Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 15:45, курсовая работа
Актуальность темы: правильный выбор и сочетание различных форм средств наглядности позволяет разнообразить ход урока и повысить качество обучения. Но в последнее время появляются два противоречия: большие требования программы и однообразие используемых наглядных средств.
Курс естествознания в школе призван вооружить учащихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между нами, а также о взаимодействии человека и природы. Ведущими методами работы в области естествознания являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......
3
ГЛАВА 1 Теоретические основы использования средств наглядности обучения в начальных классах.
1.1 Принцип использования средств наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов…………………………………......
5
1.2 Классификация наглядных средств обучения в начальном
естествознании…………………………………………………………………..
9
ГЛАВА 2 Понятие и сущность ИКТ
2.1 Использование ИКТ на уроках начального естествознания……………
2.2 Комплексное использование средств обучения………………………....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....
24
32
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ………………
К интерактивной доски в комплекте можно установить еще и интерактивную систему, предназначенную для проведения опросов на занятиях по закреплению материала и контролю знаний, которая позволяет включать в образовательный процесс тренинги, тесты и т.д. Интерактивная система опросов может применяться для оценки уровня усвоения учебного материала, для проведения тестирования на выбор из нескольких альтернативных вариантов, для подведения итогов по окончании лекций.
На занятиях по Истории изобразительного искусства и культуры тоже возможно применение интерактивной системы опросов. Для этого необходимо подготовить тестовые материалы. На сегодняшний день, учитывая условия прохождения государственной аттестации высших образовательных учреждений в рамках интернет - тестирования, подобные тестовые опросы являются полезными для студентов. Они могут быть своеобразными репетиционными тестированиями. У студентов вырабатывается умение работать с тестовыми заданиями, ориентироваться логически в выборе правильных ответов. Любая интерактивная доска в образовательном процессе, может быть использована:
- как обычная доска,
на которой могут
- как демонстрационный экран (показ слайдов, презентаций, фильмов) - визуализация учебной информации изучаемого материала по истории искусства; а также компьютерное моделирование объектов изучения, например, схемы устройства памятников архитектуры определённых эпох, стилей.
- как интерактивный инструмент - это продуманная заранее работа с заготовленной в цифровом виде информацией, например, с тестовыми материалами по дисциплине.
Следовательно, применение ИД в образовательном процессе является достаточно многофункциональным, что позволяет преподавателю разнообразить собственную деятельность, и сделать её интересней для учащихся.
2.2Комплексное использование средств обучения
При том разнообразии средств обучения, которые созданы для изучения естествознания, перед учителем стоит сложная задача — отобрать к уроку наиболее эффективные из них для данного учебного материала. При этом необходимо иметь в виду, что «...ни одно из средств обучения, взятое в отдельности, не может обеспечить успех обучения, и только их правильное сочетание, отвечающее особенностям изучаемого вопроса, познавательной задаче и особенностям познавательной деятельности учащихся дает возможность достигнуть оптимальных результатов».
Необходимость комплексного использования средств обучения объясняется и тем, что полнота представлений зависит от того, сколько органов чувств участвует или участвовало в восприятии объектов, представление о которых формируется на уроке. Образные представления возникают и формируются прежде всего на основе той информации, которую ученик получает из иллюстративных средств обучения.
Поэтому при отборе средств обучения к уроку необходимо исходить из темы и целей обучения, а также учитывать подготовленность школьников к изучению данного материала. В первую очередь необходимо провести тщательный анализ учебного материала, выделить понятия, которые следует формировать, затем определить средства обучения, учитывая их возможности, которые помогут формированию понятий, место этих средств на уроке, методы и приемы работы с ними.
Например, тема урока «Формы поверхности
— овраг, холм». Цель урока — формирование
понятий «овраг», «холм». Для реализации
этой цели можно использовать следующие
средства — учебник, тетрадь на печатной
основе, план местности, таблицы «Овраг»,
«Холм», «Холмистая равнина», «Борьба
с оврагами», серию транспарантов «Образование
оврага», серию диапозитивов «Поверхность
суши», диафильм «Формы поверхности»,
модели оврага и холма. Эти средства различны
по содержанию, свойствам и дидактическим
возможностям.
Первый вариант. Учащиеся наблюдали овраг и холм в природе, то есть у них имеется представление об этих формах рельефа. Поэтому на уроке эти представления расширяются, углубляются и на этой основе формируется понятие оврага и холма. В решении этой задачи помогут модели, серия транспарантов, таблица «Борьба с оврагами», учебник и тетрадь на печатной основе. Начинается работа с беседы о том, какой овраг дети видели в природе: какие у него склоны, дно, где находится верховье, глубокий овраг или нет, старый он или молодой. После этого школьники рассматривают модель оврага по тому же плану, находят общие и отличительные признаки. Затем эти же части оврага дети находят на схеме в тетради на печатной основе и подписывают их.
Понятие «овраг» будет неполным, если не познакомить детей с процессом его образования и развития. В этом плане незаменимым пособием является серия транспарантов «Образование оврага». Она позволяет увидеть развитие процесса — от промоины до зрелого, разветвленного оврага.
При знакомстве со способами борьбы с оврагами целесообразно использовать таблицу «Борьба с оврагами» и соответствующий текст в учебнике. Содержание таблицы позволяет выделить и обобщить существенные признаки понятия «овраг». Аналогично проводится работа с понятием — «холм».
Второй вариант используется, если дети не наблюдали холм и овраг в природе. В этом случае формирование понятия целесообразно начать с демонстрации кадров диафильма «Формы поверхности», на котором изображены: молодой, растущий овраг, его части, водный поток в овраге, старый овраг.
Кадры диафильма способствуют формированию представления об овраге, его частях, особенностях старого и молодого оврага. При демонстрации субтитры читаются полностью. Следующие этапы работы будут аналогичны первому варианту — работа с транспарантами и таблицей.
Затем проводится работа с кадрами «холм» и «холмистая равнина», с помощью которых создается образ холма. Практическая работа с моделью «Холм» позволяет уточнить представление о холме. На схеме в тетради на печатной основе школьники еще раз покажут части холма, затем найдут холмы на плане местности. В заключении можно предложить детям вылепить из пластилина (или другого материала) модель оврага и холма.
Сочетание учебника, экранно-звуковых и печатных средств дает необходимый результат, т. к. помогает показать изучаемый объект или явление с разных сторон.
Заключение
Успех обучения зависит
от правильной организации всей мыслительной деятельности
ребенка. Наглядность обучения становиться
одним из факторов, влияющих на характер
усвоения учебного материала. Средства
наглядности обеспечивают полное формирование
какого - либо образа, понятия и тем самым
способствуют более прочному усвоению
знаний, пониманию связи научных знаний
с жизнью. Использование средств наглядности
в учебном процессе всегда сочетается
со словом учителя. Особенно, когда обучающиеся
визуально наблюдают то, о чем говорит
учитель. Проводя самостоятельные опыты,
ученики убеждаются в истинности приобретаемых
знаний, в реальности тех явлений и процессов,
о которых рассказывает учитель. А уверенность
в истинности полученных сведений, убежденность
в знаниях делают их осознанными, прочными.
Средства наглядности повышают интерес
к знаниям, делают более легким процесс
их усвоения, поддерживают внимание ребенка,
содействуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного
отношения к сообщаемым знаниям.
Диагностика мотивации учебной деятельности и уровня комфортности на уроках показала, что наибольший интерес у детей вызывают уроки, на которых используются ИКТ. Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%.. Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:
Список используемой литературы
Информация о работе Применение средств наглядности на уроках окружающего мира в начальной школе