Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 15:45, курсовая работа
Актуальность темы: правильный выбор и сочетание различных форм средств наглядности позволяет разнообразить ход урока и повысить качество обучения. Но в последнее время появляются два противоречия: большие требования программы и однообразие используемых наглядных средств.
Курс естествознания в школе призван вооружить учащихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между нами, а также о взаимодействии человека и природы. Ведущими методами работы в области естествознания являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......
3
ГЛАВА 1 Теоретические основы использования средств наглядности обучения в начальных классах.
1.1 Принцип использования средств наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов…………………………………......
5
1.2 Классификация наглядных средств обучения в начальном
естествознании…………………………………………………………………..
9
ГЛАВА 2 Понятие и сущность ИКТ
2.1 Использование ИКТ на уроках начального естествознания……………
2.2 Комплексное использование средств обучения………………………....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....
24
32
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ………………
Учебные диафильмы. Диафильм – статичное изображение на пленке, объединенное единой сюжетной линией и в связи с этим имеющее определенную последовательность подачи материала темы.
Для начальных классов
особенно большое значение имеет
изобразительный ряд
На документальном материале строятся главным образом диафильмы очеркового характера, а на рисованном - сюжетного.
По построению диафильмы могут быть целостными и фрагментарными.
Как правило, зрительный ряд диафильмов сопровождается подписями - субтитрами, но многие учителя с полным основанием не читают подкадровые надписи в классе, заменяя их беседой с учащимися.
Учебные диапозитивы. Диапозитивы - фотографическое позитивное изображение на пленке, помещающееся в специальную картонную или пластмассовую рамку.
Серии диапозитивов созданы
ко всем учебным предметам начальной
школы, и значительная часть их предназначена
для внеклассной работы. Традиционно
учителя начальных классов
В настоящее время созданы и широко используются серии диапозитивов к курсу «Окружающий мир», например серии диапозитивов "Времена года", "Животные в разные времена года", "Растения в разные времена года", "Вода в природе", "Лес".
Диапозитивы, как и
диафильмы, при объяснении учителя
выполняют главным образом
Транспаранты к кодоскопу. На уроках часто используется графопроектор (кодоскоп) - прибор, предназначенный для демонстрации крупноформатных транспарантов, выполненных на прозрачной пленке. Транспаранты можно показывать как по одному, так и серией. За счет последовательного накладывания одного транспаранта на другой создается иллюзия движения и развития. Статичные изображения приобретают определенную динамику. Графопроектор помогает учителю преподнести учебный материал поэтапно, логическими частями. Это способствует лучшему пониманию, усвоению материала, внимание школьников концентрируется на самом главном.
Использование транспарантов к графопроектору в учебно-воспитательном процессе способствует формированию у учащихся умения анализировать, сравнивать, сопоставлять и синтезировать.
Глава 2 Понятие и сущность ИКТ.
2.1 Использование ИКТ на уроках естествознания.
Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) – наиболее современное средство наглядности, которое активно внедряется в последнее время в начальную школу и занимает особое место в ряду экрано-звуковых средств.
Одной из главных задач
школы является формирование информационной
компетенции, которая предполагает
умения: искать, выбирать, передать информацию,
проектировать объекты и
Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Теперь учителю представилась возможность сделать урок естествознания более ярким и увлекательным.
Благодаря применению ИКТ на уроках «Окружающего мира» повышается познавательная активность учащихся. Им уже самим хочется открыть для себя что-то новое, решить какие-то волнующие их вопросы. Таким образом, появляется возможность решить ещё одну актуальную задачу - обеспечение мотивации на уроках.
ИКТ является прекрасным средством наглядности, отображающим рабочий процесс на уроке. При выполнении заданий ребята могут сверить свои ответы с выведенными на экране вариантами и при этом пережить ситуацию успеха, если ответ правильный или обнаружить ошибку, если ответ неверный, и продолжить поиск верного решения.
Использование ИКТ на уроках начального естествознания вызывает живой интерес у учащихся, ведь молодое поколение уже не мыслит свою жизнь без компьютеров. В то же время компьютеры в нашей стране имеет не каждая семья. В связи с этим, уроки с применением ИКТ приобщают молодых людей к новым компьютерным технологиям, реализуют возможность овладения технической информацией в школе.
Чтобы использовать электронные материалы, учителю необходимо определить, где на уроке будет применен этот материал и с какой целью, продумать четкость в переходах от одного вида работы к другому, что повышает интенсивность урока.
На уроках окружающего мира информационные технологии использую направленно с целью:
Функции учителя при работе с использованием ИКТ на уроке.
Основными функциями учителя при работе с использованием на уроке электронного учебного материала являются:
Одним из результатов
обучения и воспитания в начальной
школе должна стать готовность учащихся
к овладению современными компьютерными
технологиями и способность актуализировать
полученную с их помощью информацию
для дальнейшего самообразовани
Надо отметить, что
информационно-коммуникативные
1. Представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.
2. Выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей. 3.Активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти.
4. Мобилизовать внимание обучаемого.
5. Печатать, воспроизводить и комментировать информацию.
6. Выходить в мировое информационное сообщество.
7. Использовать мировые
информационные ресурсы в
8. Ученик, эффективно
и умела владеющий
Обучающийся становится
ищущим, жаждущим знаний, неутомимым,
творческим и настойчивым.
1. Компьютер действительно
обладает достаточно широкими возможностями в создании благоприятных
условий для работы учителя и учащихся
и выводит на качественно новый уровень
применения традиционных методов обучения
начальному естествознанию.
2. Использование ИКТ
позволяет сочетать новые и традиционные технологии.
3. Использование ИКТ
на уроках дает возможность
для разнообразия форм работы
и деятельности учащихся, активизирует
внимание, повышает творческий потенциал личности.
4. ИКТ развивает
5. Использование тестовых заданий не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность детям самим оценить свои знания.
6. Применение ИКТ на
уроках позволяет учащимся в
более яркой форме
7. Систематичное и
активное использование ИКТ на
уроках начального
Виды ИКТ
Работа с интерактивной доской
Одним из последних современных цифровых устройств из класса ИКТ является электронная интерактивная доска «ИД - это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. ИД в совокупности с персональным компьютером дает новые возможности образовательному процессу, а именно интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность и новый уровень производительности. К компьютеру, а, следовательно, и к интерактивной доске, может быть подключено любое дополнительное цифровое оборудование: микроскоп, фотоаппарат или видеокамера (со всеми отображаемыми материалами можно работать прямо во время учебного занятия).
Интерактив - это поочередное взаимодействие сторон (от передачи информации до произведенного действия), где в качестве сторон выступают преподаватель, учащийся и используемый цифровой образовательный ресурс. Каждое действие или реакция участников взаимодействия отражается на доске, доступно для рассмотрения, осознания и обсуждения образовательного действа.
Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. в комбинации средств передачи информации.
Коммуникативность - это возможность непосредственного общения участников образовательного процесса, контроль за его состоянием, оперативность диалога. Другая сторона коммуникативности - возможность оперативной передачи информации каждому участнику образовательного процесса, что более применимо в случае с интерактивным устройством.
Моделинг - имитационное моделирование реальных объектов или процессов, явлений, а также имитация посредством компьютера взаимодействия пользователя с реальным миром, т.е. тренинг поведения, моделирование действий человека. Моделинг реализуем при помощи интерактивной доски только при наличии соответствующего цифрового образовательного ресурса. В данном случае возможности ИД делают процесс работы с моделью не достоянием одного человека, но и открывают этот процесс для группы, предоставляя возможность как индивидуального, так и коллективного взаимодействия с моделью, обсуждения ее работы и получившихся результатов.
Производительность в
контексте использования
Информация о работе Применение средств наглядности на уроках окружающего мира в начальной школе