Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 14:54, курсовая работа
Дошкольный возраст – период формирования основ такого способа мышления через активное исследование окружающего мира. У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. В процессе познания окружающего мира у ребенка вырабатывается своя собственная система взглядов на мир, своя картина мира. Расширение кругозора ребенка-дошкольника является одной из важнейших задач дошкольного образования [Виноградова, 1978].
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Представление о растениях как природоведческий компонент программ для ДОУ............................................................................................................. 6
1.2. Формы и методы ознакомления дошкольников с растениями........................................................................................................ 9
1.3. Дидактические игры как средство ознакомления дошкольников с растениями…………………………………………………………………….. 15
Вывод по 1 главе……………………………………………………………… . 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О РАСТЕНЕИЯХ
2.1. Изучение уровня знаний дошкольников о растениях…………………… 22
2.2. Комплекс дидактических игр для ознакомления дошкольников с растениями……………………………………………………………………… 27
2.3. Анализ полученных результатов исследования …………………………. 29
Вывод по 2 главе………………………………………………………………... 32
Заключение…………………………………………………………………… ....34
Литература……………………………………………………………………….
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Факультет дошкольного и начального образования
Кафедра педагогики дошкольного образования
Особенности использования дидактических игр при ознакомлении дошкольников с растениями
Курсовая работа
по направлению 050100 «Педагогическое образование»
профиль подготовки бакалавров «Дошкольное образование»
по дисциплине «Теории и технологии экологического образования детей»
«Прошла защиту» Оценка ________________________ Дата ___________________________ |
Исполнитель: Кузнецова Мария Александровна (гр. Д-Дб-31) ___________________________ |
Преподаватели ______________________________ ______________________________ |
Научный руководитель: Черезова Лидия Борисовна, канд. биолог.наук, доцент ___________________________ |
Волгоград
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Представление о растениях как природоведческий
компонент программ для ДОУ...........................
1.2. Формы и методы ознакомления дошкольников
с растениями....................
1.3. Дидактические игры как средство
ознакомления дошкольников с растениями……………………………………………………
Вывод по 1 главе……………………………………………………………… . 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О РАСТЕНЕИЯХ
2.1. Изучение уровня знаний дошколь
2.2. Комплекс дидактических игр для ознакомления
дошкольников с растениями……………………………………………………
2.3. Анализ полученных результатов исследования …………………………. 29
Вывод по 2 главе……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – период формирования основ такого способа мышления через активное исследование окружающего мира. У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. В процессе познания окружающего мира у ребенка вырабатывается своя собственная система взглядов на мир, своя картина мира. Расширение кругозора ребенка-дошкольника является одной из важнейших задач дошкольного образования [Виноградова, 1978].
Кроме того, не формировать знания, а систематизировать их, закреплять и отрабатывать умения свободно ими пользоваться в самостоятельной познавательной деятельности – главный смысл обучения в дошкольном возрасте [Божович, 1968].
Наряду с наблюдениями, подвижными и творческими играми для расширения представлений детей об окружающем мире широко используются дидактические игры. Дидактическая игра – это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы [Бондаренко, 2005].
Итак, актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что дошкольный возраст – важный период в жизни человека. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления об окружающем, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы мышления, сознания, закладываются начальные элементы культуры.
В отечественной педагогике серьезно разрабатывали теорию игры и, в частности, дидактической игры, следующие ученые: Венгер Л.А., Васильева А.И., Рыжова Н. А., Бондаренко А.К., Веретенникова С. А. и др.
Эта работа представляет собой анализ психолого-педагогического материала по проблеме особенностей использования дидактических игр при ознакомлении дошкольников с растениями, практическое исследование, направленное на выявление влияния дидактических игр на процесс ознакомления дошкольников с растениями.
Объект исследования – педагогический процесс в ДОУ по особенностям использования дидактических игр при ознакомлении дошкольников с растениями дошкольников.
Предмет исследования – дидактические игры как средство ознакомление дошкольников с растениями.
Цель исследования: изучение особенностей применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе для ознакомления дошкольников с растениями и выявление эффективности применения дидактических игр.
Гипотеза: дидактические игры являются эффективным способом при ознакомлении дошкольников с растениями.
Задачи исследования:
Методы исследования:
База исследования: Эмпирическое исследование проводилось в ЦРР детский сад №2 города Волгограда. 18 детей экспериментальной группы и 20 дошкольников контрольной группы. Возраст детей – 4-5 лет.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей [ Божович, 1968].
Большую роль в ознакомления дошкольников с растениями сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе [Веретенникова, 1973; Николаева, 1993; Каменева, 1989; Лучич 1989 и др.].
В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой [Николаева, 1993; Воронкевич, 2014 и др.]. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
В настоящее время в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, например, комплексные программы «Детство» (под ред. Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайловой З.А), «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) и парциальные « Юный эколог» (под ред. С.Н. Николаевой), «Наш дом – Природа» (под ред. Н.А. Рыжовой).
Программа «Детство» под редакцией Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайловой З.А предусматривает усвоение конкретного объема представлений о растениях, но и приобретение постепенно усложняющихся умений: трудиться, обеспечивая благоприятные условия для жизни растений.
В программе «Детство» более полно раскрыты практические умения детей: как выкапывать клубни, луковицы, корневища растений и корнеплоды; о размножении растений (семенами, луковицами, черенками, рассадой); об уходе за растениями (прополоть и окучить растения цветника и огорода).
В программах указаны необходимый объем экологических представлений у детей о разнообразных признаках внешнего строения растения; о потребностях растений и способов их удовлетворения; об уходе за растениями; о названиях и частях растений [Бабаева, Гогоберидзе, Михайлова, 2011].
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы направленна на расширение и уточнение представлений детей о природе и закреплении умения наблюдать. А также закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад». Продолжать знакомить с комнатными растениями, закреплять умение ухаживать за растениями. Рассказать детям о способах вегетативного размножения растений. Знакомить с многообразием родной природы; с растениями различных климатических зон [Веракса, 2014].
Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.
Программа «Наш дом-природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе – растениям, животным и экосистеме леса, два – взаимодействию человека с природой. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей, автором которым написаны экологические сказки, придуманы письма животным», создан экологический проект «Мое дерево». Программа Н. А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе [Рыжова, 2005].
Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой «Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две подпрограммы – программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей).
Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде. Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов. Первый – это объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах. Последний раздел посвящен человеку - он рассматривает в трех аспектах как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель. Разделы со второго по пятый – это познание собственно экологических законов (жизнь растений и животных в своей среде обитания и в сообществе) эти законы можно интересно познавать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понять, приобщиться к ним в своем поведении и жить по ним на Земле [Николаева, 2004].
Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.
Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с растениями являются занятия, экскурсии, прогулки.
Занятия. Это основная форма организации детей в ознакомлении их с растениями. Проводятся они в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые сведения, но уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания.