Особенности использования дидактических игр при ознакомлении дошкольников с растениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Дошкольный возраст – период формирования основ такого способа мышления через активное исследование окружающего мира. У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. В процессе познания окружающего мира у ребенка вырабатывается своя собственная система взглядов на мир, своя картина мира. Расширение кругозора ребенка-дошкольника является одной из важнейших задач дошкольного образования [Виноградова, 1978].

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Представление о растениях как природоведческий компонент программ для ДОУ............................................................................................................. 6
1.2. Формы и методы ознакомления дошкольников с растениями........................................................................................................ 9
1.3. Дидактические игры как средство ознакомления дошкольников с растениями…………………………………………………………………….. 15
Вывод по 1 главе……………………………………………………………… . 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О РАСТЕНЕИЯХ
2.1. Изучение уровня знаний дошкольников о растениях…………………… 22
2.2. Комплекс дидактических игр для ознакомления дошкольников с растениями……………………………………………………………………… 27
2.3. Анализ полученных результатов исследования …………………………. 29
Вывод по 2 главе………………………………………………………………... 32
Заключение…………………………………………………………………… ....34
Литература……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая зколог,готовая.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)

Ничто не заменит ребенку тех «наглядных пособий», которыми располагает сама природа. Поэтому воспитатель старается продумать такую же организацию работы, при которой у детей была бы возможность наблюдать за природой, играть в природе, исследовать природу, использовать полученные знания не только на занятиях. Естественно, что такую работу необходимо проводить на прогулке. Это и дидактические игры (например, «С какой ветки детки?»), и подвижные игры и т. д. на прогулке организую игры «Найди к цветочку такой же», «Найди такой же листок», «Принеси березовый листик», «С какого дерева листок?», «Кто быстрей добежит до дерева» (по названию или по листу) и др.

Осенью собираем разноцветные листья, рассматриваем резные листья клена, березы, дуба. Воспитатели предлагают детям поиграть в игру «Кто больше придумает красивых слов о листьях, о деревьях» (на подбор прилагательных), «Подбери слово — действие про листья» (сохнут, летят. кружатся…) объясняют детям образование сложного слова «листопад», загадывают детям загадки о деревьях. Сушат цветы, очень красиво выглядят зимой в букетах сурепка, пастушья сумка, кукушкины слезки, полевые злаки. Шишки, семена деревьев и трав тоже пригодятся для игр и поделок. В свободное время составляют с детьми панно из сухих листьев и цветов. Дети внимательно смотрят, дают советы, как лучше расположить цветы, а то и сами берутся за дело. Для организации предметных игр нужно собирать  с детьми разные природные материалы: разные виды листьев деревьев, семян (шишки, крылатки клена, желуди, семечки подсолнуха, яблока, косточки сливы, персика, абрикоса, арбуза, дыни, тыквы, крупы). Это позволяет в течение учебного года проводить такие игры, как «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке?», «С какого дерева листок». В осенний период провожу игры с фруктами, овощами: «Угадай на вкус», «Подбери слово» (ответь на вопрос — какой?), «Осенняя ярмарка», «Отгадай загадку» и т. д. [Соломенникова, 2010].

Во время зимних прогулок нужно обращать  внимание детей на сезонные изменение в жизни растений. Организовать наблюдения за зимними деревьями, предлагать детям определить, какие это деревья? Обращать внимание детей на толщину, цвет и расположение почек, веток, ствола, разнообразие плодов. С помощью игр «Угадай, какое дерево?», «Чем отличаются, чем похожи?». Дети понимают, что различить деревья можно и зимой, надо внимательно рассмотреть дерево. Организуя игры, нужно стараюсь поделиться с детьми своими эмоциями, передать им умение любоваться окружающим миром, вызвать желание сберечь его. Говорить, что деревья — это наши хорошие друзья, они дают нам чистый воздух для жизни, свою энергию. Предлагать детям обнять то дерево, которое им понравилось, прислушаться, может быть, дерево что-то «расскажет». Это момент общения с природой очень важен — ребенок получает положительные эмоции [Мухаметшина, 2013].

Можно сделать вывод о том, что привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных взрослые должны способствовать активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно будет быть спокойным за природу и молодое поколение.

Вывод по 1 главе

 

Анализируя психолого-педагогическую литературу можно сделать вывод о том, что обзор ряда программ экологического образования  дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

Осуществляя знакомство детей с растениями, воспитатель сознательно выбирает те приемы и методы, которые способствуют непосредственному восприятию детьми природы и активному овладению навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры.

Воспитатель прибегает и к беседе, и к рассказу, и к чтению. Наибольший успех достигается при совместном использовании практических методов со словесными. Так, наблюдение в дошкольном возрасте невозможно без использования рассказа или беседы. Большое значение в дошкольном возрасте имеет игра, на помощь воспитателю приходит дидактическая игра. Использовать этот метод особенно целесообразно в младших и средних группах, постепенно сокращая ее длительность. Особое значение имеет труд. Осуществляя трудовую деятельность, дети не только активно познают окружающую действительность, но и развиваются физически.

 Формами организации деятельности  детей при ознакомлении их  с растениями являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке  природы, работы на земельном  участке. Работу по ознакомлению дошкольников с растениями в детском саду проводят ежедневно. Форма организации детей разная (в зависимости от возраста и содержания работы). Нельзя выделить наиболее и наименее эффективные формы ознакомления детей с растениями. Все они обладают положительным эффектом при условии разумного и дозированного их использования.

А так же  привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных взрослые должны способствовать активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно будет быть спокойным за природу и молодое поколение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О РАСТЕНИЯХ

 

2.1. Изучение уровня знаний  дошкольников о растениях

 

Для изучения эффективности применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе для систематизации знаний дошкольников о растениях мы провели исследование, которое проводилось в три этапа. На первом этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методики и провели диагностическое обследование, направленное на выявление уровня знаний дошкольников о растениях. 

На втором этапе формирующего эксперимента нами был разработан комплекс дидактических игр, направленных на ознакомление дошкольников с растениями.

Третий этап – контрольный – был направлен на определение эффективности использования дидактических игр как средства систематизации знаний детей о растениях.

Базой нашего исследования послужил ЦРР детский сад № 2 г. Волгоград. В исследовании приняли участие 18 детей экспериментальной группы и 20 дошкольников контрольной группы. Возраст детей – 4-5 лет.

Цель исследования: выявить эффективность применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе для систематизации знаний дошкольников о растениях. 

Задачи:

  1. Определить критерии уровня знаний дошкольников о растениях и провести диагностику.
  2. Разработать комплекс дидактических игр, направленных на ознакомление дошкольников с растениями, и апробировать этот комплекс на детях экспериментальной группы.
  3. Проверить эффективность разработанного комплекса игр и сделать выводы о целесообразности применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе для систематизации знаний дошкольников о растениях.

В исследовании использовались следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперимент.

Выявление уровня знаний дошкольников о растениях проводилось нами по следующим критериям:

    • знания о представлении и разнообразии растений, местах их произрастания;
    • знания о частях растений и их функциях;
    • знания о представлении стадиях роста растений.

Диагностировались дети по следующим методикам:

Методика 1. Определение характерных особенностей разнообразия растений и места их произрастания (проводится индивидуально с каждым ребенком). Модификации методики пособия под ред. П. Г. Саморуковой [Саморукова и др., 1992].

Цель: определить уровень знания о представлении и разнообразии растений, местах их произрастания.

Оборудование: Три карточки размером 10×10 см с изображением леса, клумбы, грядки, луга. Картинки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

Инструкция: педагог предлагает взять  карточки, из всех картинок выбрать растения и разместить их на карточках с учетом места их произрастания. Если на столе остались какие-нибудь картинки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил растения на карточках. 

После того, как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения травянистых растений, три изображения фруктов,  изображения овощей и деревьев, а затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками: Как называется растение? Что ты можешь рассказать о нем?

Мы выделили следующие уровни развития: 

Высокий уровень (13-15 баллов): ребенок без особого труда распределяет представителей растительного мира по видам; аргументирует свой выбор;соотносит растения с местом их произрастания;знает характерные особенности;без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

Средний уровень (8-12 баллов): ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей растительного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор; в основном соотносит растения с местом их произрастания; знает характерные особенности, но иногда допускает неточности в ответах; на поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (5-7 баллов): ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей растительного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор; не всегда соотносит растения с местом их произрастания; затрудняется назвать характерные особенности; на поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.

Методика 2. Определение характерных особенностей о частях растений и их функциях (проводиться индивидуально с каждым ребенком). Модификации методики пособия под ред. П. Г. Саморуковой [Саморукова и др., 1992].

Цель: определить уровень знания характерных особенностей о частях растений и их функциях. 

Оборудование: Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений. 

Инструкция: педагог предлагает рассмотреть все картинки и показать у растений корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод.

Мы выделили следующие уровни развития: 

Высокий уровень (13-15 баллов): ребенок без труда называет все части растения;самостоятельно рассказывает о том, для чего нужны части растениям.

Средний уровень (8-12 баллов):ребенок в основном правильно определяет части растения;называет основные отличительные характеристики частей.

Низкий уровень (5-7 баллов):ребенок допускает значительные ошибки;не всегда правильно называет отличительные характеристики частей растений.

Методика 3. Определение характерных представлений о стадиях роста растений (проводиться индивидуально с каждым ребенком). Модификации методики пособия под ред. П. Г. Саморуковой [Саморукова и др., 1992].

Цель: определить уровень знания представлений о стадиях роста растений. 

Оборудование: Карточки с изображением стадий роста одуванчика

Инструкция: педагог предлагает рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор

Мы выделили следующие уровни развития: 

Высокий уровень (13-15 баллов): ребенок правильно раскладывает карточки в нужной последовательности.

Средний уровень (8-12 баллов): ребенок иногда затрудняется раскладывать карточки в нужной последовательности;

Низкий уровень (5-7 баллов): ребенок не всегда правильно раскладывает карточки.

В ходе проведения диагностического обследования, направленного на выявление начального уровня знаний дошкольников о растениях, нами были получены результаты, занесенные в таблицы (Приложения 1, 2).

Сравнивая результаты первичной диагностики экспериментальной и контрольной групп, мы можем сделать вывод о том, что дошкольники имеют различный уровень знаний о растениях. Однако в целом дети показали средний уровень знаний – 10,5 баллов в каждой из групп. 

Таблица 2.1.

Динамика сравнения уровней знаний у дошкольников

экспериментальной и контрольной группы о растениях (в баллах)

 

Уровень знаний

Группа

Представление, разнообразие растений, место их произрастания

О частях растений и их функциях

Представление о стадиях роста растений

Общий уровень по группе 

Экспериментальная

10,2

10,3

11,2

10,5

Контрольная

10,3

10,9

12

11

Информация о работе Особенности использования дидактических игр при ознакомлении дошкольников с растениями