Применение средств наглядности на уроках окружающего мира в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: правильный выбор и сочетание различных форм средств наглядности позволяет разнообразить ход урока и повысить качество обучения. Но в последнее время появляются два противоречия: большие требования программы и однообразие используемых наглядных средств.
Курс естествознания в школе призван вооружить учащихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между нами, а также о взаимодействии человека и природы. Ведущими методами работы в области естествознания являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......
3

ГЛАВА 1 Теоретические основы использования средств наглядности обучения в начальных классах.
1.1 Принцип использования средств наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов…………………………………......




5
1.2 Классификация наглядных средств обучения в начальном
естествознании…………………………………………………………………..

9

ГЛАВА 2 Понятие и сущность ИКТ

2.1 Использование ИКТ на уроках начального естествознания……………
2.2 Комплексное использование средств обучения………………………....

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....
24
32

35


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА..doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ                        ГБОУ СПО САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

Курсовая работа

 

На тему: «Применение средств  наглядности на уроках  окружающего  мира в начальной школе».

 

 

                                                                         

 

 

                                                                          Выполнила:

                                                                          Тимофеева Анжела Сергеевна

                                                                          Студентка 32 группы,

                                                                          специальность 050719.59

                                                                          «Коррекционная педагогика

                                                                          в начальном образовании»

 

                                                                          Научный руководитель:

                                                                          Шутилкина Светлана Борисовна

 

 

Допустить к защите:                                      Курсавая работа защищена:                                                              

«___»_______2013 г.                                      «___»___________2013 г.

Руководитель                                                  Оценка_______________

___________Шутилкина С.Б                         Председатель ПЦК                                   

                                                                          Естественно - научных дисциплин

 

 

 

 

 

г.о Самара 2013 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......

3

 

ГЛАВА   1    Теоретические основы использования  средств наглядности обучения в  начальных классах.

1.1 Принцип использования средств наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов…………………………………......

 

 

 

 

5

1.2 Классификация наглядных средств обучения в начальном

естествознании…………………………………………………………………..

 

9

 

ГЛАВА 2  Понятие  и сущность ИКТ

 

2.1 Использование ИКТ на уроках начального естествознания……………

2.2 Комплексное использование средств обучения………………………....

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....

24

32

 

35

   

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………

 

 

37


 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы: правильный выбор и сочетание различных форм средств наглядности позволяет разнообразить ход урока и повысить качество обучения. Но в последнее время появляются два противоречия: большие требования программы и однообразие используемых наглядных средств.

  • Курс естествознания в школе призван вооружить учащихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между нами, а также о взаимодействии человека и природы. Ведущими методами работы в области естествознания являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы.

  • Однако в условиях классных занятий не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения, в которые входят таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы и кинофрагменты, мультимедийное оборудование.

  • На уроках естествознания эти наглядные пособия можно использовать в различных сочетаниях в зависимости от темы и цели урока.

  • Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения естествознания в средней школе. Однако будущий учитель естествознания должен дифференцированно подходить к пониманию термина "наглядность" так как его используют для выражения разных педагогических понятий.

 

Объект исследования: процесс обучения младших школьников на уроках «Окружающего мира».

Предмет исследования: использование средств наглядности обучения на уроках «Окружающего мира».

Цель исследования: выявить пути использования средств наглядности в обучении младших школьников в курсе «Окружающего мира».

Задачи исследования:

1. Определить сущность  понятия «наглядные средства  обучения» и принципы использования  средств обучения.

2.  Изучить классификацию  средств наглядности.

3.  Раскрыть особенности  использования ИКТ на уроках  окружающего мира.

4. Раскрыть значение  комплексного использования наглядных средств обучения на уроках окружающего мира.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования:

1. Изучение и анализ  психолого-педагогической и методической

Литературы по проблеме использования.

2. Анализ и обобщение передового педагогического опыта, с целью решения проблемы использования наглядных и технических средств обучения в практике работы учителей.

  • Гипотеза: если систематически применять различные наглядные средства уроках окружающего мира, то это может привести к лучшему усвоению учебного материала и повышению уровня знаний учащихся на уроках начального естествознания.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические основы использования средств наглядности  обучения в начальных классах.

1.1 Принцип использования средств наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов.

 

Использование средств наглядности  для формирования понятий, но  для  понимания отвлечённых связей и  зависимостей - одно из важнейших положений  дидактики, основанной на методологии  диалектического материализма. Ощущение и понятие - различные ступени единого процесса познания.

Еще Я. А. Коменский выдвинул "золотое  правило": "всё, что можно, предоставлять  для восприятия чувствам...". Требование, чтобы знания черпались учениками, прежде всего из собственных наблюдений, сыграло большую роль в обучении. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядных средств обучения с необходимой полнотой и разносторонностью.

Принцип наглядных средств был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, т. е. сформировать у учащихся понятия.

В педагогической системе К. Д. Ушинского  использование наглядные средства в обучении органически связано  с преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим средством  добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова, служит наглядные средства. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребёнком и чтобы под руководством учителя "...ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово".

В современной дидактике  понятие наглядных средств относится  к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и  др.). Ни один из видов наглядных пособий  не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы, например, наибольшее значение, имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики - условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством  наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое  применение наглядных средств в  обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников.

Когда у учащихся имеются  необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлечённого мышления учащихся. Это правило относится  не только к средним и старшим, но и к начальным классам. Опираясь на восприятие младшими школьниками множеств и отношений между ними, надо уже в 1-м классе постепенно переходить к обобщению наглядных отношений, добиваясь их понимания в отвлечённом плане.

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и наглядных средств, при всём их многообразии составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое ведет учащихся, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов.

При другой форме сочетания, резко отличающейся от только что  описанной, сведения о предметах  и процессах учащиеся получают из словесных сообщений учителя, а наглядные средства служат для подтверждения или конкретизации словесных сообщений. В этом случае, на уроке, посвященном той же теме (серная кислота), учитель сам рассказывает о её физических свойствах и показывает эти свойства.

Первая из упомянутых форм сочетания является более эффективной  не только для усвоения знаний, но и  для развития наблюдательности школьников. Превосходство первой формы сказывается  особенно резко тогда, когда должен быть осуществлён тонкий анализ объекта, например, при изучении внутреннего строения листа. Поскольку применение другой формы сочетания требует меньше времени, можно прибегать к ней, когда производится сравнительно "грубый" анализ объектов. Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядных средств, их вариантов и сравнительной эффективности даёт возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.

В.В. Половцев обосновал роль наглядности в выборе методов обучения. Б.Е. Райков создал первую классификацию средств обучения биологии. Варианты возможных сочетаний слова и наглядности для активизации развития учащихся показал Л.В. Занков. А С.Г. Шаповаленко предложил делить средства обучения не по внешним атрибутам, а с учетом и роли в учебном процессе.

Наглядность является необходимым  и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения естествознания в средней школе. Однако будущий  учитель должен дифференцированно подходить к пониманию термина "наглядность," так как его используют для выражения разных педагогических понятий. Различают такие понятия, как принцип наглядности, наглядность как средство обучения и наглядное пособие.

Термином "наглядность" обычно обозначают принцип, которым руководствуется учитель в процессе обучения естествознанию. Наглядность обеспечивает единение чувственного и логического, конкретного и абстрактного, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.

Наглядность как средство обучения предназначена для создания у учащихся статических и динамических образов. Она может быть предметной или изобразительной. Понятие "средство наглядности" (наглядное средство) очень близко по содержанию с понятием "наглядное пособие", но значительно шире по объему. Так, например, опыт по испарению, телепередача, рисунок на доске, рисунки в учебнике принадлежат к средствам наглядности, но не являются наглядными пособиями.

Наглядные пособия - это  конкретные объекты, используемые учителем на уроке. Они могут быть в виде коллекций, гербария, живых растений и животных, таблиц с рисунками и схемами, муляжей, аппликаций, диафильмов, раздаточного материала, дидактических карточек. Наглядные пособия, выражающие биологическое содержание изучаемых предметов и явлений - основные средства обучения, а различные приборы, инструменты, техническое оборудование вспомогательные.

О важности применения наглядных средств обучения в  учебном процессе по естествознанию писал еще в XVIII веке В. Ф. Зуев: «При рассуждении о какой-либо вещи учитель показывает оную в самой натуре или по крайней мере по картинке». Впоследствии такие известные ученые-методисты, как А. Л. Герд, Л. С. Севрук, В. П. Вахтеров, С. А. Павлович, И. П. Ягодовский, М. Н. Скаткин, в своих работах указывали на большое значение наглядных средств обучения при знакомстве детей с природой. Исследования современных психологов, дидактов и методистов, например Л. В. Занкова, В. П. Голова, Н. Г. Конобеевского, Г. Ф. Суворовой, убедительно доказали, что применение наглядных средств повышает качество обучения, способствует формированию познавательного интереса к природе и учебному предмету.

Информация о работе Применение средств наглядности на уроках окружающего мира в начальной школе