Применение средств наглядности на уроках окружающего мира в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: правильный выбор и сочетание различных форм средств наглядности позволяет разнообразить ход урока и повысить качество обучения. Но в последнее время появляются два противоречия: большие требования программы и однообразие используемых наглядных средств.
Курс естествознания в школе призван вооружить учащихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между нами, а также о взаимодействии человека и природы. Ведущими методами работы в области естествознания являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......
3

ГЛАВА 1 Теоретические основы использования средств наглядности обучения в начальных классах.
1.1 Принцип использования средств наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов…………………………………......




5
1.2 Классификация наглядных средств обучения в начальном
естествознании…………………………………………………………………..

9

ГЛАВА 2 Понятие и сущность ИКТ

2.1 Использование ИКТ на уроках начального естествознания……………
2.2 Комплексное использование средств обучения………………………....

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....
24
32

35


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА..doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

Наличие разнообразных  средств обучения требует их классификации. В методике разработано их несколько. Мы придерживаемся следующей классификации средств обучения:

  • вербальные — учебники, учебные пособия для учащихся;
  • натуральные — коллекции, гербарии, живые объекты;
  • изображения предметов и явлений природы: плоскостные — таблицы, картины, карты; объемные — модели, муляжи;
  • аудиовизуальные — диапозитивы, диафильмы, транспаранты, кинофильмы и видеофильмы, звукозаписи; вспомогательные — приборы, лабораторное и экскурсионное оборудование, технические средства.

Все средства представляют единую систему, звенья которой взаимосвязаны. Эти связи «определяются содержанием, методикой преподавания, особенностями усвоения предмета, а также функциональными свойствами отдельных средств обучения. Такие связи порождает целостность, структурность и относительность автономной системы». При использовании средств обучения необходимо учитывать связи, существующие между компонентами системы и специфические особенности каждого компонента.

 

1.2 Классификация  наглядных средств обучения начального  естествознания.

 

Вербальные средства обучения

Учебник, по определению С. Г. Шаповаленко, — «это средство для усвоения основ наук, предназначенное для ученика». Новое поколение учебников природоведения и естествознания помогает учителю организовать разнообразную познавательную деятельность школьников, стимулирует у учащихся желание самостоятельно «добывать» знания, способствует развитию творчества, интереса к предмету, нацеливает школьников на практическое применение полученных знаний и умений. Содержание современных учебников направлено на создание у учащихся яркой, запоминающейся научной картины мира.

Каждый учебник  естествознания имеет определенную структуру, которая представлена структурными компонентами. Под структурными компонентами понимается необходимый элемент школьного учебника, обладающий определенной формой, осуществляющий лишь ему присущими средствами активную функциональную нагрузку и находящийся в тесной взаимосвязи с другими элементами данного учебника.

Иллюстративный  аппарат в учебниках естествознания имеет очень большое значение. Не все предметы и явления природы ученик может увидеть лично, не всегда в школе есть необходимые наглядные средства. В этом случае создать правильное представление об изучаемых объектах помогут иллюстрации учебника как источник информации. Даже если ребенок имеет представление о каком-

либо объекте, сравнение с иллюстрациями учебника поможет его уточнить, конкретизировать, сделает представление более полным. Кроме этого, иллюстрации помогают активизировать мыслительную деятельность школьников, развивают чувство прекрасного. Поэтому иллюстраций в учебниках много. Оптимально они должны составлять не менее половины объема книги, а в учебниках для первого и второго классов еще больше. В современных учебниках иллюстрации яркие, красочные, разнообразные.

Наглядные средства - плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде.

Применение наглядных  средств способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Наглядные средства используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе.

Наглядные средства должны соответствовать содержанию программ и учебников, методам и приёмам  обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям. Наглядные средства очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования.

Средств  наглядности  принято делить на 2 основные группы: натуральные наглядные средства, состоящие из природных или производственных объектов, и изобразительные наглядные средства, изображающие предметы и явления средствами искусства (живописи, графики, скульптуры) и техники.

По способам изображения  различают: образные наглядные средства, показывающие предметы и явления  в реальном, образном виде (модели, макеты, муляжи, картины, иллюстративные таблицы  и др.), и схематические условные наглядные средства, передающие в предмете или явлении только самое главное, основное, в известной логической обработке и с использованием условных графических знаков, условной раскраски и символики (карты, схемы, диаграммы )

Печатные наглядные  пособия (картины, таблицы и др.) надо хранить в развёрнутом виде в невысоких шкафах с широкими выдвижными ящиками. Их целесообразно наклеивать на ткань, картон или окантовывать по краям. Настенные географические, исторические карты, которые печатаются обычно на 2 - 4- (6 листах, как правило, наклеивают на полотно, к верхнему краю прикрепляют круглые палки). На них карты свёртываются и устанавливаются в специальные подставки. Модели, макеты и диорамы, изготавливаемые из картона, дерева и металла, хранятся в больших коробках или фанерных ящиках с крышками.

Натуральные наглядные  пособия (гербарии, сухие и влажные  препараты, энтомологические коллекции, чучела и скелеты), а также муляжи не подвергать воздействию солнечных  лучей, предохранять от выцветания и  деформации.

Поэтому их помещают в картонные коробки с плотно закрывающимися крышками и хранят в шкафах с глухими дверцами. Для предохранения сухих препаратов, энтомологических коллекций, чучел и гербариев от грибков и от насекомых-вредителей следует применять, особенно в период летних каникул, нафталин и др.

Дидактический принцип  наглядных средств является ведущим  в обучении, но его, как и в познании, следует понимать шире, чем возможность  зрительного восприятия.

Особую роль наглядные  средства играют в обучении детей  младшего школьного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т. д.), средства наглядные обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.

Наглядные средства содействует  выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в  истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых, им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Наглядные средства повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.

B зависимости от дидактических  функций различаются следующие  виды наглядных средств:

-естественные наглядные  средства (растения, животные, полезные  ископаемые); ее функция - знакомство  учащихся с реальными объектами природы.

-экспериментальные наглядные  средства (явления испарения, таяния  льда); ее функция - знакомство  с явлениями и процессами в  ходе опытов, наблюдений.

-картинные и картинно-динамические  наглядные средства (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.

-объемные наглядные  средства (макеты, муляжи, геометрические  фигуры); функция - знакомство с  теми предметами, где объемное, 
а не плоскостное изображение играет роль в восприятии.

-звуковые наглядные  средства (грамзаписи, магнитофонные  записи, радио); функция - воспроизведение  звуковых образов.

-символические и графические  наглядные средства (чертежи, схемы, 
карты, таблицы); функция - развитие абстрактного мышления, 
знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением 
реального мира.

- смешанные наглядные  средства - учебный звуковой кинофильм;  функция - воссоздание наиболее  полного живого отображения действительности.

Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядных средств, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.

От учебных задач  зависит и выбор одной из форм сочетания наглядных средств и рассказа учителя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а объяснение учителя выполняет функцию руководства восприятием учеников. Наглядные пособия могут служить опорой для осознания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на, осмысливание, истолкование сделанных наблюдений.

При обобщении, повторении изученного, как  правило, источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает  беседа учителя, а наглядные средства выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или служит отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию.

Наглядные средства могут  выступать в роли источника знаний при организации самостоятельной  работы творческого, исследовательского характера. В этом случае учитель  определяет задание, направляет деятельность учащихся.

Наглядные средства могут служить зрительной опорой при опросе учащихся: используя, например, содержание кадров диафильма, ученики пересказывают отрывок литературного произведения.

Количество средств  обучения, применяемых на одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное применение разных видов наглядных средств.

В начальных классах  формируются не только представления  учащихся об изучаемых объектах, но и понятия. Достижению каждой из этих задач способствует использование  различных видов наглядных средств. Это требование комплексного подхода к использованию средств обучения связано со спецификой их функций.

При формировании представлений  основное место отводится образном наглядным средствам. Наиболее простой, распространенный и традиционный ее вид - печатные картины и иллюстративные таблицы, как демонстрационные, так и раздаточные.

Картина как средство обучения известна с XIX века. В учебно-воспитательном процессе (на уроке и во внеклассной  работе) применяется в виде настенных  демонстрационных картин большого формата; в виде иллюстративного материала индивидуального и группового пользования в альбомах сюжетных картинок; в лентах иллюстраций (открыток, вырезок) к эпидиаскопу; в виде рисунков в учебниках. Картины могут быть специально созданы к отдельным темам учебной программы, репродукции художественных полотен известных мастеров также могут служить полезным учебным пособием.

Картины обладают одной  особенностью, которая объясняет  их систематическое применение в  школе: художник изображает основные признаки предметов и явлений в более концентрированном виде, чем это встречается в жизни. Вынесение основного на передний план обеспечивает возможность четкого отделения главного от второстепенного. Изобразительные средства способствуют яркому, образному, полному восприятию картины, стимулируют речь ученика.

На уроках картины  используются для решения различных  учебных задач: они могут быть источником новых знаний, материалом для обобщения, иллюстрацией рассказа учителя или ученика, средством  мотивации.

Достоинства учебных  картин - их большая информационная емкость, достигаемая художественностью изображения изучаемого объекта, отсутствие несущественных деталей, могущих отвлечь внимание детей, статичность. Крупное изображение позволяет длительно фиксировать внимание учащихся на изучаемом явлении, направлять его на существенное, главное. Используя учебные картины, учитель знакомит школьников также и с приемами работы, которые потом найдут место при самостоятельной деятельности учеников с раздаточным материалом не только печатного, но и предметного характера, то есть с помощью картин формирует общеучебные умения. В педагогическом плане существенно и то, что картины как своеобразные художественные произведения оказывают на учащихся сильное эмоциональное воздействие, тем самым, усиливая восприятие учебного материала. В то же время работа с картинами является своеобразной базой для понимания живописи, что важно в воспитательном и развивающем планах.

Таблицы различаются  по назначению и оформлению. Основу одних из них составляют художественно  выполненные изображения изучаемых объектов или соответствующие фотоснимки, объединенные общей темой ( таблицы с изображениями животных, растений: "Грибы", "Береза и ель", "Птицы" и т. п.

Информация о работе Применение средств наглядности на уроках окружающего мира в начальной школе