Особенности экологического контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Проблема охраны окружающей среды встала перед человечеством сравнительно недавно.
Но уже в нашем веке, который ознаменовал себя масштабным истощением природных ресурсов, огромным количеством вредных выбросов в атмосферу и океан, уничтожением лесов и множеством иных факторов, усугубляющих положение с экологией на нашей планете, экологическая катастрофа приблизилась необычайно.

Содержание работы

Введение
1 Сущность и содержание государственного экологического контроля
1.1 Экологическая проблема и необходимость ее государственного регулирования
1.2 Инструменты государственного экологического контроля
1.3 Нормативно-правовое регулирование государственного экологического контроля
2 Анализ системы государственного экологического контроля Российской Федерации
2.1 Органы государственного экологического контроля
2.2 Взаимодействие между органами и субъектами государственного экологического контроля
2.3 Анализ эффективности государственного экологического контроля в России
3 Разработка программы повышения эффективности государственного экологического контроля
3.1 Недостатки существующей системы государственного экологического контроля
3.2 Основные направления решения выявленных проблем
3.3 Социально-экономическая эффективность внесенных предложений
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 49.41 Кб (Скачать файл)

Стабильность правового регулирования общественных отношений в области охраны окружающей среды и природопользования во многом зависит от состояния системы экологического законодательства, которая недостаточно сбалансирована, имеет внутренние дефекты, в том числе коллизии.

Современное экологическое законодательство включает в себя несколько десятков федеральных законов и сотни подзаконных нормативных правовых актов, практика реализации которых показывает, что большая их часть характеризуется значительным числом законотворческих ошибок, не позволяющих достигать установленных целей правового регулирования. Часть федеральных нормативных правовых актов содержит модели поведения, применимые лишь в узкой сфере правового воздействия, а содержание некоторых из них чрезмерно декларативно. В отдельных федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах, входящих в систему экологического законодательства, присутствуют противоречия.

Перечисленные недостатки нарушают внутреннюю согласованность в системе экологического законодательства, приводят к снижению его результативности, однако именно коллизии запутывают правоприменителя, ведут к коррупции в системе государственного и муниципального управления, затрудняют реализацию целей законодательного регулирования и, как следствие, снижают эффективность экологического законодательства. По нашему мнению, наличие или отсутствие в системе экологического законодательства юридических коллизий является существенным фактором, влияющим на успех правового регулирования экологических отношений, и, следовательно, выступает своеобразным маркером эффективности действующего экологического законодательства.

Анализ федерального экологического законодательства позволил выявить целый ряд отраслевых и межотраслевых коллизий, выявляющих степень коллизионного напряжения в данной отрасли законодательства. Для иллюстрации приведем некоторые из них.

1. В соответствии с положениями ст. 42 Конституции РФ[32] гражданин Российской Федерации имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Пункт 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды[33]" закрепляет аналогичное право за каждым гражданином Российской Федерации. В то же время согласно п. 2 ст. 11 указанного Федерального закона возможность направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды предоставлена гражданам только в местах своего проживания.

2. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании[34]" не предусматривает возможность установления в РФ государственных стандартов относительно охраны окружающей среды, однако Федеральный закон "Об охране окружающей среды" определяет в ст. 29, что именно государственными стандартами устанавливаются требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля; ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду; порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.

3. Из содержания п. 1 ст. 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" следует, что государственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется несколькими федеральными органами исполнительной власти. Однако в п. 4 этой же статьи речь идет уже о должностных лицах одного федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль.

4. Пунктом 3 ст. 70 Федерального закона "Об охране окружающей среды" право на проведение научных исследований в области охраны окружающей среды предоставлено только научным организациям, в то же время, исходя из содержания ст. 3 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике[35]", можно сделать вывод о том, что научную деятельность вправе осуществлять не только юридические лица, но и физические лица - граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства. Таким образом, Федеральный закон "Об охране окружающей среды" существенно сужает перечень субъектов, наделенных правом на осуществление научно-исследовательской деятельности в области охраны окружающей среды.

Причины появления коллизий в экологическом законодательстве различны. С одной стороны, возникновение коллизий связано с объективными проблемами эколого-правового регулирования, а с другой - обусловлено влиянием целого ряда субъективных факторов, связанных с деятельностью человека (в первую очередь с деятельностью законодателя и правоприменителя).

Исследование коллизий в экологическом законодательстве позволило выявить следующие причины их появления:

1) экологическое законодательство - это относительно молодая отрасль российского законодательства, которая сформировалась лишь к концу XX в., существенно обновилась в начале XXI в. и продолжает модернизироваться в настоящее время. В последнее десятилетие экологическое законодательство развивается в бурный период реформ и безудержного нормотворчества, воспринимая все их положительные и отрицательные стороны. Если другие отрасли более инерционны, стабильны, то экологическое законодательство, напротив, - стихийно развивающаяся отрасль законодательства, нормативная правовая база которой нередко изменяется бессистемно. В условиях постоянного законодательного реформирования избежать появления коллизий в экологическом законодательстве практически невозможно;

2) экологическое законодательство в значительной мере формировалось под влиянием естественных наук и их представителей, преувеличивающих роль закона в регулировании общественных отношений, возникающих в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Это привело к тому, что в экологическом законодательстве большой удельный вес имеют нормы общего (по своей сути декларативного) характера и, как следствие, преобладают многочисленные ссылки в законодательных актах к актам подзаконного уровня (речь идет о нормах, закрепляющих экологическое нормирование, экологический аудит и т.д.), что, в свою очередь, стимулирует возникновение коллизий в экологическом законодательстве;

3) преобладание в правовом регулировании экологических отношений фрагментарного пообъектного подхода, не вполне соответствующего природным законам развития естественных экологических систем, не учитывающего общую взаимосвязь всех компонентов окружающей среды, способствует появлению внутрисистемных коллизий в экологическом законодательстве;

4) высокая степень интенсивности правового регулирования общественных отношений в области охраны окружающей среды и природопользования нередко приводит к дублированию содержания предписаний эколого-правовых норм, способствует появлению законотворческих ошибок, в том числе и коллизий;

5) вопросы охраны окружающей среды отнесены Конституцией РФ к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. В этой связи расширение границ коллизионного поля происходит за счет принятия региональных нормативных правовых актов, нередко противоречащих федеральному законодательству;

6) появление коллизий в экологическом законодательстве обусловлено также несоблюдением правил законодательной техники при подготовке и принятии нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды и природопользования, отсюда нечеткость в формулировании отдельных эколого-правовых предписаний, терминологические расхождения, иные законотворческие ошибки.

Эти и другие факторы свидетельствуют о своевременности постановки и решении проблемы коллизионности в экологическом законодательстве с помощью эффективных способов, средств и процедур. Остановимся на исследовании некоторых из них.

Самым эффективным способом разрешения коллизий в экологическом законодательстве является нормотворческий способ.

В процессе нормотворчества происходит либо отмена одной из конфликтующих эколого-правовых норм, либо отмена всех коллизионных юридических предписаний. Так, в результате принятия Федерального закона от 24 июня 2008 г. N 93-ФЗ "О внесении изменения в статью 64 Федерального закона "Об охране окружающей среды", исключившего муниципальный экологический контроль из перечня видов экологического контроля, осуществляемых в РФ, была устранена коллизия между п. 2 ст. 64 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и главой 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". До внесения указанных изменений п. 2 ст. 64 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в числе иных видов экологического контроля называл муниципальный экологический контроль, проводимый органами местного самоуправления. В то время как Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проведение муниципального экологического контроля не относит к вопросам местного значения.

В процессе текущего правотворчества должны быть устранены и другие коллизии между нормами, содержащимися в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", и нормами, закрепленными в иных нормативных правовых актах. Речь, в частности, идет о необходимости внесения изменений и дополнений в ст. 11, 29, 70 и др. этого Федерального закона.

Одним из способов преодоления коллизий в экологическом законодательстве выступает официальное толкование, направленное на разъяснение содержания эколого-правовых предписаний. В подтверждение сказанного приведем несколько примеров, демонстрирующих роль официального толкования в процессе преодоления коллизий в экологическом законодательстве.

1. Почти полтора десятилетия шли дискуссии, переходящие в жесткие споры, о российской конституционной формуле использования и охраны природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и только с принятием Постановления КС РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" все дискуссии были окончены.

КС РФ признал, что субъект Федерации не вправе объявить своим достоянием (собственностью) природные ресурсы на своей территории и осуществлять такое регулирование отношений собственности на природные ресурсы на своей территории, которое ограничивает их использование в интересах всех народов РФ, поскольку этим нарушается суверенитет России.

2. Определением КС РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О была решена коллизия, возникшая между Конституцией РФ и Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", и определена правовая природа платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Определением КС РФ указанное Постановление Правительства Российской Федерации было признано не противоречащим Конституции Российской Федерации, а платежи за негативное воздействие на окружающую среду были отнесены к индивидуально-возмездным, компенсационным платежам, являющимися по своей природе не налогом, а фискальным сбором - формой возмещения экономического ущерба от негативного воздействия на окружающую среду.

К числу средств, способствующих предотвращению появления коллизий в экологическом законодательстве, следует отнести его систематизацию, цель которой совершенствование и упорядочение экологического законодательства.

Одна из ведущих форм систематизации законодательства - кодификация, предполагающая обобщение и модернизацию содержания действующих нормативных правовых актов, результатом которой является создание единого, упорядоченного, юридически и логически цельного нормативного правового акта, как правило, кодекса.

О возможности проведения кодификации экологического законодательства в форме принятия Экологического кодекса РФ не раз было заявлено в различных научных[36] и общественно-политических кругах. При этом вопрос о целесообразности применения данной формы систематизации на современном этапе развития экологического законодательства России решается далеко не однозначно. Одни выступают за ее проведение, другие - против.

По мнению А.К. Голиченкова, существование Экологического кодекса возможно при условии, что это будет акт не отраслевой, а межотраслевой кодификации, принятый вместо всех существующих отраслевых природоресурсных кодексов (Лесного, Земельного, Водного), природоохранных и природоресурсных Законов (об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха и др.), и он должен быть представлен как свод природоохранных и природоресурсных законов, целью создания которого в числе прочих является отработка коллизионных норм[37].

Е.В. Новикова, рассматривая возможность отраслевой кодификации экологического законодательства, считает, что "такая альтернативная форма будущего акта законодательства, как Экологический кодекс, может быть предметом рассмотрения, однако с учетом определенных оговорок и сложностей[38]". И здесь в первую очередь она указывает на отсутствие достаточной нормативной правовой базы, которую следовало бы упорядочить принятием кодифицированного акта.

Профессор С.А. Боголюбов подчеркивает, что "к идее разработки Экологического кодекса нужно относиться серьезно, компетентно, чтобы не породить очередных разочарований общества в возможностях решения социально-экономических и экологических проблем с помощью закона. Кодекс должен отличаться от простого закона не только формой, не только названием, но и качественно иным наполнением, иным содержанием. Подготовку и принятие качественно нового головного экологического закона в виде Экологического кодекса необходимо сделать новой вехой в систематизации экологического законодательства, неким переломным моментом в отношениях общества и природы, а не демонстрацией бурного правотворчества и изображения видимого движения вперед[39]".

Сходной позиции придерживается и И.А. Игнатьева, считающая, что "создание Экологического кодекса - это реальная перспектива отрасли экологического законодательства... в настоящее время его принятие совсем не является остроактуальным... кодификация в форме Экологического кодекса будет применимой лишь тогда, когда исчерпаны все другие возможности совершенствования данной отрасли[40]".

Информация о работе Особенности экологического контроля