Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 14:54, курсовая работа
Дошкольный возраст – период формирования основ такого способа мышления через активное исследование окружающего мира. У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. В процессе познания окружающего мира у ребенка вырабатывается своя собственная система взглядов на мир, своя картина мира. Расширение кругозора ребенка-дошкольника является одной из важнейших задач дошкольного образования [Виноградова, 1978].
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Представление о растениях как природоведческий компонент программ для ДОУ............................................................................................................. 6
1.2. Формы и методы ознакомления дошкольников с растениями........................................................................................................ 9
1.3. Дидактические игры как средство ознакомления дошкольников с растениями…………………………………………………………………….. 15
Вывод по 1 главе……………………………………………………………… . 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О РАСТЕНЕИЯХ
2.1. Изучение уровня знаний дошкольников о растениях…………………… 22
2.2. Комплекс дидактических игр для ознакомления дошкольников с растениями……………………………………………………………………… 27
2.3. Анализ полученных результатов исследования …………………………. 29
Вывод по 2 главе………………………………………………………………... 32
Заключение…………………………………………………………………… ....34
Литература……………………………………………………………………….
И четвертой, заключительной задачей являлось провести экспериментальное исследование повторно, выявить эффективность разработанного комплекса игр и сделать выводы о целесообразности применения дидактических игр для ознакомления дошкольников с растениями. Нами была проведена выходная диагностика для проверки того, насколько проведенная система занятий изменила уровень знаний ребят о растениях. По тем же методикам была проведена повторная психодиагностика. Значительно возрос уровень знаний о растениях у дошкольников экспериментальной группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они, за исключением Софьи К., показали средний уровень знаний.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, гипотеза является верной.
Литература
Приложение 1
Результаты констатирующего этапа эксперимента (экспериментальная группа)
|
Имя ребенка |
Представ. и разнообраз. растений, местах их произрастания |
о частях растений и их функциях |
о представлении стадиях роста растений |
Средний балл |
Общий уровень | |||
Кол-во баллов |
Уровень |
Кол-во баллов |
Уровень |
Кол-во баллов |
Уровень |
Кол-во баллов |
Уровень | |
Миша Б. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Соня Б. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Соня Д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Маша Ж. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Соня К. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Алёна Л. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Артём М. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Даша М. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Соня М. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Василиса Н. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Соня П. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Даша С. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Соня С. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Гриша Ф. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ева Ч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Гриша Ш. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Даниил Р. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Никита К. |
|
|
|
|
|
|
|
|
В среднем по группе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Результаты констатирующего этапа эксперимента
(контрольная группа)
Имя ребенка |
Уровень знаний |
Средний балл |
Общий уровень | |||||
Представ. и разнообраз. растений, местах их произрастания |
о частях растений и их функциях |
о представлении стадиях роста растений | ||||||
Кол-во баллов |
Уро- вень |
Кол-во баллов |
Уро- вень |
Кол-во баллов |
Уро- вень | |||
Инна А. |
9 |
С |
10 |
С |
12 |
С |
10,3 |
С |
Сергей А. |
12 |
С |
11 |
С |
12 |
С |
11,7 |
С |
Наталья Б. |
8 |
С |
10 |
С |
10 |
С |
9,3 |
С |
Юлия Ю. |
14 |
В |
15 |
В |
15 |
В |
14,7 |
В |
Вероника Г. |
5 |
Н |
6 |
Н |
8 |
С |
6,3 |
Н |
Светлана Д. |
10 |
С |
11 |
С |
12 |
С |
11 |
С |
Евгений З. |
8 |
С |
9 |
С |
10 |
С |
9 |
С |
Инна З. |
10 |
С |
11 |
С |
14 |
В |
11,7 |
С |
Сергей К. |
13 |
В |
13 |
В |
15 |
В |
13,7 |
В |
Антон К. |
6 |
Н |
9 |
С |
9 |
С |
8 |
С |
Светлана К. |
11 |
С |
10 |
С |
14 |
В |
11,7 |
С |
Артем Л. |
10 |
С |
10 |
С |
11 |
С |
10,3 |
С |
Максим М. |
14 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13,7 |
В |
Валерий Н. |
6 |
Н |
6 |
Н |
9 |
С |
7 |
Н |
Марина П. |
9 |
С |
10 |
С |
10 |
С |
9,7 |
С |
Анастасия Р. |
12 |
С |
11 |
С |
13 |
В |
12 |
С |
Юлия С. |
7 |
Н |
9 |
С |
8 |
С |
8 |
С |
Марина С. |
8 |
С |
9 |
С |
8 |
С |
8,3 |
С |
Виктория Т. |
14 |
В |
15 |
В |
15 |
В |
14,7 |
В |
Владимир Ф. |
10 |
С |
12 |
С |
13 |
В |
11,7 |
С |
В среднем по группе |
9,8 |
С |
10 |
С |
11,6 |
С |
10,5 |
С |
Приложение 3
Игры на познание и классификацию растений, понимание единства всех его составляющих.
Цель этого блока игр: упражнять детей в классификации растений по специально заданному или произвольно выбранному признаку, в обобщении растений по принадлежности к определённому месту их произрастания; строение растений, их функций.
Игры по ознакомлению детей с деревьями и кустарниками
1. Найди листок, какой покажу (игра для детей 3-4-лет)
Дидактическая задача: найти предметы по сходству.
Игровое действие: бег детей с определенными листочками.
Правило: бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же листок, какой показал воспитатель.
Ход игры: во время прогулки воспитатель показывает детям какой – либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (тополь, дуб, береза и др.). Затем педагог поднимает, например, кленовый лист и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.
Игра повторяется с разными листьями.
2. Найди в букете такой же листок (игра для детей 3-4-лет)
Дидактическая задача: найти предмет по сходству.
Игровое действие: поиск похожего предмета.
Правило: листок поднимать после того, как назовет и покажет его воспитатель.
Оборудование: подобрать одинаковые букеты из 3 – 4 разных листьев. Игра проводится на прогулке.
Ход игры: воспитатель раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три – такой лист покажи!» Дети поднимают руку с кленовым листом.
Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета.
Дидактическая задача: найти предметы по сходству.
Игровое действие: подбежать к воспитателю по его сигналу.
Правило: бежать к воспитателю можно только по сигналу и только с таким же, как у педагога, листком в руке.
Оборудование: подобрать резко отличающиеся форме листья клена, рябины, березы (или других, распространенных в данной местности деревьев).
Ход игры: воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок – ко мне!»
Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.
Цель. Формировать умение детей по представлению составлять силуэты деревьев и кустарников при помощи специально заготовленных деталей. Правильно располагать ветви согласно размеру и ширине.
Материал. Дидактическая картина, разрезные части деревьев и кустарников, вырезанные зеленые листья.
Задания.
1. Составить дерево или
2. Найти три признака, по которым
можно отличить дерево от
а) по высоте;
б) по толщине ствола;
в) по количеству стволов, отходящих от
корневой системы (у дерева ствол один,
а у кустарника - несколько).
3. Выбрать самый главный из отличительных
признаков.
Правила
1. Количество играющих 6- 7 человек.
2. Побеждает тот, кто смог быстро и правильно составить
дерево
и кустарник и ответить на поставленные
вопросы.
Алгоритм проведения.
1. Педагог ставит игровую задачу:
— Сегодня нам с вами предстоит посадить лес. На картине (заранее
заготовленной) для каждого вашего дерева
и кустарника найдется
место. На столе лежат необходимые для
этого детали. Ваша задача
заключается в том, чтобы правильно подобрать
части деревьев и кустарников и выполнить
задание.
2. Педагог знакомит с правилами игры и заданием.
3. Дети начинают выполнять
4. Выявляется победитель.
5. В конце игры подводится итог.
Игры для ознакомления детей с фруктами и овощами
Дидактическая задача: составить целое из частей.
Игровые действия: поиски своей пары.
Правило: искать свой «вершок» или «корешок» можно только по сигналу. С одним и тем же ребенком вставить в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.
Ход игры: во время прогулки после уборки урожая на огороде воспитатель делит детей на две группы. Одной из них он дает корешки (лук, репа, морковь, картофель и др.), другой – вершки – ботву. Все «вершки» и «корешки» перепутались. Раз, два, три – свою пару найди!» По этому сигналу все дети подбирают себе пару.