Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:05, курсовая работа
Проблема охраны окружающей среды встала перед человечеством сравнительно недавно.
Но уже в нашем веке, который ознаменовал себя масштабным истощением природных ресурсов, огромным количеством вредных выбросов в атмосферу и океан, уничтожением лесов и множеством иных факторов, усугубляющих положение с экологией на нашей планете, экологическая катастрофа приблизилась необычайно.
Введение
1 Сущность и содержание государственного экологического контроля
1.1 Экологическая проблема и необходимость ее государственного регулирования
1.2 Инструменты государственного экологического контроля
1.3 Нормативно-правовое регулирование государственного экологического контроля
2 Анализ системы государственного экологического контроля Российской Федерации
2.1 Органы государственного экологического контроля
2.2 Взаимодействие между органами и субъектами государственного экологического контроля
2.3 Анализ эффективности государственного экологического контроля в России
3 Разработка программы повышения эффективности государственного экологического контроля
3.1 Недостатки существующей системы государственного экологического контроля
3.2 Основные направления решения выявленных проблем
3.3 Социально-экономическая эффективность внесенных предложений
Заключение
Как показывает анализ мирового опыта, наиболее перспективным направлением данной деятельности, одним из важных инструментов регулирования политики в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития и основным методом оценки эффективности системы экоменеджмента является процедура экологического аудита. Если за рубежом экологический аудит, начиная с 90-х гг. стал реальным инструментом управления в системе экологизации экономики природопользования и охраны окружающей среды, то в России работа в данном направлении только начинается. Как и всякая новая область деятельности, экологический аудит нуждается в разработке концептуальных основ, методических и организационных подходов к его осуществлению.
На данный момент в Российской Федерации необходимо смоделировать возможные варианты создания местных (городских) природоохранных органов, входящих в систему органов, осуществляющих государственный экологический контроль.
Первый вариант состоит в создании городских (местных) природоохранных органов экологического контроля в форме Управлений Ростехнадзора, входящих в его структуру и непосредственно подчиненных ему, либо самостоятельных структурных подразделений органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный экологический контроль и подчиненных им. Такой вариант будет актуален для крупных промышленных городов и при наличии средств федерального (или регионального) бюджета на их содержание. В этом случае местный (городской) природоохранный орган создается в организационно-правовой форме учреждения, положение о котором должно утверждаться федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъектов РФ (в зависимости от подчиненности).
Второй вариант может быть связан с легальным закреплением в законе или договоре передачи отдельных государственных полномочий в сфере государственного экологического контроля органам местного самоуправления за счет субвенций из соответствующих бюджетов. Такой вариант целесообразен в случае недостатка средств федерального (регионального) бюджета на создание федеральных (региональных) местных (городских) природоохранных органов исполнительной власти.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Российская газета, №7, 21.01.2009.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (КоАП РФ) с изменениями и дополнениями.
3. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 16.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 05.02.2007 №13-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст. 3301.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 №232-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, №48, ст. 4556.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. Федерального закона от 14.03.2009 №32-ФЗ) // Российская газета, № 6, 12.01.2002.
8. Федеральный Закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
9. Федеральный закон Российской Федерации от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 №160-ФЗ) // Российская газета, №245, 31.12.2002.
10. Федеральный закон Российской Федерации от 10.02.2009 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (в ред. Федерального закона от 10.02.2009 №18-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.08.1996, №35, ст. 4137.
11. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
12. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российская газета. 19 мая 2009 г.
13. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 401 «О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» //Собр. законодательства РФ. 2004. № 32. Ст. 3348.
14. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 года N 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года N 370 (с изменениями на 28 марта 2010 года).
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю».
16. Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности. Утверждён приказом № 858 от 14 декабря 2007
17. Алимов Л. Л. Экологическая безопасность и проблемы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды // Вестник Санкт-Петербургскою университета. 2000. Сер. 6. Вып. 3.
18. Арент К.П. Экономические аспекты экологизации народного хозяйства. Московский государственный университет природообустройства М.: 2001.
19. Балуев Д.Г. Личная и государственная безопасность: современное международно-политическое измерение. Н. Новгород, 2004.
20. Бобров А.Л. Устойчивое развитие и экономика природопользования. — М., 2002, с. 245
21. Боголюбов С.А. Современные проблемы Экологического кодекса // Экологическое право. 2005. N 6. С. 6 - 10.
22. Боголюов С.А. Федеральный государственный экологический контроль: Пособие для правоприменителей. Издательство: Проспект, 2005 – 96 с.
23. Бринчук М.М. Правовой институт экологической экспертизы и ее принципы // Журнал российского права, №9, 1998.
24. Васильева М.И. О форме и содержании нормативного акта, регулирующего общественный экологический контроль // Экологическое право России. Сборник материалов научно-практических конференций. Юбилейный выпуск. 1995 - 2004 гг. / Под ред. А.К. Голиченкова. Составители: А.К. Голиченков, И.А. Игнатьева, А.О. Миняев. М.: ТИССО, 2004. В 3 т. Т. 3. С. 47 - 56.
25. Голиченков А.К. Экологический кодекс Российской Федерации: основные элементы концепции проекта // Экологическое право России: Сб. материалов науч.-практ. конференций / Сост. А.К. Голиченков, И.А. Игнатьева, А.О. Миняев / Под ред. А.К. Голиченкова. Вып. 3. М., 2001. С. 222 - 232.
26. Гостева С.С., Гостева С.Р., Лопатина С.А. Государственная политика в области экологии и охраны окружающей среды. – М.: Еврошкола, 2004.
27. Игнатьева И.А. Кодификация экологического законодательства: современные проблемы и условия применения // Экологическое право. 2008. N 1. С. 16 - 19.
28. Игнатьева И.А. Консолидация в экологическом законодательстве России: Теоретические проблемы и перспективы применения // Журнал российского права. 2007. N 2.
29. Израэль Ю.А. Возможности предотвращения изменения климата и его негативных последствий. Проблема Киотского протокола. М.: Наука. 2006.
30. Кичигин Н.В. Совершенствование экологического контроля // Экологическое право, 2007, №3.
31. Комментарий к законодательству о федеральных государственных унитарных предприятиях / Под ред. Ю.П.Орловского, Н.А.Ушаковой. М.: Юстицинформ, 2001.
32. Комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» (постатейный) / Под ред. Кичигина Н.В., Пономарева М.В., Семьяновой А.Ю. М.: Юстицинформ, 2006.
33. Кондратьев К.Я., Данилов-Данильян В.И., Донченко В.К., Лосев К.С. Экология и политика. СПб, НИЦ экологической безопасности. 1993.
34. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию. // Собрание законодательства РФ. 1996, № 15, С. 3694 - 3701.
35. Космос и всеобъемлющая безопасность // Внешняя политика и безопасность современной России. 1991 – 2002.
36. Костин А.И. Экополитология и глобалистика. – М. Аспект Пресс, 2005.
37. Лебедева М.М. Мировая политика: – М.: Аспект Пресс, 2006.
38. Маркович Д. Ж. Социальная экология. — М.: Изд-во РУДН, 1997.
39. Новикова Е.В. // Экологическое право России: Сб. материалов науч.-практ. конференций. 1999 - 2000 гг. / Под ред. проф. А.К. Голиченкова. Вып. 2. М., 2001. С. 270 - 273.
40. Петренко В.Ф. Правовое регулирование общественного экологического контроля в сфере охраны окружающей природной среды: Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1998
41. Петров В.В. Экологический кодекс России // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1992. N 3. С. 3 - 13;.
42. Писарев В.Д. Экологизация международных отношений: политика США и глобальные тенденции. М.: Институт США и Канады РАН, 2002. - 60 с.
43. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология.- М.:1992.
44. Рыночные методы управления окружающей средой / Под ред. А.А. Голуба. - М.: ГУ ВШЭ, 2002.
45. Смышляев В.А. Экологическая безопасность России в условиях глобализации неустойчивости: политологический концепт. Дисс. д. полит. н. М.: 2005.
46. Тищенко С.В. К вопросу о муниципальном экологическом контроле II Сборник материалов III-ей межзональной научной конференции «Государев, политик, право» (Н. Новгород, 27 апреля 2005 г.). - М, Изд-во Международного юрид. ин-та, 2005. С. 233-237.
47. Ушаков И.В. Экологический лабиринт. Социально-экономические аспекты природопользования в Китае. М.: ИД «ФОРУМ», 2008. – 176 с.
48. Хлуднева Н.И. Коллизии в экологическом законодательстве // Журнал российского права, 2008, №12.
49. Хозин Г.С. Глобальные проблемы современности (критика буржуазных концепций). – М. Мысль, 1982. – 279.
50. Хрестоматия в 4-х т. М.: МГИМО и др. 2002. с. 97 – 107.
51. Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2002. С. 447.
52. Шаповалов А. Климатический хаос // Коммерсантъ. № 233/П. 14.12.2009, С. 2.
53. Яблоков А. В. Ядерная мифология. Заметки эколога об ядерной индустрии. М.: Наука, 1997.
54. Яницкий О.Н. Россия: экологический вызов (общественные движения, наука, политика). - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.
[1] Боголюбов С.А. Современные проблемы Экологического кодекса // Экологическое право. 2005. N 6. С. 6 – 10.
[2] Арент К.П. Экономические аспекты экологизации народного хозяйства. Московский государственный университет природообустройства М.: 2001.
[3] Гостева С.С., Гостева С.Р., Лопатина С.А. Государственная политика в области экологии и охраны окружающей среды. – М.: Еврошкола, 2004. – 255 с.
[4] Бобров А.Л. Устойчивое развитие и экономика природопользования. — М., 2002, с. 245
[5] Федеральный закон «Об охране ос» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. // Сборник федеральных конституционных законов и федеральных законов РФ. Выпуск 4 (130). – М.: Изд. ГД, 2002. – С. 45 – 98.
[6] Сборник законов РФ. 1996. № 15.
[7] ФЦП «Экология и природные ресурсы России на 2002 – 2010 гг.» // Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г № 860.
[8] Экологическая доктрина РФ // ЭКОС-информ. 2002. № 10.
[9] Климатическая доктрина
РФ. 17 декабря 2009 г. http://www.kremlin.ru/news/
[10] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российская газета. 19.05 2009 г.
[11] Смышляев В.А. Экологическая безопасность России в условиях глобализации неустойчивости: политологический концепт. Дисс. д. полит. н. М.: 2005.
[12] Рыночные методы управления окружающей средой / Под ред. А.А. Голуба. - М.: ГУ ВШЭ, 2002.
[13] http://www.rg.ru/org/
[14] Боголюбов С.А. Федеральный государственный экологический контроль: Пособие для правоприменителей. Издательство: Проспект, 2005 – с. 18.
[15] Муниципальный экологический контроль осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 64, 68).
[16] Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 401 «О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» //Собр. законодательства РФ. 2004. № 32. Ст. 3348.
[17] Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 года N 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года N 370 (с изменениями на 28 марта 2010 года).
[18] Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности. Утверждён приказом № 858 от 14 декабря 2007 г.