сообщениях, в готовности слушать пояснения взрослых, в чтении книг). Самыми яркими проявлениями отношения являются поведенческие реакции, которые сочетают практические действия или поступки, высказывания и эмоции. Такую палитру отношений можно выявить, как правило, только в реальных жизненных ситуациях. Поэтому методика диагностики отношения к природе должна быть приближена к реальной жизни. Ее можно построить в форме естественного эксперимента – специально организованных ситуаций в обычной среде проживания детей, а также в форме диагностического наблюдения за реальным поведением дошкольников в течение некоторого времени (от одной до трех недель).

Диагностику знаний следует осуществлять на примере  тех объектов и явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы, с которыми они находились в длительном контакте, с которыми неоднократно, в течение учебного года, организовывались разные виды деятельностей. Примерный перечень вопросов об обитателях уголка природы может быть следующим:

  • Кто живет в нашем аквариуме? Какие условия нужны рыбкам, чтобы они хорошо себя чувствовали, не болели? Как мы ухаживаем за аквариумом и его обитателями?
  • Кто живет в клетке? Как называется наша птица? Какие условия нужны для того, чтобы она хорошо себя чувствовала, радовала нас? Как мы ухаживаем за ней? Какие корма ей нужно давать, чтобы она была сытой и не болела?
  • Кто живет в этой клетке? Как называется наш зверек (или животное)? Какие условия мы создаем ему, чтобы он хорошо себя чувствовал, не болел? Без чего он не может обойтись? Как мы ухаживаем за ним?
  • Кто из обитателей уголка природы тебе больше нравится? Кого ты любишь больше всех? Почему ты его (их) любишь? Что ты для него (них) делаешь?

Со старшими  дошкольниками такую диагностику  можно провести в форме игры в  «Экскурсию по уголку природы», когда  ребенок становится экскурсоводом  для нового человека или куклы.

  • Какие птицы залетают на наш участок? Как они называются? Что они делают на нашем участке? Как мы заботимся о птицах в зимнее время? Почему люди должны помогать птицам зимой? Как этих птиц можно назвать, одним словом?
  • Что делают разные животные в зимнее время? Все ли птицы остаются на зиму? Где бабочки, жуки, комары? Что делают зимой лесные звери?

Выявляя отношение  детей к природе, воспитатель  может провести, кроме длительных наблюдений, естественный эксперимент, например, в форме специально организованной ситуации – «Кончился корм», которая состоит из четырех этапов и рассчитана на целые сутки. В ее «разыгрывании» участвует кто-то из администрации (например, заведующая или воспитатель). (С.Н.Николаева. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. – М., 1999. – с.196; Эколог в детском саду. Программа повышения квалификации дошкольных работников. – М., 2002. с.107). В этой ситуации надо провести тщательное наблюдение за детьми, подробно записать их реакции и проявления на всех этапах, тогда у взрослых возникнет объективное впечатление об уровне экологической воспитанности группы в целом и каждого из детей.

Диагностика сопряжена  с обязательной фиксацией получаемых результатов. Для этого воспитатель  заводит специальную тетрадь, в  которую заносит ответы детей, особенности их поведения, различных эмоциональных проявлений. При длительном наблюдении – это каждодневные подробные записи дневникового характера. При опросе – таблица, в которой воспитатель плюсами и минусами помечает ответы детей. Диагностику экологической воспитанности детей (индивидуально или фронтально) целесообразно проводить дважды в год: - в первые недели сентября и последние недели мая. Зафиксированный и подробно описанный результат позволяет провести анализ того, что было с детьми в начале года и какими они стали в конце года. Как повлияла на них система эколого-педагогической работы.

На основе результатов  диагностики, заведующая и воспитатели  корректируют свою деятельность, планируют  следующие этапы в экологической  воспитанности дошкольников, в работе с их родителями, учитывают индивидуальные особенности в развитии детей.

Дети узнают, что лес – это сообщество растений и животных, которые, занимая большую  территорию, живут вместе и нужны  друг другу. Главными в лесу являются деревья, их крона образует самый верхний «этаж» леса. Когда много одинаковых деревьев, весь  лес носит их название: - березовая или дубовая роща, сосновый бор. Лес, в котором растут разные деревья (лиственные и хвойные) называется смешанным. «Этажом» ниже в лесу растут молодые деревца и кустарники. Наземный «этаж» - это травы, ягодные кустарнички, грибы. Подземный «этаж» - толща лесной почвы. На всех «этажах» леса живет много разных животных. Каждое из них занимает свою экологическую нишу – определенное пространство, где находит пищу для себя, строит гнездо и растит потомство.

Белка живет  в кроне деревьев (на верхнем «этаже»), имеет острые самозатачивающиеся зубы, которыми грызет желуди, орехи. Она  питается также семенами хвойных  пород, грибами, делает запасы на зиму. В дупле устраивает гнедо, в котором весной и летом растит бельчат. Ноги зверька (сильные с острыми когтями) приспособлены к быстрому передвижению по деревьям (стволам и веткам). Длинный пушистый хвост, как парашют, помогает белке делать большие прыжки с дерева на дерево, укрывает ее в мороз в дупле. В кроне деревьев живут также многие лесные птицы (клест, иволга, сова), различные насекомые, гусеницы, которые питаются листьями, древесиной.

Заяц-беляк и  лось занимают наземную нишу леса. Они  питаются растительной пищей. Заяц в нижнем ярусе поедает траву, грызет кору кустарников и деревьев. У него такие же, как у белки, самозатачивающиеся зубы. Лось – лесной великан, имеет длинные сильные ноги с копытами, бегает по лесу, может ходить по глубокому снегу, поедает листву, ветки с деревьев и верхней части кустарников. Заяц имеет короткие передние и длинные задние ноги, поэтому он легко и быстро передвигается прыжками.

Лиса и волк занимают наземную нишу. Эти хищные животные питаются мясом, имеют сильные  челюсти, мощные зубы, которыми могут перегрызать кости. Они добывают пищу охотой за различными животными, могут подолгу голодать. В зимнее время, когда пищи мало и охотиться трудно, хищники приближаются к деревне. Лисы забираются в курятники, воруют кур. Волки собираются в стаи, нападают на любую живность – лося, собак, лошадь, человека. Лиса и волк – умные выносливые животные, имеют сильные ноги, острое чутье, хорошее зрение и слух. Оба хищника могут охотиться за мышами.

Бурый медведь  и еж – наземные всеядные животные. Зимой они впадают в спячку из-за отсутствия корма. Медведь – громадный сильный хищник, имеет мощные лапы, когти, зубы. В зимнее время, если его подняли из берлоги, может задрать лося, корову, лошадь. Летом питается растительной пищей, насекомыми, ловит рыбу. Еж – небольшое, преимущественно насекомоядное животное, покрытое иголками, которые его хорошо защищают от хищников. Имеет короткие ноги, бегает по лесу, может поедать лягушек, змей, мышей.

В толще лесной почвы (на самом нижнем «этаже») живут  различные насекомые (муравьи, черви) и их личинки. Все они являются пищей крота – небольшого зверька, хорошо приспособленного к жизни в толще земли. Он имеет овальное тело, короткие крепкие вывернутые в стороны, с широкими и плоскими, как лопаты, когтями, ноги. В почве крот роет ходы, отыскивает пищу, устраивает гнездо. Лишнюю землю он выталкивает на поверхность, образуя кучки – кротовины. У крота хорошо развито чутье, но слабое зрение, он покрыт короткой черного цвета, очень прочной шерсткой.

Все лесные звери  линяют – меняют весной и осенью волосяной покров на теле. К зиме у них вырастает густой подшерсток, который согревает их в холода. Весной шерсть редеет, чтобы летом им было нежарко. Многие лесные животные, такие, как еж, ящерица, лягушка, - имеют маскировочную окраску тела. Белка и заяц-беляк – беляк, дважды в год, меняют окраску шерсти. Зимой – заяц становится белым, а белка – серой, а летом заяц – серый, а белка – рыжая. Такая окраска делает их мало заметными.

Все обитатели  леса хорошо приспособлены к жизни  в этих условиях: - легко передвигаются (по земле, деревьям, в толще почвы), находят себе пищу, убежище, место для выведения потомства и могут устраивать логово, нору, гнездо, берлогу. Растительноядные – приспособлены к защите от врагов, хищные – к преследованию добычи. Все животные и растения леса приспособлены к сезонным изменениям погоды.

Дети, приходя  в лес, соблюдают правила поведения  – не шумят, не мусорят, не уничтожают насекомых, не ломают растения, не разоряют гнезда, норы, муравейники, не топчут грибы. Могут наслаждаться обстановкой леса: - тишиной, спокойствием, прохладой, шорохами, пением птиц, журчанием ручейка, лесными запахами, учатся правильно, не ломая растений, собирать ягоды и грибы.

О психической  жизни, об особенностях человека, и  в частности ребенка, можно судить также косвенно – по продуктам его деятельности, то есть по таким материалам, как рисунки, письменные сочинения (стихи, проза), технические поделки, тематические альбомы, коллекции, отношение к животным, насекомым, птицам.

Когда изучают творческую деятельность ребенка, очень важно анализировать не только продукт, но и проследить сам процесс создания им этого продукта. Выяснить, как ребенок добился определенных результатов. Помимо содержательной стороны этих продуктов деятельности (тематика, сюжет, содержание), некоторое значение для познания личности дошкольника имеет и их оформление, в частности, - стиль письменной речи и манера рисования. Все это позволяет раскрыть не только особенности творческой деятельности, интересов и способностей ребенка, но и получить дополнительные данные о его отношении к тем или иным явлениям окружающей среды.

В детской и  педагогической психологии широко применяют  психолого-педагогический эксперимент. Это своеобразная форма естественного  эксперимента, так как проводят его в естественных условиях жизни и деятельности детей. Существенная же особенность психолого-педагогического эксперимента та, что он имеет целью не собственно изучение, а активное, целенаправленное изменение, преобразование, формирование той или иной психической деятельности, психологических качеств личности. Соответственно, различают два его вида: - обучающий и воспитывающий психолого-педагогический эксперимент.

С помощью психолого-педагогического  эксперимента выясняют зависимость  между характером тех или иных педагогических воздействий на ребенка и результатом этих воздействий – сдвигами в психическом развитии ребенка. Так выявляют наиболее рациональные способы обучения и воспитания. Исследователь, например, изучает, в каких условиях обучения быстрее всего формируются умственные приемы или навыки самоконтроля в учебной работе. Какие воспитательные мероприятия  наиболее эффективны для формирования выдержки у детей. Причем, в отличие от педагогического эксперимента, психолог выясняет, почему и каким образом именно эти условия закономерно приводят к определенному результату, или, иначе говоря, изучает психологический механизм влияния указанных условий.

С целью формирования познавательных эмоций, развития любознательности рекомендуется особый тип игр – занятий. В их основу положены элементы экспериментирования, подводящие ребенка к познанию объективных реалий окружающего мира, физическую природу, которых он будет познавать в школе, а, пока, - только наблюдения, накопление практического опыта жизни в окружающем мире, воспитание познавательных интересов и добрых чувств.

Игры – занятия  с элементами экспериментирования  содержат как исследовательский, так  и игровой компоненты, и осуществляю  постепенный переход от игр –  забав к учебно-познавательной деятельности. Они бесценны для развития такого замечательного качества, как наблюдательность, которая, как справедливо замечают психологи, является начальным доступным методом исследования. Именно наблюдательность способствует развитию внимания и внимательности, вызывает желание находить новое в знакомом, подмечать новизну в окружающем мире.

Программное содержание игр – занятий с элементами экспериментирования:

  • Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру. Развивать любознательность, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе «действие - результат»;
  • Воспитывать познавательную активность, желание узнавать новое. Учить наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать;
  • Переводить действи<span class="dash04

Информация о работе Диагностика экологической воспитанности дошкольников. Эксперимент