Особенности использования дидактических игр при ознакомлении дошкольников с растениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Дошкольный возраст – период формирования основ такого способа мышления через активное исследование окружающего мира. У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. В процессе познания окружающего мира у ребенка вырабатывается своя собственная система взглядов на мир, своя картина мира. Расширение кругозора ребенка-дошкольника является одной из важнейших задач дошкольного образования [Виноградова, 1978].

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Представление о растениях как природоведческий компонент программ для ДОУ............................................................................................................. 6
1.2. Формы и методы ознакомления дошкольников с растениями........................................................................................................ 9
1.3. Дидактические игры как средство ознакомления дошкольников с растениями…………………………………………………………………….. 15
Вывод по 1 главе……………………………………………………………… . 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О РАСТЕНЕИЯХ
2.1. Изучение уровня знаний дошкольников о растениях…………………… 22
2.2. Комплекс дидактических игр для ознакомления дошкольников с растениями……………………………………………………………………… 27
2.3. Анализ полученных результатов исследования …………………………. 29
Вывод по 2 главе………………………………………………………………... 32
Заключение…………………………………………………………………… ....34
Литература……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая зколог,готовая.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)

И четвертой, заключительной задачей являлось провести экспериментальное исследование повторно, выявить эффективность разработанного комплекса игр и сделать выводы о целесообразности применения дидактических игр для ознакомления дошкольников с растениями. Нами была проведена выходная диагностика для проверки того, насколько проведенная система занятий изменила уровень знаний ребят о растениях. По тем же методикам была проведена повторная психодиагностика. Значительно возрос уровень знаний о растениях у дошкольников экспериментальной группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они, за исключением Софьи К., показали средний уровень знаний. 

Таким образом, цель нашего исследования достигнута, гипотеза является верной.

 

 

 

 

 

 

Литература 

  1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. и др. программа дошкольного образования "Детство" СПб.: ООО "Издательство "Детство-Пресс", 2011.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1968. - 258 с.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.
  4. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу А.И. Васильева. М.: Просвещение, 1972. 126 с.
  5. Венгер Л.А. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1978. – 96с.
  6. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание». Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1973. - 256с.
  7. Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978.- 154с.
  8. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – М., 2014.-170с.
  9. Венгер Л.А. Развитие. Программа нового поколения.- 2012.
  10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. - Вопросы психологии, 1966, №6.
  11. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомлениядошкольников с растениями. [Текст] /  В.А Дрязгунова.- М.:1981.
  12. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст] / Пособие для воспитателей детского сада/ /Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с., 4 л. ил
  13. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений А.И. Иванова. М.: ТЦ Сфера, 2003, - 56с.
  14. Игра и ознакомление дошкольников с растениями / сост. И.Г. Комарова. – Могилев, 1989. – 78с.
  15. Каменева Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Учеб.пособие для педагогических училищ по спец. «Дошкольное воспитание», Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; Под ред. П. Г. Саморуковой.—М.: Просвещение 1991.—240с.
  16. Каменева Л.А., "Как знакомить дошкольников с природой", М., 1983.
  17. Лучич М.В. Детям о природе. - М., 1989.-115с.
  18. Максимова Л.И. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. комплекс Л.И. Максимова. Якутск: Изд.-во Центра дистанцион. образ. ИРО МО PC (Я), 2002.-118 с.
  19. Мухаметшина И. М. Влияние дидактических игр в ознакомлении дошкольников с растениями [Текст] / И. М. Мухаметшина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.).  — Уфа: Лето, 2013. — С. 62-66.
  20. Николаева Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада/ Н. Николаева. М.: Новая школа, 1995. 106 с.
  21. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. Издательство: Мозаика-Синтез, 2004.
  22. Осипов Г.Н. Руководство работой воспитателя по ознакомлению детей с природой Г.Н. Осипов. М.: Просвещение, 1981. - 86 с.
  23. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014.
  24. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. — 432с.
  25. Рыжова Н. А. Экологические игры //Дошкольное образование. — 2009г. № 4.
  26. Рыжова Н.А. Наш дом — природа. М.: Карапуз, 2005.
  27. СаморуковаП. Г..Методика ознакомления детей с природой в детском саду (Текст) / 1992
  28. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. —М.:Мозаика-Синтез, 2010.
  29. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 304 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Результаты констатирующего этапа эксперимента (экспериментальная группа)

 

 
Уровень знаний


Имя ребенка

Представ. и разнообраз. растений, местах их произрастания

о частях растений и их функциях

о представлении стадиях роста растений

Средний балл

 

Общий уровень

Кол-во баллов

Уровень

Кол-во баллов

Уровень

Кол-во баллов

Уровень

Кол-во баллов

Уровень

 Миша Б.

 
14

 
В

 
12

 
С

 
13

 
В

 
13

 
В

Соня Б.

 
11

 
С

 
13

 
В

 
12

 
С

 
12

 
С

Соня Д.

 
8

 
С

 
9

 
С

 
9

 
С

 
8,7

 
С

Маша Ж.

 
10

 
С

 
11

 
С

 
11

 
С

 
10,7

 
С

Соня К.

 
6

 
Н

 
6

 
Н

 
5

 
Н

 
5,7

 
Н

Алёна Л.

 
15

 
В

 
15

 
В

 
14

 
В

 
14,7

 
В

Артём М.

 
7

 
Н

 
9

 
С

 
10

 
С

 
8,7

 
С

Даша М.

 
11

 
С

 
13

 
В

 
13

 
В

 
12,3

 
С

Соня М.

 
10

 
С

 
12

 
С

 
11

 
С

 
11

 
С

Василиса Н.

 
13

 
В

 
14

 
В

 
15

 
В

 
14

 
В

Соня П.

 
9

 
С

 
8

 
С

 
10

 
С

 
9

 
С

Даша С.

 
11

 
С

 
14

 
В

 
14

 
В

 
13

 
В

Соня С.

 
13

 
В

 
14

 
В

 
14

 
В

 
13,7

 
В

Гриша Ф.

 
6

 
Н

 
7

 
Н

 
7

 
Н

 
6,7

 
Н

Ева Ч.

 
9

 
С

 
8

 
С

 
9

 
С

 
5,7

 
Н

Гриша Ш.

 
10

 
С

 
11

 
С

 
11

 
С

 
10,7

 
С

Даниил Р.

 
10

 
С

 
10

 
С

 
11

 
С

 
10,3

 
С

Никита К.

 
12

 
С

 
11

 
С

 
13

 
В

 
12

 
С

В среднем по группе

 
10,2

 
С

 
10,3

 
С

 
11,2

 
С

 
10,5

 
С


 

 

 

Приложение 2

Результаты констатирующего этапа эксперимента

(контрольная группа)

 

Имя ребенка

Уровень знаний

Средний балл

Общий уровень

Представ. и разнообраз. растений, местах их произрастания

о частях растений и их функциях

о представлении стадиях роста растений

Кол-во

баллов

Уро-

вень

Кол-во

баллов

Уро-

вень

Кол-во

баллов

Уро-

вень

Инна А.

9

С

10

С

12

С

10,3

С

Сергей А.

12

С

11

С

12

С

11,7

С

Наталья Б.

8

С

10

С

10

С

9,3

С

Юлия  Ю.

14

В

15

В

15

В

14,7

В

Вероника Г.

5

Н

6

Н

8

С

6,3

Н

Светлана Д.

10

С

11

С

12

С

11

С

Евгений З.

8

С

9

С

10

С

9

С

Инна З.

10

С

11

С

14

В

11,7

С

Сергей К. 

13

В

13

В

15

В

13,7

В

Антон К.

6

Н

9

С

9

С

8

С

Светлана К.

11

С

10

С

14

В

11,7

С

Артем Л.

10

С

10

С

11

С

10,3

С

Максим М.

14

В

13

В

14

В

13,7

В

Валерий Н.

6

Н

6

Н

9

С

7

Н

Марина П.

9

С

10

С

10

С

9,7

С

Анастасия Р.

12

С

11

С

13

В

12

С

Юлия С.

7

Н

9

С

8

С

8

С

Марина С.

8

С

9

С

8

С

8,3

С

Виктория Т.

14

В

15

В

15

В

14,7

В

Владимир Ф.

10

С

12

С

13

В

11,7

С

В среднем по группе

9,8

С

10

С

11,6

С

10,5

С


 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Игры на познание и классификацию растений, понимание единства всех его составляющих.

Цель этого блока игр: упражнять детей в классификации растений по специально заданному или произвольно выбранному признаку, в обобщении растений  по принадлежности к определённому месту их произрастания; строение растений, их функций.

Игры по ознакомлению детей с деревьями и кустарниками

1. Найди листок, какой покажу (игра для детей 3-4-лет)

Дидактическая задача: найти предметы по сходству.

Игровое действие: бег детей с определенными листочками.

Правило: бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же листок, какой показал воспитатель.

Ход игры: во время прогулки воспитатель показывает детям какой – либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (тополь, дуб, береза и др.). Затем педагог поднимает, например, кленовый лист и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.

Игра повторяется с разными листьями.

2. Найди в букете такой  же листок (игра для детей 3-4-лет)

Дидактическая задача: найти предмет по сходству.

Игровое действие: поиск похожего предмета.

Правило: листок поднимать после того, как назовет и покажет его воспитатель.

Оборудование: подобрать одинаковые букеты из 3 – 4 разных листьев. Игра проводится на прогулке.

Ход игры: воспитатель раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три – такой лист покажи!» Дети поднимают руку с кленовым листом.

Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета.

    1. Такой листок, лети ко мне! (игра для детей 4-5лет)

Дидактическая задача: найти предметы по сходству.

Игровое действие: подбежать к воспитателю по его сигналу.

Правило: бежать к воспитателю можно только по сигналу и только с таким же, как у педагога, листком в руке.

Оборудование: подобрать резко отличающиеся форме листья клена, рябины, березы (или других, распространенных в данной местности деревьев).

Ход игры: воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок – ко мне!»

Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.

    1. Деревья и кустарники (игра для детей 6-7 лет)

 

        Цель. Формировать умение детей по представлению составлять силуэты деревьев и кустарников при помощи специально заготовленных деталей.  Правильно располагать ветви согласно размеру и ширине.

Материал. Дидактическая картина, разрезные части деревьев и кустарников, вырезанные зеленые листья.        

Задания.

1. Составить дерево или кустарник.

2. Найти три признака, по которым  можно отличить дерево от кустарника. (Дерево от кустарника отличают, как правило, по трем признакам:

а) по высоте;        

б) по толщине ствола;

в) по количеству стволов, отходящих от корневой системы (у дерева ствол один, а у кустарника - несколько).         
    3. Выбрать самый главный из отличительных признаков.     
Правила                                                                

1. Количество играющих 6- 7 человек.        

2. Побеждает тот, кто смог быстро и правильно составить дерево 
и кустарник и ответить на поставленные вопросы.

Алгоритм проведения.

1. Педагог ставит игровую задачу:

— Сегодня нам с вами предстоит посадить лес. На картине (заранее 
заготовленной) для каждого вашего дерева и кустарника найдется 
место. На столе лежат необходимые для этого детали. Ваша задача 
заключается в том, чтобы правильно подобрать части деревьев и кустарников и выполнить задание.        

2. Педагог знакомит с правилами  игры и заданием.        

3. Дети начинают выполнять игровые  действия.        

4. Выявляется победитель.        

5. В конце игры подводится  итог.

Игры для ознакомления детей с фруктами и овощами

    1. Вершки и корешки (игра для детей 6-7 лет)

Дидактическая задача: составить целое из частей.

Игровые действия: поиски своей пары.

Правило: искать свой «вершок» или «корешок» можно только по сигналу. С одним и тем же ребенком вставить в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Ход игры: во время прогулки после уборки урожая на огороде воспитатель делит детей на две группы. Одной из них он дает корешки (лук, репа, морковь, картофель и др.), другой – вершки – ботву. Все «вершки» и «корешки» перепутались. Раз, два, три – свою пару найди!» По этому сигналу все дети подбирают себе пару.

Информация о работе Особенности использования дидактических игр при ознакомлении дошкольников с растениями