Применение средств наглядности на уроках окружающего мира в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: правильный выбор и сочетание различных форм средств наглядности позволяет разнообразить ход урока и повысить качество обучения. Но в последнее время появляются два противоречия: большие требования программы и однообразие используемых наглядных средств.
Курс естествознания в школе призван вооружить учащихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между нами, а также о взаимодействии человека и природы. Ведущими методами работы в области естествознания являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......
3

ГЛАВА 1 Теоретические основы использования средств наглядности обучения в начальных классах.
1.1 Принцип использования средств наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов…………………………………......




5
1.2 Классификация наглядных средств обучения в начальном
естествознании…………………………………………………………………..

9

ГЛАВА 2 Понятие и сущность ИКТ

2.1 Использование ИКТ на уроках начального естествознания……………
2.2 Комплексное использование средств обучения………………………....

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....
24
32

35


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА..doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

К интерактивной доски  в комплекте можно установить еще и интерактивную систему, предназначенную для проведения опросов на занятиях по закреплению материала и контролю знаний, которая позволяет включать в образовательный процесс тренинги, тесты и т.д. Интерактивная система опросов может применяться для оценки уровня усвоения учебного материала, для проведения тестирования на выбор из нескольких альтернативных вариантов, для подведения итогов по окончании лекций.

На занятиях по Истории  изобразительного искусства и культуры тоже возможно применение интерактивной  системы опросов. Для этого необходимо подготовить тестовые материалы. На сегодняшний день, учитывая условия прохождения государственной аттестации высших образовательных учреждений в рамках интернет - тестирования, подобные тестовые опросы являются полезными для студентов. Они могут быть своеобразными репетиционными тестированиями. У студентов вырабатывается умение работать с тестовыми заданиями, ориентироваться логически в выборе правильных ответов. Любая интерактивная доска в образовательном процессе, может быть использована:

- как обычная доска,  на которой могут фиксироваться  текущие записи преподавателя  на занятии (тема занятия, вопросы  к семинару, наименования стилей, художественных направлений, имена  художников, названия произведений);

- как демонстрационный экран (показ слайдов, презентаций, фильмов) - визуализация учебной информации изучаемого материала по истории искусства; а также компьютерное моделирование объектов изучения, например, схемы устройства памятников архитектуры определённых эпох, стилей.

- как интерактивный инструмент - это продуманная заранее работа с заготовленной в цифровом виде информацией, например, с тестовыми материалами по дисциплине.

Следовательно, применение ИД в образовательном процессе является достаточно многофункциональным, что позволяет преподавателю разнообразить собственную деятельность, и сделать её интересней для учащихся.

2.2Комплексное  использование средств обучения

При том разнообразии средств обучения, которые созданы  для изучения естествознания, перед учителем стоит сложная задача — отобрать к уроку наиболее эффективные из них для данного учебного материала. При этом необходимо иметь в виду, что «...ни одно из средств обучения, взятое в отдельности, не может обеспечить успех обучения, и только их правильное сочетание, отвечающее особенностям изучаемого вопроса, познавательной задаче и особенностям познавательной деятельности учащихся дает возможность достигнуть оптимальных результатов».

Необходимость комплексного использования средств  обучения объясняется и тем, что полнота представлений зависит от того, сколько органов чувств участвует или участвовало в восприятии объектов, представление о которых формируется на уроке. Образные представления возникают и формируются прежде всего на основе той информации, которую ученик получает из иллюстративных средств обучения.

Поэтому при  отборе средств обучения к уроку  необходимо исходить из темы и целей обучения, а также учитывать подготовленность школьников к изучению данного материала. В первую очередь необходимо провести тщательный анализ учебного материала, выделить понятия, которые следует формировать, затем определить средства обучения, учитывая их возможности, которые помогут формированию понятий, место этих средств на уроке, методы и приемы работы с ними.

Например, тема урока «Формы поверхности — овраг, холм». Цель урока — формирование понятий «овраг», «холм». Для реализации этой цели можно использовать следующие средства — учебник, тетрадь на печатной основе, план местности, таблицы «Овраг», «Холм», «Холмистая равнина», «Борьба с оврагами», серию транспарантов «Образование оврага», серию диапозитивов «Поверхность суши», диафильм «Формы поверхности», модели оврага и холма. Эти средства различны по содержанию, свойствам и дидактическим возможностям.                                                                                                                Как видим, средств обучения по теме урока разработано немало. Какие же из них следует отобрать? В первую очередь следует учитывать, что избыток средств наглядности снижает уровень восприятия материала. Следовательно, нужно тщательно определить дидактические возможности каждого средства и соотнести их с целями урока. Вторым важным фактором в отборе средств обучения является наличие или отсутствие у школьников представлений об овраге и холме. Рассмотрим различные подходы к отбору средств обучения в зависимости от имеющихся у детей представлений.

Первый вариант. Учащиеся наблюдали овраг и холм в природе, то есть у них имеется представление об этих формах рельефа. Поэтому на уроке эти представления расширяются, углубляются и на этой основе формируется понятие оврага и холма. В решении этой задачи помогут модели, серия транспарантов, таблица «Борьба с оврагами», учебник и тетрадь на печатной основе. Начинается работа с беседы о том, какой овраг дети видели в природе: какие у него склоны, дно, где находится верховье, глубокий овраг или нет, старый он или молодой. После этого школьники рассматривают модель оврага по тому же плану, находят общие и отличительные признаки. Затем эти же части оврага дети находят на схеме в тетради на печатной основе и подписывают их.

Понятие «овраг»  будет неполным, если не познакомить  детей с процессом его образования и развития. В этом плане незаменимым пособием является серия транспарантов «Образование оврага». Она позволяет увидеть развитие процесса — от промоины до зрелого, разветвленного оврага.

При знакомстве со способами борьбы с оврагами целесообразно использовать таблицу «Борьба с оврагами» и соответствующий текст в учебнике. Содержание таблицы позволяет выделить и обобщить существенные признаки понятия «овраг». Аналогично проводится работа с понятием — «холм».

Второй вариант используется, если дети не наблюдали холм и овраг в природе. В этом случае формирование понятия целесообразно начать с демонстрации кадров диафильма «Формы поверхности», на котором изображены: молодой, растущий овраг, его части, водный поток в овраге, старый овраг.

Кадры диафильма  способствуют формированию представления об овраге, его частях, особенностях старого и молодого оврага. При демонстрации субтитры читаются полностью. Следующие этапы работы будут аналогичны первому варианту — работа с транспарантами и таблицей.

Затем проводится работа с кадрами «холм» и «холмистая равнина», с помощью которых создается образ холма. Практическая работа с моделью «Холм» позволяет уточнить представление о холме. На схеме в тетради на печатной основе школьники еще раз покажут части холма, затем найдут холмы на плане местности. В заключении можно предложить детям вылепить из пластилина (или другого материала) модель оврага и холма.

Сочетание учебника, экранно-звуковых и печатных средств  дает необходимый результат, т. к. помогает показать изучаемый объект или явление с разных сторон.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Успех обучения зависит  от правильной организации всей мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обучения становиться одним из факторов, влияющих на характер усвоения учебного материала. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого - либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Использование средств наглядности в учебном процессе всегда сочетается со словом учителя. Особенно, когда обучающиеся визуально наблюдают то, о чем говорит учитель. Проводя самостоятельные опыты, ученики убеждаются в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка, содействуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям.                                                                                                         Наглядное пособие одно из средств умственного развития. Они занимают определенное место в обучении ученика и не определяют всего хода учения. Современный учитель имеет большой выбор наглядных пособий. Причем наглядные средства обучения совершенствуются и становятся все более удобными и эффективными для выполнения поставленных учителем задач. Современные условия обучения вынуждают учителя не только применять наглядные пособия, но и думать насколько они способствуют выполнению поставленных задач. Наглядные средства могут способствовать лучшему усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимания теоретического материала. При обобщении, повторении изученного материала источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает слово учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или является отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию. Наглядные средства могут служить основой для самостоятельной работы учащихся. В этом случае учитель лишь определяет задание и направляет деятельность учащихся

Диагностика мотивации  учебной деятельности и уровня комфортности на уроках показала, что наибольший интерес у детей вызывают уроки, на которых  используются ИКТ. Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%..  Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся
  • Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
  • Обеспечить высокую степень дифференциации обучения
  • Повысить объём выполняемой на уроке работы
  • Усовершенствовать контроль знаний
  • Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока
  • Формировать навыки исследовательской деятельности
  • Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе.  [Текст]  - М., 2001. - 245 с.
  2. Аквилева Т.Н. Натуральные средства обучения и методика работы с ними / №12, [Текст] /2003 г. – с 254
  3. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования педагогического профиля/ Г.В.Аквилева, З.А.Клепинина.  [Текст]– М.: ВААДОС,2001.- 226 с.
  4. Батуев А.С. , М.А. Гуленкова, А.Г. Еленевский и др.  Естествознание: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы [Текст]- М.: Дрофа, 1999. – 156 с.
  5. Баранов, С.П. Сущность процесса обучения: учебное пособие для студентов / С.П. Баранов. [Текст]- М.: Просвещение, 1981. – 178 с.
  6. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения [Текст]-М.: Педагогика / 1987 г. – 234 с.
  7. Завитаев П.А. Наблюдения и опыты по естествознанию в начальной школе. Пособие для учителей.[Текст]- М., 1965. – 196 с.
  8.  Исаков А.Я. Основы современного естествознания. В 3-х частях.  [Текст] КамчатГТУ; 2012, 912с.
  9. Калинова Г.С., Кучмечко В.С. Настольная книга учителя естествознания: пособие для учителя, [Текст]- М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2002. – 178 с.
  10. Лебедева Н.А., Макарова Л.К. Использование средств наглядности при изучении курса Мы и окружающий мир. [Текст] 2003 г. – 98 с.
  11. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. М.: Педагогическое общество России, [Текст] – М. 2002 г. – 168 с.
  12. Пакулова В.М., Кузнецова В.Н. Методика преподавания естествознания. Учебное пособие для учащихся педагогических институтов [Текст] -  М. :Просвещение/1990 г. – 228 с.
  13. Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание/Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов. [Текст]– М.: Академия, 2000. – 264 с.
  14. Петросова Р.А. Методика обучения естествознанию и экологического воспитания в начальной школе. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. [Текст]- Издат. центр Академия/ 1999 г. – 234 с.
  15. Пономарева, И.Н. Общая методика обучения естествознания: учебно-методическое пособие для студентов педагогических ВУЗов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова.[Текст] - М.: Академия, 2003.- 213 с.
  16. Розенштейн М.А., Пугал Н.А., КовалеваИ.Н., Лепина В.Г. Использование средств обучения на уроках естествознания: пособие для учителя [Текст]- М.: Просвещение, 1989.- 273 с.
  17. Скаткин М.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе.[Текст] -М. 1952.- 169 с.
  18. Суворовой Г.Ф. Средства обучения и методика их использования в начальной школе: книга для учителя [Текст] - М.: Просвещение, 1990.- 105 с.
  19. Чудинова Е. Естествознание. Окружающий мир. В.В. Давыдова // Начальная школа. [Текст]– 2002. - №15.- 75 с.
  20. Каталог образовательных интернет-ресурсов: электронный учебник Аквилевой Г.Н., Клепининой З.А., «Методика преподавания естествознания в начальной школе» - Форма доступа: www. bookee. ru./catalog -.



Информация о работе Применение средств наглядности на уроках окружающего мира в начальной школе