Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:05, курсовая работа
Проблема охраны окружающей среды встала перед человечеством сравнительно недавно.
Но уже в нашем веке, который ознаменовал себя масштабным истощением природных ресурсов, огромным количеством вредных выбросов в атмосферу и океан, уничтожением лесов и множеством иных факторов, усугубляющих положение с экологией на нашей планете, экологическая катастрофа приблизилась необычайно.
Введение
1 Сущность и содержание государственного экологического контроля
1.1 Экологическая проблема и необходимость ее государственного регулирования
1.2 Инструменты государственного экологического контроля
1.3 Нормативно-правовое регулирование государственного экологического контроля
2 Анализ системы государственного экологического контроля Российской Федерации
2.1 Органы государственного экологического контроля
2.2 Взаимодействие между органами и субъектами государственного экологического контроля
2.3 Анализ эффективности государственного экологического контроля в России
3 Разработка программы повышения эффективности государственного экологического контроля
3.1 Недостатки существующей системы государственного экологического контроля
3.2 Основные направления решения выявленных проблем
3.3 Социально-экономическая эффективность внесенных предложений
Заключение
9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;
10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
1.3 Нормативно-правовое регулирование государственного экологического контроля
Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и направлен на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» установлены[21]:
- порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора);
- права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов;
- обязанности органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю.
Требования определенные федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» обязательны при осуществлении государственного экологического контроля.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю. В журнале учета мероприятий по контролю государственным инспектором в области охраны окружающей среды производится запись о проведенном мероприятии по государственному экологическому контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля, дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по государственному экологическому контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях. Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя. При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.
При выявлении, в результате проведения мероприятия по государственному экологическому контролю, нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем государственный инспектор по охране природы обязан принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» установлено, что государственные инспектора по охране природы при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке[22]:
- приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды;
- привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
Предписание об ограничении (приостановлении) хозяйственной и иной деятельности направляется нарушителю при ведении им хозяйственной и другой деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранительного законодательства, нормативных правовых актов и причиняющей вред окружающей природной среде. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.
К гражданам, должностным лицам и юридическим лицам, нарушившим нормы законодательства в области охраны окружающей среды, государственным инспектором по охране природы может быть применено административное наказание - административный штраф (далее - штраф). При малозначительности совершенного административного правонарушения государственный инспектор может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием[23].
При совершении административного правонарушения государственный инспектор составляет протокол об административном правонарушении, что является возбуждением дела об административном правонарушении. Если нарушение совершено несколькими лицами, протокол составляется на каждое из этих лиц. При составлении протокола гражданину разъясняются его права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе. Протокол подписывается лицом, его составившим, а также лицом, привлекаемым к административной ответственности, свидетелями и потерпевшими. В случае отказа лица, привлекаемого к административной ответственности от подписания протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения, замечания по содержанию протокола и мотивы своего отказа от его подписания.
Протокол об административном правонарушении составляется инспектором, выявившим нарушение, немедленно после выявления совершения административного правонарушения (статья 28.5 КоАП РФ), как правило, на месте совершения нарушения, так как для составления протокола обязательно личное присутствие нарушителя – физического лица либо законного представителя юридического лица. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случаях, когда после выявления административного правонарушения в области охраны окружающей среды необходимо проведение экспертизы либо иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, в связи с чем составить Протокол в вышеуказанные сроки не представляется возможным, инспектором выносится Определение о возбуждении дела и проведении административного расследования (статья 28.7 КоАП РФ). В этом случае Протокол об административном правонарушении составляется по окончании административного расследования. Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца.
Протокол с соответствующими документами в течение суток с момента составления направляется должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, а в некоторых случаях, рассмотренных ниже, в суд.
При государственном экологическом контроле предприятий, в соответствии со статьей 23.29 КоАП РФ, государственные инспектора по охране природы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных:
- ст. 8.1 – несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;
- ст. 8.2 – несоблюдение экологических требований и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;
- ст. 8.4 – нарушение законодательства об экологической экспертизе;
- ст. 8.5 – сокрытие или искажение экологической информации;
- ст. 8.6 – порча земли;
- ст. 8.21 – нарушение правил охраны атмосферного воздуха;
- ст. 8.22 – выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума;
- ст. 8.23 – эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума.
В соответствии с п. 37 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ государственные инспектора по охране природы, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных:
- ч. 1 ст. 19.4 – неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль);
- ч. 1 ст. 19.5 – невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль);
- ст. 19.6 – непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
- ст. 19.7 – непредставление сведений (информации).
Рассмотрение дел по вышепоименованным статьям КоАП РФ осуществляется судом.
Можно с уверенностью сказать, что российское экологическое законодательство в целом, и законодательная база экологического контроля в частности, нуждается в серьезном усовершенствовании и доработке.
В настоящее время эти нормативные акты нуждаются в дальнейшей экологизации, которая осуществляется путем конкретизации общих экологических требований применительно к характеру производства, специфике отдельных отраслей и предприятий. Она должна охватывать акты, определяющие правовое положение государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий и организаций, акты, регулирующие производственную деятельность, применение мер ответственности в рассматриваемой сфере.
Анализ законодательства, регулирующего производственно-хозяйственную деятельность предприятий, показывает, что нормативные акты недостаточно конкретизируют экологические требования, особенно в процессе производственной деятельности, не учитывают правовой статус предприятия как субъекта экологических отношений, специфику отраслей.
Наиболее последовательно идет экологизация правительственных актов, что же касается ведомственных нормативных актов, содержащих санитарно-гигиенические, строительные, технические и технико-экономические нормы и правила, то в них практически отсутствует экологическая прослойка. Весьма малочисленна группа экологизированных норм, которые содержится в локальных правовых актах предприятий, регламентирующих вопросы совершенствования технологии производства, выпуска промышленной продукции, материального стимулирования и т. д.
2 Анализ системы государственного экологического контроля Российской Федерации
2.1 Органы государственного экологического контроля
Административная реформа оказала большое влияние на все сферы государственного управления, в том числе и в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Однако нельзя утверждать, что эти изменения носят сугубо положительный характер. Постоянные перераспределения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, преобразования природоохранных органов всех уровней не обеспечили, к сожалению, повышения эффективности публичного управления в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, в том числе в сфере экологического контроля.
В связи с этим назрела необходимость перехода от изменений форм к совершенствованию содержания: механизмов (методов) экологического управления. Одним из перспективных направлений реформирования является разработка и утверждение административных регламентов, например, по осуществлению функции государственного экологического контроля, а также по оказанию государственных услуг в области экологического нормирования (разработка проектов нормативов выбросов и сбросов).
При этом необходимо четко разграничить термины "государственные функции" и "государственные услуги". Представляется, что услугой не может являться выдача разрешений на ведение хозяйственной деятельности (выдача разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов), без получения которых такая деятельность подлежит запрету.
Вместе с тем принятие административного регламента, устанавливающего порядок государственного экологического контроля, не отвергает необходимости разработки и принятия постановления Правительства РФ о государственном экологическом контроле, предусмотренном ч. 1 ст. 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды[24]".
В результате должна сложиться следующая система правового регулирования экологического контроля: Федеральный закон "Об охране окружающей среды" - Постановление Правительства Российской Федерации "О Перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю" - административный регламент по осуществлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору функции федерального государственного экологического контроля - административные регламенты по осуществлению Федеральной службой по надзору в сфере природопользования отдельных видов природно-ресурсного контроля (лесного, водного, геологического).