Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 14:54, курсовая работа
Дошкольный возраст – период формирования основ такого способа мышления через активное исследование окружающего мира. У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. В процессе познания окружающего мира у ребенка вырабатывается своя собственная система взглядов на мир, своя картина мира. Расширение кругозора ребенка-дошкольника является одной из важнейших задач дошкольного образования [Виноградова, 1978].
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Представление о растениях как природоведческий компонент программ для ДОУ............................................................................................................. 6
1.2. Формы и методы ознакомления дошкольников с растениями........................................................................................................ 9
1.3. Дидактические игры как средство ознакомления дошкольников с растениями…………………………………………………………………….. 15
Вывод по 1 главе……………………………………………………………… . 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О РАСТЕНЕИЯХ
2.1. Изучение уровня знаний дошкольников о растениях…………………… 22
2.2. Комплекс дидактических игр для ознакомления дошкольников с растениями……………………………………………………………………… 27
2.3. Анализ полученных результатов исследования …………………………. 29
Вывод по 2 главе………………………………………………………………... 32
Заключение…………………………………………………………………… ....34
Литература……………………………………………………………………….
Ничто не заменит ребенку тех «наглядных пособий», которыми располагает сама природа. Поэтому воспитатель старается продумать такую же организацию работы, при которой у детей была бы возможность наблюдать за природой, играть в природе, исследовать природу, использовать полученные знания не только на занятиях. Естественно, что такую работу необходимо проводить на прогулке. Это и дидактические игры (например, «С какой ветки детки?»), и подвижные игры и т. д. на прогулке организую игры «Найди к цветочку такой же», «Найди такой же листок», «Принеси березовый листик», «С какого дерева листок?», «Кто быстрей добежит до дерева» (по названию или по листу) и др.
Осенью собираем разноцветные листья, рассматриваем резные листья клена, березы, дуба. Воспитатели предлагают детям поиграть в игру «Кто больше придумает красивых слов о листьях, о деревьях» (на подбор прилагательных), «Подбери слово — действие про листья» (сохнут, летят. кружатся…) объясняют детям образование сложного слова «листопад», загадывают детям загадки о деревьях. Сушат цветы, очень красиво выглядят зимой в букетах сурепка, пастушья сумка, кукушкины слезки, полевые злаки. Шишки, семена деревьев и трав тоже пригодятся для игр и поделок. В свободное время составляют с детьми панно из сухих листьев и цветов. Дети внимательно смотрят, дают советы, как лучше расположить цветы, а то и сами берутся за дело. Для организации предметных игр нужно собирать с детьми разные природные материалы: разные виды листьев деревьев, семян (шишки, крылатки клена, желуди, семечки подсолнуха, яблока, косточки сливы, персика, абрикоса, арбуза, дыни, тыквы, крупы). Это позволяет в течение учебного года проводить такие игры, как «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке?», «С какого дерева листок». В осенний период провожу игры с фруктами, овощами: «Угадай на вкус», «Подбери слово» (ответь на вопрос — какой?), «Осенняя ярмарка», «Отгадай загадку» и т. д. [Соломенникова, 2010].
Во время зимних прогулок нужно обращать внимание детей на сезонные изменение в жизни растений. Организовать наблюдения за зимними деревьями, предлагать детям определить, какие это деревья? Обращать внимание детей на толщину, цвет и расположение почек, веток, ствола, разнообразие плодов. С помощью игр «Угадай, какое дерево?», «Чем отличаются, чем похожи?». Дети понимают, что различить деревья можно и зимой, надо внимательно рассмотреть дерево. Организуя игры, нужно стараюсь поделиться с детьми своими эмоциями, передать им умение любоваться окружающим миром, вызвать желание сберечь его. Говорить, что деревья — это наши хорошие друзья, они дают нам чистый воздух для жизни, свою энергию. Предлагать детям обнять то дерево, которое им понравилось, прислушаться, может быть, дерево что-то «расскажет». Это момент общения с природой очень важен — ребенок получает положительные эмоции [Мухаметшина, 2013].
Можно сделать вывод о том, что привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных взрослые должны способствовать активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно будет быть спокойным за природу и молодое поколение.
Вывод по 1 главе
Анализируя психолого-педагогическую литературу можно сделать вывод о том, что обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.
Осуществляя знакомство детей с растениями, воспитатель сознательно выбирает те приемы и методы, которые способствуют непосредственному восприятию детьми природы и активному овладению навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры.
Воспитатель прибегает и к беседе, и к рассказу, и к чтению. Наибольший успех достигается при совместном использовании практических методов со словесными. Так, наблюдение в дошкольном возрасте невозможно без использования рассказа или беседы. Большое значение в дошкольном возрасте имеет игра, на помощь воспитателю приходит дидактическая игра. Использовать этот метод особенно целесообразно в младших и средних группах, постепенно сокращая ее длительность. Особое значение имеет труд. Осуществляя трудовую деятельность, дети не только активно познают окружающую действительность, но и развиваются физически.
Формами организации
А так же привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных взрослые должны способствовать активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно будет быть спокойным за природу и молодое поколение.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О РАСТЕНИЯХ
2.1. Изучение уровня знаний дошкольников о растениях
Для изучения эффективности применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе для систематизации знаний дошкольников о растениях мы провели исследование, которое проводилось в три этапа. На первом этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методики и провели диагностическое обследование, направленное на выявление уровня знаний дошкольников о растениях.
На втором этапе формирующего эксперимента нами был разработан комплекс дидактических игр, направленных на ознакомление дошкольников с растениями.
Третий этап – контрольный – был направлен на определение эффективности использования дидактических игр как средства систематизации знаний детей о растениях.
Базой нашего исследования послужил ЦРР детский сад № 2 г. Волгоград. В исследовании приняли участие 18 детей экспериментальной группы и 20 дошкольников контрольной группы. Возраст детей – 4-5 лет.
Цель исследования: выявить эффективность применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе для систематизации знаний дошкольников о растениях.
Задачи:
В исследовании использовались следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперимент.
Выявление уровня знаний дошкольников о растениях проводилось нами по следующим критериям:
Диагностировались дети по следующим методикам:
Методика 1. Определение характерных особенностей разнообразия растений и места их произрастания (проводится индивидуально с каждым ребенком). Модификации методики пособия под ред. П. Г. Саморуковой [Саморукова и др., 1992].
Цель: определить уровень знания о представлении и разнообразии растений, местах их произрастания.
Оборудование: Три карточки размером 10×10 см с изображением леса, клумбы, грядки, луга. Картинки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.
Инструкция: педагог предлагает взять карточки, из всех картинок выбрать растения и разместить их на карточках с учетом места их произрастания. Если на столе остались какие-нибудь картинки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил растения на карточках.
После того, как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения травянистых растений, три изображения фруктов, изображения овощей и деревьев, а затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками: Как называется растение? Что ты можешь рассказать о нем?
Мы выделили следующие уровни развития:
Высокий уровень (13-15 баллов): ребенок без особого труда распределяет представителей растительного мира по видам; аргументирует свой выбор;соотносит растения с местом их произрастания;знает характерные особенности;без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.
Средний уровень (8-12 баллов): ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей растительного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор; в основном соотносит растения с местом их произрастания; знает характерные особенности, но иногда допускает неточности в ответах; на поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (5-7 баллов): ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей растительного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор; не всегда соотносит растения с местом их произрастания; затрудняется назвать характерные особенности; на поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.
Методика 2. Определение характерных особенностей о частях растений и их функциях (проводиться индивидуально с каждым ребенком). Модификации методики пособия под ред. П. Г. Саморуковой [Саморукова и др., 1992].
Цель: определить уровень знания характерных особенностей о частях растений и их функциях.
Оборудование: Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.
Инструкция: педагог предлагает рассмотреть все картинки и показать у растений корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод.
Мы выделили следующие уровни развития:
Высокий уровень (13-15 баллов): ребенок без труда называет все части растения;самостоятельно рассказывает о том, для чего нужны части растениям.
Средний уровень (8-12 баллов):ребенок в основном правильно определяет части растения;называет основные отличительные характеристики частей.
Низкий уровень (5-7 баллов):ребенок допускает значительные ошибки;не всегда правильно называет отличительные характеристики частей растений.
Методика 3. Определение характерных представлений о стадиях роста растений (проводиться индивидуально с каждым ребенком). Модификации методики пособия под ред. П. Г. Саморуковой [Саморукова и др., 1992].
Цель: определить уровень знания представлений о стадиях роста растений.
Оборудование: Карточки с изображением стадий роста одуванчика
Инструкция: педагог предлагает рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор
Мы выделили следующие уровни развития:
Высокий уровень (13-15 баллов): ребенок правильно раскладывает карточки в нужной последовательности.
Средний уровень (8-12 баллов): ребенок иногда затрудняется раскладывать карточки в нужной последовательности;
Низкий уровень (5-7 баллов): ребенок не всегда правильно раскладывает карточки.
В ходе проведения диагностического обследования, направленного на выявление начального уровня знаний дошкольников о растениях, нами были получены результаты, занесенные в таблицы (Приложения 1, 2).
Сравнивая результаты первичной диагностики экспериментальной и контрольной групп, мы можем сделать вывод о том, что дошкольники имеют различный уровень знаний о растениях. Однако в целом дети показали средний уровень знаний – 10,5 баллов в каждой из групп.
Таблица 2.1.
Динамика сравнения уровней знаний у дошкольников
экспериментальной и контрольной группы о растениях (в баллах)
Уровень знаний | ||||
Группа |
Представление, разнообразие растений, место их произрастания |
О частях растений и их функциях |
Представление о стадиях роста растений |
Общий уровень по группе |
Экспериментальная |
10,2 |
10,3 |
11,2 |
10,5 |
Контрольная |
10,3 |
10,9 |
12 |
11 |