Эволюция развития логистических концепций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 18:30, реферат

Описание работы

В процессе эволюции логистики возникли и получили интенсивное развитие такие логистические технологии, как:- Requirements/resource planning (планирование потребностей/ресурсов);
JIT - Just-in-time (точно в срок);- Lean Production («плоское производство»).
Среди прочих логистических технологий, появившихся в последние время, можно отметить:- Demand-driven techniques (логистика, ориентированная на спрос);
SCM - Supply chain management (управление цепью поставок);

Файлы: 1 файл

ЛТ производства.docx

— 95.86 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в логистике нет четкой границы между такими основными понятиями как логистическая концепция и технология.

Логистическую технологию можно определить как стандартную (стандартизированную) последовательность (алгоритм) выполнения отдельной логистической функции и/или логистического процесса в функциональной области логистики и/или в логистической системе, поддерживаемую соответствующей информационной системой и воплощающую определенную логистическую концепцию.

В свою очередь, логистическая концепция - это платформа для поддержки бизнеса и инструментарий оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными и сопутствующими потоками.

Логистическая концепция производства включает в себя следующие основные положения:

-отказ от избыточных  запасов;

-отказ от завышенного  времени на выполнение основных  и транспортно-складских операций;

-отказ от изготовления  серий деталей, на которые нет  заказа покупателей;

-устранение простоев  оборудования;

-обязательное устранение  брака;

-устранение нерациональных  внутризаводских перевозок;

-превращение поставщиков  из противостоящей стороны в  доброжелательных партнеров.

В отличие от логистической традиционная концепция организации производства предполагает:

-никогда не останавливать  основное оборудование и поддерживать во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования;

-изготавливать продукцию  как можно более крупными партиями;

-иметь максимально большой  запас материальных ресурсов  «на всякий случай».

Традиционная концепция производства наиболее приемлема для условий «рынка продавца», который был в истории развития хозяйствования в странах с плановой экономикой. Логистическая концепция приемлема для условий «рынка покупателя» в условиях рыночной экономики предпринимательского типа.

Производство в условиях рынка может выжить лишь в том случае, если оно способно быстро менять ассортимент и количество выпускаемой продукции. До 70-х гг. весь мир решал эту задачу за счет наличия на складах запасов готовой продукции. Сегодня логистика предлагает адаптироваться к изменениям спроса за счет запаса производственной мощности.

Запас производственной мощности возникает при наличии качественной и количественной гибкости производственных систем. Качественная гибкость обеспечивается за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства. Количественная гибкость может обеспечиваться через резерв рабочей силы или резерв оборудования. Применение производственной гибкости представляет собой выбранную стратегию управления бизнесом которая и формирует логистическую технологию и концепцию.

В процессе эволюции логистики возникли и получили интенсивное развитие такие логистические технологии, как:- Requirements/resource planning (планирование потребностей/ресурсов);

JIT - Just-in-time (точно в срок);- Lean Production («плоское производство»).

Среди прочих логистических технологий, появившихся в последние время, можно отметить:- Demand-driven techniques (логистика, ориентированная на спрос);

SCM - Supply chain management (управление цепью поставок);

Новейшими технологиями являются:based logistics (логистика в реальном масштабе времени);added logistics (логистика добавленной стоимости);logistics (виртуальная логистика);logistics (электронная логистика), а также другие.

Указанным концепциям и технологиям соответствуют базовые логистические системы. Базовых логистических систем всего две: тянущая и толкающая. А базовых производственных концепций всего три: информационная, маркетинговая и интегральная. Именно базовые системы являются основой современным логистическим технологиям.

 

1. ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ  ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ

 

Современное широкое толкование понятия «логистика» связано с двумя основными причинами: исторически небольшим временем развития логистики в сфере бизнеса и генезисом логистической концепции на Западе при совершенствовании рыночных отношений.

Логистика является относительно молодой и интенсивно развивающейся наукой. Многие вопросы, относящиеся к ее понятийному аппарату и терминологии, постоянно уточняются и изменяются. Эволюция логистики и ее этапы характеризуются степенью интеграции всех составляющих логистической цепи и определяемыми соответственно функциями, реализуемыми на том или ином этапе, а также видами потоков. В связи с этим интересно проследить исторический путь, который прошла логистика, оценить ее состояние на современном этапе и перспективы развития.

Период с 20-х до начала 50-х гг. условно называется периодом фрагментации, когда идея логистики как интегрального инструмента снижения общих затрат и управления материальными потоками в бизнесе не была востребована. Использование принципов логистики в экономике началось сравнительно недавно.

Экономический кризис 70-х годов показал, что имеется существенный нереализованный потенциал снижения издержек, а, следовательно, повышения конкурентоспособности продукции. Исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, до 70% составляют расходы на логистику.

Отдельные логистические активности были важны с точки зрения снижения составляющих затрат, например в производстве, в транспортировке и т. п. Показательным в этом отношении является этап развития экономики США. В рассматриваемый период США имели быстрорастущий рынок, характеризующийся внедрением новых производственных технологий, хорошим инвестиционным климатом, высоким уровнем специализации, изобилием природных ресурсов и минимальным государственным регулированием экономики. Производители товаров и услуг едва справлялись с потребностями расширяющегося рынка. В этих условиях основное внимание менеджмента было направлено на насыщение рынка, поиск технических и технологических резервов в производстве продукции. При этом прочие логистические активы (развитие дистрибьюции, управление закупками, запасами и т. п.) оставались без внимания. Это обстоятельство оказывало существенное влияние на общие затраты производителей и удовлетворенность потребителя.

Первые логистические организации и сообщества появились в конце 70 годов. Национальная ассоциация управления закупками была основана в США в 1915 г. и является одной из первых организаций в мире, а в 1967 г. преобразована в Национальную ассоциацию агентов снабжения.

Период с середины 1950-х по 1970-е гг. специалисты называют периодом становления логистики или частичной интеграцией. Он характеризуется интенсивным развитием теории и практики логистики.

Стало очевидным, что с позиции снижения затрат нельзя больше пренебрегать возможностями улучшения физического распределения. Известный американский консультант по менеджменту П. Друкер называл активности в дистрибьюции «наиболее печально пренебрегаемой и наиболее подающей надежды сферой американского бизнеса».

Ключевым фактором быстрого развития логистики явилось возникновение концепции общих затрат в дистрибьюции. Нет сомнений, что издержки отдельных логистических операций тесно связаны между собой: экономия на транспортных расходах может привести к значительному росту складских запасов и затрат на хранение, а экономия на упаковке - к дополнительным расходам, связанным с повреждением грузов при переработке и т. д. Поэтому возникла необходимость интегрировать в потоке различные функции товародвижения, разрабатывая при этом оптимальное соотношение затрат на различные звенья логистической цепи.

Смысл концепции общих затрат заключен в том, что затраты можно перегруппировать таким образом, что общий уровень затрат на продвижение товаров от производителя к потребителю уменьшится (общий результат от деятельности превзойдет сумму отдельных операций). К примеру, переключив перевозки товаров с автомобильного на воздушный транспорт, можно избежать создания промежуточных складов, и исключить затраты на складирование. И хотя локальные затраты на транспортировку воздушным транспортом возрастут, их общий уровень в логистической цепи уменьшится. Впоследствии концепция общих затрат стала основной концепцией интегрированной логистики.

После бурного экономического роста по окончании Второй мировой войны, к середине 60-х годов наметился заметный спад и период снижения прибыли производителей. Изменение рыночной ситуации и рост конкуренции усилили давление фактора затрат на производителей продукции. Эти обстоятельства заставили менеджеров искать новые пути повышения производительности труда, снижения затрат в производстве и дистрибьюции. Новые логистические концепции предоставили им такую возможность. Менеджеры осознали, что логистические затраты могут достигать весьма больших размеров.

Анализ логистических затрат, проведенный в середине 1960-х годов, показал, что для США они оценивались примерно в 15% от валового национального продукта, а при исключении из ВНП сервисных услуг, сумма логистических затрат доходила до 23%. Из всего объема затрат примерно две трети составляли транспортные издержки, а одну треть - издержки на создание и поддержание запасов. Было также установлено, что около 19% от ВНП США было инвестировано в логистические активности, а в целом они составили 13% от мирового уровня. В Великобритании логистические затраты на физическое распределение в тот же период составляли около 16% от общего объема продаж, из них 5,5% - на транспортировку. В Японии затраты на физическое распределение составили примерно 26% от объема продаж, из них на транспортировку - 13,5%. В странах ЕС логистические затраты были в среднем около 21% от величины добавленной стоимости, причем из них на транспортировку продукции - 8,6%, создание и поддержание запасов - 9% и 3% на логистическое администрирование.

Одним из важных факторов, способствовавших развитию логистического мышления, было применение в бизнесе вычислительной техники и информационных технологий. Научно-технический прогресс в экономике развитых стран привел к необходимости решения многовариантных оптимизационных задач, таких, например, как выбор вида транспорта, рациональность размещения производства и складов, оптимальная маршрутизация, управление разнородными запасами продукции, прогнозирование спроса на ресурсы и т.п. В сферу внимания бурно развивающихся компьютерных технологий эти задачи попали в середине 50-х годов. Компьютер стал неотъемной частью каждой крупной фирмы. В то же время стали массово применяться современные экономико-математические методы и модели теории оптимального планирования, теории управления запасами, теории массового обслуживания и другие методы исследования производственных операций. Методы математической статистики, линейного программирования и прогнозирования использовались особенно широко. Внедрение в бизнес информационно-компьютерных технологий явилось средством снижения затрат и получения оптимальных управленческих решений. Результатом синтеза компьютерных технологий и принципов логистики стала разработанная в США внутрипроизводственная микрологистическая система MRPI (Material Requirements Planning) - система планирования потребности в материалах.

Изменение стратегии формирования запасов явилось существенным фактором обоснованности логистического подхода к дистрибьюции. В основном товаропроизводители не хотели создавать значительные запасы готовой продукции на своих складах, и стремились отправить их в каналы дистрибьюции. Поэтому розничные торговцы, оптовики, и прочие торговые посредники были вынуждены самостоятельно решать проблемы размещения складов, транспортировки, управления, контроля над уровнем запасов в товаропроводящих сетях. Значительно выросшие затраты дистрибьюторов, связанные с этими логистическими активностями, привели к обратной реакции возврата запасов производителям. С помощью логистической координации конфликтные ситуации были разрешены.

Наконец, опыт военной логистики стал постепенно использоваться менеджментом для администрирования и координации логистических действий. Этому способствовало в США спонсирование армией логистических разработок ряда ведущих университетов и научно-исследовательских фирм.

От университетских ученых и многочисленных логистических организаций, ассоциаций и сообществ, возникших в разных странах исходили попытки дать обобщенное определение логистики.

Национальный Совет по менеджменту физического распределения (США), преобразованный позднее в Совет логистического менеджмента (СЛМ), одна из наиболее авторитетных в мире логистических организаций, в то время определял логистику следующим образом: «Логистика - широкий диапазон деятельности, связанный с эффективным движением конечных продуктов от конца производственной линии к покупателю, в некоторых случаях включающий движение сырья от источника снабжения до начала производственной линии. Эта деятельность включает в себя транспортировку, складирование, защитную упаковку, обработку материалов, контроль запасов, выбор места нахождения производства и складов, заказы на производство продукции, прогнозирование спроса, маркетинг и обслуживание потребителей».

Американским обществом инженеров-логистиков было предложено следующее определение: «Логистика - это искусство и наука управления, техника и технические активности, которые предусматривают планирование, снабжение и применение средств перемещения для реализации запланированных операций во имя достижения поставленной цели».

Окончательно концепция бизнес-логистики, как интегрального инструмента менеджмента, была сформулирована в конце 1960-х годов и звучала так: «Логистика - это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определенном месте и в заданное время».

К началу 1970-х годов фирмы начали успешно применять на практике фундаментальные принципы бизнес-логистики. Но для некоторых фирм, логистический подход к контролю и уменьшению затрат еще не стал очевидным. Более того, попытки внедрить логистическую координацию столкнулись с противодействием среднего и даже высшего менеджмента. Менеджеры, в течение длительного времени выполнявшие традиционные функции закупок, грузопереработки, транспортировки препятствовали внедрению изменений в деятельность, необходимую для реализации сквозного управления материальными потоками на основе принципа снижения общих затрат. Системы бухгалтерского учета того времени, не приспособленные для выделения и контроля составляющих логистических издержек и оценки финансовых результатов логистических активностей фирм так же создавали дополнительные трудности.

Возрастание конкуренции на фоне дефицита высококачественных сырьевых ресурсов стало отличительной чертой 1970-х годов. В большинстве стран рост инвестиций в средства производства сменился относительной стабилизацией. В то же время значительно возросли общие логистические затраты, в США, к примеру, в 2,7 раза за десятилетие. Главной задачей большинства фирм стало снижение себестоимости производства продукции и рациональное использование сырья, материалов, комплектующих изделий. Энергетический кризис 1970-х годов также сыграл в этом свою роль. За период с 1973 по 1980 гг. мировые цены на сырую нефть выросли в 4 раза, что повлекло за собой повсеместный рост инфляции и спад промышленного производства. Стагфляция экономики в тот период заставила высший менеджмент бизнеса заняться поисками путей снижения затрат в производстве и дистрибьюции на основе концепции бизнес-логистики. Одним из основных в конкуренции стал Ресурсный фактор (снижение энергоемкости и материалоемкости продукции). Акцент в логистике сместился на производственный процесс - этому способствовало появление компьютерных систем контроля и управления производством, внедрение АСУ технологическими процессами и производственными подразделениями. Широкое распространение получила ранее упоминавшаяся логистическая система MRP. В силу указанных причин концепция логистики по большей части отождествлялась с материальным менеджментом, который определялся как «взгляд и принципы, посредством которых осуществляется планирование, организация, координация и контроль материального потока от сырья до конечного потребителя».

Информация о работе Эволюция развития логистических концепций