Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 19:30, курсовая работа
Цель данного исследования: - выявить представление у детей старшего дошкольного возраста, о морфофункциональной приспособленности живых объектах к среде обитания.
Задачи исследования:
раскрыть общую характеристику детей дошкольного возраста о морфофункциональной приспособленности живых объектов к среде обитания;
рассмотреть психолого-педагогические основы данной проблемы;
провести анализ задач, содержания работы, учебной методической литературы и периодической печати;
изучить состояние проблемы в практике обучения.
Введение
3
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования представления у детей старшего дошкольного возраста морфофункциональной приспособленности живых объектов к среде обитания.
5
1.1.
Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста.
5
1.2.
Содержания и задачи работы с детьми по экологическому образованию.
15
1.3.
Анализ психолого-педагогический и методической литературы по данной проблеме.
31
1.4.
Методы, формирования представления у детей старшего дошкольного возраста о морфофункциональной приспособленности живых объектов к среде обитания.
34
Глава II. Практическая часть по формированию представлений морфофункциональной приспособленности живой природы.
42
2.1.
Диагностика экологической воспитанности дошкольников. Эксперимент
42
2.2.
Констатирующий эксперимент.
50
2.3.
Формирующий эксперимент.
53
2.4.
Контрольный эксперимент.
54
Заключение
56
Список литературы
Очень заметно возрастает способность оценивать свою деятельность и поведение. При самооценке шестилетний ребенок, конечно, в первую очередь, ориентируется на указания и оценку взрослых – родителей, а затем и учителей, но уже появляется и самооценка, основывающаяся на усвоенной норме поведения. Более ранняя форма самооценки – это самооценка результатов своей деятельности («Я это плохо нарисовал»). Несколько труднее дать самооценку своему поведению («Я плохо поступил – обидел сестру Олю»). К тому же самооценка далеко не всегда бывает объективной, чаще наблюдается завышенная, реже – заниженная самооценка.
Развиваются коллективистские черты личности. Дети шестилетнего возраста обычно очень общительны, любят совместные игры. Любят находиться в группе сверстников. Они уже могут согласовывать свои действия с действиями других детей, способны к сопереживанию. Однако, еще далеко не всегда они могут становиться на точку зрения других, пожертвовать своими личными интересами ради общих, групповых интересов.
Что касается воли, то непроизвольные, недостаточно продуманные импульсивные действия и поступки, под влиянием ситуационных эмоций, сосуществуют у шестилетних детей с отдельными формами произвольного, волевого поведения. Ребенку трудно сдерживать себя, активно тормозить нежелательные действия, регулировать свое поведение с помощью волевого усилия. Сознательное управление своим поведением, по сути дела, только начинает формироваться.
С целью формирования познавательных эмоций, развития любознательности рекомендуется особый тип игр – занятий. В их основу положены элементы экспериментирования, подводящие ребенка к познанию объективных реалий окружающего мира, физическую природу, которых он будет познавать в школе, а, пока, - только наблюдения, накопление практического опыта жизни в окружающем мире, воспитание познавательных интересов и добрых чувств.
Игры – занятия с элементами экспериментирования содержат как исследовательский, так и игровой компоненты, и осуществляю постепенный переход от игр – забав к учебно-познавательной деятельности. Они бесценны для развития такого замечательного качества, как наблюдательность, которая, как справедливо замечают психологи, является начальным доступным методом исследования. Именно наблюдательность способствует развитию внимания и внимательности, вызывает желание находить новое в знакомом, подмечать новизну в окружающем мире.
Программное содержание игр – занятий с элементами экспериментирования:
Всестороннее развитие способностей детей – одна из важных целей обучения и воспитания в школе. Основанием служат два показателя: - быстрота овладения деятельностью и качество достижений.
Способности –
это индивидуально-
Иными словами, способности – прижизненное, а не врожденное образование. Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны, способности зависят от знаний, умений, навыков – в процессе приобретения знаний, умений и навыков, развиваются способности. С другой стороны, знания, умения и навыки зависят от способностей – способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками. Природные предпосылки развития способностей называют задатками.
Задатки – некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми. Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. Задатки – это только одно из условий формирования способностей.
Нельзя считать, что каждой способности соответствует свой определенный задаток. Задатки многозначны. Это значит, что на основе одного и того же задатка могут выработаться разные способности. Например, на основе такого задатка, как быстрота, точность, тонкость и ловкость движений, могут, в зависимости от условий жизни и деятельности, выработаться и способность к плавным и координированным движениям тела гимнаста, и способность к тонким и точным движениям рук хирурга, и способность к быстрым и пластичным движениям скрипача.
Различают способности разного уровня – учебные и творческие.
Учебные способности
связаны с усвоением уже
Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности.
Различают также общие умственные способности и специальные способности.
Общие умственные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности. Эти способности отвечают требованиям, которые предъявляют не одна, а целый ряд, широкий круг относительно родственных деятельностей. К общим умственным способностям относят, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание.
Специальные способности – это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определенной деятельности – музыкальной, художественно-изобразительной, математической, литературной, конструктивно-технической.
Музыкальные способности составляют единство таких способностей, как ладовое чувство, появляющееся в эмоциональном восприятии и легком узнавании мелодий, способность к слуховому представлению.
В основе литературных
способностей лежат такие стержневые
образования, как творческая активность
и эстетическая позиция, объединяющие
частные способности –
Учителю, важно знать, к чему обнаруживает способности и в какой мере выражены эти способности. О способностях ученика можно судить, наблюдая его проявления в соответствующей деятельности. Практически судить о способности ученика можно по совокупности следующих показателей:
Высокий уровень развития способностей называют талантом.
Талант - это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможно успешно, творчески выполнять определенную деятельность. с одной стороны, склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней – с другой, большого трудолюбия и настойчивости – с третьей.
Предпосылки учебной деятельности, по данным А.П.Усовой, возникают только при специально организованном обучении. Иначе у детей наблюдается своеобразная «необучаемость», когда они не могут выполнить инструкцию взрослого, проконтролировать и оценить свою деятельность.
Укажем центральные компоненты, которые составляют психологическую готовность к обучению в школе:
1.2. Содержания и задачи работы с детьми по экологическому образованию.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы - песок, глина, вода, снег, с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и, когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе с взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам леса. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие природных объектов: - форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему видеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.
Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.
Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: - ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.
На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значительный результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога – его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве с природой.
С усвоением
системы знаний связано развитие
у детей познавательного
Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это – живые организмы, о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными и правильно выбрать их в том или ином случае.
Отсюда вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений. Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются – в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда.
Третья задача – формирование у детей любви к природе. Эта задача вытекает их гуманистической направленности воспитания в нашем обществе и необходимости охраны природы – насущной заботы всего человечества. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо. Для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития.
Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, то есть, воспитывая у ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.
Все перечисленные
задачи, стоящие перед воспитателем,
тесно взаимосвязаны –
Значение уголка природы и его устройство.
Природа с ее
необычайным разнообразием
В уголке природы дети сосредотачивают свое внимание на небольшом количестве объектов (наиболее типичных), что обеспечивает более глубокое их познание. Дошкольники имеют возможность длительно рассматривать обитателей уголка природы, наблюдать за ними. Постепенно у них формируются прочные осознанные знания о животных (внешний вид, повадки, условия существования), трудовые навыки и умения, развивается наблюдательность. На основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируются – интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности.
Информация о работе Диагностика экологической воспитанности дошкольников. Эксперимент