Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:13, курс лекций
Материалы представляют собой конспект лекций по природопользованию для 2-го и 3-го курсов очного отделения, а также для заочного и поствузовского отделений экологического факультета МНЭПУ. Характеризуется и уточняется понятие "природопользование", кратко рассматривается история становления и развития системы природопользования, его эколого-экономические и управленческие основы, международные связи. Акцент делается на состоянии, охране и разумной эксплуатации биологических природных ресурсов в сфере сельского, лесного, рыбного, охотничьего хозяйств и рекреации.
Отметим две роковые даты для заповедников России. О них никто не должен забывать. К концу сороковых годов в б. СССР насчитывалось около 150 государственных заповедников. Они пользовались популярностью в стране, находились на подъеме. И вдруг в 1951 году выходит постановление за подписью Сталина, буквально разгромившее заповедную систему. В Российской Федерации из 45 заповедников, за которыми были закреплены миллионы гектаров различных угодий, оставили только 17 общей площадью ... 800 тыс. га. Это гораздо меньше, чем площадь одного Сихотэ-Алинского заповедника, занимавшего до реорганизации 1800 тыс. га. Закрыли заповедники Алтайский, Башкирский, Жигулевский, Кондо-Сосьвинский, Кроноцкий (созданный по желанию местного населения), Лазовский, Лапландский, Саянский и другие.
К концу 50-х годов заповедники стали постепенно оправляться от разгрома. Были восстановлены некоторые из закрытых заповедников, организовывались новые. Правда, лесопромышленники, в руки которых временно попали охраняемые территории, возвращали заповедники довольно потрепанными, с лесами, поредевшими от рубок. Но в 1961 году последовало новое правительственное постановление, инициированное в этот раз Хрущевым и подписанное Косыгиным. Россия потеряла 16 заповедников, девять были преобразованы в филиалы, у восьми урезана площадь. И вновь пострадали некоторые из старейших заповедников - Алтайский, Жигулевский, Кроноцкий. Среди отвергнутых преобладали лесные заповедники, видно, идея очередного разгрома не обошлась без участия заинтересованных лесохозяйственных оргнанизаций.
Эти драматические страницы из истории отечественного заповедного дела оставили глубокий след в памяти всех, кому оно дорого. Беспричинность погромов, наглость властей помнятся до сих пор. Потеряны научные архивы, преемственность исследований. Существует боязнь повторения событий.
Обратимся теперь к современному состоянию заповедного дела и его проблемам. Мы придерживаемся точки зрения тех ученых, которые под заповедным делом понимают не только науку о самих заповедниках, но и о других категориях охраняемых природных территорий. Иными словами, заповедное дело - это отрасль природоохранной науки, посвященная вопросам территориальной охраны природы. С позиций нашей науки, мы можем трактовать заповедное дело как форму биологического природопользования, занимающуюся проблемами организации и функционирования системы охраняемых природных территорий.
В Конституции России особо охраняемые природные территории отнесены к совместной компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, п.1д). 14 марта 1995 г. Государственной Думой принят Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях". Этот факт является знаменательным в истории отечественного заповедного дела, ибо впервые ему посвящен законодательный акт столь высокого уровня. Прежде основой управления охраняемыми природными территориями служили Типовые положения, утверждаемые Правительством или его структурами.
В соответствии с Законом, "особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны." Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Статья 2 Закона устанавливает категории и виды особо охраняемых природных категорий России. Это:
- Государственные природные
- Национальные парки;
- Природные парки;
- Государственные природные заказники;
- Памятники природы;
- Дендрологические парки и
- Лечебно-оздоровительные
Решениями федеральных и местных органов власти могут устанавливаться и иные категории охраняемых природных категорий: зеленые зоны, городские леса и парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие.
Это дополнение снимает некоторые проблемы, но все же некоторые замечания к статье остаются. Во-первых, число категорий охраняемых природных территорий недостаточно и не отвечает потребностям современной территориальной охраны природы. Во-вторых, не проведена четкая граница между "особо охраняемыми" и "просто охраняемыми" природными территориями. Статус и состояние охраны большинства имеющихся природных заказников не дают оснований относить их к числу "особо." То же самое относится и к большинству памятников природы. В-третьих, в состав особо охраняемых природных территорий безо всякого основания зачислены лечебно-оздоровительные местности и курорты. Для них требуется собственное законодательство. Данная статья нуждается в совершенствовании.
Следует иметь в виду, что в принципе в лучшем будущем часть ресурсоохранных и ресурсовосстановительных функций, которые вынужденно выполняют ныне заповедники, могут возвратиться к рационально эксплуатируемым территориям, особенно - лесным. Это потребует некоторого пересмотра удельного веса охраняемых и эксплуатационных территорий. Коренная задача заповедников - сохранение "заповедного минимума", природных объектов, которые без них сохранены быть не могут. Необходима полная инвентаризация таких объектов в масштабах страны и ее крупных регионов.
Рассмотрим теперь вкратце статьи, относящиеся к основным категориям особо охраняемых природных территорий.
Государственные природные заповедники. «Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем».
Эта определяющая формула помещена почему-то в середину статьи 6. Начинается же она с констатации того, что на территории заповедников «полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира».
Далее констатируется: «Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, представляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами». Ссылка на «вечность» владения, имевшаяся в некоторых прежних документах, отсутствует, но «запрещается изъятие или прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники». Это очень важная констатация.
Задачи государственных
" - Осуществление охраны
- Организация и проведение
- Осуществление экологического
мониторинга в рамках
- Экологическое просвещение;
- Участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;
- Содействие в подготовке
Иногда, особенно среди сотрудников разных отделов и служб заповедников, возникают споры о важности той или иной задачи заповедников. Особенно это касается охраны и научной работы. Противоречие это мнимое, т.к. для заповедников в равной степени приоритетны и та, и другая задачи.
Кроме определения задач, правомерно и определение функций заповедников и других охраняемых природных территорий. С учетом имеющихся в научной литературе высказываний, мы определяем их следующим образом:
- Сохранение экологического равн
- Сохранение биоразнообразия;
- Предотвращение
ущерба от неадекватной
- Ресурсоохранная функция;
- Ресурсообогащающая функция;
- Ресурсовосстановительная функция;
- Функция охраны
и восстановления генофонда (
5 Просветительская функция;
6. Рекреационная функция (
7. Эксплуатационная функция (основана не на специальной, а на попутной эксплуатации ресурсов в процессе регуляционных мероприятий, деятельности хозяйственного отдела и т.д.) (Дежкин, 1995).
Предложена методика сравнительной
балльной оценки этих функции для
сопоставления итогов работы отдельных
категорий природоохранных учре
В последующих статьях Закона рассматривается порядок образования государственных природных заповедников, режим их охраны, особенности правового положения. Следует подчеркнуть, что государственные природные заповедники создаются только постановлениями федерального правительства на основании специального проектирования и решений субъектов федерации.
К концу 2000 г. в России имелось 100
государственных природных запо
Национальные парки. «Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях для регулируемого туризма» ( ст.12).
Так же, как и заповедникам, национальным паркам предоставляются во владение (пользование), на правах, предусмотренных федеральными законами, - земля, воды, недра, растительный и животный мир. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки других пользователей и собственников. Это - важное отличие от заповедников. Другим отличием является зонирование территории парков. В них могут быть выделены следующие функциональные зоны:
- Заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
- Особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которых допускается строго регулируемое посещение;
- Рекреационная,
- Охраны историко-культурных
- Обслуживания посетителей,
- Хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка (ст. 15).
Из этого перечня
Первый национальный парк России, Сочинский, (очень неудачный) был организован в Краснодарском крае в 1983 г. В этом же году возник национальный столичный парк «Лосиный остров». С тех пор их число значительно увеличилось, но, как уже отмечалось выше, из-за нерешенности важных экономических и правовых вопросов результаты их работы пока что нельзя оценить высоко. В 2000 г. в России имелось 35 национальных парков (Приложение 2), из которых 34 общей площадью около 6,7 млн. га (более 0,4 % территории страны) находятся в системе Федеральной службы лесного хозяйства. Один парк, "Лосиный остров", площадью около 11 тыс. га, был создан по предложению Лаборатории охотничьего хозяйства и заповедного дела Главохоты РФ, и находится в ближайшем Подмосковье.
У национальных парков пока еще небольшое, но развивающееся хозяйство: 15 гостиниц, 155 туристических баз, 17 музеев, 12 визит-центров, 52 лесных приюта, 60 экологических лагерей, 970 обустроенных мест отдыха. В 2000 г. их посетило около полумиллиона человек.
Кроме национальных парков, Закон предусматривает создание природных парков регионального подчинения. Для них предусматривается менее строгий режим и лучшие условия для массовой регулируемой рекреации. Природные парки пользуются популярностью у субъектов федерации, в 2000 году их имелось уже свыше 20 с общей площадью 12 млн. га.