Эволюция развития логистических концепций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 18:30, реферат

Описание работы

В процессе эволюции логистики возникли и получили интенсивное развитие такие логистические технологии, как:- Requirements/resource planning (планирование потребностей/ресурсов);
JIT - Just-in-time (точно в срок);- Lean Production («плоское производство»).
Среди прочих логистических технологий, появившихся в последние время, можно отметить:- Demand-driven techniques (логистика, ориентированная на спрос);
SCM - Supply chain management (управление цепью поставок);

Файлы: 1 файл

ЛТ производства.docx

— 95.86 Кб (Скачать файл)

Создаваемая в этот период логистическая система DRP (Distribution Requirements Planning) - система управления распределением продукции способствовала переходу логистики из концепции в практический инструмент бизнеса как в производстве, так и в дистрибьюции товаров. Важнейшими функциями DRP, а затем и ее расширенных модификаций стали контроль над состоянием запасов, расчет точки заказа, организация перевозок, распределение, создание связей производства, снабжения и сбыта с использованием обеспечивающего комплекса MRP.

В этот же период экономика Японии развивается бурными темпами, и начинает теснить своих американских и европейских конкурентов на рынках. Этому способствовали высокое качество и низкая себестоимость японских товаров, обеспеченные разработанными и примененными впервые в мире логистической концепцией «just in time» - JIT (точно в срок) и внутрипроизводственной системой KANBAN. Японская фирма Тоёта в конце 70-х годов сформировала новую систему управления качеством продукции - TQM (Total Quality Management) - всеобщего управления качеством, которую в настоящее время применяет большинство фирм развитых стран, а одним из фундаментов развития нового интегрального подхода в логистике стала дисциплина TQM.

К концу 70-х годов коренным образом изменила складской процесс так называемая «тарно-упаковочная» революция, его организацию, операционный состав, технико-технологическое обеспечение. Развитие получило производство новых видов тары и упаковки, транспортного оборудования, складского, новейших автоматизированных складских комплексов, начала внедряться контейнеризация грузоперевозок. Ощутимый экономический эффект дало применение в дистрибутивных логистических системах стандартизации тары и упаковки, прежде всего внедрение стандартных рядов типоразмеров упаковок и паллетов.

Профессор Мичиганского университета США, один из самых известных ученых и специалистов по логистике Дональд Бауэрсокс, период с 1980-х до середины 1990-х годов назвал периодом «логистического ренессанса». Действительно, за этот период теория и практика логистики шагнули далеко вперед, намного превзойдя то, что было сделано за предыдущие десятилетия. Максимальная интеграция логистических активностей фирмы и ее логистических партнеров в полную логистическую цепь: «закупки - производство - дистрибьюция - продажи» для достижения конечной цели бизнеса с минимальными затратами являлись основой интенсивного развития логистики в это время.

Эпохой персональных компьютеров является период с 1980-х и начала 1990-х годов. Персональные компьютеры, малогабаритные и доступные стали неотъемлемой принадлежностью любой организации бизнеса, устанавливались на каждом рабочем месте, где необходимо было осуществлять управление или контроль над производственными, технологическими, распределительными и другими процессами, связанными с материальными потоками. Создание на базе ПК локальных вычислительных и телекоммуникационных сетей, внедрение автоматизированных рабочих мест (АРМ) открыло новые возможности для логистики. Современное программное обеспечение позволило использовать ПК в процедурах интегрированного логистического менеджмента, от закупок материалов до производства, распределения и продаж готовой продукции. Создание новых, более мощных и эффективных компонентов ПК в начале 1990-х годов в сочетании с архитектурой открытых систем стимулировали еще более интенсивное внедрение информационно-компьютерных инноваций в логистике.

Широкое применение во всех сферах экономики развитых стран микропроцессорной техники способствовало настоящей революции в информационно-компьютерных технологиях. Важнейшим компонентом современной рыночной инфраструктуры является информация в электронной форме. Мировое информационное пространство формируется в направлении создания и развития баз и банков данных, систем и стандартов электронных сделок и электронных коммуникаций. Важное значение для продвижения принципов логистики имело создание систем электронных банковских операций на основе международной межбанковской сети S.W.I.F.T. и S.W.I.F.T. II, использование для поддержки информационных взаимодействий между логистическими партнерами стандартов EDI (Electronic Data Interchange) - «электронного обмена данными» и EDIFACT (Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport) - «электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте». Внедрение информационно-компьютерных систем явилось стимулом для создания новых логистических технологий в производстве и дистрибьюции. Дальнейшее развитие получили логистические системы MRP/DRP, возникли их современные модификации - MRP II (Manufacturing Resource Planning) и DRP II (Distribution Resource Planning), расширились логистические функции этих систем. Появились новые логистические концепции, например, «Lean Production («тощее» производство), QR (Quick Response) - «быстрая реакция», CR (Conti-nuous Replenishment) - «непрерывное пополнение» и другие, оптимизированные логистические системы типа ОРТ (Optimized Production Technologies), модифицированные версии KANBAN и др.

В практике дистрибьюции товаров и физического распределения широко внедрилась контейнеризация перевозок на базе концепции ЛТ.

Появившийся и быстро развивающийся рынок электронных коммуникаций - электронной почты и факсимильной связи, клирингхаузов, телеконференций, общедоступного программного обеспечения способствовал продвижению логистической концепции в бизнесе. Логистическими партнерами начали широко использоваться системы массового информационного обслуживания - коммерческие (Compuserve, America Online), и некоммерческие (Internet).

Возможность постоянного контроля над материальными потоками в масштабе реального времени, в режиме удаленного доступа через информационные системы связи (спутниковые телекоммуникационные системы) сыграла определяющую роль в становлении и утверждении объединяющей концепции логистики. Таким образом, революция в информационных технологиях усилила понимание того, что наряду с материальными необходимо управлять сопутствующими информационными потоками. В 1985 г. СЛМ уточнил определение логистики следующим образом: «Логистика есть процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения до точки потребления (включая экспорт, импорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения требований потребителей».

Три момента важны в этом определении. Во-первых, логистическая активность носит интегрированный характер и простирается от места возникновения до места потребления потока материальных ресурсов и готовой продукции. Во-вторых, акцентирована важность управления сопутствующей информацией. В-третьих, впервые в сферу интересов логистики попали сервисные (не материальные) потоки. Это имеет принципиальное значение для развития логистических подходов в индустрии услуг, так как все предыдущие периоды времени объектом изучения и оптимизации в логистике были только материальные потоки.

Развитие мировой экономики и глобализация бизнеса способствуют созданию международных логистических систем. Крупные фирмы стремятся развивать глобальные стратегии, т.е. производить продукцию для мирового рынка в тех местах, где можно найти наиболее дешевые сырье, компоненты, трудовые ресурсы. Устранение традиционных таможенных, торговых, национальных, транспортных и прочих барьеров, как это произошло в странах ЕС и между США и Канадой, делает более свободным перемещение товаров, услуг и людей через границы и в то же время усиливает необходимость и значимость международной логистической координации. На международном уровне логистические активности стали комплексными, и проблемы как размещение производства и центров дистрибьюции, выбор видов транспорта, типов сервиса, способов управления запасами, проектирование адаптированных коммуникационных и информационных систем потребовали новых навыков логистического менеджмента. С начала 1990-х годов активно разрабатываются и внедряются международные проекты и программы, в которых ведущая роль отведена логистике. Несколько программ, направленных на создание межнациональных логистических центров физического распределения на основе использования контейнеров при перевозках принято в странах ЕС. Одна из таких программ называется «Collomodul», принята в 1992 г., и в ее реализации участвуют Голландия, Германия и Франция. Для реализации принципов логистики в международных перевозках и экономических торговых связях в ЕС создаются межнациональные коммуникационные информационно-компьютерные системы, разработанные в рамках проектов Гермес, Доцимел, UNCTAD, TEDIM, TACIS и др.

В США в результате Реформы регулирования дорожного движения и принятия Акта модернизации (МСА-80) и Акта регулирования железнодорожного транспорта были созданы соответствующие условия для развития транспортного сервиса в логистике. В течение 15 лет после 1980 года в США был принят ряд законов, юридических, административных актов, направленных на сокращение государственного сектора на транспорте, снятие транспортных барьеров, координацию работы различных видов транспорта, совершенствование транспортного сервиса, снижение цен и тарифов. Дерегулирование транспорта произошло практически повсеместно в мире. Это способствовало развитию свободной конкуренции на транспорте и в конечном итоге послужило стимулом развития крупных транспортно-логистических систем.

Система управления качеством - TQM, широко распространенная в бизнесе стала одной из наиболее важных движущих сил логистических изменений. Эта система произвела настоящий переворот в теории и практике менеджмента, и взята на вооружение большинством ведущих компаний мира. Согласно одному из определений, TQM - это управленческий подход, с упором на повышение качества и основанный на участии в решении этой задачи всех членов фирмы (организации) на всех стадиях производства и продвижения продукции, позволяющий достичь долговременного успеха за счет удовлетворения нужд потребителей и благодаря взаимной выгоде, как каждого члена фирмы, так и общества в целом. TQM является основой управления, которая признает, что нужды потребителя и цели бизнеса неразделимы. По данным многочисленных исследований наилучших результатов в бизнесе достигают те компании, которые применяют концепцию TQM. С точки зрения стратегического планирования на высококонкурентном мировом рынке задачи интегрированной логистики фирмы совпадают с идеологией TQM. Публичные заявления персонала высшего менеджмента известных фирм об инициативах в качестве продукции и сервиса стали серьезной силой, стимулирующей совершенствование логистики. Этот подход применим в равной мере ко всем элементам логистических систем.

Десятилетие 1980-х годов отмечено ростом союзов и партнерства в бизнесе, которым предшествовал период недоверия, подозрительности и враждебной конкуренции. Бывшие конкуренты по бизнесу, благодаря концепции интегрированной логистики, нашли пути продуктивной координации в планировании и управлении запасами готовой продукции, транспортировке, грузопереработке, организации продаж. Большинство основных форм сотрудничества развивалось в направлениях совершенствования организационного и межфункционального планирования, менеджмента на совмещении логистических активностей с целью возможно большего сокращения логистических издержек и улучшения качества обслуживания потребителей. Многие логистические союзы были построены среди традиционных конкурентов в специализированном сервисе на транспорте, в системе оптовой торговли и дистрибьюции. «Взаимодействовать, чтобы конкурировать» - именно этот принцип является одним из основополагающих для успешного ведения бизнеса на современных динамичных рынках. По меткому заявлению Gartner Group, «эпоха конкуренции отдельных компаний сменилась эпохой конкуренции их цепей поставок». Идеология управления цепями поставок обусловливает значительные изменения в подходах к организации и управлению бизнесом.

Правительства многих стран приняли юридические акты и поправки, смягчающие антитрестовское законодательство, и ориентированные на реструктуризацию организаций бизнеса в направлении снятия ограничений межфирменной, межотраслевой и международной кооперации, и это способствовало развитию делового сотрудничества в логистике.

Таким образом, период «логистического ренессанса» сделал логистику одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций бизнеса, и те фирмы, которые использовали передовые концепции интегрированной логистики, как правило, упрочили свои позиции на рынке.

Акцент в логистических исследованиях сейчас сместился на создание преимуществ в конкурентной борьбе. Для успешного выживания на рынке в условиях обострившейся конкуренции фирма должна быть гибкой и динамичной, т.е. ключевым фактором конкуренции становится время. Кроме того внешняя среда бизнеса становится все более комплексной и неопределенной, что требует высокого уровня адаптации и устойчивости формируемых логистических систем. Рассматриваемый период характеризуется ускоренным ростом числа логистических компаний, оказывающих клиентам (промышленным, сервисным и торговым фирмам) комплексные логистические услуги по складированию, грузопереработке, таможенному оформлению, транспортировке, управлению запасами и т.п. Эти компании (в основном образовавшиеся из транспортно-экспедиторских фирм, складов общего пользования, грузовых терминалов) стали называться логистическими операторами, или ЗРL-провайдерами. В конце XX - начале XXI в. появился новый тип компаний-посредников - 4РL-провайдеры (системные интеграторы цепей поставок), основными функциями которых стали разработка логистических проектов по заказам компаний, формирование и управление интегрированными цепями поставок. Все большее число компаний в мире стало передавать свои логистические операции и функции 3PL- и 4РL-провайдерам, т.е. использовать стратегию логистического аутсорсинга.

Развитие логистики сегодня, идет быстрыми темпами, переплетая положительный опыт компаний и создавая новейшие логистические технологии.

 

2. КОНЦЕПЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ  ПРОИЗВОДСТВА. БАЗОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  НА ОСНОВЕ ТОЛКАЮЩИХ СИСТЕМ

 

Толкающая система представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток «выталкивается» получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством (рис. 1).

 

Рис. 1 Принципиальная схема толкающей логистической системы

 

Толкающие модели управления потоками характерны для плановой структуры управления на производстве. Возможность их применения для логистической организации производства появились в связи с массовым распространением вычислительной техники.

Толкающие системы, способные с помощью компьютеров увязать сложный производственный механизм в единое целое, тем не менее имеют естественные границы своих возможностей. Параметры «выталкиваемого» на участок материального потока оптимальны настолько, насколько управляющая система в состоянии учесть и оценить все факторы, влияющие на производственную ситуацию на этом участке. Однако чем больше факторов по каждому из многочисленных участков предприятия должна учитывать управляющая система, тем совершеннее и дороже должно быть ее программное, информационное и техническое обеспечение.

Информация о работе Эволюция развития логистических концепций