Применение средств наглядности на уроках окружающего мира в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: правильный выбор и сочетание различных форм средств наглядности позволяет разнообразить ход урока и повысить качество обучения. Но в последнее время появляются два противоречия: большие требования программы и однообразие используемых наглядных средств.
Курс естествознания в школе призван вооружить учащихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между нами, а также о взаимодействии человека и природы. Ведущими методами работы в области естествознания являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......
3

ГЛАВА 1 Теоретические основы использования средств наглядности обучения в начальных классах.
1.1 Принцип использования средств наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов…………………………………......




5
1.2 Классификация наглядных средств обучения в начальном
естествознании…………………………………………………………………..

9

ГЛАВА 2 Понятие и сущность ИКТ

2.1 Использование ИКТ на уроках начального естествознания……………
2.2 Комплексное использование средств обучения………………………....

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....
24
32

35


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА..doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

Учебные диафильмы. Диафильм – статичное изображение на пленке, объединенное единой сюжетной линией и в связи с этим имеющее определенную последовательность подачи материала темы.

Для начальных классов  особенно большое значение имеет  изобразительный ряд диафильмов. Он может состоять из, документального материала (фотографии, документы) и быть рисованным.

На документальном материале  строятся главным образом диафильмы  очеркового характера, а на рисованном - сюжетного.

По построению диафильмы  могут быть целостными и фрагментарными.

Как правило, зрительный ряд диафильмов сопровождается подписями - субтитрами, но многие учителя с полным основанием не читают подкадровые надписи в классе, заменяя их беседой с учащимися.

Учебные диапозитивы. Диапозитивы - фотографическое позитивное изображение на пленке, помещающееся в специальную картонную или пластмассовую рамку.

Серии диапозитивов созданы  ко всем учебным предметам начальной  школы, и значительная часть их предназначена  для внеклассной работы. Традиционно  учителя начальных классов использовали в качестве иллюстраций к своему рассказу.

 В настоящее время  созданы и широко используются  серии диапозитивов к курсу  «Окружающий мир», например серии  диапозитивов "Времена года", "Животные  в разные времена года", "Растения  в разные времена года", "Вода в природе", "Лес".

Диапозитивы, как и  диафильмы, при объяснении учителя  выполняют главным образом иллюстративную функцию, помогая учащимся воспринимать учебный материал, так как создают  более полное представление о  событии или явлении. Но обучающие  функции этих статичных пособий не ограничиваются, конечно, только иллюстрацией рассказа учителя. Они могут служить материалом и для проверки знаний учащихся, и для проведения устных и письменных сочинений.

Транспаранты к кодоскопу. На уроках часто используется графопроектор (кодоскоп) - прибор, предназначенный для демонстрации крупноформатных транспарантов, выполненных на прозрачной пленке. Транспаранты можно показывать как по одному, так и серией. За счет последовательного накладывания одного транспаранта на другой создается иллюзия движения и развития. Статичные изображения приобретают определенную динамику. Графопроектор помогает учителю преподнести учебный материал поэтапно, логическими частями. Это способствует лучшему пониманию, усвоению материала, внимание школьников концентрируется на самом главном.

Использование транспарантов  к графопроектору в учебно-воспитательном процессе способствует формированию у  учащихся умения анализировать, сравнивать, сопоставлять и синтезировать.

 

Глава 2  Понятие  и сущность ИКТ.

2.1 Использование  ИКТ на уроках естествознания.

Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) – наиболее современное средство наглядности, которое активно внедряется в последнее время в начальную школу и занимает особое место в ряду экрано-звуковых средств.

Одной из главных задач  школы является формирование информационной компетенции, которая предполагает умения: искать, выбирать, передать информацию, проектировать объекты и процессы.

Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего  процесса компьютеризации. Теперь учителю представилась возможность сделать урок естествознания  более ярким и увлекательным.

Благодаря применению ИКТ  на уроках «Окружающего мира» повышается познавательная активность учащихся. Им уже самим хочется открыть  для себя что-то новое, решить какие-то волнующие их вопросы. Таким образом, появляется возможность решить ещё одну актуальную задачу - обеспечение мотивации на уроках.

ИКТ является прекрасным средством наглядности, отображающим рабочий процесс на уроке. При  выполнении заданий ребята могут сверить свои ответы с выведенными на экране вариантами и при этом пережить ситуацию успеха, если ответ правильный или обнаружить ошибку, если ответ неверный, и продолжить поиск верного решения.

Использование ИКТ на уроках начального естествознания вызывает живой интерес у учащихся, ведь молодое поколение уже не мыслит свою жизнь без компьютеров. В то же время компьютеры в нашей стране имеет не каждая семья. В связи с этим, уроки с применением ИКТ приобщают молодых людей к новым компьютерным технологиям, реализуют возможность овладения технической информацией в школе.

Чтобы использовать электронные  материалы, учителю необходимо определить, где на уроке будет применен этот материал и с какой целью, продумать  четкость в переходах от одного вида работы к другому, что повышает интенсивность урока.

На уроках окружающего  мира информационные технологии использую направленно с целью:

  • повышения познавательного интереса к изучаемому предмету,
  • расширения границ информационного поля путем применения новых средств обучения,
  • использование новых форм наглядностей, призванных отобразить деятельность учителя и учащихся на уроках.
  • развития мышления, воображения,
  • способности давать самооценку,
  • планировать свои действия,
  • мотивационного компонента учебной деятельности.

Функции учителя при  работе с использованием ИКТ  на уроке.

Основными функциями  учителя при работе с использованием на уроке электронного учебного материала  являются:

  • Организация учебного процесса на уровне класса и предмета в целом.
  • Организация внутриклассной активизации, инструктаж, управление.
  • Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи.
  • Подготовка различных видов учебного демонстрационного материала, учебно-наглядных пособий, связанных с предметным содержанием урока.

Одним из результатов  обучения и воспитания в начальной  школе должна стать готовность учащихся к овладению современными компьютерными  технологиями и способность актуализировать  полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. В связи с этим возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Уроки начального естествознания с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Таким образом, ИКТ в образовательном процессе позволяет решать одну из важнейших задач обучения – повышение уровня знаний.  Компьютер вызывает стойкий интерес у детей с ограниченными возможностями здоровья, он помогает им учиться с увлечением, добиваться высоких результатов в овладении школьными предметами.  Они уже стали надежными помощниками учителя, преподающего окружающий мир и естествознание. Компьютер, несомненно, уже стал оперативным средством наглядности в обучении на уроках естествознания, но он может и должен помочь в отработке некоторых практических умений, организации и проведении опроса и контроля знаний учащихся, а также в выполнении творческих домашних заданий. 

Надо отметить, что  информационно-коммуникативные технологии позволяют:

1. Представлять обучаемому  информацию в различной форме:  текст, графика, аудио, видео,  анимация и т.д. 

2. Выдавать большой  объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей.  3.Активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти.

4. Мобилизовать внимание  обучаемого.

5. Печатать, воспроизводить  и комментировать информацию.

6. Выходить в мировое информационное сообщество.

7. Использовать мировые  информационные ресурсы в учебных  целях. 

8. Ученик, эффективно  и умела владеющий технологиями, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит  к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

 Обучающийся становится  ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим и настойчивым. Можно  сделать общие выводы о возможности  использования ИКТ на уроках  естествознания:

1. Компьютер действительно  обладает достаточно широкими возможностями в создании благоприятных условий для работы учителя и учащихся и выводит на качественно новый уровень применения традиционных методов обучения начальному естествознанию.                     

2. Использование ИКТ  позволяет сочетать новые и традиционные технологии.                                                                                                        

3. Использование ИКТ  на уроках дает возможность  для разнообразия форм работы  и деятельности учащихся, активизирует  внимание, повышает творческий потенциал личности.                                                                        

4. ИКТ развивает самостоятельность  учащихся, умение находить, отбирать  и оформлять материал к уроку,  используя различные источники. 

5.  Использование тестовых заданий не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность детям самим оценить свои знания.

6. Применение ИКТ на  уроках позволяет учащимся в  более яркой форме рассматривать  понятия и определения, видеть  различные объекты и явления природы на фотографиях и видеороликах, закреплять материал в интересной форме.

7. Систематичное и  активное использование ИКТ на  уроках начального естествознания  приводит к повышению интереса, а значит и влияет на качество  обучения.

Виды ИКТ

  • Презентация Power Point
  • Кинофрагменты учебных фильмов
  • Мультимедийные учебные пособия
  • Мультипликации
  • Обучающие интерактивные игры
  • Графический планшет
  • Программа «Point»
  • интерактивная доска

Работа с интерактивной  доской

Одним из последних современных  цифровых устройств из класса ИКТ является электронная интерактивная доска «ИД - это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. ИД в совокупности с персональным компьютером дает новые возможности образовательному процессу, а именно интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность и новый уровень производительности. К компьютеру, а, следовательно, и к интерактивной доске, может быть подключено любое дополнительное цифровое оборудование: микроскоп, фотоаппарат или видеокамера (со всеми отображаемыми материалами можно работать прямо во время учебного занятия).

Интерактив - это поочередное  взаимодействие сторон (от передачи информации до произведенного действия), где в  качестве сторон выступают преподаватель, учащийся и используемый цифровой образовательный ресурс. Каждое действие или реакция участников взаимодействия отражается на доске, доступно для рассмотрения, осознания и обсуждения образовательного действа.

Мультимедиа - это представление  объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. в комбинации средств передачи информации.

Коммуникативность - это  возможность непосредственного  общения участников образовательного процесса, контроль за его состоянием, оперативность диалога. Другая сторона коммуникативности - возможность оперативной передачи информации каждому участнику образовательного процесса, что более применимо в случае с интерактивным устройством.

Моделинг - имитационное моделирование реальных объектов или  процессов, явлений, а также имитация посредством компьютера взаимодействия пользователя с реальным миром, т.е. тренинг поведения, моделирование действий человека. Моделинг реализуем при помощи интерактивной доски только при наличии соответствующего цифрового образовательного ресурса. В данном случае возможности ИД делают процесс работы с моделью не достоянием одного человека, но и открывают этот процесс для группы, предоставляя возможность как индивидуального, так и коллективного взаимодействия с моделью, обсуждения ее работы и получившихся результатов.

Производительность в  контексте использования компьютера означает автоматизацию нетворческих рутинных операций. Это и инструменты  поиска информации, доступ к распределенным базам данных, возможность быстрой  переконфигурации материала и т.д. Говоря о производительности, можно сказать, что эта характеристика - прерогатива персонального компьютера. Но при работе с группой учащихся именно интерактивная доска на первых этапах позволяет повысить производительность процесса обучения за счет одновременной работы со всеми. Интерактивная доска, подключенная к компьютеру и проектору, позволяет показывать видео, слайды, схемы, и графики, наносить специальным маркером различные надписи и пометки, исправлять тексты и т.д. По заданным программам интерактивная доска переключается на изображения, например, на занятиях по истории изобразительного искусства - с одного произведения живописи, скульптуры, памятника архитектуры на другой».

Информация о работе Применение средств наглядности на уроках окружающего мира в начальной школе