Особенности использования дидактических игр при ознакомлении дошкольников с растениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Дошкольный возраст – период формирования основ такого способа мышления через активное исследование окружающего мира. У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. В процессе познания окружающего мира у ребенка вырабатывается своя собственная система взглядов на мир, своя картина мира. Расширение кругозора ребенка-дошкольника является одной из важнейших задач дошкольного образования [Виноградова, 1978].

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Представление о растениях как природоведческий компонент программ для ДОУ............................................................................................................. 6
1.2. Формы и методы ознакомления дошкольников с растениями........................................................................................................ 9
1.3. Дидактические игры как средство ознакомления дошкольников с растениями…………………………………………………………………….. 15
Вывод по 1 главе……………………………………………………………… . 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О РАСТЕНЕИЯХ
2.1. Изучение уровня знаний дошкольников о растениях…………………… 22
2.2. Комплекс дидактических игр для ознакомления дошкольников с растениями……………………………………………………………………… 27
2.3. Анализ полученных результатов исследования …………………………. 29
Вывод по 2 главе………………………………………………………………... 32
Заключение…………………………………………………………………… ....34
Литература……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая зколог,готовая.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)

 

Выразим полученные результаты в процентном соотношении.

Таблица 2.2.

 

Сравнение уровней знаний у дошкольников

экспериментальной и контрольной группы о растениях (в %)

 

Уровень знаний

Группа

Высокий

Средний

Низкий

Экспериментальная

27,8

55,5

16,6

Контрольная

20

70

10


 

Таким образом, дошкольники владеют недостаточными знаниями о растениях: не всегда могут определить места произрастания растений, многие дошкольники не знают части и функции растений и допускают другие ошибки.

    1. Комплекс дидактических игр для ознакомления дошкольников с растениями

 

Целью формирующего педагогического эксперимента являлся ознакомление дошкольников с растениями, с помощью дидактических игр и повышение уровня знаний.

В ходе данного эксперимента в экспериментальной группе нами целенаправленно и систематически применялись различные игры, тогда как в контрольной группе эта работа проводилась традиционным способом, без применения игровых методик.

При разработке комплекса дидактических игр мы опирались на рекомендации Бондаренко А.К., Дрязгуновой В.А., Новоселовой С.Л., Николаевой С.Н, Павловой Л.Ю. [Бондаренко, 1991; Дрязгунова, 1981; Новоселова, 1985; Павлова, 2011].

Наша работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку. 

Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком растений. В теории формирования сильного мышления есть такое понятие: системный оператор. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребенка умения анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: назначение (функцию), динамику развития в определенный период времени, его признаки и строение, потребность в изменении и усовершенствовании (для объектов рукотворного мира). Как дополнительный эффект на основе работы по формированию системного мышления появится навык построения различного рода классификаций по выделенному признаку [Корзун, 2000].

Умение производить системные раскладки отрабатываются в играх и тренингах. В процессе учебно-воспитательного процесса нами использовались дидактические игры, направленных на формирование знаний о мире растений. Проводились игры по ознакомлению детей:

    • с деревьями и кустарниками (например, «Найди листок, какой покажу», «Деревья и кустарники», «Такой листок, лети ко мне»);
    • с фруктами и овощами (например, «Вершки и корешки», «Созрело-не созрело», «Съедобное - несъедобное»);
    • с растениями (например, «Цветочный магазин», «Найди, что я опишу», «Собери растение»)    (Приложение 3.).

Опишем одну из проведенных игр подробнее, например, «Собери растение».

Цель. Закреплять знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.

Материал. Большая картина с изображением лужайки (без цветов, травы и т.д.) и прорезями для растений, разрезные части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод).

Задание:

1. Вспомнить, каково строение растения.

2. Выбрать из предложенного материала  то, что может являться частью  растения.

3. Собирать из частей целое  растение, назвать его и посадить на лужайку.

Правило:        

1. Количество играющих от 4 до 6 человек.

2. Выигрывает тот, кто быстро  и правильно собрал свое растение 
и посадил его на лужайку.        

Алгоритм проведения:

1. Педагог:        

— Ребята, на этой полянке когда-то росли прекрасные цветы. Но однажды здесь пронесся страшный ураган. После него осталось вот что... (Педагог показывал детям пустую желто-коричневую лужайку под синим небом.)

— Нравится ли вам эта лужайка? Можно ли ее так назвать? (Нет.)

— Как сделать ее красивой? (Нужно посадить растения.)

— Давайте оживим эту лужайку. Посадим цветы, сделаем ее красивой. Будут на ней расти цветы, прилетят и нарядные бабочки, и стрекозы, и пчелы. Будет она как прежде, и даже лучше. Будет радовать своей красотой не только нас, но и всех людей.

2. Детям предоставлялись наборы  не только разрезных частей  растений, но и ненужные предметы.

3. Дети выбирали, что им нужно, а затем составляли растение, называли его и сажали  на лужайку

4. В процессе общей работы  получилась красочная картина с изображением прекрасной лужайки.

5. Дети, которые отличились при  выполнении задания, представилась  возможность поместить «прилетевших»  бабочек, стрекоз и пчел 
на цветы лужайки.        

6. В конце игры подводился  итог. 

Таким образом, с помощью этой игры мы  вспомнили, каково строение растения, выбрали из предложенного материала то, что может являться частью растения, и собирали из частей целое растение, назвав его и посадив на лужайку. Тем самым, мы закрепили знания  о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.

 

    1. Анализ результатов исследования уровня знаний дошкольников о растениях

 

По окончании второго этапа исследования нами была проведена выходная диагностика для проверки того, насколько проведенная система занятий изменила уровень знаний ребят о растениях. По тем же методикам была проведена повторная психодиагностика. Результаты диагностики представлены в таблицах (Приложение 4, 5).

По результатам диагностики в констатирующем и контрольном эксперименте мы определили величину изменения уровней знаний о растениях у дошкольников экспериментальной и контрольной групп:

Таблица 2.3.

Динамика изменения уровней знаний о растениях дошкольников экспериментальной и контрольной группы

Уровень знаний

Эксперимент

Представление, разнообразие растений, место их произрастания

О частях растений и их функциях

Представление о стадиях роста растений

Общий уровень по группе 

 

 

Констатирующий

эксперимент

Экс.гр

Кон.гр

Экс.гр

Кон.гр

Экс.гр

Кон.гр

Экс.гр

Кон.гр

10,2

9,8

10,3

10

11,2

11,6

10,5

10,5

Контрольный эксперимент

11,2

10,3

11,7

10,9

11,9

12

11,6

11

Прирост показателей

(в ббаллах)

1

0,5

1,4

0,9

0,7

0,4

1,1

0,5


 

Динамику изменения уровней знаний детей экспериментальной и контрольной групп мы представили на диаграмме 1.  

Диаграмма 1

 

Рис. 2.1. Изменения уровней знаний детей экспериментальной и контрольной групп

Проанализировав результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, мы пришли к следующим выводам. 

Уровень знаний о растениях повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной по всем показателям. 

Значительно возрос уровень знаний о растениях у дошкольников экспериментальной группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они, за исключением Софьи К., показали средний уровень знаний. 

Таким образом, данные исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что дидактические игры оказывают положительное влияние на процесс ознакомления дошкольников с растениями.

 

 

Вывод по 2 главе

В данной работе исследования нами был проведен  эксперимент, который проводился в три этапа.

Эмпирическое исследование проводилось в группе от 4 до 6 лет ЦРР №2 г. Волгограда.

На первом этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методики и провели диагностическое обследование с экспериментальной и контрольной группой, которое направленное на выявление уровня знаний дошкольников о растениях. Сравнивая результаты первичной диагностики экспериментальной и контрольной группы, в целом дети показали в экспериментальной группе средний уровень знаний – 10,5 баллов, что составляет 55,5 %,  в контрольной группе  дети так же показали средний уровень знаний – 10,5 баллов и составляет 70%.

На втором этапе формирующего эксперимента нами был разработан комплекс дидактических игр, направленный на ознакомление дошкольников с растениями. В ходе данного эксперимента в экспериментальной группе нами целенаправленно и систематически применялись различные игры, тогда как в контрольной группе эта работа проводилась традиционным способом, без применения игровых методик.

В третьем этапе – контрольном, который был направлен на определение эффективности использования дидактических игр как средства ознакомления детей с растениями, мы определили величину изменения уровней знаний о растениях у дошкольников экспериментальной и контрольной групп: если в констатирующем эксперименте общий уровень в экспериментальной группе составлял 10,5 баллов, то в контрольном эксперименте общий уровень составил 11,6 баллов, то есть уровень знаний увеличился на 1,1 балл; в контрольной группе в ходе констатирующего эксперимента общий уровень знаний дошкольников о растениях так же составлял 10,5 баллов, то в контрольном эксперименте общий уровень составил 11 баллов, то есть уровень знаний у дошкольников увеличился в 0,5 баллов. Однако динамика повышения уровня знаний в экспериментальной группе выше, чем в контрольной по всем показателям.

Таким образом, данные исследования подтвердили о том, что дидактические игры оказывают положительное влияние на процесс ознакомления дошкольников с растениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В соответствии с целью нами были определены несколько задач. Первая заключалась в том, чтобы проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования: особенности использования дидактических игр при ознакомлении дошкольников с растениями.

  Для этого нами были рассмотрены представления о растениях как природоведческий компонент программ для ДОУ. Рассмотрены были такие программы,  как  «Детство» (под ред. Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайловой З.А), «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), « Юный эколог» (под ред. С.Н. Николаевой) и «Наш дом – Природа» (под ред. Н.А. Рыжовой).  Затем мы проанализировали формы и методы ознакомления дошкольников с растениями. Отсюда следует, формами организации деятельности детей при ознакомлении их с растениями являются занятия, экскурсии, прогулки, а методами наблюдение, эксперимент, игры [Веретенникова, 1973; Васильева, 1972 и др.]. Наряду с этими методами широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, — рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений. А так же нами были рассмотрены дидактические игры как  средство ознакомления дошкольников с растениями. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. [Венгер, 1978].

Вторая задача, заключалась в выявлении уровня знаний дошкольников о растениях. Нами было проведено исследование в ЦРР детский сад №2 города Волгограда. В исследовании принимало участие 18 детей экспериментальной группы и 20 дошкольников контрольной группы. Возраст детей – 4-5 лет.

При проведении обследования мы использовали  методики на выявление уровня знаний дошкольников о растениях. Они проводилось нами по следующим критериям: знания о представлении и разнообразии растений, местах их произрастания; знания о частях растений и их функциях; знания о представлении стадиях роста растений.

Исследование показало, что уровень знаний о растения у дошкольников экспериментальной группы – средний и составляет 55,5%, а уровень знаний о растения у дошкольников контрольной группы так же является средним, но составляет 70 %, то есть дошкольники обладают недостаточными знаниями о растениях.

Третьей задачей являлось разработать комплекс дидактических игр, направленных на ознакомление дошкольников с растениями. В нем были разработаны и проведены такие игры, как «Найди листок, какой покажу», «Деревья и кустарники», «Вершки и корешки», «Съедобное – несъедобное» и т.д.

Информация о работе Особенности использования дидактических игр при ознакомлении дошкольников с растениями