Лекции по природопользованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:13, курс лекций

Описание работы

Материалы представляют собой конспект лекций по природопользованию для 2-го и 3-го курсов очного отделения, а также для заочного и поствузовского отделений экологического факультета МНЭПУ. Характеризуется и уточняется понятие "природопользование", кратко рассматривается история становления и развития системы природопользования, его эколого-экономические и управленческие основы, международные связи. Акцент делается на состоянии, охране и разумной эксплуатации биологических природных ресурсов в сфере сельского, лесного, рыбного, охотничьего хозяйств и рекреации.

Файлы: 1 файл

Лекции. НЕ УДАЛЯТЬ!!!.doc

— 587.50 Кб (Скачать файл)

Быстрый коренной перелом в сложившейся  ситуации невозможен, масштаб отрицательных  процессов огромен, они имеют  инерционный характер, их преодоление связано с поведением большого числа народов и государств. Как уже отмечалось, необходима упорная работа по постепенной замене преимущественно экономической преимущественно экологической парадигмой. При этом решающее значение приобретает, по выражению Н.Н. Моисеева, «нравственная составляющая человечества».

«...Я считаю вполне реалистичным предположить, что интеллект человечества уже сегодня способен понять, - говорил Н.Н. Моисеев, - какими должны быть биосфера и общество будущего, чтобы обеспечить дальнейшее существование рода человеческого и найти принципиальные решения для перехода биосферы и общества в новое состояние».

Но понять - не значит совершить. Преодоление  себя, отказ от необязательных «достижений цивилизации», рождение всеобщего природоохранного (человекоспасающего) альтруизма - рубежи трудно достижимые и преодолимые...

Начиная с Рио-де-Жанейро (1992 год) мировое  сообщество взяло официальный курс на устойчивое развитие, на сочетание экономического прогресса с сохранением природы. Россия в ряде документов примкнула к этому курсу. Однако, он не может быть в полной мере воплощен в жизнь уже сейчас. Необходим переходный период, стратегия которого отсутствует. Следовательно, первая задача - разработка стратегии переходного периода к устойчивому развитию и постепенное приспособление к ней всего хозяйственного механизма, что представляется труднейшей задачей. Этот механизм реален только после преодоления экономического кризиса, переживаемого нашим обществом.

Далее (или параллельно) необходимо заняться приведением законодательной системы в соответствие с зарождающейся экологической парадигмой. Как уже отмечалось, действующее законодательство в сфере природопользования отличается значительными деформациями, из числа которых следует упомянуть отсутствие общей концепции, несогласованность существующих отраслевых законов, их ведомственная (узкофункциональная) направленность.

Вслед за Конституцией, в которой  должны найти отражение формулы  устойчивого развития, следует сформировать в области охраны природы и разумного природопользования «дерево законов», включающее Закон о биосфере и Закон о разумном природопользовании; в тесной увязке с ними и между собой должен быть разработан на единой концептуальной основе пакет принципиально новых законов о земле, о воде, о растительном и животном мире, об отдельных отраслях природопользования - сельском, лесном, рыбном, охотничьем хозяйствах и рекреации. Все они должны быть пронизаны идеей комплексного (интегрированного) использования природных ресурсов. Усовершенствованный закон об охраняемых природных территориях следует основывать на тесной функциональной связи этих территорий с системой разумного природопользования, частью которой они и являются.

Законодательные меры не будут эффективными без мер организационных, предусматривающих  глубокое совершенствование системы управления охраной природы и природопользованием. Прежде всего, необходимо неукоснительно добиваться жесткого государственного контроля за соблюдением основных принципов природопользования, ликвидации ведомственного своеволия в определении и выдаче квот, четкого разделения надзорных и хозяйственных функций. Это является труднейшей задачей, ибо, как мы уже видели, ведомства яростно сопротивляются «урезанию» их прав на природные ресурсы. Здесь очень важно отделить проблемы принципиального контроля, который осуществляется государством, от текущих хозяйственных и природоохранных функций ведомств.

Контроль за состоянием окружающей среды целесообразно отделить от контроля за природопользованием и  создать для этой цели мощное и  полномочное ведомство типа американского ЕРА.

Кроме того, следует ориентироваться  на распространение общих прогрессивных экологических принципов:

- Переход на преимущественно  неистощительные принципы в сфере  биологического природопользования;

- Тщательный учет региональных особенностей в деятельности различных отраслей природопользования;

- Охрана и разумное использование  биоразнообразия, отказ от монокультур  в сельском и лесном хозяйстве; 

- Широкое использование эффекта  опушки, сохранение и распространение  экологической мозаики ландшафтов;

- Искусственное прерывание естественных  сукцессий с целью повышения  биологической продуктивности экосистем; 

- Обоснованное сочетание площадей  эксплуатационных и охраняемых  природных территорий, с учетом природных особенностей регионов и необходимости повышения экологической стабильности экосистем;

- Пропаганда экологических знаний  среди различных слоев населения,  начиная с первых руководителей государства, укрепление «нравственной составляющей» общества.

Целесообразно иметь программы экологической оптимизации отдельных отраслей природопользования, образующих в целом общегосударственную комплексную программу экологизации охраны природы и эксплуатации природных ресурсов.

 

ЛИТЕРАТУРА 

 

Основная 

Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации". М., Еженедельник "Зеленый мир" и газета «Спасение» 1995-2000.

В.И.Данилов-Данильян, М.Ч.Залиханов, К.С.Лосев. Экологическая безопаcность. Общие принципы и российский аспект. М..Изд-во МНЭПУ.- 2001

В.И. Красилов. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. М., 1992.

Ю.Н. Куражсковский. Очерки природопользования. М., 1969.

Национальная стратегия  сохранения биоразнообразия России. М.,2001

 Первый национальный  доклад о состоянии биоразнообразия в России. Москва, ГЭФ, 1997.

Проблемы экологии России (отв. ред. В.И. Данилов-Данильян, В.М.Котляков). М., 1993.

Н.Ф. Реймерс. Природопользование. Словарь-справочник. М., 1990.

 Н.Ф. Реймерс. Надежды  на выживание человечества. Концептуальная  экология. М., Россия Молодая. 1992.

Э.П. Романова, Л.И. Куракова, Ю.Г. Ермаков. Природные ресурсы мира. М., 1993.

 

Дополнительная 

Л. Бауэр, Х. Вайничке. Забота о ландшафте и охрана природы. М., 1971.

В.В. Дежкин. В мире заповедной природы. М., 1986.

В. В.Дежкин. Вернуться к истокам былого благополучия. "Зеленый мир", 1999, N 16-17, с. 11-13.

В.В.Дежкин. Содержание и  приоритеты природопользования\\Государственное  и муниципальное управление в сфере окружающей среды. М.- Изд-во МНЭПУ. 2001

Ж. Дорст. До того, как  умрет природа. М., Изд, «Прогресс»,1968.

П. Дювиньо, М. Танг. Биосфера и место в ней человека. М., Изд  « Прогресс»,1968.

В. Коммонер. Замыкающийся круг. Природа, человек, технология. Л., 1994.

Р. Парсон. Природа предъявляет  счет. М., 1969.

Д.Х. Медоуз, Д.Л. Медоуз, Й.Рандерс. За пределами роста. М., 1994.

Н.Н. Моисеев. Человек  и ноосфера. М., 1990.

Н.Н. Моисеев. Современный  антропогенез и цивилизационные  разломы (эколого-политологические аспекты). М., 1994.

Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. Женева, Швейцария, 1993.

Рациональное природопользование и охрана природы в СССР (под.ред.Н.А.Гвоздецкого  и Г.С.Саймоловой). М., 1989.

Л.В. Сперанская, К.В. Третьякова. Международное право окружающей среды (учебное пособие). М., изд. МНЭПУ, 1995.

Федеральная целевая  Программа «Экология и природные  ресурсы России (2002-2010 годы)"». М., МПР. 2001.

 

Приложение 1

 

ЗАПОВЕДНИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

№№

Название

Административное 

Положение

Пло-щадь, тыс. га

1

Азас

Республика Тыва

300,4

2

Алтайский

Республика Алтай

881,2

3

Астраханский биосферный

Астраханская обл.

66,8

4

Байкало-Ленский

Иркутская обл.

659,9

5

Байкальский биосферный

Республика Бурятия

165,7

6

Баргузинский биосферный

Республика Бурятия

374,3

7

Басеги

Пермская обл.

37,9

8

Бастак

Еврейская а.о.

91,3

9

Башкирский

Республика Башкортостан

49,6

10

Богдинско-Баскунчакский

Астраханская обл.

18,5

11

Болоньский

Хабаровский кр.

103,6

12

Большехехцирский

Хабаровский кр.

45,1

13

Большая Кокшага

Республика Марий-Эл

21,4

14

Большой Арктический

Таймырский а.о.

4169,2

15

Ботчинский

Хабаровский кр.

267,4

16

Брянский лес

Брянская обл.

12,2

17

Буреинский

Хабаровский кр.

358,4

18

Верхнетазовский

Тюменская обл.

631,3

19

Висимский

Свердловская обл.

13,5

20

Витимский

Иркутская обл.

585,0

21

Вишерский

Пермская обл. Пермская обл.

241,2

22

Волжско-Камский 

Республика Татарстан

8,0

23

Воронежский биосферный

Воронежская, Липецкая обл.

31,1

24

Воронинский

Тамбовская обл.

10,8

25

Гыданский

Ямало-Ненецкий а.о.

878,1

26

Галичья гора

Липецкая обл.

0,2

27

Дагестанский

Республика Дагестан

19,1

28

Дальневосточный морской

Приморский кр.

64,3

29

Дарвинский

Вологодская, Ярославская

112,6

30

Даурский биосферный

Читинская обл.

45,8

31

Денежкин камень

Свердловская обл.

78,2

32

Джергинский

Республика Бурятия

237,8

33

Джугджурский

Хабаровский кр.

860,0

34

Жигулевский

Самарская обл.

23,1

35

Зейский

Амурская обл.

99,4

36

Ильменский

Челябинская обл.

34,4

37

Кабардино-Балкарский

Респ. Кабардино-Балкария

81,5

38

Кавказский биосферный

Краснодарский кр., Респ. Адыгея, Респ. Карачаево-Черкесия

280,3

39

Калужские засеки

Калужская обл.

18,5

40

Кандалакшский

Мурманская обл., Республика Карелия

70,5

41

Катунский

Республика Алтай

150,1

42

Кедровая падь

Приморский кр.

17,9

43

Керженский

Нижегородская обл.

46,9

44

Кивач

Республика Карелия

10,9

45

Командорский

Камчатская обл.

3648,7

46

Комсомольский

Хабаровский кр.

64,3

47

Корякский

Корякский а.о.

327.2

48

Костомукшский

Республика Карелия

47,6

49

Кроноцкий биосферный

Камчатская обл.

1142,0

50

Кузнецкий Алатау

Кемеровская обл.

412,9

51

Курильский

Сахалинская обл.

65,4

52

Лазовский

Приморский кр.

120,0

53

Лапландский биосферный

Мурманская обл.

278,4

№№

Название

Административное 

Положение

Пло-щадь, тыс. га

54

Лес-на-Ворскле

Белгородская обл.

1,1

55

Магаданский

Магаданская обл.

883,8

56

Малая Сосьва

Ханты-Мансийский а.о.

225,6

57

Малый Абакан

Республика Хакасия

97,8

58

Мордовский

Республика Мордовия

32,1

59

Ненецкий

Ненецкий а.о.

313,4

60

Нижне-Свирский

Ленинградская обл.

41,6

61

Норский Норский

Амурская

211,2

62

Нургуш 

Кировская обл.

5,9

63

Окский биосферный

Рязанская обл.

55,7

64

Олекминский

Республика Саха

847,1

65

Оренбургский

Оренбургская обл.

21,7

66

Остров Врангеля

Чукотский а.о.

2225,6

67

Пасвик

Мурманская обл.

14,7

68

Печоро-Илычский биосферный

Республика Коми

721,3

69

Пинежский

Архангельская обл.

41,2

70

Полистовский

Псковская обл.

36,0

71

Поронайский

Сахалинская обл.

56,7

72

Приволжская лесостепь

Пензенская обл.

8,3

73

Приокско-Террасный биосферный

Московская обл.

4,9

74

Присурский

Республика Чувашия

9.0

75

Путоранский

Эвенкийский а.о

1887,3

76

Рдейский

Новгородская обл.

36,9

77

Ростовсий

Ростовская обл.

9.5

78

Саяно-Шушенский биосферный

Красноярский кр.

390,4

79

Северо-Осетинский

Республика Северная Осетия

29,0

80

Сихотэ-Алинский биосферный

Приморский кр.

400,2

81

Сохондинский биосферный

Читинская обл.

211,0

82

Столбы

Красноярский кр.

47,2

83

Таймырский биосферный

Таймырский а.о.

1781,9

84

Тебердинский

Республика Карачаево-Черкесия

85,0

85

Тунгусский

Эвенкийский а.о.

296.5

86

Убсунурская котловина

Республика Тыва

39,6

87

Уссурийский

Приморский кр.

40,4

88

Усть-Ленский

Республика Саха

1433,0

89

Ханкайский

Приморский кр.

38,0

90

Хинганский

Амурская обл.

94,6

91

Хоперский

Воронежская обл.

16,2

92

Центральнолесной биосферный

Тверская обл.

24,5

93

Центральносибирский биосферный

Эвенкийский а.о.

972,0

94

Центральночерноземный биосферный

Курская, Белгородская обл.

5,3

95

Чазы

Республика Хакасия

24,1

96

Черные Земли биосферный

Республика Калмыкия

122,5

97

Шульган-Таш

Республика Башкирия

22,5

98

Юганский

Ханты-Мансийский а.о.

622,9

99

Южноуральский

Республика Башкирия, Челябинская обл.

254,0

100

Эрзи

Республика Ингушетия

5,97


 

Приложение 2

 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИРОДНЫЕ  ПАРКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

№№

Название

Административное 

Положение

Пло-щадь, тыс. га

1

Алания

Респ. Северная Осетия

 

2

Алханой

Иркутская обл.

 

3

Башкирия 

Республика Башкортостан

98,4

4

Валдайский

Новгородская обл.

158,5

5

Водлозерский

Респ. Карелия,  Архангангельская обл.

404,7

6

Забайкальский

Республика Бурятия 

246,0

7

Зюраткуль

Челябинская обл.

86,7

8

Калужские засеки

Калужская обл.

50,0

9

Кенозерский

Архангельская обл.

139,2

10

Куршская Коса

Калининградская обл.

6,6

11

Лосиный остров

Московская обл.

11,0

12

Марий Чодра

Республика Мари-Эл

36,6

13

Мещера

Владимирская обл.

118,8

14

Мещерский

Рязанская обл.

103,0

15

Нечкинский

Респ. Удмуртия

20,7

16

Нижняя Кама

Республика Татарстан

26,1

17

Орловское Полесье

Орловская обл.

77,7

18

Паанаярви

Республика Карелия

103,3

19

Переславский

Ярославская обл.

21,7

20

Прибайкальский

Иркутская обл.

418,0

21

Припышминские боры

Свердловская обл.

49,0

22

Приэльбрусский

Респ. Кабардино-Балкария

100,4

23

Русский Север

Вологодская обл.

166,4

24

Самарская Лука

Самарская обл.

134,0

25

Себежский

Псковская обл.

50,2

26

Смоленское Поозерье

Смоленская обл.

146,2

27

Смольный

Республика Мордовия

36,5

28

Сочинский

Краснодарский кр.

190,0

29

Таганай

Челябинская обл.

56,4

30

Тункинский

Республика Бурятия

1183,7

31

Хвалынский

Саратовская обл.

25,5

32

Чаваш Вармане

Республика Чувашия

25,3

33

Шушинский бор

Красноярский край

39,2

34

Шорский

Кемеровская обл.

418,0

35

Югыд ва

Республика Коми

1891,7


 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Предисловие

 

Лекция   1.

Вводная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

Лекция   2.

Краткая история природопользования

 

Лекция  3.

Природные ресурсы

 

Лекция   4.

Природопользование и биоразнообразие

 

Лекция   5.

Традиционное природопользование

 

Лекция   6.

Комплексное природопользование

 

Лекция   7.

Управление природопользованием

 

Лекция   8.

Эколого-экономические основы природопользования

 

Лекция   9.

Биологическое природопользование

 

Лекция 10.

Международные аспекты природопользования

 

Лекция 11.

Сельское хозяйство как отрасль  биологического природопользования

 

Лекция 12.

Лесное хозяйство как отрасль  биологического природопользования

 

Лекция 13.

Рыбное хозяйство как отрасль  биологического природопользования

 

Лекция 14.

Охотничье хозяйство как отрасль  биологического природопользования

 

Лекция 15.

Рекреационный комплекс

 

Лекция 16.

Заповедное дело

 

Лекция 17.

Совершенствование биологического природопользования в России

 

Литература 

 

Приложения

 

 

 

 

Словарь к конспекту лекций

 

Антропосфера. Часть биосферы, используемая людьми (синоним - социосфера).

Биологическое природопользование. Раздел (подсистема) общего природопользования, занимающийся рациональной эксплуатацией, охраной и воспроизводством биологических природных ресурсов. Основывается на возможности неистощительного использования возобновимых ресурсов биосферы. Включает в себя сельское, лесное, рыбное, охотничье хозяйства, рекреацию, заповедное дело.

Биоразнообразие. Означает вариабельность живых организмов изо всех источников, включая, среди прочих, наземные, морские и иные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются. Это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем (Определение конференции в Рио-де-Жанейро, 1992).

Информация о работе Лекции по природопользованию